Презентация на тему: Психогенетические исследования когнитивных способностей

Психогенетические исследования когнитивных способностей
Что такое интеллект?
Тест Бине-Симона: предсказание школьной успеваемости
Коэффициент интеллекта ( IQ) в тесте Бине-Симона
Интеллект взрослых – тест Векслера
Тест академических способностей
Существует ли общий интеллект?
Генеральный фактор интеллекта G (по Spearman, 1904)
Первичные умственные способности (по Thurstone, 1938)
Структура интеллекта по Guilford (1959) – 120 специфических способностей
Распределение IQ в популяции
Нормальное распределение IQ
Корреляции по IQ между родственниками ( Bouchard & McGue, 1981)
Корреляция по IQ между людьми с разной степенью родства ( сводка Erlenmeyer-Kimling, Jarvik, 1963)
Психогенетические исследования когнитивных способностей
Корреляция IQ у разлучённых МБ
Разлучённые МБ и среда
Корреляции между детьми и их приёмными и биологическими родителями (Техасский проект, 1960-е, тест Векслера)
Корреляции по IQ между детьми и их приёмными и биологическими матерями
Имущественное положение родителей и IQ детей (по Zazzo, 1960)
Вербальный и невербальный интеллект
Внутрипарные корреляции способностей у близнецов
Внутрипарное сходство близнецов по показателям академической успешности ( Loehlin, Nichols; 1976)
В таблице приведены данные исследования около 700 пар МБ и 500 пар ДБ
Внутрипарное сходство близнецов по оценкам (школьники 13 лет, Швеция: Fischbein, 1986 )
Экспериментальное изучение вопроса
Норма и диапазон реакции «умных» и «тупых»: количество ошибок при тестировании в разных условиях среды
Сущность генетических корреляций
Корреляции между показателями когнитивных способностей в 7 и 9 лет
Влияние показателей темперамента (как преимущественно генетического фактора) на уровень IQ у ребенка в 3-4 года:
Креативность
Креативность и интеллект
Корреляции по показателям креативности у близнецов
Характеристики семьи, IQ и достигнутый социальный уровень
Психогенетические исследования когнитивных способностей
Психогенетические исследования когнитивных способностей
1/36
Средняя оценка: 4.0/5 (всего оценок: 15)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1020 Кб)
1

Первый слайд презентации: Психогенетические исследования когнитивных способностей

Психогенетика Лекция 8

Изображение слайда
2

Слайд 2: Что такое интеллект?

Способность к абстрактному мышлению? Способность усваивать новые знания или умения? Способность приспосабливаться к новым ситуациям? Устойчивая структура умственных способностей?

Изображение слайда
3

Слайд 3: Тест Бине-Симона: предсказание школьной успеваемости

«Интеллект? Да это же просто то, что оценивает мой тест!» «Неважно, что собой представляют тесты; главное, что их много» Альфред Бине

Изображение слайда
4

Слайд 4: Коэффициент интеллекта ( IQ) в тесте Бине-Симона

С тестом должны справляться дети, квалифицированные как умные (по школьной успеваемости) Система подсчёта баллов по формуле: IQ =УВ/ХВ х 100, где УВ –умственный возраст ребёнка, определяемый по тому, как он справляется с тестами, решаемыми детьми другого возраста (от 6 до 16 лет) ХВ – хронологический возраст, т.е. реальный.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Интеллект взрослых – тест Векслера

Вербальные субтесты : оценка общей осведомленности, словарный запас, понятливость и арифметические способности. Образные субтесты : соединение частей объектов, дополнение незавершённых рисунков, определение правильной последовательности рисунков.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Тест академических способностей

Предназначен для того, чтобы выявить, насколько успешно будут использованы знания, полученные в высшей школе. «Образование может превратить дурака в учёного, но оно никогда не изменит первооснову». Бошен

Изображение слайда
7

Слайд 7: Существует ли общий интеллект?

Тест Векслера - четыре субтеста: I – информационный (общая осведомленность); С – сообразительность; А – арифметический; V – вербальный. Факторный анализ (Спирмен): результаты субтестов хорошо коррелируют – общий интеллект, g

Изображение слайда
8

Слайд 8: Генеральный фактор интеллекта G (по Spearman, 1904)

s1 s2 s3 s4 G Специфические способности (дисперсии) Общая латентная переменная

Изображение слайда
9

Слайд 9: Первичные умственные способности (по Thurstone, 1938)

1. Счётная способность (операции с числами и арифметическими действиями). 2. Вербальная гибкость: способность находить наиболее подходящие слова. 3. Вербальное восприятие. 4. Пространственная ориентация. 5. Память. 6. Способность к рассуждению. 7. Быстрота восприятия сходств и различий между объектами.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Структура интеллекта по Guilford (1959) – 120 специфических способностей

Изображение слайда
11

Слайд 11: Распределение IQ в популяции

Изображение слайда
12

Слайд 12: Нормальное распределение IQ

Средний балл равен 100, стандартное отклонение – 15 Распределение симметрично по отношению к среднему и имеет форму колокола. Тест специально отрабатывается для получения нормального распределения

Изображение слайда
13

Слайд 13: Корреляции по IQ между родственниками ( Bouchard & McGue, 1981)

Степень родства r Монозиготные близнецы 0,86 Дизиготные близнецы 0,60 Сибсы 0,47 Дети – родители, воспитавшие их 0,42 Дети – приёмные родители 0,17 Приёмные дети – биологические родителя 0,31

Изображение слайда
14

Слайд 14: Корреляция по IQ между людьми с разной степенью родства ( сводка Erlenmeyer-Kimling, Jarvik, 1963)

Изображение слайда
15

Слайд 15

Группы сравнения n r Повторное тестирование индивида 456 0,87 МБ выросшие вместе 1300 0,86 МБ разлучённые 107 0,75 ДБ однополые, вместе 864 0,62 ДБ разнополые, вместе 358 0,62 Сибсы, вместе 8288 0,49 Сибсы, врозь 125 0,40 Дети-родители, вместе 3973 0,35 Дети-биологические родители, врозь 345 0,31 Приёмные дети-усыновители 1594 0,15 Муж-жена 5318 0,29 Незнакомые люди 15086 -0,01

Изображение слайда
16

Слайд 16: Корреляция IQ у разлучённых МБ

Исследования n r Newman, Freeman, Holzinger, USA, 1937 19 0,71 Shields, GB, 1962 38 0,75 Juel-Nielsen, Dan, 1980 12 0,69 Bouchard, Lykken, McGue, Segal, USA, 1990 48 0,75 Pedersen, Plomin, Nesselroade, McClearn, Sve, 1992 45 0,78

Изображение слайда
17

Слайд 17: Разлучённые МБ и среда

Из 38 пар (Шилдс) 27 пар МБ воспитывались в родственных семьях ( r= 0,83), остальные – в неродственных ( r=0,54) Из 19 пар (Ньюмен): при большой разности образования IQ различался до 16 баллов, при одинаковом образовании – не более 4-5. При значительном различии социальных условий разница IQ до 13 баллов, при малом различии – 6-7 баллов. Роль возраста тестирования: до 15 лет – разница IQ 2-3 балла, старше 30 лет – свыше 9 баллов.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Корреляции между детьми и их приёмными и биологическими родителями (Техасский проект, 1960-е, тест Векслера)

Сравниваемые пары Приёмные Отец Мать Родные Отец Мать Мать отдан-ного Первое тестирование 0,19 0,13 0,29 0,14 0,23 Повторное тестирование через 10 лет 0,10 0,05 0,32 0,14 0,39 Количество пар 248 248 90 90 21

Изображение слайда
19

Слайд 19: Корреляции по IQ между детьми и их приёмными и биологическими матерями

Авторы исследования Ребёнок- приёмная мать Ребёнок- родная мать Приёмный ребёнок- биологическая мать Беркс 0,19 0,46 - Лихи 0,20 0,51 - Скодак и Скилз 0,02 0,32

Изображение слайда
20

Слайд 20: Имущественное положение родителей и IQ детей (по Zazzo, 1960)

Изображение слайда
21

Слайд 21: Вербальный и невербальный интеллект

Гипотеза : невербальные характеристики интеллекта менее зависимы от влияния культурной среды, а потому должны в большей степени определяться генотипом. Факты: устойчивой закономерности нет, но в нескольких исследованиях выявлена большая зависимость от среды у невербальных способностей и большая генетическая зависимость – у вербальных.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Внутрипарные корреляции способностей у близнецов

Способности r- МБ r- ДБ МБ-ДБ Вербальная понятливость 0,78 0,59 0,19 Математические 0,78 0,59 0,19 Пространственные предст. 0,63 0,41 0,23 Память 0,52 0,36 0,16 Логическое рассуждение 0,74 0,50 0,24 Беглость речи 0,67 0,52 0,15 Дивергентное мышление 0,61 0,50 0,11 Точность 0,70 0,47 0,23 Усвоение языка 0,81 0,58 0,23 Социальные дисциплины 0,85 0,61 0,24 Естественные дисциплины 0,79 0,64 0,30

Изображение слайда
23

Слайд 23: Внутрипарное сходство близнецов по показателям академической успешности ( Loehlin, Nichols; 1976)

Показатели Мальчики МБ ДБ Девочки МБ ДБ Вместе МБ ДБ Язык 0,71 0,64 0,77 0,49 0,72 0,52 Математика 0,74 0,42 0,70 0,47 0,71 0,51 Гуманитарные дисциплины 0,76 0,50 0,79 0,52 0,69 0,52 Естественные дисциплины 0,60 0,52 0,66 0,48 0,64 0,45

Изображение слайда
24

Слайд 24: В таблице приведены данные исследования около 700 пар МБ и 500 пар ДБ

Отбирались пары, в которых близнецы минимально различались по индивидуальному опыту (пропуски занятий по болезни, дополнительные занятия и т.п.). Влияние генотипа примерно одинаково проявляется при изучении языков, математики, гуманитарных и естественных дисциплин.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Внутрипарное сходство близнецов по оценкам (школьники 13 лет, Швеция: Fischbein, 1986 )

Показатели Мальчики МБ ДБ Девочки МБ ДБ Родной язык 0,86 0,50 0,91 0,46 Математика 0,76 0,57 0,81 0,41 Иностранный язык 0,83 0,61 0,89 0,40 Академическая успеваемость 0,76 0,55 0,69 0,55

Изображение слайда
26

Слайд 26: Экспериментальное изучение вопроса

Тестирование поведенческих способностей Способные Неспособные Потомство Потомство Получение двух линий экспериментальных животных

Изображение слайда
27

Слайд 27: Норма и диапазон реакции «умных» и «тупых»: количество ошибок при тестировании в разных условиях среды

Изображение слайда
28

Слайд 28: Сущность генетических корреляций

Высокие генотипические корреляции, например у МБ, полученные при сравнении разных когнитивных характеристик, свидетельствуют о сходстве генотипических влияний, регулирующих эти характеристики. При низких корреляциях когнитивных характеристик можно предполагать, что они определяются разными наборами генотипических факторов. Генетические корреляции меняются с возрастом.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Корреляции между показателями когнитивных способностей в 7 и 9 лет

Показатели Память ПВ БВ 7 лет Вербальные способности Пространственное восприятие (ПВ) Быстрота восприятия (БВ) 0,13 0,33 0,37 0,32 0,90 0,36 0,90 9 лет Вербальные способности Пространственное восприятие (ПВ) Быстрота восприятия (БВ) 0,84 0,99 0,99 0,83 0,99 0,84 0,99

Изображение слайда
30

Слайд 30: Влияние показателей темперамента (как преимущественно генетического фактора) на уровень IQ у ребенка в 3-4 года:

Уровень эмоциональности ребенка – чем он выше, тем выше показатель IQ ребенка; Активность ребенка – она повышает его уровень IQ, но это наблюдается только при высоком уровне IQ у родителей (только в этом случае они способны использовать активность детей, направляя ее на исследование).

Изображение слайда
31

Слайд 31: Креативность

Характеризует творческие способности, отражает дивергентное мышление. Конвергентное мышление: направлено на поиск единственно правильного решения. Дивергентное мышление: свободный поиск оригинальных решений. Показатели: беглость (кол-во выполненных заданий), гибкость (разнообразие типов применённых предметов), оригинальность (необычность, низкая частота применения в популяции), разработанность (кол-во деталей).

Изображение слайда
32

Слайд 32: Креативность и интеллект

Две точки зрения: 1) креативность является одним из проявлений интеллекта; 2)креативность – самостоятельная психологическая характеристика. Факты: если IQ не превышает 120 баллов, высока корреляция между интеллектом и креативностью. Если IQ выше 120 (или 127), то корреляция отсутствует

Изображение слайда
33

Слайд 33: Корреляции по показателям креативности у близнецов

r = 0, 57 (0,61) r = 0,44 (0,50)

Изображение слайда
34

Слайд 34: Характеристики семьи, IQ и достигнутый социальный уровень

Социоэкономический статус родителей Доход или статус в зрелом возрасте IQ в детском возрасте IQ в зрелом возрасте Школьная успеваемость Генотип

Изображение слайда
35

Слайд 35

Изображение слайда
36

Последний слайд презентации: Психогенетические исследования когнитивных способностей

«То, что мы думаем, гораздо менее сложно, чем то, чем мы думаем». Станислав Лем «Всё плохое наследуется от другого родителя» Ошибочное мнение

Изображение слайда