Презентация на тему: Профилактика школьной дезадаптации

Профилактика школьной дезадаптации
Литература (основная)
Литература (дополнительная)
Профилактика школьной дезадаптации
Три стадии стресса (По Г.Селье)
Работа биологических часов
Работа биологических часов
Работа биологических часов
Работа биологических часов
4.2. Адаптационные стратегии человека
Профилактика школьной дезадаптации
«спринтеры» и «стайеры»
Профилактика школьной дезадаптации
Профилактика школьной дезадаптации
Профилактика школьной дезадаптации
Профилактика школьной дезадаптации
Профилактика школьной дезадаптации
Профилактика школьной дезадаптации
Факторы, способствующих возникновению синдрома ШД
Профилактика школьной дезадаптации
Профилактика школьной дезадаптации
Профилактика школьной дезадаптации
1/22
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 96)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (123 Кб)
1

Первый слайд презентации: Профилактика школьной дезадаптации

Изображение слайда
2

Слайд 2: Литература (основная)

Диагностика школьной дезадаптации. Научно-методическое пособие / Под редакцией С.А.Беличевой, И.А.Коробейникова, Г.Ф.Кумариной. – М., 1995 Родионов В.А., Ступницкая М.А., Ступницкая К.Р. Прививка от стресса. Профилактика негативных последствий воздействия стресса на детей. - Ярославль: Академия Развития, 2006

Изображение слайда
3

Слайд 3: Литература (дополнительная)

Агаджанян Н.А. и др. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья.- М., Сирин, 2002. Алексеева Т.И. Проблема биологической адаптации человека // Экология человека. Учебное пособие. – М., Изд. МНЭПУ, 2001.-С.58-75 Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. / Под ред. А.В.Родионова. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2004. Психолого-педагогическое обеспечение здоровьесберегающего образования в начальной школе (методические рекомендации) / Под общей редакцией Н.Г.Минько. – М., 2004 Ростовцев В.Н. Основы здоровья.- Минск: Изд. Минсктиппроект, 2002.

Изображение слайда
4

Слайд 4

4.1. Адаптация и стресс Адаптация - приспособление человека к новым условиям существования или к новым социальным условиям. Адаптивность - индивидуальные возможности человека приспосабливаться к изменяющимся условиям, которые формируются мотивами, целью, задачами и ситуациями деятельности

Изображение слайда
5

Слайд 5: Три стадии стресса (По Г.Селье)

Первая ( стадия тревоги ) в преддверии сложной ситуации характеризуется общим возбуждением, мобилизацией имеющихся ресурсов Вторая стадия ( стадия устойчивости) - человек, адаптируясь к обстоятельствам, функционирует в оптимальном режиме. На этой стадии отмечается повышение активности основных функциональных систем организма. По мере сокращения адаптационных ресурсов (наступает третья стадия – стадия истощения. Ее признаки начинают проявляться в эмоциональной, поведенческой и соматической сферах

Изображение слайда
6

Слайд 6: Работа биологических часов

Четыре часа Начинается активная выработка гормона Пять часов Концентрация кортизона примерно в 6 раз превышает дневную Шесть часов Ускоряется обмен веществ, организм готов проснуться. Идет накопление энергии для трудового дня Семь часов Плотный завтрак в это время весьма полезен. Утром углеводы большей часть превращаются в энергию, вечером – в жир

Изображение слайда
7

Слайд 7: Работа биологических часов

Восемь часов Железы внутренней секреции вырабатывают максимальное количество гормонов Девять часов Максимальный уровень сопротивляемости организма к негативному влиянию внешней среды. Десять часов Трудоспособность достигла максимума. Текст, прочитанный между 9 и 10 часами, запоминается быстрее, чем прочитанный в 15 часов (но и быстрее забывается) Одиннадцать часов Хорошо удаются вычисления и расчеты. С 9 до 12 и с 16.30 до 18.00 легче заниматься математикой

Изображение слайда
8

Слайд 8: Работа биологических часов

Двенадцать часов Ослабевает кровообеспечение головного мозга, что приводит не к необходимости кратковременного отдыха Тринадцать часов Трудоспособность в сравнении с утренней снижена примерно на 20% Четырнадцать часов Содержание гормонов и кровяное давление снижаются, приводя к ощущению утомления. Организм нуждается в отдыхе. Кстати, в это время притупляется ощущение боли и лечить зубы лучше всего в 14 часов Пятнадцать часов Второй виток трудоспособности. Хочется работать, независимо от того, был ли послеобеденный отдых

Изображение слайда
9

Слайд 9: Работа биологических часов

Шестнадцать часов Повышается кровяное давление Семнадцать часов Прилив жизненных сил Восемнадцать часов Наиболее активны поджелудочная железа и печень Девятнадцать часов Давление крови снижается Двадцать часов Снижается содержание жиров в печени Двадцать один час Организм готовится ко сну, «консервируя» себя: заполненная в это время желудок жирная пища не переварится до утра

