Презентация на тему: Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX

Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Симбирская классическая гимназия
Классическая гимназия
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Гимназист Российской империи
В реальном училище. Начало XX в.
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX
1/65
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 35)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (144030 Кб)
1

Первый слайд презентации

Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX века История России XIX века

Изображение слайда
2

Слайд 2

Просвещение во второй половине XIX века Просвещение и наука во второй половине XIX века развивались в более благоприятных условиях по сравнению с предшествующим временем. Отмена крепостного права и другие буржуазные реформы способствовали ускорению экономического прогресса и развитию общественного движения. Отличительной чертой общественно-культурной жизни первых пореформенных десятилетий было распространение просвещения. В стране развернулось широкое движение за создание народных школ, изменение методов преподавания в них, предоставление права на образование женщинам. Здание Министерства народного просвещения в Санкт-Петербурге на пл. Ломоносова (бывшая Чернышёва площадь) Архитектор Карло Росси.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Большую работу по распространению образования среди народа проводили комитеты грамотности, общественные просветительские организации, связанные с земствами. Московский комитет грамотности, возникший еще в 1845 г., впервые поднял вопрос о введении всеобщего начального образования. В 1861 г. при Вольном экономическом обществе был создан Петербургский комитет грамотности. Просвещение во второй половине XIX века Ученики Архангельской земской школы Нолинского уезда Вятской губернии, 1890-е годы. В классе 35 учеников, из них 23 мальчика. Урок в земской школе

Изображение слайда
4

Слайд 4

Занятие в земской школе Пензенской губернии. 1890-е гг.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Велосипеды у крыльца начальной земской школы. Рязанская область, село Константиново.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Просвещение во второй половине XIX века Петербургский комитет грамотности ставил целью «содействовать распространению грамотности преимущественно между крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости». Подобные просветительские организации возникли в Томске, Самаре, Харькове и других городах России. В них проводилась работа по составлению каталога книг для начальной школы, написанию учебников, сбору средств для нужд народного образования. Объявление о подписке на «Начальное образование в России» под редакцией В. Чарнолусского и Г. Фальборка. Санкт-Петербург. Гимназия Императорского Человеколюбивого общества.

Изображение слайда
7

Слайд 7

С 1872 года вместо учительских курсов в 5 учебных округах (Московском, Казанском, Петербургском, Харьковском и Одесском) в ведении попечителей округов стали создавались учительские семинарии с 3-летним курсом обучения Необходимо было не только строить и открывать новые школы, обустраивать уже существующие, но и готовить для них педагогические кадры. Просвещение во второй половине XIX века Учительская семинария в Новониколаевске Учи́тельская семина́рия среднее специальное учебное заведение, предназначенное для подготовки преподавателей начальной школы.

Изображение слайда
8

Слайд 8

В декабре 1861 г. министром народного просвещения стал Александр Головнин. Незадолго перед тем происходили студенческие волнения, приведшие к временному закрытию Петербургского университета и выдвинувшие на первый план уже прежде осознанную необходимость нового университетского устава. В 1863 г. у ниверситетский устав был принят. Устав ввел приват-доцентуру, университетское самоуправление, университетский суд над студентами, умножил число кафедр, увеличил вознаграждение профессоров. Расширены были средства университетских библиотек. В 1865 г. был основан Одесский (Новороссийский) университет ; издан особый устав для Дерптского университета. Министр народного просвещения Головнин Александр Головнин (1821-1886) Министр народного просвещения в 1861-1866 годах Одесский (Новороссийский) университет

Изображение слайда
9

Слайд 9

Готовили к поступлению в гимназию. Располагались в уездных городах В программе классических гимназий преобладали древние и иностранные языки, древняя история, античная литература В программе реальных гимназий преобладали математика, физика и другие технические предметы В 1864 г. был издан новый устав гимназий », согласно которому для детей дворян и купечества были предназначены классические и реальные гимназии. Головнин выработал обширный план правильной организации народного образования в России, но успел привести его в исполнение только отчасти, однако было положено основание для широкого развития земской начальной школы. Министр народного просвещения Головнин Устав гимназий и прогимназий 19.11.1864 Прогимназия. Срок обучения 4 года. Классическая гимназия. Срок обучения 7 лет. Реальная гимназия. Срок обучения 7 лет.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Актовый зал мужской классической гимназии. Нижний Новгород. Фотография 1913 г.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Симбирская классическая гимназия

Изображение слайда
12

Слайд 12: Симбирская классическая гимназия

Изображение слайда
13

Слайд 13: Классическая гимназия

Изображение слайда
14

Слайд 14

Предмет I II III IV V VI VII Закон Божий 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 Русский язык с церковнославянским и словесность 5 5 3,75 5 3,75 3,75 3,75 Латинский язык 5 6,25 6,25 6,25 6,25 6,25 6,25 Греческий — — — — 7,5 7,5 7,5 Французский или немецкий яз. 3,75 3,75 2,5 3,75 3,75 3,75 2,5 Математика 3,75 3,75 3,75 3,75 3,75 3,75 5 История — — — — 3,75 3,75 3,75 География 2,5 2,5 2,5 2,5 — — — Естественная история 2,5 2,5 2,5 — — — — Чистописание, рисование и черчение 5 5 3,75 2,5 — — — Итого 30 31,25 33,75 33,75 33,75 33,75 33,75 Недельное распределение уроков по плану 1864 года. Министр народного просвещения Головнин Характерной чертой деятельности министерства народного просвещения под управлением Головнина была широкая гласность, привлекавшая образованное общество к обсуждению важнейших мероприятий министерства. В связи с покушением Каракозова на Александра II либеральный министр просвещения Головнин ушёл 14 апреля 1866 года в отставку.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Гимназист Российской империи

