Презентация на тему: Программирование на языке Си

Реклама. Продолжение ниже
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
Программирование на языке Си
1/180
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 14)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1254 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Программирование на языке Си

© К.Ю. Поляков Введение Переменные Ввод и вывод Ветвления Сложные условия Циклы Циклы с условием Оператор выбора Отладка программ Графика Графики функций Процедуры Анимация Функции Случайные числа

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: Программирование на языке Си

Тема 1. Введение © К.Ю. Поляков

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3

3 Алгоритм Свойства алгоритма дискретность : состоит из отдельных шагов (команд) понятность : должен включать только команды, известные исполнителю (входящие в СКИ) определенность : при одинаковых исходных данных всегда выдает один и тот же результат конечность : заканчивается за конечное число шагов массовость : может применяться многократно при различных исходных данных корректность : дает верное решение при любых допустимых исходных данных Алгоритм – это четко определенный план действий для исполнителя.

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4

4 Программа Программа – это алгоритм, записанный на каком-либо языке программирования набор команд для компьютера Команда – это описание действий, которые должен выполнить компьютер. откуда взять исходные данные? что нужно с ними сделать? куда поместить результат?

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5

5 Языки программирования Машинно-ориентированные (низкого уровня) - каждая команда соответствует одной команде процессора (ассемблер) Языки высокого уровня – приближены к естественному (английскому) языку, легче воспринимаются человеком, не зависят от конкретного компьютера для обучения : Бейсик, ЛОГО, Паскаль профессиональные : Си, Фортран, Паскаль для задач искусственного интеллекта : Пролог, ЛИСП для Интернета : JavaScript, Java, Perl, PHP, ASP

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6

6 Язык Си 197 2-1974 – Б. Керниган, Д. Ритчи высокая скорость работы программ широта возможностей стал основой многих современных языков (С++, С #, Javascript, Java, ActionScript, PHP ) большая вероятность допустить ошибку, которая не обнаруживается автоматически

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7

7 Простейшая программа main() { } главная (основная) программа всегда имеет имя main начало программы «тело» программы (основная часть) конец программы Что делает эта программа? ?

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8

8 Что происходит дальше? main() { } first. cpp исходный файл first. o транслятор ЪБzЦ2?|ё3БКа n/36ШпIC+И- ЦЗ_5МyРЧб s6bд^:/@:лЖ1_ объектный файл стандартные функции редактор связей ( компоновка ) MZPо:ЄPэ_еЗ "!_ `кn,ЦbЄ-Щр1 G_БАC, _ Ощях ¤9жФ first. exe исполняемый файл по исходному файлу можно восстановить остальные исполняемый файл можно запустить ! текст программы на Си или Си++

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9

9 Вывод текста на экран #include < stdio.h > main() { printf (" Привет! "); } include = включить файл stdio.h : описание стандартных функций ввода и вывода вызов стандартной функции printf = print format ( форматный вывод ) этот текст будет на экране

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10

10 Как начать работу? здесь мы набираем программу сообщения об ошибках Открыть Новый Сохранить Закрыть

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
11

Слайд 11

11 Оболочка Dev C ++ 4.9 IDE = Integrated Development Environment интегрированная среда разработки: текстовый редактор для создания и редактирования текстов программ транслятор для перевода текстов программ на Си и Си++ в команды процессора компоновщик для создания исполняемого файла ( EXE- файла), подключаются стандартные функции отладчик для поиска ошибок в программах

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12

12 Управление клавишами Новый файл (Создать) Ctrl+N Открыть файл Ctrl+O Сохранить файл Ctrl+S Закрыть окно с программой Ctrl-F4 Запуск программы F9 Отменить Ctrl-Z Восстановить отмененное Shift-Ctrl-Z

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/8
13

Слайд 13

13 Где ошибки? 2 x ЛКМ эта ошибка обнаружена здесь! Ошибка может быть в конце предыдущей строки! !

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
14

Слайд 14

14 Наиболее «популярные» ошибки xxx.h : No such file or directory не найден заголовочный файл 'xxx.h' (неверно указано его имя, он удален или т.п.) 'xxx‘ undeclared (first use this function) функция или переменная ' xxx ' неизвестна missing terminating " character не закрыты кавычки " expected ; нет точки с запятой в конце оператора в предыдущей строке expected } не закрыта фигурная скобка

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15

15 Ждем нажатия любой клавиши #include < stdio.h > #include < conio.h > main() { printf (" Привет! "); // вывод на экран /* ждать нажатия клавиши */ } файл conio.h : описание функций для работы с клавиатурой и монитором ждать нажатия на любую клавишу комментарий до конца строки комментарий между /* и */ getch();

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16

16 Переход на новую строку #include < stdio.h > #include < conio.h > main() { printf (" Привет, \ n Вася! "); getch (); } Привет, Вася! на экране: последовательность \n (код 10) переход на новую строку \ n

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17

17 Задания «4»: Вывести на экран текст "лесенкой" Вася пошел гулять «5»: Вывести на экран рисунок из букв Ж ЖЖЖ ЖЖЖЖЖ ЖЖЖЖЖЖЖ HH HH ZZZZZ

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18: Программирование на языке Си

Тема 2. Переменные © К.Ю. Поляков

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19

19 Что такое переменная? Переменная – это ячейка в памяти компьютера, которая имеет имя и хранит некоторое значение. Значение переменной может меняться во время выполнения программы. При записи в ячейку нового значения старое стирается. Типы переменных int – целое число ( 4 байта) float – вещественное число, floating point (4 байта) char – символ, character (1 байт)

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20

20 Имена переменных Могут включать латинские буквы ( A-Z, a-z) знак подчеркивания _ цифры 0-9 НЕ могут включать русские буквы пробелы скобки, знаки +, =, !, ? и др. Имя не может начинаться с цифры! ! Какие имена правильные? AXby R&B 4Wheel Вася “PesBarbos” TU154 [QuQu] _ABBA A+B

Изображение слайда
1/1
21

Слайд 21

21 Объявление переменных Объявить переменную = определить ее имя, тип, начальное значение, и выделить ей место в памяти. main() { int a; float b, c; int Tu104, Il86=23, Yak42; float x=4.56, y, z; char c, c2='A', m; } Если начальное значение не задано, в этой ячейке находится «мусор»! ! целая переменная a вещественные переменные b и c целые переменные Tu104, Il86 и Yak42 Il86 = 23 вещественные переменные x, y и z x = 4,56 · целая и дробная части отделяются точкой символьные переменные c, c2 и m c2 = 'A'

Изображение слайда
1/1
22

Слайд 22

22 Оператор присваивания Оператор – это команда языка программирования высокого уровня. Оператор присваивания служит для изменения значения переменной или задания её начального значения (инициализации). Пример a = 5; x = a + 20; y = (a + x) * (x – a); ? a 5 5 ? x 5+20 25 ? y 600 30*20

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23

23 Оператор присваивания Общая структура: Арифметическое выражение может включать константы ( неизменные величины) имена переменных знаки арифметических операций: + - * / % вызовы функций круглые скобки ( ) умножение деление остаток от деления имя переменной = выражение ; куда записать что Для чего служат круглые скобки? ?

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24

24 main() { int a, b; float x, y; a = 5; 10 = x; y = 7, 8; b = 2.5; x = 2*(a + y); a = b + x; } Какие операторы неправильные? имя переменной должно быть слева от знака = целая и дробная часть отделяются точкой при записи вещественного значения в целую переменную дробная часть будет отброшена

Изображение слайда
1/1
25

Слайд 25

25 Особенность деления в Си При делении целых чисел остаток отбрасывается! ! main() { int a = 7; float x; x = a / 4 ; x = 4 / a; x = float(a) / 4 ; x = 1.*a / 4 ; } 1 0 1.75 1.75

Изображение слайда
1/1
26

Слайд 26

26 Сокращенная запись операций в Си полная запись сокращенная запись инкремент декремент a = a + 1; a++; a = a + b; a += b; a = a - 1; a--; a = a – b; a -= b; a = a * b; a *= b; a = a / b; a /= b; a = a % b; a %= b;

Изображение слайда
1/1
27

Слайд 27

27 Ручная прокрутка программы main() { int a, b; a = 5; b = a + 2; a = (a + 2)*(b – 3); b = a / 5; a = a % b; a++; b = (a + 14) % 7; } a b 5 7 28 5 3 4 4 ? ?