Изображение слайда
10

Слайд 10: 4.2. Адаптационные стратегии человека

Биологические признаки стресса уменьшаются, когда люди справляются с ситуацией, овладевают ею, то есть происходит копинг Coping (англ.) - овладение ситуацией Копинг –способ, который человек использует, чтобы справиться со стрессовой ситуацией

Изображение слайда
11

Слайд 11

Основные группы, различающиеся по степени адаптационных возможностей 1 ) люди, адаптирующиеся безболезненно, с минимальными, быстро преходящими отклонениями в состоянии здоровья; 2) люди, у которых процесс адаптации протекает с выраженными болезненными проявлениями, обострением хронических и появлением инфекционных заболеваний; 3) промежуточные типы со средними нарушениями здоровья, возникшими под влиянием экстремальных условий.

Изображение слайда
12

Слайд 12: спринтеры» и «стайеры»

«Спринтеры», лучше приспосабливаются к кратковременным значительным по силе действующим факторам, затем у них быстро наступает стадия утомления. «Стайеры» устойчивы к умеренным, но длительно действующим адаптивным нагрузкам с более медленным, пролонгированным развитием утомления.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Этапы динамики состояний организма при неблагоприятных условиях влияние стресс-факторов психоэмоциональное напряжение организма утомление переутомление формирование пограничных дезадаптивных состояний психосоматическая или нервно-психическая патология

Изображение слайда
14

Слайд 14

4.3. Профилактика школьной дезадаптации Школьная дезадаптация - нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. В самом общем виде под школьной дезадаптацией (ШД) подразумевается несоответствии социально-психологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям школьного обучения.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Проблемы эмоциональной сферы младших школьников, приводящие к ШД - повышенная тревожность - заметный страх самовыражения в ситуации проверки знаний - опасение не соответствовать ожиданиям взрослых -заниженная самооценка при высоком уровне притязаний, что создает дополнительный риск для развития школьного невроза

Изображение слайда
16

Слайд 16

Проблемы познавательной сферы в начальном звене, приводящие к ШД - нарушения устной и письменной речи, в т.ч. дисграфия, дислексия; - нарушения пространственного восприятия; - общее недоразвитие речи; - несформированность функции программирования и контроля; - парциальная несформированность высших психических функций, (задержка психического развития)

Изображение слайда
17

Слайд 17

Проблемы эмоциональной сферы в среднем звене, приводящие к ШД - высокий уровень личностной и ситуативной тревожности; - агрессивность, конфликтность (в т.ч. усиливающиеся трудности взаимоотношений с родителями); - склонность к асоциальному поведению, в т.ч. патологическим зависимостям, дисгармонии в развитии самосознания.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Проблемы познавательной сферы в среднем звене, приводящие к ШД - сужение объема слухо-речевой памяти; - последствия некомпенсированного общего недоразвития речи третьего уровня (бедность активного словаря, аграмматизмы в речи и т.п.); - несформированность навыка чтения; - проблемы концентрации и распределения внимания; - проблемы включения в деятельность; - низкая работоспособность и повышенная утомляемость (особенно в конце учебного года).

Изображение слайда
19

Слайд 19: Факторы, способствующих возникновению синдрома ШД

социально-средовые, которые включают в себя семейные отношения, школьные отношения, межличностные отношения со сверстниками и взрослыми; психологические факторы (индивидуально-личностные особенности ребенка, особенности поведения); медицинские (отклонения в психофизическом развитии, уровень заболеваемости и т.п.).

Изображение слайда
20

Слайд 20

Методы повышения адаптивных ресурсов организма Педагогические - индивидуальный режим дня, соответствующий биоритмологическому типу человека - рациональное чередование и сбалансированность труда и пассивно-активных форм отдыха. Физиологические - рациональное питание - организация достаточного по продолжительности и санитарно-гигиеническим условиям ночного сна с учетом биоритмологического типа человека

Изображение слайда
21

Слайд 21

Методы повышения адаптивных ресурсов организма Физиологические (продолжение) - прогулки, занятия физическими упражнениями и двигательная активность на свежем воздухе. - водные процедуры – контрастное обливание и душ, баня (сауна). -закаливание Медицинские - медикаментозные препараты; - физиолечение (электросон); - методы традиционной (народной) терапии, фитотерапия, массаж

Изображение слайда
22

Последний слайд презентации: Профилактика школьной дезадаптации

Методы повышения адаптивных ресурсов организма Рекреационные методы (природные оздоровительные факторы) - талассотерапия - использование морской воды, воздуха, морепродуктов для оздоровления - бальнеофакторы (минеральные воды, лечебные грязи, воздух обогащенный отрицательными аэроионами) - экологический и оздоровительный туризм.

Изображение слайда