Новым министром народного просвещения стал консерватор Дмитрий Толстой. В 1871 г. Толстой провел реформу среднего образования. В учебные программы гимназий произошло введение больших объёмов математики вместе со значительным усилением преподавания латинского и греческого языков. По задумке Толстого и другого идеолога реформы Михаила Каткова математика и латынь должны были отвлечь молодежь от участия в современной общественной жизни. В 1872 г. Толстой осуществил еще одну реформу. П роизошло преобразование реальных гимназий в реальные училища. Выпускники реальных училищ потеряли право поступать в университеты. Толстой настаивал даже на призыве студентов в армию, но против этого выступил военный министр Дмитрий Милютин. Министр народного просвещения Толстой Дмитрий Толстой (1823-1889) Обер-прокурор Синода в 1865-1880 годах Министр народного просвещения в 1866-1880 годах Гимназист Российской империи

Изображение слайда
16

Слайд 16: В реальном училище. Начало XX в

Министр народного просвещения Толстой В реальном училище. Начало XX в. Реальные училища (до 1872 г. – реальные гимназии) 1) Курс обучения длился шесть-семь лет. 2) Из устава 1872 года : «училища имеют целью общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний». 3) В старших классах преподавались прикладные дисциплины (механика, химия, а также технологические и коммерческие предметы). 4) Выпускники таких училищ могли поступить в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения, но не в университеты.

Изображение слайда
17

Слайд 17

В 1882 году Александр III назначил министром народного просвещения Ивана Делянова. Назначение произошло по прямой протекции Дмитрия Толстого, который к тому моменту уже возглавлял МВД. При Делянове был открыт первый университет в Сибири – Томский. В учебных планах классических гимназий значительно расширено преподавание русского языка (за счет сокращения изучения древних языков). С другой стороны, Делянов передал в ведение Святейшего Синода приходские школы и младшие школы грамотности. В 1884 г. новым университетским уставом была ограничена автономия университетов. В 1886-м году введена процентная норма при приеме евреев в гимназии и университеты. Наконец, при активном участии Делянова в 1887 году был выпущен печально знаменитый «циркуляр о кухаркиных детях», серьёзным образом затруднявший поступление в гимназии и высшие учебные заведения людям низших сословий. Министр народного просвещения Делянов Иван Делянов (1818-1897) министр народного просвещения в 1882-1897 годах

Изображение слайда
18

Слайд 18

Томский государственный университет. Первый университет Сибири. Открыт в 1888 г.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Томский государственный университет. Первый университет Сибири. Открыт в 1888 г.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Грамотные (и мужчины, и женщины) в процентном отношении от общего числа населения. По данным всеобщей переписи населения. 1897 год. Карта.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Северное море Черное море 1916 1805 1755 1819 1802 1803 1816 1834 1865 1805 Балтийское море Финский залив Азовское море Средиземное море Бискайский залив Тирренское море Адриатическое море Ионическое море Эгейское море Афины Смирна Анкара Конья Караман Кайсери Самсун Синоп Эдирне Пловдив Скопье Салоники Дуррес Османская империя Греция Мраморное море Стамбул Ниш Дубровник Темешвар Баня Лука Сплит Загреб Прешбург Кошице Грац София Бухарест Белград Будапешт Вена Львов Краков Брно Острава Будвейс Плзень Прага Линц Зальцбург Инсбрук Больцано Любляна Триест Сараево Босния Хорватия Словения Австрия Галиция Чехия Словакия Венгрия Дунай Днестр Дунай Румыния Болгария Сербия Черногория Австро-Венгрия Россия Германия Дания Швеция Швейцария Норвегия Ирландия Португалия Франция Италия Голландия Бельгия Великобритания Люкс. Венеция Милан Турин Генуя Флоренция Болонья Неаполь Перуджа Бари Палермо Рим Днепр О-в Корсика О-в Сардиния О-в Сицилия Висла Западная Двина Волга Одер Эльба Везер Рейн Сена Луара По Мемель Кенигсберг Данциг Познань Гановер Киль Любек Гамбург Торунь Магдебург Дрезден Эрфурт Франкфурт Кельн Нюрнберг Мец Страсбург Мюнхен Берлин Копенгаген Гетеборг Мальмё Осло Стокгольм Белосток Варшава Лодзь Люблин Вильнюс Минск Рига Псков Таллин Новгород Смоленск Тверь Хельсинки Вологда Ярославль Нижний Новгород Владимир Казань Орел Воронеж Москва Самара Уфа Саратов Харьков Севастополь Одесса Санкт-Петербург Берн Париж Лондон Брюссель Амстердам Гронинген Кале Норвич Ноттингем Суонси Кембридж Йорк Ливерпуль Ньюкасл Эдинбург Глазго Бирмингем Белфаст Дублин Лимерик Корк Плимут Абердин Берген Ла-Манш Дижон Орлеан Шербурн Ла Рошель Пуатье Гавр Кан Виши Бордо Тулуза Гренобль Лион Авиньон Ницца Марсель Тулон Лерида Тортоса Памплона Сарагоса Бильбао Вальядолид Сеговиа Валенсия Барселона Аликанте Гранада Картахена Кордова Малага Кадис Бадахос Толедо Севилья Танжер Порту Лиссабон Мадрид Мелилья Фес Маракеш Оран Тлемсен Беджая Аннаба Алжир (Франц.) Марокко Тунис Касабланка Алжир Тунис Сиракузы Мессина Финляндия Польша Рижский залив Гаронна Рона Тахо Гвадиана Гвадалкивир Дуэро Эбро Атлантический океан Эльзас-Лотарингия Бессарабия Волга Пермь Дерпт Киев 1888 + Университет в Томске 11 32 28 18 10 Испания Принятие законов о всеобщем образовании в странах Европы : 1763 - Пруссия 1774 – Австрия 1814 – Дания 1842 – Швеция 1848 – Норвегия 1852-1900 – США 1872 – Япония 1877 – Италия 1880 – Великобритания 1882 - Франция Количество университетов в России и в европейских странах в начале 20 века. Карта.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Район Грамотных на 1000 чел. Грамотных мужчин на 10 грамотных женщин % грамотных в населении, не считая детей до 9 лет % грамотных мужчин, не считая детей до 9 лет Муж. Жен. Обоего пола Европейская Россия 326 137 229 24 30 43 Привислинские губ. 342 268 305 13 41 46 Кавказ 182 60 124 26 17 26 Сибирь 192 51 123 38 16 25 Средняя Азия 79 22 53 36 6 10 Всего по империи (без Финляндии) 293 131 211 22 27 39 Грамотность в Российской империи на 1897 год