Изображение слайда
1/1
28

Слайд 28

28 Порядок выполнения арифмет. операций вычисление выражений в скобках умножение, деление, % слева направо сложение и вычитание слева направо 2 3 5 4 1 7 8 6 9 z = ( 5*a*c+3*(c-d))/a*(b-c)/ b; 2 6 3 4 7 5 1 12 8 11 10 9 x = ( a*a+5*c*c-d*(a+b))/((c+d)*(d-2*a));

Изображение слайда
1/1
29

Слайд 29: Программирование на языке Си

Тема 3. Ввод и вывод © К.Ю. Поляков

Изображение слайда
1/1
30

Слайд 30

30 Сложение двух чисел Задача. Ввести два целых числа и вывести на экран их сумму. Простейшее решение: #include < stdio.h > #include < conio.h > main() { int a, b, c; printf (" Введите два целых числа \n"); scanf ("% d%d ", &a, &b); c = a + b; printf ("% d \ n", c); getch (); } подсказка для ввода ввод двух чисел с клавиатуры вывод результата с переводом на следующую строку

Изображение слайда
1/1
31

Слайд 31

31 Ввод чисел с клавиатуры scanf ("%d%d", & a, & b); формат ввода scanf – форматный ввод адреса ячеек, куда записать введенные числа Формат – символьная строка, которая показывает, какие числа вводятся (выводятся). % d или % i – целое число % f – вещественное число % c – 1 символ %s – символьная строка 12 7652 a – значение переменной a &a – адрес переменной a ждать ввода с клавиатуры двух целых чисел (через пробел или Enter ), первое из них записать в переменную a, второе – в b

Изображение слайда
1/1
32

Слайд 32

32 Что неправильно? int a, b; scanf ("%d", a); scanf ("%d", &a, &b); scanf ("%d%d", &a); scanf ("%d %d", &a, &b); scanf ("%f%f", &a, &b); & a %d%d &a, &b убрать пробел %d%d

Изображение слайда
1/1
33

Слайд 33

33 Вывод чисел на экран printf ("%d", c); здесь вывести целое число это число взять из ячейки c printf (" Результат: %d", c); printf ("%d +% d=%d", a, b, c ); формат вывода список значений a, b, c printf ("%d +% d=%d", a, b, a+b ); арифметическое выражение

Изображение слайда
1/1
34

Слайд 34

34 Вывод целых чисел int x = 1234; printf ("%d", x); 1234 printf ("%9d", x); минимальное число позиций 1234 всего 9 позиций или " %i" или " %9i" 5 4

Изображение слайда
1/1
35

Слайд 35

35 Вывод вещественных чисел float x = 123.4567; printf ("%f", x); 123.456700 printf ("% 9.3 f", x); минимальное число позиций, 6 цифр в дробной части 123.456 всего 9 позиций, 3 цифры в дробной части printf ("%e", x); 1.234560e+02 стандартный вид: 1,23456 ·10 2 printf ("%10.2e", x); 1.23e+02 всего 10 позиций, 2 цифры в дробной части мантиссы

Изображение слайда
1/1
36

Слайд 36

36 Полное решение #include < stdio.h > #include < conio.h > main() { int a, b, c; printf (" Введите два целых числа \n"); scanf ("% d%d ", &a, &b); c = a + b; printf ("%d+%d=% d\n", a, b, c); getch (); } Протокол : Введите два целых числа 25 30 25+30=55 это выводит компьютер это вводит пользователь

Изображение слайда
1/1
37

Слайд 37

37 Блок-схема линейного алгоритма начало конец c = a + b; ввод a, b вывод c блок «начало» блок «ввод» блок «процесс» блок «вывод» блок «конец»

Изображение слайда
1/1
38

Слайд 38

38 Задания «4»: Ввести три числа, найти их сумму и произведение. Пример: Введите три числа: 4 5 7 4+5+7=16 4*5*7=140 «5»: Ввести три числа, найти их сумму, произведение и среднее арифметическое. Пример: Введите три числа: 4 5 7 4+5+7=16 4*5*7=140 (4+5+7) / 3 =5.33

Изображение слайда
1/1
39

Слайд 39: Программирование на языке Си

Тема 4. Ветвления © К.Ю. Поляков

Изображение слайда
1/1
40

Слайд 40

40 Разветвляющиеся алгоритмы Задача. Ввести два целых числа и вывести на экран наибольшее из них. Идея решения: надо вывести на экран первое число, если оно больше второго, или второе, если оно больше первого. Особенность: действия исполнителя зависят от некоторых условий ( если … иначе … ). Алгоритмы, в которых последовательность шагов зависит от выполнения некоторых условий, называются разветвляющимися.

Изображение слайда
1/1
41

Слайд 41

41 Вариант 1. Блок-схема начало max = a; ввод a,b вывод max a > b? max = b; конец да нет полная форма ветвления блок «решение» Если a = b? ?

Изображение слайда
1/1
42

Слайд 42

42 Вариант 1. Программа main() { int a, b, max; printf (" Введите два целых числа \n"); scanf ("% d%d ", & a, & b ); if (a > b) { } else { } printf (" Наибольшее число % d\n", max); } max = a ; max = b ; полная форма условного оператора

Изображение слайда
1/1
43

Слайд 43

43 Условный оператор if ( условие ) { // что делать, если условие верно } else { // что делать, если условие неверно } Особенности: вторая часть ( else …) может отсутствовать (неполная форма) если в блоке один оператор, можно убрать { }

Изображение слайда
1/1
44

Слайд 44

44 Что неправильно? if a > b { a = b; } else b = a; if ( a > b ) { a = b; else b = a; if ( a > b ) else b = a; if ( a > b ) a = b; c = 2*a; else b = a; } ( ) } { a = b;

Изображение слайда
1/1
45

Слайд 45

45 Вариант 2. Блок-схема неполная форма ветвления начало max = a; ввод a,b вывод max max = b; конец да нет b > a?

Изображение слайда
1/1
46

Слайд 46

46 Вариант 2. Программа main() { int a, b, max; printf(" Введите два целых числа \n"); scanf("%d%d", &a, &b ); max = a; if (b > a) printf(" Наибольшее число %d", max); } max = b ; неполная форма условного оператора

Изображение слайда
1/1
47

Слайд 47

47 main() { int a, b, max; printf (" Введите два целых числа \n"); scanf ("% d%d ", &a, &b ); max = b; if ( ??? ) ??? printf (" Наибольшее число %d", max); } Вариант 2Б. Программа max = a; a > b

Изображение слайда
1/1
48

Слайд 48

48 Задания «4»: Ввести три числа и найти наибольшее из них. Пример: Введите три числа: 4 15 9 Наибольшее число 15 «5»: Ввести пять чисел и найти наибольшее из них. Пример: Введите пять чисел: 4 15 9 56 4 Наибольшее число 5 6

Изображение слайда
1/1
49

Слайд 49: Программирование на языке Си

Тема 5. Сложные условия © К.Ю. Поляков

Изображение слайда
1/1
50

Слайд 50

50 Сложные условия Задача. Фирма набирает сотрудников от 25 до 40 лет включительно. Ввести возраст человека и определить, подходит ли он фирме (вывести ответ «подходит» или «не подходит» ). Особенность: надо проверить, выполняются ли два условия одновременно. Можно ли решить известными методами ? ?

