Презентация на тему: Просечной металл. Чеканка

Просечной металл. Чеканка.
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
Просечной металл. Чеканка
1/31
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 9)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (6431 Кб)
1

Первый слайд презентации: Просечной металл. Чеканка

Изображение слайда
2

Слайд 2

Художественная обработка листового металла известна с глубокой древности. Во многих музеях сохранились металлические изделия мастеров Древнего мира, Средневековья. Прежде всего следует назвать скифское искусство художественной обработки металла, относящееся к VII-IV вв. до н. э. Широко были распространены художественные работы с металлом и на территории нашей страны.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Наиболее простой считается техника просечного металла (другие названия этого искусства — просечная чеканка, просечное железо). Просечным металлом в старину обивали деревянные ларцы, шкатулки и сундуки.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Также украшали свесы кровли, дымники, венчающие печные трубы, флюгеры, подсвечники и накладки на замочные скважины.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Чтобы повысить выразительность просечного металла, под него иногда подкладывали цветной тканевый фон, чаще всего красный. Иногда этот фон покрывали сверху прозрачными пластинами слюды, на которую уже крепили металлический узор. Такой декор применён, например, русскими мастерами при изготовлении массивных дверей Успенского собора в Ростове Великом.

Изображение слайда
6

Слайд 6

В настоящее время технику просечного металла можно применить для украшения садовых домов, беседок, навесов, ограждений балконов. Внутри помещения это может быть рамка для зеркала, светильник, вешалка, декоративное панно и т. п.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Для изготовления художественных изделий в технике просечного металла используют листовую медь, латунь, бронзу, алюминий или жесть.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Работу начинают с правки заготовки из листового металла. Затем выполняют разметку рисунка. Для этого на заготовку кладут копировальную бумагу, а сверху — рисунок композиции. Твёрдым карандашом или шариковой авторучкой без пасты рисунок переводят на пластину. Чтобы оставшиеся от копировальной бумаги следы рисунка не осыпались, их осторожно покрывают прозрачным лаком. Для более надёжной разметки полученные линии слегка обводят чертилкой.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Готовый рисунок на листовом металле толщиной более 1 мм просекают зубилами с прямым и полукруглым лезвием на стальной плите. Рисунок на жести просекают сечками — стамесками с плоским, полукруглым и желобчатым лезвием. При этом металлический лист кладут на торец массивного отрезка берёзового ствола, называемого топчаном. Для просекания мелких ажурных узоров жесть укладывают на свинцовую плиту.

Изображение слайда
10

Слайд 10

При выпиливании замкнутых контуров в металле предварительно проделывают (сверлят) отверстия. Если размеры контуров небольшие, то их опиливают (расширяют) до нужных размеров надфилями. Для контуров сложной формы и большой протяжённости используют специальный инструмент — слесарный лобзик

Изображение слайда
11

Слайд 11

Слесарный лобзик представляет собой облегчённую ножовку с тонкой пилкой. Зубья лобзиковых пилок направлены к ручке, поэтому пилят лобзиком сверху вниз, если пластина лежит горизонтально. Приёмы работы слесарным лобзиком аналогичны приёмам работы столярным лобзиком при выпиливании изделий из фанеры. При выпиливании контуров в листовом металле также пользуются выпиловочным столиком. Заготовку необходимо придерживать свободной рукой на месте, чтобы при работе она не подскакивала. Следует всегда начинать выпиливать не с внешнего контура рисунка, а с внутренних элементов.

Изображение слайда
12

Слайд 12

При выпиливании очень тонкого металла (до 1 мм) лучше поместить его между двумя фанерками, скрепив их между собой по углам, и выпиливать всё вместе. После того как все контуры выпилены, острые кромки зачищают напильниками или надфилями. Затем поверхность изделия шлифуют сначала крупнозернистой, а затем мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Для получения зеркального блеска поверхность протирают куском войлока или сукна с нанесенной на него абразивной пастой (например, пастой ГОИ). Шлифованную и полированную поверхность металла можно покрывать стойкими химическими соединениями, образующими на металле плёнки, окрашенные в различные цвета (эту операцию выполняет только учитель). Завершают работу лакированием поверхности.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Готовый узор монтируют на изделии (например, шкатулке) мелкими гвоздиками, которые тоже могут служить дополнительными декоративными элементами. Чтобы рисунок выглядел более выразительно, под него можно подложить цветной фон.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Чеканка — ещё один способ художественной обработки металла. Он заключается в том, что на заготовку наносят неглубокий рельеф ударами молотка по специальному инструменту — чекану. Чеканка может представлять плоскорельефное, рельефное и объёмное изображение.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Чеканка была известна ещё в Древнем Египте, античных Греции и Риме. Высокого совершенства чеканка достигла в русском искусстве XV-XVII вв., а также в произведениях уральских мастеров XVIII и XIX вв..

Изображение слайда
16

Слайд 16

Сегодня чеканные панно применяются в оформлении интерьеров зданий, станций метрополитена, изготовлении памятных досок и т. д.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Чеканку выполняют на листовом металле толщиной 0,3...1,5 мм. Чаще всего используют медные, латунные, алюминиевые листы, а также листы из мягкой отожжённой стали. Для некоторых простых декоративных изделий можно применять листовую кровельную сталь (кровельное железо).

Изображение слайда
18

Слайд 18

В прошлом для чеканки ювелирных изделий и церковной утвари применяли драгоценные металлы — золото, серебро и их сплавы.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Основными инструментами для чеканки являются чеканы, которые представляют собой стальные стержни особой формы длиной 120... 170 м). С помощью расходника на металле воспроизводят контур рисунка, обводя его более или менее чёткой сплошной линией. Лощатники служат для выравнивания плоских поверхностей, а бобошники — для получения полукруглых форм при чеканке. Чеканы: а – конструкция, б – расходники, в – лощатники, г – бобошники.

Изображение слайда
20

Слайд 20

При работе чекан держат в рабочей руке тремя пальцами, опираясь безымянным пальцем (мизинец остаётся свободным). Локоть должен быть на весу, что обеспечивает подвижность руки. Чекан держат не строго вертикально, а слегка наклоняют назад, поэтому при ударе молотком чекан продвигается вперёд. В другой руке держат молоточек, которым наносят лёгкие частые удары по чекану, продвигая его.

Изображение слайда
21

Слайд 21

При выполнении крупных глубоких рельефов или выравнивании фонов применяют деревянные чеканы. Их изготовляют из твёрдых пород дерева — граба, бука или дуба. Ударную часть деревянного чекана тщательно выравнивают напильником с мелкой насечкой. Затем обрабатывают шлифовальной шкуркой.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Из всех разновидностей плоскорельефной чеканки наиболее выразительная и простая в изготовлении — расходка с опусканием фона. Выполняется она в несколько этапов. На первом этапе на листе бумаги делают рисунок в натуральную величину без теней. Для приклеивания рисунка на металл с каждой его стороны оставляют поля по 30...40 мм (рис. а).

Изображение слайда
23

Слайд 23

Второй этап состоит в подготовке металлической пластины. Её вырезают ножницами по металлу с таким расчётом, чтобы на ней свободно размещался весь рисунок и по всему контуру оставался небольшой свободный край (поля) шириной 25...40 мм. Эти поля будут нужны, если потребуется уточнить рисунок или отогнуть (отбортовать) кромки. За эти поля берутся щипцами при отжиге пластины. Отрезанную заготовку кладут на правйльную плиту и выравнивают лёгкими ударами киянки. Иногда на лист особенно мягкого металла кладут ровную доску и по ней наносят удары молотком.

Изображение слайда
24

Слайд 24

На третьем этапе переводят изображение рисунка на металлическую пластину. Для этого её поверхность с помощью кисти или ватного тампона покрывают акварельными белилами или светлой тушью, в которую добавляют немного столярного клея. После высыхания краски на неё кладут копировальную бумагу, а сверху — рисунок, края которого приклеивают к металлу или крепят обыкновенными канцелярскими скрепками. Рисунок обводят шариковой ручкой со стержнем без пасты. Чтобы готовый рисунок на металле при работе не стирался, его покрывают лаком.

Изображение слайда
25

Слайд 25

На четвёртом этапе выполняют расходку рисунка. Для этого листовую заготовку укладывают на лист плотной резины и чеканом-расходником обводят контуры рисунка сплошной линией. Все повороты, изгибы контура проходят более частыми ударами и с большим наклоном чекана внутрь закругления. После расходки рисунок становится хорошо видным и с лицевой, и с обратной стороны.

Изображение слайда
26

Слайд 26

Пятым этапом является опускание фона вокруг рисунка с помощью чеканов-лощатников. Эту работу можно выполнять на металлической плите. Следы лощатника как бы очерчивают контур рисунка. Рисунок начинает выступать, несколько возвышаясь над осаженным фоном. Если рисунок несложный и не требует уточнения (подъёма) рельефа, приступают к выравниванию всех участков фона, чтобы они лежали в одной плоскости, для этого их простукивают лощатником по стальной плите, особенно около границ выпуклых участков рисунка.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Если предстоит дальнейшая работа с рельефом, то выполняют термическую обработку заготовки, так как пластина после множества ударов чеканами теряет пластичность. Для восстановления её пластичности проводят отжиг в муфельной печи. Остывшая пластина будет покрыта тёмным налётом — окалиной. Для её удаления металлическую поверхность промывают в 10-15 %-м растворе кислот — соляной и серной. Осветлённую пластину промывают водой и сушат. Алюминиевую пластину можно не отжигать.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Следующим этапом (если это предусмотрено рисунком) является подъём рельефа. Рельеф выколачивают чеканом-бобошником с обратной стороны пластины на резиновой подкладке. При этом важно, чтобы металл тянулся и не рвался. Готовое чеканное изделие при необходимости шлифуют шкуркой и полируют выпуклые участки абразивной пастой ГОИ.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Завершающим этапом является цветовая декоративная отделка — патинирование изделия. Наиболее удобными считаются «нехимические» способы патинирования. Цветные защитные плёнки на стальных изделиях можно получить нагреванием металла на электроплитке с закрытой спиралью. На диск плитки укладывают массивную (толщиной 5...8 мм) пластину металла, а сверху — готовое изделие-чеканку. По мере нагревания изделие будет покрываться красивыми и чистыми цветовыми плёнками. Сначала появится соломенно-жёлтый цвет (при температуре нагрева 220 °С), затем золотисто-жёлтый (при 230 °С) и т. д. Цвета переходят один в другой постепенно. Можно остановиться на любом оттенке, достаточно снять изделие с плитки. подложках.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Поверхность чеканной пластины надолго сохраняет блеск, если её покрыть лаком. Лак наносят кистью ровным и тонким слоем. Готовые чеканные декоративные пластины (рис. б) можно закрепить на специально подготовленных деревянных подложках.

Изображение слайда
31

Последний слайд презентации: Просечной металл. Чеканка

Домашнее задание 1. Изучите § 26, 27 учебника.

Изображение слайда