Изображение слайда
23

Слайд 23

Многие фундаментальные открытия Чебышева обусловлены прикладными исследованиями. В сфере его внимания находились вопросы теории механизмов, теория чисел, теория вероятностей и пр. Среди учеников Чебышева наибольшую известность получила Софья Ковалевская – первая женщина, избранная членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Работы Ковалевской были удостоены премий Парижской и Шведской академий. Чертой своеобразия русской культуры второй половины XIX в. было то, что относительно низкий уровень элементарной грамотности подавляющего большинства населения сочетался в России с необыкновенно высокими темпами развития отечественной науки, которая достигла в это время больших успехов. Создание получившей мировую известность петербургской математической научной школы связано с именем академика Пафнутия Чебышева. Труды Чебышева посвящены самым разным областям математики. Наука в пореформенной России Пафнутий Чебышев (1821-1894) Русский математик и механик, основоположник петербургской математической школы Софья Ковалевская ( 1850-1891) Р усский математик и механик. Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина — профессор математики Андрей Марков (1856-1922) русский математик, академик, внёсший большой вклад в теорию вероятностей, математический анализ и теорию чисел.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Профессора физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета (1868). Сидят слева направо: А. В. Советов, П. Л. Чебышёв, К. Ф. Кесслер, А. Н. Савич, П. А. Пузыревский, Ф. В. Овсянников, А. Н. Бекетов. Стоят : Р. Э. Ленц, Н. А. Меншуткин, А. С. Фаминцын, О. И. Сомов, Ф. Ф. Петрушевский, Д. И. Менделеев, А. Н. Коркин

Изображение слайда
25

Слайд 25

Нобелевским лауреатом был и Илья Мечников – автор трудов по иммунологии, проблемам старения, патологии, сравнительной эмбриологии и другим вопросам, имеющим важное значение для развития биологии и медицины. Основоположником отечественной научной школы физиологии стал Иван Сеченов. Его труды, посвященные изучению головного мозга и нервной системы, явились крупным вкладом в биологию. Работы по теоретическому и экспериментальному изучению физиологии высшей нервной деятельности были продолжены крупным отечественным ученым, лауреатом Нобелевской премии, академиком Петербургской Академии наук Иваном Павловым, установившим при помощи разработанного им метода условных рефлексов, что в основе психической деятельности лежат материальные физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Наука в пореформенной России Иван Сеченов (1829-1905) русский просветитель и создатель физиологической школы Иван Павлов (1849-1936) физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности Илья Мечников ( 1845-1916) Один из основоположников эволюционной эмбриологии

Изображение слайда
26

Слайд 26

Наука в пореформенной России Замечательными открытиями ознаменовалось развитие химии. В Казанском университете была создана целая научная школа, основателем и идейным руководителем которой был знаменитый ученый, академик Александр Бутлеров, создатель теории химического строения веществ, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах. Теория эта является одной из фундаментальных основ современной органической химии. Александр Бутлеров (1828-1886) русский химик, создатель теории химического строения органических веществ, родоначальник « бутлеровской школы» русских химиков Памятник Александру Бутлерову в Казани