Изображение слайда
1/1
51

Слайд 51

51 Вариант 1. Алгоритм начало ввод x ' подходит ' конец да нет x >= 25? да нет x < = 40? ' не подходит ' ' не подходит '

Изображение слайда
1/1
52

Слайд 52

52 Вариант 1. Программа main() { int x; printf(" Введите возраст \n"); scanf("%d", &x); if (x >= 25) if (x <= 40) printf(" Подходит "); else printf(" Не подходит "); else printf(" Не подходит "); }

Изображение слайда
1/1
53

Слайд 53

53 Вариант 2. Алгоритм начало ввод x ' подходит ' да нет x >= 25 и x <= 40? ' не подходит ' конец

Изображение слайда
1/1
54

Слайд 54

54 Вариант 2. Программа main() { int x; printf(" Введите возраст \n"); scanf("%d", &x); if ( x >= 25 && x <= 40 ) printf(" Подходит "); else printf(" Не подходит "); } сложное условие

Изображение слайда
1/1
55

Слайд 55

55 Сложные условия Сложное условие – это условие, состоящее из нескольких простых условий (отношений), связанных с помощью логических операций : ! – НЕ ( not, отрицание, инверсия) && – И ( and, логическое умножение, конъюнкция, одновременное выполнение условий) || – ИЛИ ( or, логическое сложение, дизъюнкция, выполнение хотя бы одного из условий) Простые условия (отношения) < <= > >= == != равно не равно

Изображение слайда
1/1
56

Слайд 56

56 Сложные условия Порядок вычисления сложных условий: выражения в скобках ! (НЕ, отрицание) <, <=, >, >= = =, != && ( И) || ( ИЛИ) Пример: 2 1 6 3 5 4 if ( ! (a > b) || c != d && b == a) { ... }

Изображение слайда
1/1
57

Слайд 57

57 Истинно или ложно при a = 2; b = 3; c = 4; ! (a > b) a < b && b < c !(a >= b) || c == d a < c || b < c && b < a a > b || !(b < c) Для каких значений x истинны условия: x < 6 && x < 10 x < 6 && x > 10 x > 6 && x < 10 x > 6 && x > 10 x < 6 || x < 10 x < 6 || x > 10 x > 6 || x < 10 x > 6 || x > 10 Сложные условия 1 1 0 (- , 6)  (6, 10) (10, ) (- , 10) (- , 6)  (10, ) (- , ) (6, ) x < 6 x > 10 x < 10 x > 6 1 1

Изображение слайда
1/1
58

Слайд 58

58 Задания «4»: Ввести номер месяца и вывести название времени года. Пример: Введите номер месяца: 4 весна «5»: Ввести возраст человека (от 1 до 150 лет) и вывести его вместе с последующим словом «год», «года» или «лет». Пример: Введите возраст: Введите возраст: 24 57 Вам 24 года Вам 57 лет

Изображение слайда
1/1
59

Слайд 59: Программирование на языке Си

Тема 6. Циклы © К.Ю. Поляков

Изображение слайда
1/1
60

Слайд 60

60 Циклы Цикл – это многократное выполнение одинаковой последовательности действий. цикл с известным числом шагов цикл с неизвестным числом шагов (цикл с условием) Задача. Вывести на экран квадраты и кубы целых чисел от 1 до 8 (от a до b ). Особенность: одинаковые действия выполняются 8 раз. Можно ли решить известными методами ? ?

Изображение слайда
1/1
61

Слайд 61

61 Алгоритм начало i, i2, i3 конец нет да i <= 8? i = 1; i = i + 1; i2 = i * i; i3 = i2 * i; задать начальное значение переменной цикла проверить, все ли сделали вычисляем квадрат и куб вывод результата перейти к следующему i

Изображение слайда
1/1
62

Слайд 62

62 Алгоритм ( с блоком «цикл») начало i, i2, i3 конец i2 = i * i; i3 = i2 * i; i = 1,8 блок «цикл» тело цикла

Изображение слайда
1/1
63

Слайд 63

63 Программа main() { int i, i2, i3; for (i=1; i<=8; i++) { i2 = i*i; i3 = i2*i; printf("%4d %4d %4d\n", i, i2, i3); } } for (i=1; i<=8; i++) { i2 = i*i; i3 = i2*i; printf("%4d %4d %4d\n", i, i2, i3); } переменная цикла начальное значение конечное значение изменение на каждом шаге: i=i+1 ровные столбики цикл работает, пока это условие верно цикл начало цикла конец цикла заголовок цикла for (i=1; i<=8; i++) i2 = i*i; i3 = i2*i; printf("%4d %4d %4d\n", i, i2, i3); тело цикла

Изображение слайда
1/1
64

Слайд 64

64 Цикл с уменьшением переменной Задача. Вывести на экран квадраты и кубы целых чисел от 8 до 1 (в обратном порядке). Особенность: переменная цикла должна уменьшаться. Решение: for ( ) { i2 = i*i; i3 = i2*i; printf("%4d %4d %4d\n", i, i2, i3); } i = 8; i >= 1; i --

Изображение слайда
1/1
65

Слайд 65

65 Цикл с переменной for ( начальные значения ; условие продолжения цикла ; изменение на каждом шаге ) { // тело цикла } Примеры: for (a = 2; a < b; a+=2) {... } for (a = 2, b = 4; a < b; a+=2) {... } for (a = 1; c < d; x++) {... } for (; c < d; x++) {... } for (; c < d; ) {... }

Изображение слайда
1/1
66

Слайд 66

66 Цикл с переменной Особенности: условие проверяется в начале очередного шага цикла, если оно ложно цикл не выполняется; изменения (третья часть в заголовке) выполняются в конце очередного шага цикла; если условие никогда не станет ложным, цикл может продолжаться бесконечно ( зацикливание ) если в теле цикла один оператор, скобки {} можно не ставить: for ( i= 1 ; i<8; i++) { i-- ; } for ( i = 1 ; i < 8; i++) a += b ; Не рекомендуется менять переменную цикла в теле цикла! !

Изображение слайда
1/1
67

Слайд 67

67 for ( i=8 ; i>=1; i--) printf(" Привет " ); printf ( "i=%d", i ) ; Цикл с переменной Особенности: после выполнения цикла во многих системах устанавливается первое значение переменной цикла, при котором нарушено условие: for ( i= 1 ; i<=8; i++) printf(" Привет " ); printf ( "i=%d", i ) ; i=9 i=0

Изображение слайда
1/1
68

Слайд 68

68 Сколько раз выполняется цикл? a = 1; for(i= 1 ; i<4; i++) a++; a = 4 a = 1; b=2; for(i=3; i >= 1; i--)a += b; a = 7 a = 1; for(i= 1 ; i >= 3; i--)a = a+1; a = 1 a = 1; for(i=1; i<= 4; i--) a ++; зацикливание a = 1; for(i= 1 ; i<4; i++) a = a+i; a = 7

Изображение слайда
1/1
69

Слайд 69

69 Задания «4»: Ввести a и b и вывести квадраты и кубы чисел от a до b. Пример: Введите границы интервала: 4 6 4 16 64 5 25 125 6 36 216 «5»: Вывести квадраты и кубы 10 чисел следующей последовательности: 1, 2, 4, 7, 11, 16, … Пример: 1 1 1 2 4 8 4 16 64 ... 46 2116 97336

Изображение слайда
1/1
70

Слайд 70: Программирование на языке Си

Тема 7. Циклы с условием © К.Ю. Поляков

Изображение слайда
1/1
71

Слайд 71

71 Цикл с неизвестным числом шагов Пример: Отпилить полено от бревна. Сколько раз надо сделать движения пилой? Задача: Ввести целое число ( <2000000) и определить число цифр в нем. Идея решения: Отсекаем последовательно последнюю цифру, увеличиваем счетчик. Проблема: Неизвестно, сколько шагов надо сделать. Решение: Надо остановиться, когда n = 0, т.е. надо делать «пока n != 0 ». n count 123 0 12 1 1 2 0 3

Изображение слайда
1/1
72

Слайд 72

72 Алгоритм начало count конец нет да n != 0? count = 0 ; count = count + 1; n = n / 10; обнулить счетчик цифр ввод n выполнять «пока n != 0 »

Изображение слайда
1/1
73

Слайд 73

73 Программа main() { int n, count ; printf(" Введите целое число \n" ); scanf("%d", &n); count = 0; while (n != 0) { count ++; n = n / 10; } printf(" В числе %d нашли %d цифр ", n, count ); } n1 = n; n1, выполнять «пока n != 0 » Что плохо ? ? , n1;

Изображение слайда
1/1
74

Слайд 74

74 Цикл с условием while ( условие ) { // тело цикла } Особенности: можно использовать сложные условия: если в теле цикла только один оператор, скобки {} можно не писать: while ( a < b && b < c ) {... } while ( a < b ) a ++;

Изображение слайда
1/1
75

Слайд 75

75 Цикл с условием Особенности: условие пересчитывается каждый раз при входе в цикл если условие на входе в цикл ложно, цикл не выполняется ни разу если условие никогда не станет ложным, программа зацикливается a = 4; b = 6; while ( a > b ) a = a– b; a = 4; b = 6; while ( a < b ) d = a + b;

Изображение слайда
1/1
76

Слайд 76

76 Сколько раз выполняется цикл ? a = 4; b = 6; while ( a < b ) a ++; 2 раза a = 6 a = 4; b = 6; while ( a < b ) a += b ; 1 раз a = 10 a = 4; b = 6; while ( a > b ) a ++; 0 раз a = 4 a = 4; b = 6; while ( a < b ) b = a - b; 1 раз b = -2 a = 4; b = 6; while ( a < b ) a --; зацикливание

Изображение слайда
1/1
77

Слайд 77

77 Замена for на while и наоборот for ( i=1; i<=10; i++) { // тело цикла } i = 1; while ( i <= 10 ) { // тело цикла i ++; } for ( i=a; i>=b; i--) { // тело цикла } i = a; while ( i > = b ) { // тело цикла i --; } В языке Си замена цикла for на while и наоборот возможна всегда ! !

