Презентация на тему: ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЧИ ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЧИ ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ
АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА НАУЧЕНИЯ
Теории научения в психологии исходят из двух основных положений:
Закономерности изучения
Три основные теории научения
Условный рефлекс. И.П.Павлов
Оперантный бихевиоризм. Б.Скиннер
Теория социального научения. А.Бандура
ГЛОССАРИЙ
Список литературы и интернет ресурсов
1/10
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 15)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (72 Кб)
1

Первый слайд презентации: ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЧИ ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ

Подготовили: Султанова Арина Гасымова Сабина Бабамурадова Умида ПО_ФО 1803

Изображение слайда
2

Слайд 2: АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА НАУЧЕНИЯ

Психологические понятия -  научение, обучение, учение  описывают широкий круг явлений, связанных с приобретением опыта, знаний, навыков, умений в процессе  активного взаимоотношения  субъекта с предметным и социальным миром - в поведении, деятельности, общении. Когда речь идет о  научении, то исследователь имеет в виду такие аспекты этого процесса как: постепенность изменения; роль упражнения; специфику научения по сравнению с врожденными особенностями индивида. Обычно термины  обучение  и  учение  обозначают  процесс  приобретения индивидуального опыта, а термин " научение " описывает  и сам   процесс, и его  результат.           Итак,  научение  (обучение, учение) - процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Изменение психологических структур, которое происходит в результате этого процесса, обеспечивает возможность дальнейшего совершенствования деятельности.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Теории научения в психологии исходят из двух основных положений:

Всякое поведение усваивается в процессе научения. В целях соблюдения научной строгости при проверке гипотез необходимо соблюдать принцип объективности данных. В качестве переменных, которыми можно манипулировать, выбираются внешние причины (пищевое вознаграждение), в отличие от «внутренних» переменных в психодинамическом направлении (инстинкты, защитные механизмы,  Я-концепция ), которыми манипулировать нельзя.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Закономерности изучения

Закон готовности: чем сильнее потребность, тем успешнее научение. Закон эффекта: поведение, которое приводит к полезному действию, вызывает снижение потребности и поэтому будет повторяться. Закон упражнения: при прочих равных условиях повторение определенного действия облегчает совершение поведения и приводит к более быстрому выполнению и снижению вероятности ошибок. Закон недавности : лучше заучивается тот материал, который предъявляется в конце серии. Этот закон противоречит эффекту первичности - тенденции к лучшему заучиванию материала, который предъявляется в начале процесса научения. Противоречие устраняется при формулировке закона «эффект края». U-образная зависимость степени заученности материала от его места в процессе научения отражает этот эффект и называется «позиционной кривой». Закон соответствия: существует пропорциональное отношение между вероятностью ответа и вероятностью подкрепления.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Три основные теории научения

теория классического обусловливания   И.П. Павлова ; теория оперантного обусловливания   Б.Ф. Скиннера ; теория социального научения   А. Бандуры.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Условный рефлекс. И.П.Павлов

В начале 1900-х годов русский физиолог И.П.Павлов провел серию опытов на собаках, продемонстрировав механизм условного рефлекса. У голодной собаки при виде еды выделяется слюна. Во время каждого кормления звучал звонок, и в конце концов слюна у собаки начинала выделяться при одном только звуке, поскольку она была приучена соотносить звонок с появлением пищи. Выделение слюны при виде пищи - это безусловный рефлекс, а выделение слюны по звонку - результат научения, или условный рефлекс. Открытие Павлова, названное классическим обусловливанием, оставило столь глубокий след в психологии, что выработка условного рефлекса стала едва ли не синонимом научения. Павлов обнаружил также, что некоторые условные рефлексы могут распространяться на смежные области (генерализация); с другой стороны, можно выработать способность тонко различать (дифференцировать) сходные стимулы.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Оперантный бихевиоризм. Б.Скиннер

Следуя тому же направлению, американский бихевиорист Б.Скиннер выделил в дополнение к классическому обусловливанию, которое он обозначил как респондентное, второй тип обусловливания - оперантное обусловливание. Оперантное научение имеет в своей основе активные действия ("операции") организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Теория социального научения. А.Бандура

Альберт Бандура - наиболее известный представитель теоретиков социального научения, основное внимание уделял феномену научения через наблюдение. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами: внимание, сохранение, моторно-репродуктивные и мотивационные процессы. Человек может научиться многому через наблюдение, если он обратит внимание на характерные черты поведения модели и правильно поймет их. Процесс сохранения, вовлеченный в научение через наблюдение, касается долговременной репрезентации в памяти того, что наблюдалось когда-то. Моторно-репродуктивные процессы - это перевод информации, символически закодированной в памяти в соответствующие действия. Мотивационный процесс касается переменных подкрепления. Эти переменные влияют на научение через наблюдение посредством контроля сигналов моделирования, на которые человек, скорее всего, обратит внимание, а также интенсивности, с которой он попытается перевести такое научение в открытое выполнение

Изображение слайда
9

Слайд 9: ГЛОССАРИЙ

Научение  - (обучение, учение) — процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Изменение психологических структур, которое происходит в результате этого процесса, обеспечивает возможность дальнейшего совершенствования деятельности. Генерализация  - условная реакция на первоначально нейтральный стимул распространяется и на другие стимулы, похожие на условный раздражитель (страх, возникший на конкретную собаку, затем распространяется на всех собак). Дифференцировка  - специфичная реакция на похожие стимулы, которые различаются по степени подкрепления (например, дифференцировка реакций на круг и эллипс). Классическое обусловливание  - это процесс, открытый И.П. Павловым, благодаря которому первоначально нейтральный стимул начинает вызывать реакцию из-за своей ассоциативной связи со стимулом, автоматически порождающим ту же самую или похожую реакцию. Оперантное обусловливание - то процесс, посредством которого характеристики реакции детерминируются последствиями этой реакции.

Изображение слайда
10

Последний слайд презентации: ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЧИ ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ: Список литературы и интернет ресурсов

Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М.: Когито-Центр, 2000. 350 с. Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии: Тексты. М., 1986. С. 60-82. https://www.psychologos.ru/articles/view/teorii-naucheniya

Изображение слайда