Презентация на тему: Психокоррекция Основные теоретические положения дисциплины

Психокоррекция Основные теоретические положения дисциплины
П онятия « психокоррекция »
Понятие «психолого-педагогическая коррекция»
Знание социокультурной и индивидуальной норм развития позволяет более точно наметить в пределах возрастной нормы программу коррекции и развития.
Психолого-педагогическая коррекция
три универсальных направления в постановке коррекционных целей:
три универсальных направления в постановке коррекционных целей:
три универсальных направления в постановке коррекционных целей:
три универсальных направления в постановке коррекционных целей:
три универсальных направления в постановке коррекционных целей:
три универсальных направления в постановке коррекционных целей:
Вывод:
Г радация нарушений психического развития ребенка:
Чаще всего ребенок не способен заявить о своих проблемах, поэтому психологу, воспитателю, специалистам и родителям необходимо знать признаки нарушений:
Констатация нарушений предполагает обязательное проведение диагностического обследования ребенка и включает два этапа:
Принцип единства диагностики и коррекции
Принцип комплексности психокоррекционного воздействия
В структуру психолого - психологического заключения традиционно входят следующие блоки:
В структуру психолого - психологического заключения традиционно входят следующие блоки:
Знание закономерностей и механизмов психического развития ребенка позволяет ориентироваться в своей работе на потенциальные возможности каждого конкретного
Виды психолого-педагогической коррекции. В качестве основания для классификации видов психокоррекционных мероприятий были взяты различные критерии:
Виды психолого-педагогической коррекции. В качестве основания для классификации видов психокоррекционных мероприятий были взяты различные критерии:
Виды психолого-педагогической коррекции. В качестве основания для классификации видов психокоррекционных мероприятий были взяты различные критерии:
В зависимости от форм организации с целью решения коррекционных задач выделили три ее вида:
В зависимости от форм организации с целью решения коррекционных задач выделили три ее вида:
В зависимости от форм организации с целью решения коррекционных задач выделили три ее вида:
В зависимости от форм организации с целью решения коррекционных задач выделили три ее вида:
В зависимости от форм организации с целью решения коррекционных задач выделили три ее вида:
О. А. Матвеева и Е. А. Львова предлагают использование индивидуальной и групповой форм работы при условии включения родителей в процесс коррекции в следующих
О. А. Матвеева и Е. А. Львова предлагают использование индивидуальной и групповой форм работы при условии включения родителей в процесс коррекции в следующих
Виды психолого-педагогической коррекции. В качестве основания для классификации видов психокоррекционных мероприятий были взяты различные критерии:
Виды психолого-педагогической коррекции. В качестве основания для классификации видов психокоррекционных мероприятий были взяты различные критерии:
Вывод:
1/33
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 15)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (115 Кб)
1

Первый слайд презентации

Психокоррекция Основные теоретические положения дисциплины

Изображение слайда
2

Слайд 2: П онятия « психокоррекция »

Термин « психокоррекция » введен в обиход в России. В отечественной практике психологическая коррекция берет свое начало из дефектологии как совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений психического развития ребенка в контексте аномального развития. Первоначально коррекционные воздействия осуществляли психиатры, психоневрологи, дефектологи и патопсихологи. Коррекционная работа на современном этапе направлена на создание условий для психического развития ребенка в пределах нормы.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Понятие «психолого-педагогическая коррекция»

Психолого-педагогическая коррекция - это форма совместной профессиональной деятельности педагога, психолога и родителей, основанная на системе психологических воздействий с целью профилактики и исправления (коррекции) нарушений психического развития ребенка с опорой на знание: возрастной, социокультурной и индивидуальной норм развития. Коррекционная работа также направлена на создание условий для полноценного психического развития каждого ребенка в образовательном учреждении и в семье.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Знание социокультурной и индивидуальной норм развития позволяет более точно наметить в пределах возрастной нормы программу коррекции и развития

