Первый слайд презентации: Профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью
Слайд 2: План
Представление о числе Счет как интеллектуальная деятельность Дискалькулия. Классификация видов Симптоматика дискалькулии (нарушений счета) Виды нарушений счета
Слайд 3: Овладение понятием числа
Представление о количестве ( кардинация ) Упорядочивание ( ординация ) Их соотношение Пространственный фактор Речь
Слайд 4: Счет как интеллектуальная деятельность ( ИД )
Мотив, делающий задачу актуальной, а ее решение необходимым Понимание проблемы (задачи) Ориентировочно-исследовательская деятельность (анализ условия задачи) Этап стратегии: выбор пути решения задачи Этап тактики: выбор адекватных средств и операций Собственно решение задачи Контроль как сличение результата с исходными условиями
Слайд 5
Нейропсихологическая структура интеллектуальной деятельности счета в младшем школьном возрасте
Слайд 6: Дискалькулия и акалькулия
Дискалькулия у детей — специфическое расстройство математических способностей, характеризующееся неспособностью ребенка успешно освоить даже простейшие арифметические функции. Акалькулия - нарушения счетных операций вследствие локальных поражений мозга
Слайд 7: Классификация дискалькулий
– врожденные и приобретенные (С. С. Мнухин); – первичные и вторичные (Н. Граньон‑Галифрет (N. Granjon‑Galifret ), Дж. Айюриагерра (J. Ajuriaguerra ), Л. С. Цветкова); – классификация Л. Косч (L. Kosč ).
Слайд 8: Классификация Л. Косч (L. Kosč )
вербальная дискалькулия : проявляется в нарушении словесного обозначения математических понятий; – практогностическая дискалькулия : проявляется в расстройствах системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов; – дислексическая дискалькулия: в основе лежит нарушение чтения математических знаков; – графическая дискалькулия : проявляется в нарушении записи математических знаков или символов и правильного воспроизведения геометрических фигур; – операциональная дискалькулия: связана с неумением выполнять математические операции.
Слайд 9: Симптоматика дискалькулии
– недостаточное овладение математическим словарем; – неправильное называние чисел; – неточное представление о графической структуре цифр; – механическое воспроизведение порядка следования чисел; – трудности в определении места числа в ряду натуральных чисел; – недостаточное знание состава числа; – трудности усвоения правил образования числа; – трудности установления отношения числа к его соседям; – несформированность количественных отношений чисел; – элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а на внешние действия, используют «ручной» способ выполнения); – мыслительные операции носят преимущественно конкретный характер.
Слайд 10: Психические функции в основе навыка счета
пространственные представления, зрительно‑моторную координацию, слухоречевую и зрительную память, оптико‑пространственный гнозис и праксис, пальцевый гнозопраксис и развитие ручной моторики, временные и количественные представления, восприятие и воспроизведение ритма, логические операции речь
Слайд 11: Симптомы и психические функции
Симптоматика дискалькулии недостаточное овладение математическим словарем; – неправильное называние чисел; – неточное представление о графической структуре цифр; – механическое воспроизведение порядка следования чисел; – трудности в определении места числа в ряду натуральных чисел; – недостаточное знание состава числа; – трудности усвоения правил образования числа; – трудности установления отношения числа к его соседям; – несформированность количественных отношений чисел; – элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а на внешние действия, используют «ручной» способ выполнения); – мыслительные операции носят преимущественно конкретный характер Психические функции в основе навыка счета пространственные представления, зрительно‑моторную координацию, слухоречевую и зрительную память, оптико‑пространственный гнозис и праксис, пальцевый гнозопраксис и развитие ручной моторики, временные и количественные представления, восприятие и воспроизведение ритма, логические операции речь
Последний слайд презентации: Профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью: Исследование системы счета
Оценка количества (пересчет группы точек) Чтение и письмо простых цифр Чтение сложных цифр (78-87, 19-91, 107, 1508) Чтение чисел, написанных вертикально: 1 2 3 Написание сложных чисел (86, 68, 96, 203, 1026, 1003, 10 125) Выполнение простых счетных операций письменно Выполнение тройного счета (13+7-2=) Выполнение серийного счета (100-7=, 93-7=, и т.д.)