Изображение слайда
1/1
78

Слайд 78

78 Задания «4»: Ввести целое число и найти сумму его цифр. Пример: Введите целое число: 1234 Сумма цифр числа 1234 равна 10. «5»: Ввести целое число и определить, верно ли, что в его записи есть две одинаковые цифры. Пример: Введите целое число: Введите целое число: 1234 1224 Нет. Да.

Изображение слайда
1/1
79

Слайд 79

79 Последовательности Примеры: 1, 2, 3, 4, 5, … 1, 2, 4, 7, 11, 16, … 1, 2, 4, 8, 1 6, 32, … a n = n a 1 = 1, a n +1 = a n +1 a 1 = 1, a n +1 = a n + n a n = 2 n-1 a 1 = 1, a n +1 = 2 a n b 1 = 1, b n +1 = b n +1 c 1 = 2, c n +1 = 2 c n

Изображение слайда
1/1
80

Слайд 80

80 Последовательности Задача: найти сумму всех элементов последовательности, которые по модулю больше 0,001: Элемент последовательности (начиная с №2): n 1 2 3 4 5 ... b 1 2 3 4 5 ... c 2 4 8 16 32 ... z -1 1 -1 1 -1 ... b = b+1; c = 2*c; z = -z;

Изображение слайда
1/1
81

Слайд 81

81 Алгоритм начало S конец нет да |a| > 0.001? S = S + a; S = 0 ; b = 1; c = 2 ; z = -1; a = 1; начальные значения a = z*b/c; b = b + 1; c = 2*c; z = -z; первый элемент a = 1; S = 0 ; новый элемент изменение Перестановка ? ?

Изображение слайда
1/1
82

Слайд 82

82 Программа #include <math.h> main() { int b, c, z; float S, a; S = 0; z = -1; b = 1; c = 2; a = 1; while (fabs(a) > 0.001) { S += a; a = z * b / c; z = - z; b ++; c *= 2; } printf ("S = %10.3f", S); } переход к следующему слагаемому начальные значения увеличение суммы расчет элемента последовательности математические функции fabs – модуль вещественного числа Что плохо? ? , b; чтобы не было округления при делении

Изображение слайда
1/1
83

Слайд 83

83 Задания «4»: Найти сумму элементов последовательности с точностью 0,001: Ответ: S = 1.157 «5»: Найти сумму элементов последовательности с точностью 0,001: Ответ: S = 1.220

Изображение слайда
1/1
84

Слайд 84

84 Цикл с постусловием Задача: Ввести целое положительное число ( <2000000) и определить число цифр в нем. Проблема: Как не дать ввести отрицательное число или ноль? Решение: Если вводится неверное число, вернуться назад к вводу данных (цикл!). Особенность: Один раз тело цикла надо сделать в любом случае  проверку условия цикла надо делать в конце цикла (цикл с постусловием ). Цикл с постусловием – это цикл, в котором проверка условия выполняется в конце цикла.

Изображение слайда
1/1
85

Слайд 85

85 Цикл с постусловием: алгоритм начало конец нет да n <= 0? тело цикла условие блок «типовой процесс» ввод n основной алгоритм

Изображение слайда
1/1
86

Слайд 86

86 Программа main() { int n; do { printf(" Введите положительное число \n"); scanf("%d", &n); } while ( n <= 0 ); ... // основной алгоритм } условие Особенности: тело цикла всегда выполняется хотя бы один раз после слова while («пока…» ) ставится условие продолжения цикла

Изображение слайда
1/1
87

Слайд 87

87 Сколько раз выполняется цикл ? a = 4; b = 6; do { a ++; } while (a <= b); 3 раза a = 7 a = 4; b = 6; do { a += b ; } while ( a <= b ); 1 раз a = 10 a = 4; b = 6; do { a += b ; } while ( a >= b ); зацикливание a = 4; b = 6; do b = a - b ; while ( a >= b ); 2 раза b = 6 a = 4; b = 6; do a += 2 ; while ( a >= b ); зацикливание

Изображение слайда
1/1
88

Слайд 88

88 Задания (с защитой от неверного ввода) «4»: Ввести натуральное число и определить, верно ли, что сумма его цифр равна 10. Пример: Введите число >= 0 : Введите число >= 0 : -234 1233 Нужно положительное число. Нет Введите число >= 0 : 1234 Да «5»: Ввести натуральное число и определить, какие цифры встречаются несколько раз. Пример: Введите число >= 0 : Введите число >= 0 : 2323 1234 Повторяются: 2, 3 Нет повторов.

Изображение слайда
1/1
89

Слайд 89: Программирование на языке Си

Тема 8. Оператор выбора © К.Ю. Поляков

Изображение слайда
1/1
90

Слайд 90

90 Оператор выбора Задача: Ввести номер месяца и вывести количество дней в этом месяце. Решение: Число дней по месяцам: 28 дней – 2 (февраль) 30 дней – 4 (апрель), 6 (июнь), 9 (сентябрь), 11 (ноябрь) 31 день – 1 (январь), 3 (март), 5 (май), 7 (июль), 8 (август), 10 (октябрь), 12 (декабрь) Особенность: Выбор не из двух, а из нескольких вариантов в зависимости от номера месяца. Можно ли решить известными методами ? ?

Изображение слайда
1/1
91

Слайд 91

91 Алгоритм начало конец оператор выбора ни один вариант не подошел ввод M да нет M = 1? D = 31; нет M = 2? D = 28; да нет M = 12? D = 31; да вывод D ошибка

Изображение слайда
1/1
92

Слайд 92

92 Программа main() { int M, D; printf(" Введите номер месяца: \n"); scanf("%d", &M); switch ( M ) { case 2: D = 28; case 4: case 6: case 9: case 11: D = 30; case 1: case 3: case 5: case 7: case 8: case 10: case 12: D = 31; default: D = -1; } if (D > 0) printf(" В этом месяце %d дней. ", D); else printf(" Неверный номер месяца "); } ни один вариант не подошел break; break; break; выйти из switch

Изображение слайда
1/1
93

Слайд 93

93 Оператор выбора Задача: Ввести букву и вывести название животного на эту букву. Особенность: выбор по символьной величине. main() { char c; printf(" Введите первую букву названия животного: \n"); scanf("%c", &c); switch ( c ) { case ' а ': printf(" Антилопа "); break; case ' б ': printf(" Бизон "); break; case ' в ': printf(" Волк "); break; default: printf(" Я не знаю! "); } } Что будет, если везде убрать break ? ?

Изображение слайда
1/1
94

Слайд 94

94 Оператор выбора Особенности: после switch может быть имя переменной или арифметическое выражение целого типа ( int ) или символьного типа ( char ) нельзя ставить два одинаковых значения: switch ( i+3 ) { case 1: a = b; break; case 2: a = c; } switch ( x ) { case 1: a = b; break; case 1 : a = c; }

Изображение слайда
1/1
95

Слайд 95

95 Задания (с защитой от неверного ввода) «4»: Ввести номер месяца и вывести количество дней в нем, а также число ошибок при вводе. Пример: Введите номер месяца: Введите номер месяца: -2 2 Введите номер месяца: В этом месяце 28 дней. 1 1 Вы вводили неверно 0 раз. В этом месяце 30 дней. Вы вводили неверно 1 раз. «5»: Ввести номер месяца и номер дня, вывести число дней, оставшихся до Нового года. Пример: Введите номер месяца: 12 Введите день: 25 До Нового года осталось 6 дней.