Социокультурная норма раскрывает содержание психического развития ребенка, обусловленного уровнем социальных требований к психологической зрелости и компетентности личности на каждой из стадий онтогенетического развития и уровнем исторического прогресса общества. Индивидуальная норма ориентирует психолога в индивидуально- личностных особенностях развития каждого конкретного ребенка. Осуществляется оценка развития его мотивационно- потребностной и ценностно- смысловой сфер, задающих направленность его личности, особенностей темперамента, наличия выраженных способностей и склонностей ребенка к той или иной деятельности и т.д.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Психолого-педагогическая коррекция

При постановке коррекционных целей мы руководствуемся знаниями закономерностей психического развития как активного процесса, реализуемого: в сотрудничестве со взрослым, в соответствии с представлениями о структуре и динамике возраста, в соответствии с деятельностной теорией в формировании возрастных новообразований, в соответствии с психологической информацией о социокультурной ситуации развития конкретного ребенка.

Изображение слайда
6

Слайд 6: три универсальных направления в постановке коррекционных целей:

Оптимизация социальной ситуации развития Развитие доступных ребенку видов деятельности Формирование соответствующих возрасту психологических новообразований Поясним их.

Изображение слайда
7

Слайд 7: три универсальных направления в постановке коррекционных целей:

Оптимизация социальной ситуации развития через создание «поддерживающей среды» и изменения отношений воспитывающих взрослых к ребенку, информируя их о его состоянии и возможностях. Опора на родителей и воспитателей (специалистов) осуществляется с целью изменения системы требований и подкреплений в актуальной ситуации развития ребенка. Оптимизация социальной ситуации развития предполагает: нормализацию общения ребенка в сферах социальных отношений (учитель, воспитатель и т. д.) нормализацию межличностных отношений (родители, близкие родственники, значимые сверстники).

Изображение слайда
8

Слайд 8: три универсальных направления в постановке коррекционных целей:

2. Развитие доступных ребенку видов деятельности через формирование значимых мотивов и способов действий в определенной предметной деятельности. Актуализация продуктивных видов детской деятельности. Овладение ведущей для каждого возрастного этапа вид ом деятельности.

Изображение слайда
9

Слайд 9: три универсальных направления в постановке коррекционных целей:

2. Развитие доступных ребенку видов деятельности Принцип ведущей деятельности. Ведущая деятельность выступает основным механизмом формирования психологических новообразований. Коррекционные воздействия осуществляются в контексте той или иной активной деятельности (игровой, учебной, продуктивной, общения и т. д.) ребенка в сотрудничестве с психологом/специалистом, который ориентирует активность ребенка и управляет ею. Поэтому, зная строение ведущей деятельности (потребность ребенка, мотивация, цель, создание условий достижения цели, конкретизация цели в задачах, осуществление предметной деятельности с анализом и контролем выполняемых действий и операций ), с большей достоверностью можно планировать коррекционные воздействия.

Изображение слайда
10

Слайд 10: три универсальных направления в постановке коррекционных целей:

3. Формирование соответствующих возрасту психологических новообразований с опорой на знание периодизации психического развития ребенка и содержания этого развития на каждом возрастном этапе. Формирование предполагает создание такой структуры коррекционно-развивающей работы с ребенком, где в ходе освоения ведущей деятельности (с элементами деятельности предыдущего возрастного этапа, например, игровой) происходит необходимое доформирование «прежних» новообразований и формирование «будущих» с опорой на теорию поэтапного планомерного формирования деятельности (П. Я. Гальперин).

Изображение слайда
11

Слайд 11: три универсальных направления в постановке коррекционных целей:

3. Формирование соответствующих возрасту психологических новообразований. Принцип создания зоны ближайшего развития. Данный принцип раскрывает направленность коррекционной работы. Коррекция носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований. Теоретической базой этого принципа является положение о культурно-исторической обусловленности развития психики ребенка в ходе его сотрудничества с взрослым. Роль взрослого - передача социально-исторического культурного опыта и организация его присвоения ребенком.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Вывод:

При оценке соответствия уровня психического развития возрастной норме и формулировании коррекционных целей необходимо учитывать следующие характеристики: особенности социальной ситуации развития, уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития, уровень развития ведущей деятельности, ее оптимизация.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Г радация нарушений психического развития ребенка:

1 уровень - первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативного воздействия на ребенка (например, завышенные ожидания со стороны взрослых - повышенный уровень тревожности у ребенка). 2 уровень - первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативных отношений окружающих к ребенку, что привело к отсутствию в психике ребенка социально важных структур (например, игнорирование потребностей ребенка - неумение сопереживать и взаимодействовать с другими людьми). 3 уровень - вторичные нарушения вследствие появления какой либо деформации психики ребенка (например, высокий уровень тревожности как результат завышенных требований со стороны родителей дезорганизующе повлиял на осуществление учебной деятельности ребенка и развитие его познавательной сферы). 4 уровень - отставание всех сфер и психического развития ребенка.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Чаще всего ребенок не способен заявить о своих проблемах, поэтому психологу, воспитателю, специалистам и родителям необходимо знать признаки нарушений:

психические нарушения очень часто приводят к социальной дезадаптации ребенка; нарушения проявляются в поведении ребенка, особым сигналом должны быть негативные проявления поведения ребенка в некризисные периоды его развития; психические нарушения дестабилизирующе влияют на воспитательный процесс ребенка; нарушения какой-либо сферы психики ребенка оказывают негативное влияние на другие сферы, в результате чего происходит их деформация или деградация, либо замедляется их нормальное развитие ; нарушения психики часто приводят к психосоматическим заболеваниям.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Констатация нарушений предполагает обязательное проведение диагностического обследования ребенка и включает два этапа:

Подбор согласно «жалобам » и «запросам» родителей или воспитателей и наблюдаемым трудностям ребенка комплекса психодиагностических методик и проведение всестороннего обследования. Обобщение, интерпретация и осмысление результатов проведенных методик Важно учитывать влияние личности диагноста. Каждая отдельная методика предполагает вполне четкий алгоритм интерпретации полученных результатов. В плане же обобщения результатов различных методик такой определенности нет.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Принцип единства диагностики и коррекции

Этот принцип является основополагающим всей коррекционной деятельности, так как ее эффективность зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующего диагностического обследования, на основании которого делается первичное заключение и формулируются цели и задачи дальнейшей психокоррекционной работы. Реализация коррекционно-развивающей деятельности требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний ребенка в процессе работы. Такой промежуточный контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи программы, вовремя изменить и дополнить методы и средства психологического воздействия. Диагностика предоставляет необходимую информацию и обратную связь.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Принцип комплексности психокоррекционного воздействия

! Этот принцип предполагает необходимость использования комплекса наиболее эффективных технологий коррекционной работы с детьми. Творческое освоение арсенала психокоррекционных технологий, основанное на четкой концептуальной модели развития, позволяет избежать опасности эклектичного сочетания плохо согласующихся и часто противоречащих друг другу методов.

Изображение слайда
18

Слайд 18: В структуру психолого - психологического заключения традиционно входят следующие блоки:

ФИО ребенка, возраст, дата обследования; общая характеристика возрастного развития ( физическое развитие, двигательная активность, оценка развития мелкой и крупной моторики, темп и организация деятельности, стеничность, произвольность, регуляция, обучаемость, реакция на обследование); характеристика познавательного развития ( особенности развития познавательных процессов и речевой функции); характеристика личностно-эмоционального развития (оценка самосознания, личностной активности и направленности, уровня самооценки, уровня притязаний, ценностных ориентаций, мотивационно- потребностной и эмоционально-волевой сфер психики ребенка);

Изображение слайда
19

Слайд 19: В структуру психолого - психологического заключения традиционно входят следующие блоки:

5. характеристика коммуникативного развития ( особенности общения со сверстниками и воспитывающими взрослыми, социальный статус в группе сверстников, особенности общения в ситуации обследования ); 6. детская компетентность (оценка содержания процессуальных и продуктивных видов детской деятельности: изобразительно-графической, конструирования и моделирования; игровой и учебной деятельностей ); 7. констатация особенностей развития, проблем развития; 8. прогноз развития; 9. рекомендации.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Знание закономерностей и механизмов психического развития ребенка позволяет ориентироваться в своей работе на потенциальные возможности каждого конкретного возрастного периода, например на психологию детей раннего возраста

Задание: Ознакомьтесь с Приложением 1.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Виды психолого-педагогической коррекции. В качестве основания для классификации видов психокоррекционных мероприятий были взяты различные критерии:

Поясним некоторые критерии и виды.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Виды психолого-педагогической коррекции. В качестве основания для классификации видов психокоррекционных мероприятий были взяты различные критерии:

По характеру направленности: Исходя из общего определения психологической коррекции как целенаправленного воздействия на те или иные сферы психики ребенка с целью формирования отсутствующих психических функций, устранение отставаний, отклонений и нарушений психического развития, необходимо также указать на условия и причины, которые привели к такого рода несоответствию возрастной и социокультурной норме. Поэтому выделяют симптоматическую и каузальную психокоррекцию. Симптоматическая коррекция - это психолого-педагогическое воздействие с целью снятия симптомов отклонений в развитии. Каузальная (причинная) коррекция - это работа с источником и причинами отклонений. Она более длительна по времени, требует значительных усилий, однако более эффективна. ! Одни и те же симптомы отклонений могут иметь разную природу, причины и структуру нарушений

Изображение слайда
23

Слайд 23: Виды психолого-педагогической коррекции. В качестве основания для классификации видов психокоррекционных мероприятий были взяты различные критерии:

По форме организации психологической помощи: Лекционно-просветительская, в содержании которой - решение профилактических задач. Они направлены на предупреждение дезадаптации и отклонений в психическом развитии детей и создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения и дома. Это выработка рекомендаций педагогам, родителям, воспитателям по оказанию помощи детям в адаптационные периоды, при переживании детьми кризисных состояний, при трудностях овладения новой деятельностью и т. д. Примечание: а также проведение работ по предупреждению и снятию психологической перегрузки как педагогического коллектива, так и детей и их родителей.

Изображение слайда
24

Слайд 24: В зависимости от форм организации с целью решения коррекционных задач выделили три ее вида:

По форме организации психологической помощи: Схема консультативно-рекомендательной коррекции разработана А.Л. Венгером. Этот вид коррекции чаще всего используется в работе с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Так как ребенок этого возраста еще не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, то необходима активность по выявлению психологических проблем и их коррекции, как со стороны самого специалиста, так и со стороны родителей. Первый этап работы, как правило, начинается с консультации обратившихся за помощью взрослых. Задача - выработать рекомендации, которые не только смогут помочь ребенку, но выработать такие рекомендации, которые принял бы воспитывающий взрослый и смог их выполнить. Н еобходимо приложить усилия, чтобы из «первичной жалобы, запроса» вычленить реальные трудности ребенка и субъективную картину этих трудностей у взрослого.

Изображение слайда
25

Слайд 25: В зависимости от форм организации с целью решения коррекционных задач выделили три ее вида:

По форме организации психологической помощи: Схема консультативно-рекомендательной коррекции разработана А.Л. Венгером. Второй этап - формирофание целостного психологического портрета ребенка. Осуществляется диагностическая и коррекционная работу ( экспресс-коррекция ) с ребенком «здесь и сейчас» и делается акцент на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые появляются в работе. Сотрудничество с ребенком основывается на создании мотивации интереса, поэтому, как в диагностике, так и в коррекционной работе необходимо использовать игровые методы. Те рекомендации, которые даются взрослому также с коррекционной целью, пошагово планируются в совместной работе.

Изображение слайда
26

Слайд 26: В зависимости от форм организации с целью решения коррекционных задач выделили три ее вида:

По форме организации психологической помощи: Собственно коррекционная работа используется с клиентами разных возрастных групп. Включает использование специальных методов, методик, техник и процедур коррекционной работы. Перед началом работы специалист намечает цель, формулирует задачи, разрабатывает программу или определяет стратегию коррекционных воздействий.

Изображение слайда
27

Слайд 27: В зависимости от форм организации с целью решения коррекционных задач выделили три ее вида:

По форме работы: Различают: индивидуальную психокоррекцию групповую психокоррекцию Выбор формы зависит от профессиональных предпочтений специалиста и тяжести психического отклонения. Выбор индивидуальной формы обусловлен чаще всего специфической направленностью коррекционных воздействий, а также наличием у ребенка трудностей межличностного общения.

Изображение слайда
28

Слайд 28: В зависимости от форм организации с целью решения коррекционных задач выделили три ее вида:

Преимущества и недостатки групповой и индивидуальной форм работы групповой опыт противодействует отчуждению, которое может возникнуть в индивидуальной работе; в группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей реальной жизни детей; Несмотря на преимущества групповой формы работы, необходимо отметить, что именно индивидуальная психокоррекция обеспечивает конфиденциальность и бывает более результативной.

Изображение слайда
29

Слайд 29: О. А. Матвеева и Е. А. Львова предлагают использование индивидуальной и групповой форм работы при условии включения родителей в процесс коррекции в следующих режимах:

Первичный прием (индивидуальная работа): беседа с родителем (воспитателем) и ребенком, диагностика проблем ребенка, определение направления коррекционной работы, разработка программы и планирование мероприятий по включению родителей, учителей и других значимых взрослых в процесс коррекции ребенка. Коррекционная работа с ребенком в присутствии родителя (индивидуальный режим): повторные приемы, часть рабочей программы выдается в качестве домашнего задания и выполняется ребенком в домашних условиях под руководством родителя, промежуточная диагностика, обратная связь о результатах работы от родителя и ребенка.

Изображение слайда
30

Слайд 30: О. А. Матвеева и Е. А. Львова предлагают использование индивидуальной и групповой форм работы при условии включения родителей в процесс коррекции в следующих режимах:

3. Консультативный режим работы (индивидуальная работы ): редкие визиты к специалисту родителя с ребенком или воспитателя (2—3 раза за все время), коррекционная программа реализуется, в основном, либо в домашних условиях под руководством родителя, либо специалистом в ходе учебного процесса; родитель или воспитатель обращается за необходимой консультацией по реализации программы, способам взаимодействия с ребенком и достигнутым результатам. 4.Коррекционно-развивающий тренинг при стабильной группе (групповая работа): заранее составляется программа, диагностическое обследование до и после тренинга, работа с родителями и специалистами с целью создания поддерживающей среды и получения обратной связи об эффективности работы в процессе и после тренинга. 5. Работа с детьми в группе с меняющимся составом при гибкой программе (сочетание индивидуальной и групповой работы): активное включение в реализацию программы родителей и специалистов. Выделяют две формы работы в указанном режиме: с группой детей в присутствии их родителей и параллельное ведение детской и родительской групп.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Виды психолого-педагогической коррекции. В качестве основания для классификации видов психокоррекционных мероприятий были взяты различные критерии:

По масштабу решаемых задач Под общей психокоррекцией подразумевают мероприятия, нормализующие микросреду ребенка в системе «ребенок - родители - специалист». Эти мероприятия направлены на урегулирование взаимоотношений и взаимодействия между ребенком, родителями и специалистом, системы требований и подкреплений со стороны воспитывающих взрослых. Цель психологического вмешательства - анализ состояния этой системы, выяснение основных причин отклонений в развитии и поведении ребенка, а также осуществление влияния сразу на все элементы системы для дальнейшей коррекции психических нарушений и гармонизации личности ребенка в ходе его дальнейшего развития. Частная психокоррекция предполагает комплекс психолого- педагогических воздействий, направленных на работу с детьми, а также специально разработанные мероприятия, основанные на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Виды психолого-педагогической коррекции. В качестве основания для классификации видов психокоррекционных мероприятий были взяты различные критерии:

Специальная психокоррекция - это комплекс приемов, методик и организационных форм работы для осуществления поставленных задач (формирование отдельных свойств личности, психических функций, навыков общения и т. д.). Специальная коррекция направлена на работу с причинами, вызвавшими нарушения, которые могут быть обусловлены как объективными (особенности детско-родительских отношений, стрессоры, фрустрирующие ситуации и т. д.), так и субъективными факторами (нарушения эмоциональной сферы деформируют познавательные возможности ребенка, снижают способности к обучению и т. д.).

Изображение слайда
33

Последний слайд презентации: Психокоррекция Основные теоретические положения дисциплины: Вывод:

Таким образом, различают несколько критериев для определения содержания того или иного вида коррекции, но все виды взаимодополняют друг друга, составляя на практике единый комплекс психолого- педагогических коррекционных мероприятий.

Изображение слайда