Изображение слайда
27

Слайд 27

« Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел, стоят в периодической зависимости от их атомного веса » Дмитрий Менделеев. Еще более значительным явился вклад в мировую науку Дмитрия Менделеева – ученого, открывшего в 1869 г. один из основных законов не только химии, но всего естествознания – периодический закон химических элементов. Наука в пореформенной России Дмитрий Менделеев (1834-1907) русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Наука в пореформенной России В физике конец XIX – начало ХХ вв. был отмечен целым рядом блестящих открытий, оказавших огромное влияние не только на развитие фундаментальных теоретических исследований, но и на технический прогресс европейской цивилизации на столетие вперед. Выдающийся физик Александр Столетов изучал вопросы электричества, магнетизма, физической природы света. Им был открыт первый закон фотоэффекта. Александр Столетов (1839-1896) русский физик, заслуженный профессор Московского университета.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Наука в пореформенной России Сделан существенный вклад в теорию газового разряда. Талантливый русский электротехник Павел Яблочков изобрел дуговую лампу, «свечу Яблочкова», чем положил начало практическому применению электричества для освещения. Павел Яблочков (1847-1894) русский электротехник, военный инженер, изобретатель и предприниматель. Известен разработкой дуговой лампы (вошедшей в историю под названием «свеча Яблочкова») и другими изобретениями в области электротехники Устройство «свечи Яблочкова» Парижский ипподром, освещённый свечами Яблочкова. 1877 г.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Однако наибольшего успеха в этом направлении добился Александр Лодыгин – изобретатель лампы накаливания, до сегодняшнего дня остающейся наиболее распространенным осветительным прибором. Наука в пореформенной России Александр Лодыгин (1839-1896) русский физик, заслуженный профессор Московского университета. Лампа Лодыгина Лампа Лодыгина 1874 г. в Политехническом музее в Москве

Изображение слайда
31

Слайд 31

В один ряд со Столетовым может быть поставлен основоположник радиосвязи, профессор Петербургского электротехнического института Александр Попов. Наука в пореформенной России Александр Попов (1859-1905) русский физик и электротехник, профессор, изобретатель радио. Первое сообщение о « разрядоотметчике Попова». Июль 1895 года. Грозоотметчик Попова. Фотография из издания 1907 года.

Изображение слайда
32

Слайд 32

Александр Можайский изобрел один из первых в мире самолетов. Спроектированная им конструкция была построена в натуральную величину, но так и не поднялась в небо из-за отсутствия в то время достаточно мощного и в то же время легкого двигателя. Бум самолетостроения в России пришелся на 1910-е гг., когда необходимость строительства авиации подогревалась помимо прочего еще и военными нуждами. Теоретические основы авиастроения, позволившие воплотить замысел Можайского в жизнь, были заложены исследовательской работой Николая Жуковского, талантливого инженера и изобретателя, члена-корреспондента Петербургской АН, основоположника современной аэродинамики. Наука в пореформенной России Александр Можайский (1825-1890) Изобретатель-пионер авиации. Спроектировал и построил первый в России и один из первых в мире натурных самолётов. Николай Жуковский (1847-1921) Русский механик, основоположник гидро - и аэродинамики.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Модель самолёта Александра Можайского (спроектирован в 1882-1885 гг.). Политехнический музей (Москва ).

Изображение слайда
34

Слайд 34

Поистине фантастическими могли казаться современникам идеи скромного преподавателя Боровского уездного училища (Калужская губерния) Константина Циолковкого впервые предложившего проект освоения околоземного пространства с помощью аппаратов, приводимых в движение реактивными двигателями, и по праву считающегося отцом современной космонавтики. Наука в пореформенной России Константин Циолковский (1857-1935) Русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики Свидетельство уездного учителя математики, полученное Циолковским Здание бывшего Боровского уездного училища. На переднем плане памятный крест на месте разорённой могилы боярыни Морозовой. 2007 год

Изображение слайда
35

Слайд 35

Наука в пореформенной России Конец XIX в. был эпохой последних великих путешественников. На карте уже почти не осталось «белых пятен». Тем не менее не вся земная поверхность была изучена равномерно. Много тайн хранили малодоступные районы Средней и Центральной Азии. Весомый вклад в развитие географии и этнографии был сделан академиком Петром Семеновым-Тянь-Шанским. Он исследовал Тянь-Шань, был инициатором нескольких экспедиций в Центральную Азию и главой Русского географического общества. Петр Семенов-Тян-Шанский ( 1827-1914 ) Русский географ, статистик, общественный деятель. Вице-председатель и глава Русского географического общества (с 1889 г.). В 1856-1857 гг. исследовал Тянь-Шань

Изображение слайда
36

Слайд 36

Изучению просторов Центральной Азии посвятил жизнь Николай Пржевальский. Им были открыты ряд горных хребтов и озер, неизвестные породы животных: дикий верблюд и дикая лошадь (названная в честь него лошадью Пржевальского ). Наука в пореформенной России Николай Пржевальский (1839-1888) Русский путешественник и натуралист. Предпринял несколько экспедиций в Центральную Азию. Систематик живой природы. Исследователь, описавший ряд зоологических таксонов.

Изображение слайда
37

Слайд 37

Карта путешествий Николая Пржевальского

Изображение слайда
38

Слайд 38

Конвой 4-й экспедиции Николая Пржевальского. Сидят (слева направо): Нефедов, Иванов, Перевалов, Соковников, Полуянов, Юсупов. Стоят (слева направо): Иринчинов, Безсонов, Добрынин, Дорджеев, Хлебников, Блинков, Протопопов, Телешов, Родионов, Жарников, Жаркой, Максимов. Фотография В. И. Роборовского.

Изображение слайда
39

Слайд 39

Лошадь Пржевальского

Изображение слайда
40

Слайд 40

Снежный гриф Горная индейка ( уллар )

Изображение слайда
41

Слайд 41

Ушастый фазан

Изображение слайда
42

Слайд 42

Лошадь Пржевальского

Изображение слайда
43

Слайд 43

Лошадь Пржевальского

Изображение слайда
44

Слайд 44

Много лет прожил среди папуасов Новой Гвинеи русский этнограф Николай Миклухо-Маклай. Собранные им материалы являют собой бесценный источник знаний о быте, верованиях и обычаях жителей Океании. Наука в пореформенной России Николай Миклухо-Маклай (1846-1888) русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи, называемого Берегом Маклая. Миклухо-Маклай с папуасом Ахматом. Малакка. 1874 или 1875 год.

Изображение слайда
45

Слайд 45

Наука в пореформенной России Во второй половине XIX века была написана остающаяся до сегодняшнего дня самой, пожалуй, полной и подробной «История России с древнейших времен» в 29-ти томах. Автором ее был выдающийся русский историк, представитель государственной школы в русской исторической науке, ректор Московского университета, академик Сергей Соловьев. Сергей Соловьёв (1820-1879) русский историк; профессор Московского университета (с 1848), ректор Московского университета (1871—1877), ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по отделению русского языка и словесности (1872 ). Василий Ключевский о своем учителе Сергее Соловьеве : « Он именно говорил, а не читал, и говорил отрывисто, точно резал свою мысль тонкими удобоприемлемыми ломтиками <…> Чтение Соловьева не трогало и не пленяло, не било ни на чувства, ни на воображение, но оно заставляло размышлять. Скафедры слышался не профессор, читающий в аудитории, а ученый, размысляющий вслух в своём кабинете <…> Соловьёв давал слушателю удивительно цельный, стройной нитью проведённый сквозь цепь обобщённых фактов взгляд на ход русской истории <…> Обобщая факты, Соловьёв стройной мозаикой вводил в их изложение общие исторические идеи, их объяснявшие. Он не давал слушателю ни одного крупного факта, не озарив его светом этих идей. Слушатель чувствовал ежеминутно, что поток изображаемой перед ним жизни катится по руслу исторической логики; ни одно явление не смущало его мысли своей неожиданностью или случайностью. В его глазах историческая жизнь не только двигалась, но и размышляла, сама оправдывала своё движение. Курс Соловьёва, излагая факты местной истории, оказывал сильное методическое влияние, будил и складывал историческое мышление. Настойчиво говорил и повторял Соловьёв, где нужно, о связи явлений, о последовательности исторического развития, об общих его законах, о том, что называл он необычным словом – историчностью».

Изображение слайда
46

Слайд 46

Сергей Соловьев: «Не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин, прежде чем выделить его из общей связи событий и подчинить внешнему влиянию — вот обязанность историка в настоящее время, как ее понимает автор предлагаемого труда » Сергей Соловьёв (1820-1879) русский историк; профессор Московского университета (с 1848), ректор Московского университета (1871—1877), ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по отделению русского языка и словесности (1872 ).

Изображение слайда
47

Слайд 47

Много сил отдавал Ключевский преподавательской деятельности. Его лекции отличались глубиной, увлекательностью, непревзойденным изяществом, остроумием и с восторгом воспринимались слушателями. Крупным историком, талантливым ученым и блестящим лектором был академик Василий Ключевский. Ему принадлежит ряд работ, не утративших научной актуальности до сегодняшнего дня: магистерская диссертация, посвященная изучению агиографической литературы; докторская диссертация «Боярская Дума в Древней Руси». Наука в пореформенной России Василий Ключевский (1841-1911) российский историк, ординарный профессор Московского университета, Заслуженный профессор Московского университета Фотография Василия Ключевского со слушательницами

Изображение слайда
48

Слайд 48

На лекции профессора Ключевского. Художник Леонид Пастернак. 1909 г.

Изображение слайда
49

Слайд 49

Наука в пореформенной России Событием в культурной жизни России явился выход «Толкового словаря живого великорусского языка » Владимира Даля. Словарь был плодом долгой, кропотливой работы. Даль собирал слова по всей России на протяжении многих лет. В словаре содержится около 200 тыс. слов. Наряду с лексикой литературного языка XIX в. в нем представлены областные слова, специальная терминология, кроме того около 30 тыс. пословиц и поговорок. Владимир Даль (1801-1872) русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора, военный врач. Наибольшую славу принёс ему непревзойдённый по объёму «Толковый словарь живого великорусского языка», на составление которого ушло 53 года

Изображение слайда
50

Слайд 50

Наука в пореформенной России Изучением русской словесности занимался собиратель русских народных сказок Александр Афанасьев. Большую известность получили работы русского филолога и искусствоведа, знатока древнерусской литературы и фольклора академика Федора Буслаева. Предложенная Буслаевым классификация второстепенных членов предложения и типов придаточных почти полтора века сохраняется в школьном преподавании русского языка. Александр Афанасьев (1826-1871) русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед Федор Буслаев (1818-1897) российский лингвист, фольклорист, историк литературы и искусства, глава русской мифологической школы.

Изображение слайда
51

Слайд 51

Периодическая печать в пореформенной России Русское правительство, отменив в 1861 г. крепостное право, перешло к другим реформам: земской, судебной, военной и пр., в числе которых оказалась реформа печати. В 1865 г. в России принимается первый закон о печати, который не носил еще окончательного характера и назывался «Временные правила о печати». По своему содержанию реформа печати была либеральной – отменялась предварительная цензура для столичных (Санкт-Петербург, Москва) журналов и газет, книг объемом более 10 печатных листов. Это новшество не распространялось на сатирические издания с карикатурами и всю провинциальную печать. Общее наблюдение за периодической печатью передавалось из Министерства просвещения в Министерство внутренних дел (МВД). За МВД оставалось право давать разрешения на новые издания, утверждать редакторов, делать предостережения изданиям, при третьем предостережении журнал или газету могли закрыть на срок до шести месяцев. Устанавливалась ответственность печати перед судом. Реформа способствовала дальнейшему росту печати, особенно либерально-буржуазного толка.

Изображение слайда
52

Слайд 52

Революционная демократия постаралась возродить прогрессивную журналистику, и это ей удалось. Бывший редактор «Русского слова» Благосветлов с конца 1866 г. стал издавать демократический журнал «Дело», а редактор «Современника» Некрасов в 1868 г. приступил к изданию журнала «Отечественные записки ». Периодическая печать в пореформенной России В судьбе русской журналистики суровую роль сыграл 1866 год. В связи с покушением Дмитрия Каракозова на царя русское правительство перешло к политике особенно жесткой реакции: закрыло в 1866 г. два лучших прогрессивных журнала «Современник» и «Русское слово». Покушение Дмитрия Каракозова на Александра II. 1866 г. Дмитрий Каракозов (1840-1866)

Изображение слайда
53

Слайд 53

Окончательно сложился тип общественно-политического и литературного ежемесячника с развитым отделом публицистики, рассчитанного на мыслящих людей, интеллигенцию. Поэтому история подобных журналов тесно связана с историей общественной мысли. Определенная часть публицистов журналов и газет все чаще начинает обращаться к вопросам религиозно-нравственного порядка. Увеличивается коллегиальность в руководстве журналами, хотя персональная роль лидеров в журналистике сохраняется. Одновременно растет газетное дело, увеличивается число ежедневных изданий разного типа, обеспечивающих потребность в информации растущей аудитории. Периодическая печать в пореформенной России Журнал «Отечественные записки» за 1870 г. с публикацией «Истории одного города» Михаила Салтыкова-Щедрина

Изображение слайда
54

Слайд 54

Нужды революционного движения, вынудили русских революционеров уже в 1868 г. приступить к изданию ряда бесцензурных нелегальных революционных газет и журналов, сначала в эмиграции, а затем и в самой России. Таким образом, система русской печати стала еще более разветвленной и сложной. По-прежнему она складывалась из трех основных направлений: консервативно-монархического («Русский вестник», «Московские ведомости», «Гражданин» и др.), либерально-буржуазного («Вестник Европы», «Голос», «Санкт-Петербургские ведомости», «Русские ведомости» и др.) и демократического («Искра», «Отечественные записки», «Дело»). Периодическая печать в пореформенной России Журнал « Дело». 1869 год, февраль. Редакторы журналов отстаивают свои статьи. (1 – Николай Некрасов; 2 – Василий Курочкин ; 3 – Степан Громека ; 4 – Михаил Достоевский ). Карикатура Николая Степанова. «Искра», 1862, № 32.

Изображение слайда
55

Слайд 55

Санкт-Петербург. Дом на Литейном, где размещалась редакция журнала «Отечественные записки ».

Изображение слайда
56

Слайд 56

Лидирующую роль среди русских консервативных газет в 1870-е годы играли «Московские ведомости» Михаила Каткова, авторитет которого вырос благодаря патриотической позиции в 1863 г. во время польского восстания и во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. Катков открыто защищал интересы дворянства, монархии, резко порицал любые проявления свободомыслия, либерализма, осуждал социалистов-нигилистов, бунтующих крестьян и рабочих, требовал от правительства крутых мер. Газета «Новое время» преуспевающего журналиста-издателя Алексея Суворина также в период войны 1877-1878 гг. заметно увеличила круг своих читателей. Петербургская бюрократия, офицерство, значительная часть интеллигенции стали подписчиками этой газеты. Постоянная критика военного руководства, администрации, широкая внутренняя и иностранная информация, острая постановка некоторых нравственных проблем в статьях Розанова, интересная беллетристика благодаря участию Чехова создавали несомненный успех изданию. Розничная продажа, реклама способствовали росту тиража. Периодическая печать в пореформенной России Рекламная полоса «Нового времени» от 5 (17) мая 1896 с объявлением о первом представлении «движущейся фотографии» – синематографа в Петербурге

Изображение слайда
57

Слайд 57

Во время правления Александра III консервативная печать получала ощутимую поддержку (в том числе финансовую) со стороны правительства. В меньшей степени это относится к независимому Каткову, в большей – к Владимиру Мещерскому и его журналу «Гражданин». Периодическая печать в пореформенной России Михаил Катков (1817-1887) «Истинный либерализм есть сила, а не уступчивость. Он отрекается от произвольных мер для того, чтобы упрочить порядок и законность. Он допускает и лелеет свободу потому, что верит в ее животворящую силу, а не потому, что не чувствует в себе сил бороться с притязаниями, направленными против законного порядка, против основ государства и общества. Истинный либерализм не есть и мягкость, – мягкость ко всему, и к хорошему, и к дурному. Такая мягкость есть тот же произвол, только обращенный в другую сторону и еще более опасный чем произвол жестокости, потому что поощряет преимущественно дурное. От такой мягкости терпит законность; ею пользуются нарушители закона; истинно либеральные элементы общества она отвлекает от себя, отдавая их во власть элементов революционных» Михаил Катков. Московские ведомости. 14-VIII-1863, № 178.

Изображение слайда
58

Слайд 58

Русская художественная литература пореформенной эпохи развивалась под непосредственным и сильным воздействием общественных движений и общественной мысли этого времени. Литература пореформенной России Иван Тургенев (1818-1883) Передовая литература привлекала симпатии читателей своим демократическим и высокоморальным духом, стремлением ставить и решать вопросы общественной жизни и личной морали. Она отличалась пленительной художественной силой, яркостью и колоритностью образов, красочностью и меткостью языка. Иван Тургенев отобразил судьбы дворянской и разночинной интеллигенции 1840-1870-х годов в серии романов: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь». Роман «Отцы и дети». Издание 1880 г., Лейпциг, Германия

Изображение слайда
59

Слайд 59

М астером реалистического романа был Иван Гончаров, что отразилось в романах «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». Роман «Обломов» прозвучал как беспощадный приговор крепостнической России. Литература пореформенной России Иван Гончаров (1812-1891) Роман «Обломов». Первое издание. 1859 г.

Изображение слайда
60

Слайд 60

Федор Достоевский был непревзойденным мастером психологических, социально-философских романов – «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», «Братья Карамазовы». Уже после смерти, начиная с 1880-х годов Достоевский стал одним из популярнейших в мире авторов. Литература пореформенной России Фёдор Достоевский (1821-1881)

Изображение слайда
61

Слайд 61

К шедеврам мировой литературы принадлежат три романа великого писателя Льва Толстого : «Война и мир», «Анна Каренина», « Воскресенье». Толстому принадлежат автобиографическая трилогия (« Детство», «Отрочество», «Юность ») и «Севастопольские рассказы». Литература пореформенной России Лев Толстой (1828-1910) Записи из тетради-дневника Льва Толстого. 1891-1895 гг.

Изображение слайда
62

Слайд 62

Литература пореформенной России Заметное место в русской прозе занимали произведения Михаила Салтыкова-Щедрина, Николая Лескова. Ведущей фигурой демократической поэзии являлся Николай Некрасов. Его стихи, поэмы «Коробейники», «Мороз, красный нос», «Железная дорога», « Орина, мать солдатская», неоконченная поэма «Кому на Руси жить хорошо» развертывали картину народной жизни, труда и страданий. П оэты Афанасий Фет, Алексей Толстой создали прекрасные образцы лирической русской поэзии второй половины XIX в. Русская культура второй половины XIX в. литературоцентрична. Это значит, что художественная литература занимает центральное место в русской культуре, а остальные виды искусства – театр, музыка, кино, живопись и другие – в какой-то мере подчинены литературе. Литературные сюжеты и герои для русского человека важнее, чем сюжеты и герои других видов искусства. Важнейшие общественные проблемы поднимали в России также именно писатели. Литература пореформенной России оказалась тесно переплетена с общественно-политическим движением. Михаил Салтыков-Щедрин ( 1826-1889) редактор журнала «Отечественные записки»

Изображение слайда
63

Слайд 63

Тема «Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX века» Термины / понятия и др.: Учительская семинария * Классическая гимназия * Реальная гимназия * Реальное училище * Научная школа * Научное сообщество * «Процентная норма» * «Циркуляр о кухаркиных детях» * Математика * Химия * Физиология * Медицина * Периодический закон * Лошадь Пржевальского * Лингвистика Названия газет и журналов: «Русский вестник» * «Московские ведомости» * «Отечественные записки» * «Современник» Имена : Императоры: Александр II * Александр III * Николай II * Министры народного просвещения: Александр Головнин * Дмитрий Толстой * Иван Делянов * Николай Боголепов * Математика: Пафнутий Чебышев * Софья Ковалевская * Андрей Марков * Физиология: Илья Мечников * Иван Павлов * Иван Сеченов * Химия: Александр Бутлеров * Дмитрий Менделеев * Физика: Александр Столетов * Изобретатели: Павел Яблочков * Александр Лодыгин * Александр Попов * Константин Циолковский * Самолетостроение : Александр Можайский * Николай Жуковский * Путешественники: Николай Пржевальский * Петр Семенов-Тян-Шанский * Николай Миклухо-Маклай Филология: Алексей Шахматов * Владимир Даль * История: Сергей Соловьев * Василий Ключевский * Михаил Катков * Михаил Стасюлевич * Публицистика: Михаил Катков * Алексей Суворин * Проза, театральная драматургия: Михаил Салтыков-Щедрин * Иван Тургенев * Иван Гончаров * Лев Толстой * Федор Достоевский * Александр Островский * Антон Чехов * Поэзия: Николай Некрасов * Федор Тютчев * Афанасий Фет *

Изображение слайда
64

Слайд 64

1851 Начало публикации «Истории с древнейших времен» Соловьева 1861 Первое издание толкового словаря Даля 1897 Всеобщая перепись населения 1886 Введение «процентной нормы» для евреев 1887 Циркуляр «о кухаркиных детях» 1888 Открытие Томского университета 1862-1866 Александр Головнин 1866-1880 Дмитрий Толстой 1882-1897 Иван Делянов 1850-е 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1825-1855 Николай I 1860-е 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1870-е 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1880-е 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1890-е 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1900-е 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 19.2.1861 Отмена крепостного права в России 1855-1881 Александр II 1881-1894 Александр III 1894-1917 Николай II 1864 Земская реформа 1898-1901 Николай Боголепов Министры народного просвещения в 1861-1901 гг. Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX века 1863 Новый университетский устав 1864 Положение о начальных народных училищах. Новый устав гимназий 1865 Основание Одесского университета 1871 Реформа среднего образования Дмитрия Толстого 1872 Преобразование реальных гимназий в реальные училища 1861 Доклад Бутлерова «О химическом строении вещества » 1867-1885 Экспедиции Николая Пржевальского в Среднюю Азию 1869 Открытие периодического закона Менделеева 1855-1857 Экспедиция Семенова Тян-Шанского на Алтай 1862 Арест Чернышевского 1866 Закрытие «Современника» 1872 Преобразование реальных гимназий в реальные училища

Изображение слайда
65

Последний слайд презентации: Просвещение, наука, периодическая печать и литература во второй половине XIX

Северное море Черное море 1916 1805 1755 1819 1802 1803 1816 1834 1865 1805 Балтийское море Финский залив Азовское море Средиземное море Бискайский залив Тирренское море Адриатическое море Ионическое море Эгейское море Афины Смирна Анкара Конья Караман Кайсери Самсун Синоп Эдирне Пловдив Скопье Салоники Дуррес Османская империя Греция Мраморное море Стамбул Ниш Дубровник Темешвар Баня Лука Сплит Загреб Прешбург Кошице Грац София Бухарест Белград Будапешт Вена Львов Краков Брно Острава Будвейс Плзень Прага Линц Зальцбург Инсбрук Больцано Любляна Триест Сараево Босния Хорватия Словения Австрия Галиция Чехия Словакия Венгрия Дунай Днестр Дунай Румыния Болгария Сербия Черногория Австро-Венгрия Россия Германия Дания Швеция Швейцария Норвегия Ирландия Португалия Франция Италия Голландия Бельгия Великобритания Люкс. Венеция Милан Турин Генуя Флоренция Болонья Неаполь Перуджа Бари Палермо Рим Днепр О-в Корсика О-в Сардиния О-в Сицилия Висла Западная Двина Волга Одер Эльба Везер Рейн Сена Луара По Мемель Кенигсберг Данциг Познань Гановер Киль Любек Гамбург Торунь Магдебург Дрезден Эрфурт Франкфурт Кельн Нюрнберг Мец Страсбург Мюнхен Берлин Копенгаген Гетеборг Мальмё Осло Стокгольм Белосток Варшава Лодзь Люблин Вильнюс Минск Рига Псков Таллин Новгород Смоленск Тверь Хельсинки Вологда Ярославль Нижний Новгород Владимир Казань Орел Воронеж Москва Самара Уфа Саратов Харьков Севастополь Одесса Санкт-Петербург Берн Париж Лондон Брюссель Амстердам Гронинген Кале Норвич Ноттингем Суонси Кембридж Йорк Ливерпуль Ньюкасл Эдинбург Глазго Бирмингем Белфаст Дублин Лимерик Корк Плимут Абердин Берген Ла-Манш Дижон Орлеан Шербурн Ла Рошель Пуатье Гавр Кан Виши Бордо Тулуза Гренобль Лион Авиньон Ницца Марсель Тулон Лерида Тортоса Памплона Сарагоса Бильбао Вальядолид Сеговиа Валенсия Барселона Аликанте Гранада Картахена Кордова Малага Кадис Бадахос Толедо Севилья Танжер Порту Лиссабон Мадрид Мелилья Фес Маракеш Оран Тлемсен Беджая Аннаба Алжир (Франц.) Марокко Тунис Касабланка Алжир Тунис Сиракузы Мессина Финляндия Польша Рижский залив Гаронна Рона Тахо Гвадиана Гвадалкивир Дуэро Эбро Атлантический океан Эльзас-Лотарингия Бессарабия Волга Пермь Дерпт Киев 1888 + Университет в Томске 11 32 28 18 10 Испания Принятие законов о всеобщем образовании в странах Европы : 1763 - Пруссия 1774 – Австрия 1814 – Дания 1842 – Швеция 1848 – Норвегия 1852-1900 – США 1872 – Япония 1877 – Италия 1880 – Великобритания 1882 - Франция Количество университетов в России и в европейских странах в начале 20 века. Карта.

Изображение слайда