Изображение слайда
1/1
96

Слайд 96: Программирование на языке Си

Тема 9. Отладка программ © К.Ю. Поляков

Изображение слайда
1/1
97

Слайд 97

97 Отладка программ Отладка – поиск и исправление ошибок в программе. Англ. debugging, bug = моль, жучок Методы: трассировка – вывод сигнальных сообщений отключение части кода (в комментарии) пошаговое выполнение – выполнить одну строчку программы и остановиться точки останова – выполнение программы останавливается при достижении отмеченных строк (переход в пошаговый режим) просмотр и изменение значений переменных в пошаговом режиме

Изображение слайда
1/1
98

Слайд 98

98 Трассировка printf ( " Введено X=%d\n", X); printf (" В цикле: i =%d, X=%d\n", i, X); printf (" После цикла: X=%d\n", X); main() { int i, X; printf(" Введите целое число: \n"); scanf("%d", &X); for(i=1; i<10; i++) { ... } ... }

Изображение слайда
1/1
99

Слайд 99

99 Отключение части кода (комментарии) main() { int i, X; printf(" Введите целое число: \n"); scanf("%d", &X); X *= X + 2; for(i=1; i<10; i++) X *= i; while ( X > 5 ) { ... } ... } // X *= X + 2; /* while ( X > 5 ) { ... } */ комментарий до конца строки // закомментированный блок /* … */

Изображение слайда
1/1
100

Слайд 100

100 Точки останова это точка останова ЛКМ или Ctrl+F5 F8 – запустить и выполнить до следующей точки останова F7 – выполнить одну строку Shift+F7 – войти в процедуру (функцию) Ctrl-F7 – выполнять дальше Ctrl-Alt-F2 – остановить программу

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
101

Слайд 101

101 Просмотр значений переменных навести мышь на имя переменной ПКМ

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
102

Слайд 102: Программирование на языке Си

Тема 10. Графика © К.Ю. Поляков

Изображение слайда
1/1
103

Слайд 103

103 Система координат (0,0) ( x, y ) X Y x y

Изображение слайда
1/1
104

Слайд 104

104 Принцип сэндвича рисование в графическом режиме открыть окно для графики закрыть окно для графики

Изображение слайда
1/1
105

Слайд 105

105 #include < graphics.h > #include < conio.h > main() { initwindow ( 400, 300 ); ... // рисуем на экране getch (); closegraph (); } initwindow ( 400, 300 ); closegraph (); Структура графической программы открыть окно для графики закрыть окно чтобы посмотреть результат библиотека для работы с графикой ширина высота

Изображение слайда
1/1
106

Слайд 106

106 Цвета Код Название 0 BLACK 1 BLUE 2 GREEN 3 CYAN 4 RED 5 MAGENTA 6 BROWN 7 LIGHTGRAY Код Название 8 DARKGRAY 9 LIGHTBLUE 10 LIGHTGREEN 11 LIGHTCYAN 12 LIGHTRED 13 LIGHTMAGENTA 14 YELLOW 15 WHITE

Изображение слайда
1/1
107

Слайд 107

107 Полная палитра цветов цвет = R + G + B Red красный 0..255 Blue синий 0..255 Green зеленый 0..255 R = 218 G = 164 B = 32 R = 135 G = 206 B = 250 Сколько разных цветов? ? 256 · 256 · 256 = 16 777 216 ( True Color )

Изображение слайда
1/1
108

Слайд 108

108 Управление цветом Цвет линий и текста: set color = установить цвет setcolor ( 12 ); setcolor ( COLOR(255,255,0) ); Цвет и стиль заливки: set fill style = установить стиль заливки setfillstyle ( стиль, цвет ); 0 – выключить 3..6 – наклонные линии 1 – сплошная 7..8 – сетка 9..11 – точечная номер цвета R G B

Изображение слайда
1/1
109

Слайд 109

109 Точки, отрезки и ломаные ( x 1, y 1 ) ( x 2, y 2 ) setcolor ( 10 ) ; line (x1, y1, x2, y2) ; ( x, y ) putpixel (x, y, 9 ); ( x 1, y 1 ) ( x 2, y 2 ) ( x 3, y 3 ) ( x 4, y 4 ) ( x 5, y 5 ) setcolor ( 12 ) ; moveto (x1, y1) ; lineto (x2, y2) ; lineto (x3, y3) ; lineto (x4, y4) ; lineto (x5, y5) ; цвет

Изображение слайда
1/1
110

Слайд 110

110 Прямоугольники ( x 1, y 1 ) ( x 2, y 2 ) setcolor ( 9 ) ; rectangle (x1, y1, x2, y2) ; ( x 1, y 1 ) ( x 2, y 2 ) setfillstyle ( 1, 12 ) ; bar (x1, y1, x2, y2) ; ( x 1, y 1 ) ( x 2, y 2 ) setfillstyle ( 1, 12 ); bar (x1, y1, x2, y2); setcolor ( 9 ) ; rectangle (x1, y1, x2, y2) ; цвет стиль (1 - сплошная)

Изображение слайда
1/1
111

Слайд 111

111 Окружность, заливка, текст setcolor ( COLOR(255,0,0) ) ; circle ( x, y, R ) ; setfillstyle ( 1, 11 ) ; floodfill ( x, y, 0) ; ( x, y ) ( x, y ) R стиль (1 - сплошная) цвет границы цвет заливки ( x, y ) Вася setcolor ( 9 ) ; outtextxy ( x, y, " Вася " ) ;

Изображение слайда
1/1
112

Слайд 112

112 Пример (200, 50) (100, 100) (300, 200) setfillstyle (1, 9); bar (100,100,300,200); setcolor (13); rectangle (100,100,300,200); moveto (100,100); lineto (200, 50); lineto (300,100); setfillstyle (1, 14); floodfill (200, 75, 13); setcolor (15); circle (200, 150,50); setfillstyle (1, 10); floodfill (200,150, 15); setcolor (12); outtextxy (100, 2 3 0, " Sharik's house."); Sharik's house

Изображение слайда
1/1
113

Слайд 113

113 Задания «4»: Лягушка «5»: Корона

Изображение слайда
1/1
114

Слайд 114

114 Штриховка ( x 1, y 1 ) ( x 2, y 2 ) N линий ( N=5) h rectangle (x1, y1, x2, y2) ; line( x1+h, y1, x1+h, y2) ; line( x1+2*h, y1, x1+2*h, y2) ; line( x1+3*h, y1, x1+3*h, y2) ; ... rectangle(x1, y1, x2, y2) ; h = (x2 – x1) / (N + 1.); for (x = x1+h; x < x2; x += h) line(x, y1, x, y2) ; x дробная часть x отбрасывается x float x, h; ! результат – дробное число

Изображение слайда
1/1
115

Слайд 115

115 Штриховка (программа) ( x 1, y 1 ) ( x 2, y 2 ) h #include < graphics.h > #include < conio.h > main() { int N = 10, x1 = 100, x2 = 300, y1 = 100, y2 = 200; float h, x; initwindow (800,600); rectangle (x1, y1, x2, y2); getch (); closegraph (); } прямоугольник штриховка N h = (x2 – x1) / (N + 1.); for (x = x1+h; x < x2; x += h) line(x, y1, x, y2);

Изображение слайда
1/1
116

Слайд 116

COLOR(c, c, c) 116 Как менять цвет? ( x 1, y 1 ) ( x 2, y 2 ) hc = 255 / N; c = 0; for ( i =1; i <=N+1; i ++ ) { setfillstyle ( 1, COLOR( c,c,c ) ); floodfill( ???, ???, 15 ); c + = hc; } цвет границы Шаг изменения c : серый: R = G = B Цвет : Изменение c : 0,..., 255 N

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
117

Слайд 117

117 Как менять цвет? setfillstyle ( 1, COLOR( c,c,c ) ); floodfill ( ???, ???, 15 ); hc = 255 / N; c = 0; x = x1 + h; for ( i=1; i <= N+1; i++ ) { setfillstyle(1,COLOR(c,c,c)); floodfill ( x-1, y1+1, 15 ); x += h; c += hc; } c = 0 ; COLOR(c,c,c) c += hc ; правая граница полосы Как объединить циклы штриховки и заливки? ? ( x 1, y 1 ) ( x 2, y 2 ) ( x-1, y 1 +1 ) x

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
118

Слайд 118

118 Штриховка ( x 1, y 1 ) ( x 2, y 2 ) ( x 3, y 2 ) a h ( x 3 + a, y 1 ) line( x1+h, y1, x1+h-a, y2) ; line( x1+2*h, y1, x1+2*h-a, y2) ; line( x1+3*h, y1, x1+3*h-a, y2) ; ... h = (x3 – x2) / (N + 1.); a = x2 – x1; x = x1 + h; for (i = 1; i <= N; i ++, x += h ) line(x, y1, x-a, y2) ; x x-a i ++, x += h после каждого шага выполняются две команды Плюсы и минусы? ?

