Первый слайд презентации: Психофизиология
Сознание и др.
Слайд 2
Возможность определения наличия сознания селективное внимание сон общая анестезия van Swinderen, 2005
Слайд 4: Восприятие, понимание, мышление, сознание?
Насколько феномены психического отделимы друг от друга? «ориентируйте карту как щель на диске» «опустите карту в щель» Goodale et al., 1999
Слайд 5
ЧТО ТАКОЕ ВИДЕТЬ? пациенты с перерезкой мозолистого тела
Слайд 7
Сознание Сознание — форма отражения объективной действительности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно–исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. осведомленность, возможность декларации мир субъективных, переживаемых внутри себя ощущений, мыслей и чувств, духовный мир человека, его внутренняя жизнь, высшее проявление психики.
Слайд 8: ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ ЕСТЬ ОБЩИЙ ЗНАМЕНАТЕЛЬ – ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ
Восприятие, понимание, мышление, сознание? Переживание конкретной деятельности в отсутствие этой реальной деятельности?
Слайд 9
УВИДЕТЬ СИМПСОНОВ / ВСПОМНИТЬ СИМПСОНОВ
Слайд 10
высокочастотные активации непосредственно до/после Отдельные возбуждения нейрона
Слайд 12
“ Мышление ” Foster & Wilson, 2006
Слайд 14
“ Мышление ” O’Neill et al 2010
Слайд 16
Miller et al., 2013
Слайд 17
Слайд 19
“ Принятие решений ” Johnson & Redish, 2007
Слайд 21
Pastalkova et al., 2008 Активации нейронов между побежками
Слайд 26
Когнитивные карты
Слайд 28
SYM 65 FOUNDATION IPSEN SYMPOSIUM ON NEURONAL PLASTICITY Giacomo Rizzolatti (Italy): Mirror neurons: a neural system for understanding others
Слайд 29
высокочастотные активации непосредственно до/после Отдельные возбуждения нейрона
Слайд 30
Поддержание сознания Clark & Squire, 1998
Слайд 31
Нейронные корреляты сознания Уровень сложности нейронной активности Частота активности нейронов («повторный вход») Синхронизация активности нейронов по всему мозгу Rita Carter ( 2009 ) The Human Brain
Слайд 32
Quiroga et al., 2005, Nature Нейрон « Дженифер Энистон "
Слайд 33
Quiroga et al., 200 8 Нейрон «брата"
Слайд 35
Cerf et al, 2010 «Удержание образа в голове» – активация нейронов
Слайд 36: Активность мозга в вегетативном состоянии
Owen & Coleman, 2008
Слайд 37: Активность мозга в вегетативном состоянии
Owen et al., 2006
Слайд 39: Перераспределение активности в состоянии отсутствия сознания
Laureys et al., 1999 Перераспределение активности в состоянии отсутствия сознания
Слайд 41
Требования к сознанию Уровень сложности нейронной активности Частота активности нейронов («повторный вход») Синхронизация активности нейронов по всему мозгу Rita Carter ( 2009 ) The Human Brain
Слайд 42: Информационный синтез
представление о повторе возбуждения синтез двух видов информации – наличной и извлекаемой из памяти (Иваницкий, 1976, Эдельман, 1981)
Слайд 45
«Тестируя активность нейронов мы не увидим субъективного опыта» B. Libet, 2004 Можно заглянуть в сознание?
Слайд 46
Активность отдельных нейронов у человека предшествует появлению осознания воспринимаемого Gelbard-Sagiv et al., 2018
Слайд 47
Gelbard-Sagiv et al., 2018
Слайд 48
Когда искать сознание Осознание приходит к нам не сразу Препятствие на дороге Libet (ЭЭГ, ЭМГ, «воля») Неосознанное принятие решений ( Bechara et al 1997 )
Слайд 49
Слайд 52: Светлое пятно»
И.П. Павлов (1913) Ф. Крик (1984) («теория прожектора»)
Слайд 53: Пространственная «локализация» сознания
Srinivasan et al., 1999 Пространственная «локализация» сознания
Слайд 55: Возрастающая синхронизация
From Tononi & Koch, 2015
Слайд 57
Сознание Синхронизация нейронов, расположенных в различных мозговых областях, была признана важной для понимания сознания (Crick и Koch, 1990; Engel и другие., 1999; Thompson *Varela, 2001). (30 Гц и более)
Слайд 58: Функция сознания
оценка ситуации (на языке понятном особям своего вида – со-знание)
Слайд 59
Сознание Высокая активность отдельных нейронов, определенным образом организованная во времени и пространстве
Слайд 60
Вопросы к сознанию 500 мс задержка сознания Иллюзии: нельзя осознавать 2 вещи одновременно Короткое воздействие не осознается Иллюзия потока сознания
Слайд 62: Эмоции
Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности.
Слайд 63
Эмоции Самый низкий, самый ранний, и наиболее общий уровень дифференцирования для всех живых существ – это приближение к "хорошему" и избегание "плохого". Dennett (1993, pg. 173): «В начале, не было никаких причин; были только поводы. Ничто не имело цель … в мире не было вообще никакой телеологии. Затем появились простые репликаторы, которые хотели копироваться и бороться за различные блага. Эти репликаторы должны были избегать плохого и искать хорошее».
Слайд 64: П.В. Симонов
потребностно-информационная теория эмоций отрицательные эмоции – дефицит имеющейся информации о способах и средствах удовлетворения актуальной потребности, что определяет низкую вероятность достижения цели. эмоции определяются актуальной потребностью и оценкой вероятности ее удовлетворения на основе онто и филогенетического опыта (Симонов, 1975) Э= [ П, (И необ.-И реал.) ]
Слайд 65
Избегание vs. приближение оценка тонов и награда или наказание или неопределенность 80 - 82 ms -1.2 µV 0.9 µV 0 µV 84 - 86 ms -0.4 µV 1.0 µV 80 - 82 ms -0.7 µV 1.4 µV 0 µV
Слайд 66: Различные уровни системной организации поведения (менее и более дифференцированные c истемы)
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УРОВНИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОЗНАНИЕ ЭМОЦИИ Эмоции - Сознание
Слайд 67: Иллюзии сознания
Сознание с нами с утра до вечера (уровни) Субъективное состояние (и бессознательное субъективно)
Слайд 69: Кто обладает сознанием?
Дилемма для многих или условные рефлексы или сознание!! Почему???? (или образы и представления внешнего мира или механические сомнамбулы?