Первый слайд презентации: Психофизиология
Психофизиологическая проблема
Слайд 2: Дух – тело
? ? 2 реальности? (почему возникает ощущение двух реальностей?)
Слайд 4: Психика
Психика (от греч. psychikos – душевный) — форма взаимодействия живого организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется прежде всего в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов.
Слайд 5: Наличие психики
? внутренний опыт внешнее проявление взаимосвязь? дерево и сук клетки сердечной мышцы носовой платок
Слайд 6: Парамеции
Слайд 7: У кого есть?
антропопсихизм (психика только у человека: Декарт, «автоматическое» - «инстинктивное» реагирование) нейропсихизм (психическое с появлением нервной системы: Дарвин, Спенсер, Швырков, в до-нервном периоде только процессы «жизнедеятельности») биопсихизм (психическое присуще всему живому: Вундт, Пономарев, физиологическое не существует без психического) панпсихизм (психика у всей природы)
Слайд 8: Растения
психика связывается с поведением изменение развития растения или его поведение?
Слайд 9
Слайд 15
Слайд 17
Слайд 21: У кого есть?
антропопсихизм (психика только у человека: Декарт, «автоматическое» - «инстинктивное» реагирование) нейропсихизм (психическое с появлением нервной системы: Дарвин, Спенсер, Швырков, в до-нервном периоде только процессы «жизнедеятельности») биопсихизм (психическое присуще всему живому: Вундт, Пономарев, физиологическое не существует без психического) панпсихизм (психика у всей природы)
Слайд 22
https://www.ted.com/talks/stefano_mancuso_the_roots_of_plant_intelligence?language=en https://www.youtube.com/watch?v=AIfwFLDXFyQ
Слайд 23: Психика, физиология
коррелятивная психофизиология (сопоставление напрямую) психолог: восприятие зрительных паттернов – регистрация показателей физиолог: свойства электр. активности нейронов – «образ»
Слайд 24
Слайд 26: Проблема
We might one day have collected so much detailed information about mind-body correlations that we can predict which mental state will supervene on any specific brain state. Even so we might still have no idea as to the reasons why this brain state yields this mental state, and, hence, no way of deducing one from the other a priori. N. Humphrey. How to solve the mind-body problem. J Consciousness Studies. 2000, 7(4), 5-20.
Слайд 27: Препятствия на пути синтеза
основное препятствие – эмерджентность психического, т.е. появление на уровне психического таких специфических качеств, которыми не обладает физиологическое ( P. Churchland, 1986)
Слайд 28: Варианты
тождественны протекают параллельно (психика – эпифеномен) взаимодействуют (действие нематериальной психики на материю мозга) являются аспектами некоего целого находятся в отношениях увеличения сложности организации (одно возникает из другого в следствие усложнения – эмерджентность ) Психологические и физиологические процессы...
Слайд 29: Тождественность
«... как же относятся между собою психологическое понятие «восприятие зеленого шара» и описанный нами процесс, другими словами, психическая и материальная стороны этого явления... примерно так, как относятся между собою поваренная соль и NaCl.» Иванов-Смоленский, 1929 «мозговая деятельность», «реакция отдела» «...надо показывать пальцем, где было раздражение, куда оно перешло...»
Слайд 30: Параллелизм
Ч. Шеррингтон («Физиология не причастна к объяснению сознательного поведения человека, истоки которого следует искать в духовном мире».)
Слайд 31: Взаимодействие
Декарт, 17 век (воздействие через эпифиз) Popper и Eccles (1977) (воздействие в области синапсов)
Слайд 32: Аспектность
Г. Спенсер (1897) (субъективное и объективное являются характеристиками единого процесса) В.М. Бехтерев (1991) (субъективное и объективное являются характеристиками единого нейропсихического процесса) Chalmers (1995) (физическое [ мозговые процессы ] и психическое – два базовых аспекта « некоторого информационного состояния») Tim Ingold (2000) (“Body and mind, therefore, are not two separate things but two ways of describing the same thing – or better, the same process, namely the activity of the organism-person in his or her environment”)
Слайд 33: Аспектность (продолжение)
Гегель : «нейтральный монизм», духовное и физическое – два аспекта некоей лежащей в основе реальности Л.С. Выготский (1982, с.137, 139): «психику следует рассматривать не как особые процессы, добавочно существующие поверх и помимо мозговых процессов, где-то над или между ними, а как субъективное выражение тех же самых процессов, как особую сторону, особую качественную характеристику высших функций мозга» и поэтому «мы должны изучать не отдельные вырванные из единства психические и физиологические процессы», а «целостный процесс поведения, который... имеет свою психологическую и свою физиологическую стороны».
Слайд 34: Пример из истории
В начале 19 века электричество и магнетизм считались отдельными сущностями. Работы Фарадея и, позднее, Максвелла показали, что они являются двумя аспектами одного и того же явления. A. Salam, 1990
Слайд 35: Аспектность (есть проблема)
«некая реальность», «особые процессы», «некоторое информационное состояние»!? «... имеют одно очень важное преимущество: они лишены недостатков, присущих другим вариантам решения данной проблемы и имеют лишь один собственный недостаток: неясно, что за сущности ими постулируются.» (С. Прист, 2000) (+ F. Crick, C. Koch, 1995)
Слайд 36: Информационные процессы
«... понятие информации позволяет описывать явление как свойство материальной системы, обладающей физико-химическими характеристиками... и одновременно описывать его в содержательно-ценностном плане» (Дубровский, с.179)
Слайд 37: Решение через системные процессы
системные процессы частные локальные физиологические процессы психические процессы
Слайд 38: Решение: суть
психические процессы, характеризующие организм и поведенческий акт как целое, и физиологические процессы, протекающие на уровне отдельных элементов, сопоставимы только через информационные системные процессы, т.е. процессы, организующие элементарные механизмы в функциональную систему психические явления могут быть сопоставлены только не с самими локализуемыми элементарными физиологическими явлениями, а только с процессами их организации психологическое и физиологическое описание поведения и деятельности оказываются частными описаниями одних и тех же системных процессов.
Слайд 39: Решение: отличия
избегает отождествления (психическое появляется только при организации физиологических процессов в систему) избегает параллелизма (системные процессы – организация элементарных физиологических процессов) избегает взаимодействия (психическое и физиологическое – аспекты рассмотрения единых системных процессов)
Слайд 40: Значение
позволяет избежать редукционизма и эклектики объединяет психологические и естественнонаучные стратегии исследования в рамках единой методологии системной психофизиологии позволяет использовать материал нейронаук и описывать структуру и динамику субъективного мира на основе объективных показателей
Слайд 42: Варианты
тождественны протекают параллельно (психика – эпифеномен) взаимодействуют (действие нематериальной психики на материю мозга) являются аспектами некоего целого находятся в отношениях увеличения сложности организации (одно возникает из другого в следствие усложнения – эмерджентность ) Психологические и физиологические процессы...
Слайд 43: Выбор решения
Нейрофизиолог: изучает ответы нейронов на зрительные стимулы, психика не нужна [ тождественность ] Психолог: изучает восприятие, не интересуется мозговыми процессами [ параллелизм ]