Изображение слайда
1/1
119

Слайд 119

119 Штриховка ( x 1, y 1 ) ( x 2, y 2 ) h x h y y x y line( x1, y1+hy, x1+hx, y1+hy ) ; line( x1, y1+2* hy, x1+2* hx, y1+2* hy ) ; line( x1, y1+3* hy, x1+3* hx, y1+3* hy ) ; ... hx = (x2 – x1) / (N + 1.); hy = (y2 – y1) / (N + 1.); x = x1 + hx; y = y1 + hy; for (i=1; i <= N; i++) { line( x1, y, x, y ) ; x += hx; y += hy; }

Изображение слайда
1/1
120

Слайд 120

120 Задания «4»: Ввести с клавиатуры число линий и построить фигуру : «5»: Ввести с клавиатуры число линий и построить фигуру:

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
121

Слайд 121

121 Задания «4»: Ввести с клавиатуры число линий штриховки и построить фигуру, залив все области разным цветом. «5»: Ввести с клавиатуры число окружностей и построить фигуру, залив все области разным цветом.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
122

Слайд 122: Программирование на языке Си

Тема 11. Графики функций (только с 9 класса) © К.Ю. Поляков, 2006-2007

Изображение слайда
1/1
123

Слайд 123

123 Построение графиков функций Задача: построить график функции y = 3 sin(x ) на интервале от 0 до 2 π. Анализ: максимальное значение y max = 3 при x = π /2 минимальное значение y min = -3 при x = 3 π /2 Проблема: функция задана в математической системе координат, строить надо на экране, указывая координаты в пикселях.

Изображение слайда
1/1
124

Слайд 124

124 Преобразование координат ( x, y ) X Y x y Математическая система координат Экранная система координат (пиксели) ( x э, y э ) x э y э ( 0, 0 ) ( 0, 0 ) a b k – масштаб (длина изображения единичного отрезка на экране) x э = a + kx y э = b - ky

Изображение слайда
1/1
125

Слайд 125

125 Программа const a = 50, b = 200, k = 50; const float xmin = 0, xmax =2*M_PI; float x, y, h = 0.01; int xe, ye, w; w = (xmax - xmin)*k; line(a-10, b, a+w, b); line(a, 0, a, 2*b); for (x = xmin; x < xmax; x += h) { y = 3*sin(x); xe = a + k*x; ye = b - k*y; putpixel (xe, ye, 12); } Что плохо ? ? 2 π h – шаг изменения x w – длина оси ОХ в пикселях координаты точки на экране оси координат обязательно #include <math.h>

Изображение слайда
1/1
126

Слайд 126

126 Как соединить точки? Алгоритм: Если первая точка перейти в точку ( x э, y э ) иначе отрезок в точку ( x э, y э ) Программа: выбор варианта действий переменная-флаг (1 или 0) int first; ... first = 1 ; for (x = xmin; x < xmax; x += h) { ... if ( first ) { moveto(xe, ye); first = 0; } else lineto(xe, ye); ... } начальное значение

Изображение слайда
1/1
127

Слайд 127

127 Задания «4»: Построить график функции y = x 2 на интервале [-3,3]. «5»: Построить график функции ( эллипс)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
128

Слайд 128: Программирование на языке Си

Тема 12. Процедуры © К.Ю. Поляков

Изображение слайда
1/1
129

Слайд 129

129 Процедуры Задача: Построить фигуру: Особенность: Три похожие фигуры. общее : размеры, угол поворота отличия : координаты, цвет Можно ли решить известными методами ? ? Сколько координат надо задать ? ?

Изображение слайда
1/1
130

Слайд 130

130 Процедуры Процедура – это вспомогательный алгоритм, который предназначен для выполнения некоторых действий. Применение: выполнение одинаковых действий в разных местах программы разбивка программы (или другой процедуры) на подзадачи для лучшего восприятия Подзадача1 Подзадача 2 Подзадача3 1.1 1.2 1.3 2.1 2.2 2.3 3.1 3.2 3.3 Задача

Изображение слайда
1/1
131

Слайд 131

131 Процедуры Порядок разработки: выделить одинаковое или похожее ( три фигуры ) найти в них общее (размеры, форма, угол поворота) и отличия (координаты, цвет) отличия записать в виде неизвестных переменных, они будут параметрами процедуры ( x, y ) 100 60 ( x +100, y ) ( x, y -60) void Tr( int x, int y, int c ) { ... } имя процедуры тело координаты цвет void – «пустой» (некоторые действия) параметры

Изображение слайда
1/1
132

Слайд 132

132 Процедуры ( x, y ) 100 60 ( x +100, y ) ( x, y -60) void Tr( int x, int y, int c ) { moveto ( x, y ); lineto ( x, y-60 ); lineto ( x+100, y ); lineto ( x, y ); setfillstyle ( 1, c ); floodf ill ( x+20, y-20, 15); } тело процедуры формальные параметры « Формальные параметры » могут изменяться, заранее неизвестны (обозначаются именами, как переменные).

Изображение слайда
1/1
133

Слайд 133

133 Программа #include <conio.h> #include <graphics.h> main() { initwindow (400, 300); Tr (100, 100, COLOR(0,0,255)); Tr (200, 100, COLOR(0,255,0)); Tr (200, 160, COLOR(255,0,0)); getch (); closegraph (); } ( 100, 100 ) 100 60 фактические параметры вызовы процедуры void Tr( int x, int y, int c) { ... } формальные параметры процедура

Изображение слайда
1/1
134

Слайд 134

134 Процедуры Особенности: обычно процедуры расположены выше основной программы в заголовке процедуры перечисляются формальные параметры, они обозначаются именами, поскольку могут меняться при вызове процедуры в скобках указывают фактические параметры (числа или арифметические выражения) в том же порядке void Tr( int x, int y, int c ) Tr ( 200, 100, COLOR(255,0,0) ); x y c

Изображение слайда
1/1
135

Слайд 135

135 Процедуры Особенности: для каждого формального параметра в заголовке процедуры указывают его тип внутри процедуры параметры используются так же, как и переменные в процедуре можно объявлять дополнительные локальные переменные, остальные процедуры не имеют к ним доступа void A ( int x, float y, char z ) {... } void A ( int x, float y, char z ) { int a2, bbc = 345; ... } локальные переменные int a2, bbc = 345;

Изображение слайда
1/1
136

Слайд 136

136 Как поменять местами? 2 3 1 Задача: поменять местами содержимое двух чашек. Задача: поменять местами содержимое двух ячеек памяти. 4 6 ? 4 6 4 x y c c = x; x = y; y = c ; x = y; y = x; 3 2 1 Можно ли обойтись без c ? ?

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/9
137

Слайд 137

137 Параметры-переменные Задача: составить процедуру, которая меняет местами значения двух переменных. Особенности: надо, чтобы изменения, сделанные в процедуре, стали известны вызывающей программе. main() { int x = 1, y = 2; Swap ( x, y ); printf ( "x = %d, y = %d", x, y ); } void Swap ( int a, int b ) { int c; c = a; a = b; b = c; } эта процедура работает с копиями параметров x = 1, y = 2

Изображение слайда
1/1
138

Слайд 138

138 Параметры-переменные Применение: таким образом процедура (и функция) может возвращать несколько значений Запрещенные варианты вызова Swap ( 2, 3 ); // числа Swap ( x + z, y+2 ); // выражения void Swap ( int & a, int & b ) { int c; c = a; a = b; b = c; } & параметры могут изменяться &

Изображение слайда
1/1
139

Слайд 139

139 Задания «4»: Используя процедуры, построить фигуру. «5»: Используя процедуры, построить фигуру. a a a 0,866 ∙ a равносторонний треугольник

Изображение слайда
1/1
140

Слайд 140: Программирование на языке Си

Тема 1 3. Анимация © К.Ю. Поляков

Изображение слайда
1/1
141

Слайд 141

141 Анимация Анимация (англ. animation ) – оживление изображения на экране. Задача : внутри синего квадрата 400 на 400 пикселей слева направо двигается желтый квадрат 20 на 20 пикселей. Программа останавливается, если нажата клавиша Esc или квадрат дошел до границы синей области. Проблема : как изобразить перемещение объекта на экране? Привязка: состояние объекта задается координатами ( x,y) Принцип анимации: рисуем объект в точке ( x,y) задержка на несколько миллисекунд стираем объект изменяем координаты ( x,y ) переходим к шагу 1

Изображение слайда
1/1
142

Слайд 142

142 Как «поймать» нажатие клавиши? kbhit() – функция, определяет, было ли нажатие на (любую!) клавишу ( 0 – не было, не 0 – было). getch() – функция, которая определяет код нажатой клавиши: 27 = Esc, 13 = Enter, 32 = пробел, … if ( kbhit () ) printf (" Нажата какая-то клавиша... "); else printf (" Нет нажатия... "); if ( kbhit() ) { printf(" Нажата какая-то клавиша... "); c = getch(); printf(" Код клавиши %d", c); } int c; if ( kbhit () != 0 )

Изображение слайда
1/1
143

Слайд 143

143 Как выйти из цикла ? #include <conio.h> main() { ... while ( x + 20 < 400 ) { if ( kbhit() ) if ( getch() == 27 ) break; ... } ... } если нажата клавиша... если нажата клавиша с кодом 27 ( Esc ), выйти из цикла для kbhit() и getch() пока не вышли за границу синего квадрата Как не допустить выход за границу поля ? ? x + 20 < 400

Изображение слайда
1/1
144

Слайд 144

144 Процедура (рисование и стирание) void Draw( int x, int y, int color ) { setfillstyle ( 1, color ); bar ( x, y, x+20, y+20 ); } ( x, y ) ( x +20, y +20) Идеи одна процедура рисует и стирает стереть = нарисовать цветом фона границу квадрата отключить (в основной программе) цвет : желтым рисуем, синим стираем сплошная заливка цветом color залитый прямоугольник

Изображение слайда
1/1
145

Слайд 145

145 Полная программа #include < conio.h > #include < graphics.h > void Draw ( int x, int y, int color ) { ... } main() { int x, y; initwindow (500, 500); setfillstyle (1, COLOR(0,0,255)); bar (0, 0, 399, 399); x = 0; y = 240; /* анимация */ closegraph (); } процедура начальные координаты синий фон

Изображение слайда
1/1
146

Слайд 146

146 Цикл анимации while ( x + 20 < 400 ) { if ( kbhit() ) if ( getch() == 27 ) break; Draw ( x, y, COLOR(255,255,0) ); delay ( 20 ); Draw ( x, y, COLOR(0,0,255) ); x ++; } выход по клавише Esc ждем 20 мс пока не вышли из синего квадрата

Изображение слайда
1/1
147

Слайд 147

147 «4»: Два квадрата двигаются в противоположных направлениях: «5»: Два квадрата двигаются в противоположных направлениях и отталкиваются от стенок синего квадрата: Задания

Изображение слайда
1/1
148

Слайд 148

148 Управление клавишами Задача : жёлтый квадрат внутри синего квадрата управляется клавишами-стрелками. Коды клавиш: влево – 75 вверх – 72 Esc – 27 вправо – 77 вниз – 80 Проблема : как изменять направление движения? Решение : if нажата клавиша { получить код клавиши - code if ( code = = 27) break; if ( code = = 75) x -- ; if ( code = = 77) x ++ ; if ( code = = 7 2 ) y -- ; if ( code = = 80 ) y ++ ; } ( kbhit() ) code = getch(); switch ( code ) { case 75: x -- ; break; case 77: x ++; break; case 72: y --; break; case 80: y ++; } } если было нажатие на клавишу, … получить код клавиши выход по Esc перемещение

Изображение слайда
1/1
149

Слайд 149

149 Программа void Draw (int x, int y, int color) { ... } if ( kbhit() ) { ... } Что плохо ? ? процедура основной цикл обработка нажатия на клавишу main() { int x, y, code; ... while ( 1 ) { Draw(x, y, COLOR(255,255,0)); delay(20); Draw(x, y, COLOR(0,0,255)); } } Как убрать мигание ? ?

Изображение слайда
1/1
150

Слайд 150

150 «4»: Квадрат двигается при нажатии стрелок, однако не может выйти за границы синего квадрата: «5»: Квадрат непрерывно двигается, при нажатии стрелок меняет направление и отталкивается от стенок синего квадрата: Задания

Изображение слайда
1/1
151

Слайд 151

151 Вращение (для 8-11 класса) Задача : изобразить модель вращения Земли вокруг Солнца. Проблема : движение по окружности, как изменять координаты? Решение : использовать в качестве независимой переменной (менять в цикле) угол поворота α ( x 0, y 0 ) α L ( x, y ) x = x 0 + L · cos ( α ) y = y 0 – L · sin ( α )

Изображение слайда
1/1
152

Слайд 152

152 Процедура void Draw( int x, int y, int color ) { const int r = 10; setcolor ( color ); circle ( x, y, r ); } цвет : желтый – рисуем, черный – стираем установили цвет линий радиус Земли ( x, y ) r постоянная

Изображение слайда
1/1
153

Слайд 153

153 Константы и переменные #include < math.h > // математические функции main() { const int rSun = 60, // радиус Солнца L = 150, // радиус орбиты Земли x0 = 200, // координаты центра Солнца y0 = 200; int x, y, // координаты Земли code; // код нажатой клавиши float a, ha; // угол поворота, шаг initwindow ( 500, 500 ); ... } void Draw ( int x, int y, int color ) { ... }

Изображение слайда
1/1
154

Слайд 154

154 Основной цикл circle ( x0, y0, rSun ); setfillstyle(1, COLOR(255,255,0)); floodfill(x0, y0, COLOR(255,255,255)); a = 0; // начальный угол ha = M_PI/180; // шаг 1 o за 20 мс while(1) { x = x0 + L*cos(a); y = y0 - L*sin(a); Draw ( x, y, COLOR(0, 255,255) ); delay ( 20 ); Draw(x, y, 0); a = a + ha; } closegraph(); рисуем Солнце : белый контур, желтая заливка if ( kbhit () ) if ( 27 == getch () ) break; #include<math.h> // sin, cos, M_PI ! новые координаты поворот на ha ждем 2 0 мс выход по Esc

Изображение слайда
1/1
155

Слайд 155

155 «4»: Изобразить модель Солнца с двумя планетами, которые вращаются в противоположные стороны: «5»: Изобразить модель системы Солнце-Земля-Луна: Задания

Изображение слайда
1/1
156

Слайд 156: Программирование на языке Си

Тема 14. Функции © К.Ю. Поляков

Изображение слайда
1/1
157

Слайд 157

157 Функции Функция – это вспомогательный алгоритм (подпрограмма), результатом работы которого является некоторое значение. Примеры : вычисление модуля числа, расчет значений по сложным формулам ответ на вопрос (простое число или нет?) Зачем? для выполнения одинаковых расчетов в различных местах программы для создания общедоступных библиотек функций В чем отличие от процедур ? ?

Изображение слайда
1/1
158

Слайд 158

158 Функции Задача: составить функцию, которая вычисляет наибольшее из двух значений, и привести пример ее использования Функция: формальные параметры int Max ( int a, int b ) { if ( a > b ) return a ; else return b ; } return - вернуть результат функции тип результата

Изображение слайда
1/1
159

Слайд 159

159 Функции Особенности: в начале заголовка ставится тип результата формальные параметры описываются так же, как и для процедур можно использовать параметры-переменные функции обычно располагаются до основной программы Max ( int a, int b ) int float qq ( ) int a, float x, char c int Vasya (int a, int b ) & &

Изображение слайда
1/1
160

Слайд 160

160 Функции Особенности: можно объявлять и использовать локальные переменные float qq ( int a, int b) { ... } float x, y; локальные переменные Локальные переменные недоступны в основной программе и других процедурах и функциях. !

Изображение слайда
1/1
161

Слайд 161

161 Программа main() { int a, b, с ; printf ( " Введите два числа \n" ); scanf ( "%d%d", &a, &b ); c = Max ( a, b ); printf ( " Наибольшее число %d", c ); } int Max ( int a, int b ) { ... } фактические параметры вызов функции формальные параметры

Изображение слайда
1/1
162

Слайд 162

162 Задания «4»: Составить функцию, которая определяет сумму всех чисел от 1 до N и привести пример ее использования. Пример: Введите число: 1 00 сумма чисел от 1 до 100 = 5050 «5»: Составить функцию, которая определяет, сколько зерен попросил положить на N- ую клетку изобретатель шахмат (на 1-ую – 1 зерно, на 2-ую – 2 зерна, на 3-ю – 4 зерна, …) Пример: Введите номер клетки: 28 На 28-ой клетке 134217728 зерен.

Изображение слайда
1/1
163

Слайд 163

163 Задания (вариант 2 для 9 -11 класса) «4»: Составить функцию, которая определяет наибольший общий делитель двух натуральных и привести пример ее использования. Пример: Введите два числа: 14 21 НОД(14,21)=7 «5»: Составить функцию, которая вычисляет функцию синус как сумму ряда (с точностью 0.001) Пример: Введите угол в градусах: 45 sin(45) = 0.707 x в радианах!

Изображение слайда
1/1
164

Слайд 164

164 Логические функции Задача: составить функцию, которая определяет, верно ли, что заданное число – простое. Особенности: ответ – логическое значение: «да» (1) или «нет» ( 0 ) результат функции можно использовать как логическую величину в условиях ( if, while ) Алгоритм: считаем число делителей в интервале от 2 до N-1, если оно не равно нулю – число составное. Как улучшить ? ? count = 0; for ( i = 2; i < N; i ++) if ( N % i == 0) count ++; if ( count = = 0 ) // число N простое } else // число N составное

Изображение слайда
1/1
165

Слайд 165

165 Функция: простое число или нет int Prime ( int N ) { int count = 0, i ; for ( i = 2; i * i <= N; i ++) if (N % i == 0) count ++; return (count == 0); } перебор только до if (count == 0) return 1; else return 0;

Изображение слайда
1/1
166

Слайд 166

166 Логические функции #include < stdio.h > main() { int N; printf ( " Введите целое число \n" ); scanf ( "%d", &N ); if ( Prime( N ) ) printf ("%d - простое число ", N); else printf ("%d - составное число ", N); } int Prime ( int N ) { ... } функция Prime( N )

Изображение слайда
1/1
167

Слайд 167

167 Задания «4»: Составить функцию, которая определяет, верно ли, что сумма его цифр – четное число. Пример: Введите число: 1 36 Сумма цифр четная. «5»: Составить функцию, которая определяет, верно ли, что в заданном числе все цифры стоят по возрастанию. Пример: Введите число: 258 Верно. Введите число: 528 Неверно. Введите число: 245 Сумма цифр нечетная.

Изображение слайда
1/1
168

Слайд 168: Программирование на языке Си

Тема 15. Случайные числа © К.Ю. Поляков

Изображение слайда
1/1
169

Слайд 169

169 Случайные числа Случайные явления : везде… бросание монеты («орел» или «решка») падение снега броуновское движение помехи при телефонной связи шум радиоэфира Случайные числа – это такая последовательность чисел, для которой невозможно предсказать следующее даже зная все предыдущие. Проблема : как получить на компьютере? Возможные решения : использовать внешний источник шумовых помех с помощью математических преобразований

Изображение слайда
1/1
170

Слайд 170

170 Псевдослучайные числа Псевдослучайные числа – это такая последовательность чисел, которая обладает свойствами случайных чисел, но каждое следующее число вычисляется по заданной формуле. Примеры : Случайные целые числа [0,m) ( линейный конгруэнтный метод ) Случайные вещественные числа [0,1] Литература : Д. Кнут, Искусство программирования для ЭВМ, т.2. дробная часть числа a, c, m - целые числа простое число 2 30 -1 например, k = 5 остаток от деления

Изображение слайда
1/1
171

Слайд 171

171 Распределение случайных чисел Модель : снежинки падают на отрезок [a,b] a b a b распределение равномерное неравномерное Сколько может быть разных распределений ? ?

Изображение слайда
1/1
172

Слайд 172

172 Распределение случайных чисел Особенности : распределение – это характеристика всей последовательности, а не одного числа равномерное распределение одно, компьютерные датчики (псевдо)случайных чисел дают равномерное распределение неравномерных – много любое неравномерное можно получить с помощью равномерного a b a b равномерное распределение

Изображение слайда
1/1
173

Слайд 173

173 Генератор случайных чисел в Си RAND_MAX – максимальное случайное целое число (обычно RAND_MAX = 32767 ) rand() – случайное целое число в интервале [0,RAND_MAX] srand ( N ) – установить начальное значение последовательности случайных чисел N : #include < stdlib.h > // случайные числа int x, y; x = rand(); // первое число [0,RAND_MAX] y = rand(); // уже другое число srand ( 345 ); // начнем с 345

Изображение слайда
1/1
174

Слайд 174

174 Целые числа в заданном интервале Целые числа в интервале [0,N-1] : Примеры: Целые числа в интервале [ a,b ] : int random( int N) { return rand() % N; } x = random ( 100 ); // интервал [0,99] x = random ( z ); // интервал [0,z-1] x = random ( z ) + a; // интервал [a,z-1+a] x = random (b – a + 1) + a; // интервал [ a,b ]

Изображение слайда
1/1
175

Слайд 175

175 Генератор случайных чисел в Си Вещественные числа в интервале [0,1] float x; x = 1.*rand() / RAND_MAX; // интервал [0,1] Вещественные числа в интервале [0,z] x = 1.*z*rand() / RAND_MAX; Вещественные числа в интервале [ a,z+a ] x = 1.*z*rand() / RAND_MAX + a; Вещественные числа в интервале [ a,b ] x = 1.*(b-a)*rand() / RAND_MAX + a; [0,RAND_MAX] = [0,32767]

Изображение слайда
1/1
176

Слайд 176

176 Случайные числа Задача : заполнить прямоугольник 4 00 на 3 00 пикселей равномерно точками случайного цвета Как получить случайные координаты точки? x = random ( 400 ); y = random ( 300 ); Как добиться равномерности? обеспечивается автоматически при использовании функции random Как получить случайный цвет? R = random( 25 6 ); G = random ( 25 6 ); B = random( 25 6 ); COLOR(R,G,B)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
177

Слайд 177

177 Программа #include < graphics.h > #include < conio.h > #include < stdlib.h > main() { int x, y, R, G, B; initwindow ( 500, 500 ); // цикл до нажатия на Esc closegraph (); } int random( int N) { return rand() % N; } функция для получения случайного числа от 0 до N-1

Изображение слайда
1/1
178

Слайд 178

178 Основной цикл while ( 1 ) { x = random(400); y = random(300); R = random(25 6 ); G = random(25 6 ); B = random(25 6 ); putpixel ( x, y, COLOR(R,G,B)); } if ( kbhit () ) if ( 27 == getch () ) break; случайные координаты случайный цвет выход по Esc бесконечный цикл???

Изображение слайда
1/1
179

Слайд 179

179 «4»: Ввести с клавиатуры координаты углов прямоугольника и заполнить его точками случайного цвета. «5»: Заполнить треугольник точками случайного цвета (равномерно или неравномерно). Подсказка : возьмите равнобедренный треугольник с углом 45 о. Задания (100,100) (300,200)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
180

Последний слайд презентации: Программирование на языке Си

180 Конец фильма

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже