Презентация на тему: Профилактические программы и оценка их эффективности

Профилактические программы и оценка их эффективности
Профилактические программы и оценка их эффективности
Профилактические программы и оценка их эффективности
Основные части профилактической программы «Навыки жизни»
Профилактические программы и оценка их эффективности
Возможные модификации
Профилактические программы и оценка их эффективности
Профилактические программы и оценка их эффективности
Профилактические программы и оценка их эффективности
Цели и методы реализации разделов занятий
Цели и методы реализации разделов занятий
Профилактические программы и оценка их эффективности
Профилактические программы и оценка их эффективности
Профилактические программы и оценка их эффективности
Профилактические программы и оценка их эффективности
Профилактические программы и оценка их эффективности
Профилактические программы и оценка их эффективности
Оценка эффективности профилактических программ на различных уровнях
Оценка эффективности общественных программ:
Оценка эффективности общественных программ:
Оценка эффективности школьных программ:
Оценка эффективности школьных программ:
Оценка эффективности семейных программ:
Характерные ошибки при разработке авторских программ
Прогнозируемые и фактически достигаемые цели упражнений и заданий
Прогнозируемые и фактически достигаемые цели упражнений и заданий
Прогнозируемые и фактически достигаемые цели упражнений и заданий
Прогнозируемые и фактически достигаемые цели упражнений и заданий
Прогнозируемые и фактически достигаемые цели упражнений и заданий
Характерные ошибки
Оценка эффективности здоровьесберегающих программ в школе
Оценка эффективности здоровьесберегающих программ в школе
Эффективность проведенного занятия
Использование метода наблюдения, проективных методик
Проективная методика «Я и наркотики» (по А.Бадаку)
Проективная методика «Я и наркотики»
Определение представлений с помощью контрольных вопросов
Определение представлений с помощью контрольных вопросов
Определение представлений с помощью контрольных вопросов
Определение имеющихся отношений с помощью контрольных вопросов
Определение имеющихся отношений с помощью контрольных вопросов
Определение имеющихся отношений с помощью контрольных вопросов
Определение стратегий поведения с помощью контрольных вопросов
Определение стратегий поведения с помощью контрольных вопросов
Определение стратегий поведения с помощью контрольных вопросов
Самоанализ
Психологические игры
Что такое игра?
Атрибутика психологических игр
Формы психологических игр
«Вместе – лучше?» (психологическая игра с элементами драмы для учащихся 8 классов)
Профилактические программы и оценка их эффективности
Профилактические программы и оценка их эффективности
Вместе лучше?
Профилактические программы и оценка их эффективности
Профилактические программы и оценка их эффективности
1/56
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 6)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (14169 Кб)
1

Первый слайд презентации: Профилактические программы и оценка их эффективности

1. Структура программы и выбор тем занятий 2. Алгоритм построения занятий 3. Подходы к оценке эффективности 4. Характерные ошибки при разработке авторских программ 5. Оценка эффективности здоровьесберегающих программ в школе

Изображение слайда
2

Слайд 2

Литература (основная) Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под редакцией М.Р.Битяновой. – СПб,. 2002 Родионов В.А. Проверка эффективности программы // Школьный психолог. – 2007. - № 24. Литература (дополнительная) Бадак А. Безопасный рисунок. Использование рисунков на тему «Я и наркотики» для диагностики сопротивляемости детского коллектива употреблению наркотиков // Школьный психолог. – 2003. - № 25-26 Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. - Москва, 2004 Здоровье. Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов / Под редакцией В.Н.Касаткина, Л.А.Щеплягиной. – М., 2001 Некоторые подходы к оценке проектов и программ (Программа ТАСИС «Система профилактических мер и здоровье населения России 1998-2001 г.г.»). – М., 2002 Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб., 2000

Изображение слайда
3

Слайд 3

Структура программы и выбор тем занятий

Изображение слайда
4

Слайд 4: Основные части профилактической программы «Навыки жизни»

Вводная часть : участники знакомятся с ведущим и договариваются о соблюдении тренинговых правил. Основная часть : блок занятий, посвященных развитию коммуникативных навыков (развитие умения слушать, говорить, отказывать); - навыков поведения в сложных жизненных и сложных коммуникативных ситуациях; - навыков критического мышления; - навыков самопознания и понимания необходимости отвечать за себя; представлений о недопустимости употребления ПАВ. Заключительная часть посвящена рефлексии и подведению итогов ведущим и участниками занятий.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Русскоязычная версия программы (основные из 35 тем): «Знакомство», «Установление основных правил работы в группе», «Виды и формы общения», «Умение начинать, поддерживать и прекращать разговор», «Агрессивное, неуверенное поведение и уверенное поведение», «Умение сказать «Нет», «Стресс. Способы борьбы со стрессом», «Эмоции. Как справиться с гневом», «Умение критиковать. Умение хвалить и принимать похвалу», «Навыки критического мышления», «Умение принимать решение», «Этапы решения проблем», «Поведение в конфликтной ситуации», «Я - уникальный», «Как завязать дружбу», «Как поддерживать дружеские отношения», «Как прервать нежелательные отношения. Как пережить потерю друга», «Правильное и неправильное использование наркотических веществ», «Особенности поведения и черты личности тех, кто употребляет наркотики», «Умение сказать «Нет» наркотикам», «Реклама», «Умение отвечать за себя».

Изображение слайда
6

Слайд 6: Возможные модификации

Сокращение количества тем. Дополнительное включение тем «Слова-паразиты» и «ТВ, видео, компьютерные игры» (о различных видах зависимости) А.В.Соловов

Изображение слайда
7

Слайд 7

Изображение слайда
8

Слайд 8

К исходному перечню тем «Навыков жизни» добавляются такие темы, как: «Личная гигиена», «Здоровое питание», «Твои права и обязанности», «Польза и вред лекарственных средств», «Преодоление школьных кризисов», «Секреты воздействия рекламы».

Изображение слайда
9

Слайд 9

Алгоритм построения занятий

Изображение слайда
10

Слайд 10: Цели и методы реализации разделов занятий

Вводная часть актуализирует имеющийся у учащегося собственный жизненный опыт и житейские знания, мотивирует участников на дальнейшую работу. Применяемые упражнения - «разогревающие» и «подводящие» упражнения, «мозговые штурмы», анализ видеоматериалов, фрагментов литературных произведений. Основная часть формирует новый опыт. Участники получают новую информацию и моделируют новые способы поведения. Применяются ролевые игры, творческие этюды.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Цели и методы реализации разделов занятий

Заключительная часть - отработка личной стратегии поведения, осмысление полученного опыта, получение обратной связи от группы. Применяются «аукционы идей», а также другие способы решения проблемных ситуаций. Обязательным элементом является рефлексия, которая позволяет участникам продемонстрировать личное отношение к происходящему на занятии. В конце каждого занятия может быть предложено несложное домашнее задание, которое необходимо выполнять при участии членов своей семьи. В следующий раз желающие могут продемонстрировать выполненное задание

Изображение слайда
12

Слайд 12

Подходы к оценке эффективности

Изображение слайда
13

Слайд 13

«При достаточно активном внедрении различных здоровьесберегающих технологий практически отсутствует система оценки целесообразности, необходимости и эффективности используемых подходов по сохранению и укреплению здоровья» М.М.Безруких Успешность профессиональных действий психолога «в большинстве случаев не может напрямую измеряться в каких-либо единицах реальных изменений в поведении… Проводимые занятия могут привести к расширению познаний, но никак не сказаться на поведении отдельных учеников» М.Р.Битянова

Изображение слайда
14

Слайд 14

Оценкой здоровьесберегающей деятельности и профилактической программы в частности является определение того, адекватны ли ее цели, задачи и методы и каковы ее результаты. Определение этих параметров зависит от того, на какой стадии работы проводится оценивание. Оценивая программу на стадии планирования, можно увидеть соответствие поставленных целей, задач, методов и ожидаемых результатов; на стадии реализации – выявить особенности осуществления конкретных воздействий; на стадии завершения – определить, удалось ли добиться желаемых изменений, эффективна ли программа; по прошествии определенного промежутка времени - установить, насколько устойчивы результаты воздействия

Изображение слайда
15

Слайд 15

Для оценки эффективности программы необходимо сравнить: - каким было состояние учащихся до начала реализации проекта, и каким оно стало после его окончания; - что фактически изменилось в проблемной ситуации в результате реализации программы и то, что планировалось изменить; - сравнить факторы эффективности-неэффективности программы, представить их в наглядном виде (например: таблица, в одной графе которой указываются факторы эффективности, а в другой – факторы неэффективности).

Изображение слайда
16

Слайд 16

Эффективно функционирующая система, это: - система целостная (образующие систему элементы связаны между собой); - целесообразная (ориентированная на достижение цели); - включенная (являющаяся подсистемой, т.е. является компонентом другой системы); - открытая (легко воспринимающая новую информацию); - адаптивная (приспосабливаемая к изменяющимся условиям); - самообновляющаяся (способная к развитию с учетом новых требований)

Изображение слайда
17

Слайд 17

Показатели эффективности могут быть: - кратковременными (результаты, полученные сразу после проведения акций, уроков или курсов), - отставленными (результаты, полученные спустя 1-3 и более лет после начала вмешательства) - и долговременными (изменения в отношении населения к наркотикам на границе смены поколений).

Изображение слайда
18

Слайд 18: Оценка эффективности профилактических программ на различных уровнях

Эффекты реализации профилактических программ могут наблюдаться на различных уровнях: у отдельных лиц, в целевых группах, в сообществе. На уровне индивидуума или группы важно изучить факторы, влияющие на образ жизни, и определить, действительно ли люди готовы изменить свой образ жизни в лучшую сторону. На уровне сообщества центром внимания может стать развитие сотрудничества между профильными организациями, добровольными обществами и научными учреждениями.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Оценка эффективности общественных программ:

Имеет ли программа в своей структуре компоненты работы с отдельными лицами, семьей, школой, СМИ, общественными организациями и медицинскими учреждениями? Есть ли уверенность, что различные компоненты программы взаимно усиливают друг друга? Использует ли программа СМИ и стратегии повышения социальной компетентности, чтобы повысить общественное сознание, заручиться поддержкой сообщества, совершенствовать учебные программы для учащихся и их родителей на базе школ, а также информировать общественность о достигнутых успехах?

Изображение слайда
20

Слайд 20: Оценка эффективности общественных программ:

Можно ли скоординировать отдельные компоненты программы с другими общественными мероприятиями? Охватывает ли программа различные контингенты населения, принадлежащие к группам риска; рассчитана ли она на достаточно продолжительное время для достижения устойчивых результатов? Проводится ли программа согласно плану, составленному, исходя из оценки потребностей целевой группы; имеется ли при этом возможность ее пересмотра и совершенствования на основе обратной связи с сообществом? Являются ли задачи и мероприятия, реализуемые в рамках программы, конкретными, ограниченными во времени, выполнимыми (с учетом имеющихся ресурсов) и могут ли они использоваться для оценки достигнутого программой прогресса и ее результатов?

Изображение слайда
21

Слайд 21: Оценка эффективности школьных программ:

Охватывают ли программы детей в возрасте от детского сада до старших классов? Предусматривают ли программы специальную работу с детьми во время кризисных периодов их учебы в школе? Используют ли программы соответствующие возрасту интерактивные методы обучения (примеры поведения, ролевые игры, дискуссии, групповые отзывы, техники закрепления и расширения опыта)?

Изображение слайда
22

Слайд 22: Оценка эффективности школьных программ:

Способствуют ли программы укреплению связей учащихся со школой и сообществом? Имеются ли в программах следующие компоненты: обучение социальной компетентности и умению ответить отказом на опасное для здоровья предложение, которое бы соответствовало культурной принадлежности и возрасту учащихся; укрепление положительного влияния сверстников; включение необходимого количества занятий? Имеет ли место периодическая оценка эффективности программ?

Изображение слайда
23

Слайд 23: Оценка эффективности семейных программ:

Охватывают ли программы семьи с детьми всех возрастов? Работают ли программы с родителями для того, чтобы: уменьшить количество проблем, связанных с плохим поведением детей; улучшить взаимоотношения родителей и детей; обеспечить необходимую дисциплину и выполнение установленных правил; наблюдать за активностью детей на протяжении подросткового периода их развития? Включена ли в программы информация о социально обусловленных рисках, интересующей как родителей, так и детей? Предоставляют ли программы доступ к консультативным службам для семей, в которых присутствуют факторы риска?

Изображение слайда
24

Слайд 24: Характерные ошибки при разработке авторских программ

Опасность ошибок, допускаемых при разработке и реализации профилактических программ (тренинговых циклов, психологических игр и других акций), заключается в том, что: в лучшем случае совершаемые ошибки не нанесут вреда, в худшем же спровоцируют нездоровый интерес к предмету обсуждения. Напомним, что среди наиболее распространенных ошибок - неадекватно подобранные игры и упражнения, способные превратить тренинг в подобие пошлого развлекательного мероприятия. Предлагая то или иное упражнение или игру, необходимо прогнозировать – какую реакцию они могут вызвать.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Прогнозируемые и фактически достигаемые цели упражнений и заданий

Упражнение. С помощью пантомимы изобразить: хоккейного вратаря, поймавшего шайбу зубами; штангиста, не удержавшего штангу; горнолыжника, сломавшего лыжу Цель планируемая. Популяризация занятий различными видами спорта, в том числе как альтернативы социально обусловленных рисков, нездорового образа жизни Цель достигаемая. Формирование отрицательного или неуважительного отношения к спорту, занятие которым может выставить тебя в смешном свете (вратаря ждут выбитые зубы, сломанная челюсть, сотрясение мозга, штангиста и горнолыжника – также физические и психологические травмы)

Изображение слайда
26

Слайд 26: Прогнозируемые и фактически достигаемые цели упражнений и заданий

Упражнение. Нарисовать «плакат протеста» против вредных привычек и придумать шуточный «ужастик» о тех, кто им подвержен Цель планируемая. Изображение неприглядности наркомана или алкоголика Цель достигаемая. Ассоциация наркомании или другой зависимости с чем-то смешным, несерьезным (значит, неопасным)

Изображение слайда
27

Слайд 27: Прогнозируемые и фактически достигаемые цели упражнений и заданий

Упражнение. Экспресс-диагностика «Болезнь отражается на лице»: «пятна и морщины обычно появляются на лице из-за большого употребления мяса и белка. Если пятна темные, …сократите прием лекарств»; пухлые губы являются признаком «длительного запора» («откажитесь от мочегонных напитков – кофе, чая и алкоголя в больших количествах»). Цель планируемая. Повышение медицинской культуры, уровня знаний об особенностях функционирования организма; забота о собственном здоровье, профилактика злоупотреблений алкоголем. Цель достигаемая. Возможны последующие насмешки над мальчиком или девочкой с пухлыми губами. Рекомендация отказа от алкоголя «в больших количества» допускает возможность употребления его в небольших количествах, что не соответствует основным целям профилактической работы.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Прогнозируемые и фактически достигаемые цели упражнений и заданий

Упражнение. Профориентационная игра «Все профессии нужны». Подросткам предлагается ответить ответ на вопрос: «Французы называют этот процесс щекотанием потрохов или обрыванием листьев, но чаще используют это английское слово». Правильный ответ – «стриптиз». Цель планируемая. «Обучение и развитие коммуникативной культуры личности, развитие и раскрытие индивидуальности и творческого начала в социальных отношениях» (цитата). Цель достигаемая. Формирование представления о том, что ради оплаты можно поступиться традиционной моралью, своими чувствами (например, стыд). Если допустим стриптиз, то можно предположить допустимость проституции.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Прогнозируемые и фактически достигаемые цели упражнений и заданий

Упражнение. Интеллектуальная викторина «Брейн-гейм». Подростки должны дать объяснение происхождения названия напитка «коньяк»; что означают сокращения на коньячных этикетках (КВ, КС, ОС); из чего делают мексиканские водки пульке и текилу и т.д. Цель планируемая. Профилактика алкогольной зависимости, популяризация здорового образа жизни. Цель достигаемая. Интерес к алкогольным напиткам.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Характерные ошибки

Несоответствие целей занятия возрастным особенностям ребенка или подростка Во 2-м классе - занятие «Как добиться здоровой кожи». В 6-м классе - занятия «Процесс рождения ребенка» и «Уход за новорожденным». «Сомнительный» эффект Игры на раздевание Некорректное ведение тренинговой работы Совместное составление правил заменяется приказом об их соблюдении («все разговоры в круг и по теме», «между собой не болтать»). Провокация неадекватных чувств и эмоций. Апеллирование к религиозным постулатам. Неверные критерии при определении группы риска.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Оценка эффективности здоровьесберегающих программ в школе

1) здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения (наличие, оснащенность и соответствие гигиеническим требованиям кабинетов, спортивного зала, медицинского кабинета, столовой и других помещений); 2) рациональная организация образовательного процесса (соблюдение гигиенических норм в учебно-воспитательном процессе, учет возрастных возможностей и индивидуальных особенностей учащихся, введение любых инноваций под контролем специалистов); 3) организация физкультурно-оздоровительной работы (охват учащихся всех медицинских групп, динамические перемены, наличие спортивных секций, проведение спортивно-оздоровительных мероприятий);

Изображение слайда
32

Слайд 32: Оценка эффективности здоровьесберегающих программ в школе

3) организация физкультурно-оздоровительной работы (охват учащихся всех медицинских групп, динамические перемены, наличие спортивных секций, проведение спортивно-оздоровительных мероприятий); 4) просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование здорового образа жизни; 5) просветительская и методическая работа с педагогами, другими членами педагогического коллектива, родителями; 6) медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состояние здоровья (использование утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача, анализ и обсуждение результатов динамических наблюдений, создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами).

Изображение слайда
33

Слайд 33: Эффективность проведенного занятия

Пожалуйста, обведи одну цифру для каждого из следующих вопросов Было ли тебе интересно занятие? 5 4 3 2 1 Было ли тебе полезно занятие? 5 4 3 2 1 Пожалуйста, впиши свой ответ Что в занятии было самым приятным? Почему? Что в занятии было самым неприятным? Почему? Что из того, чему ты научился, будет самым полезным тебе?

Изображение слайда
34

Слайд 34: Использование метода наблюдения, проективных методик

Наблюдение + социометрия = повышение эффективности - редкость проявления некоторых форм поведения в публичной жизни

Изображение слайда
35

Слайд 35: Проективная методика «Я и наркотики» (по А.Бадаку)

Активно отвергающие Рисунки с изображением процесса уничтожения наркотиков; перечеркнутое изображение наркотиков и процесса их приема; изображение противопоставления своего Я наркоокружению. Пугающие Изображения страданий и смерти от приема наркотиков. Провоцирующие Изображения самих наркотиков, а также процессов изготовления, распространения и потребления. Сюда также относится изображение изменений своего Я вследствие приема наркотиков.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Проективная методика «Я и наркотики»

Дети, не употреблявшие наркотики и не подвергавшиеся соблазну их попробовать чаще всего изображают активно отвергающие сюжеты, реже - провоцирующие. Те, кому предлагалось попробовать наркотики, изображают с одинаковой частотой активно отвергающие и провоцирующие сюжеты. В рисунках подростков, потреблявших наркотики, присутствуют только провоцирующие сюжеты

Изображение слайда
37

Слайд 37: Определение представлений с помощью контрольных вопросов

Начальная школа Можно ли устать от физически легкой работы? Почему даже на очень вежливую просьбу можно ответить отказом? Назови самые простые способы защиты от инфекционных заболеваний. В каких ситуациях медикаменты представляют опасность для здоровья и жизни человека? В каких случаях необходимо мыть руки, даже если они выглядят вполне чистыми? Подтверди или опровергни утверждение: соблюдать правила общения должен только слабый и неуверенный в себе человек, потому что сильного человека и так все слушаются. - Правильно поступают те, кто, покупая арбуз, чтобы убедиться в его спелости, просят продавца его надрезать? (7-8)

Изображение слайда
38

Слайд 38: Определение представлений с помощью контрольных вопросов

Основное звено К чему приводит избыточный вес? Может ли смелый и сильный человек испытывать чувство страха и тревоги? Почему? Чем стресс может быть полезен для че­ловека? (9) Персонаж фильма «17 мгновений весны» советовал чередовать глоток горячего кофе с глотком холодной воды – это снимает нагрузку на сердце. Насколько полезен такой совет? (6-7). Почему питание должно быть разнообразным? (5-6). Правильно ли утверждение: «Если лекарство просрочено, необходимо принять двойную, чтобы получить желаемый эффект»? (7-8) Что может свидетельствовать о возможном возникновении травмоопасной ситуации в местах массового скопления людей? (8-9) Правильно поступают те, кто, покупая арбуз, чтобы убедиться в его спелости, просят продавца его надрезать? (7-8)

Изображение слайда
39

Слайд 39: Определение представлений с помощью контрольных вопросов

Старшее звено К каким изменениям в организме приводит систематическая двигательная активность? Может ли считаться по-настоящему свободным человек, который готов нести ответственность за свои поступки? Продолжи фразу: побочное действие лекарственных средств – это… Правильно ли утверждение: если человек все время старается попасть тебе на глаза и говорит комплименты, то он хочет сделать тебе что-то приятное?

Изображение слайда
40

Слайд 40: Определение имеющихся отношений с помощью контрольных вопросов

Начальная школа Способам активного отдыха учиться не надо, потому что, если человек устанет, то сможет отдохнуть, полежав или поспав: а) да, потому, что... б) нет, потому, что... Если человек в ситуации страха, горя или несчастья будет обращаться за помощью, все решат, что он трусливый и слабый: а) да, потому что... б) нет, потому что... Наблюдательность и внимание особенно необходимы, когда… (перечисли сложные жизненные ситуации). Подтверди или опровергни утверждение: только слабые и неуверенные в себе люди должны быть вежливы. Для того, чтобы был приятный запах изо рта, по утрам необходимо чистить зубы, а вечером можно не делать этого: а) да, потому что… б) нет, потому что…

Изображение слайда
41

Слайд 41: Определение имеющихся отношений с помощью контрольных вопросов

Основное звено Учиться аргументировано критиковать надо, только если хочешь стать адвокатом или психологом: а) да, потому что... б) нет, потому что... Подтверди или опровергни: «Гораздо важнее быть опрятным, чем просто выглядеть им» (5-6). Что такое разумный и неразумный риск? (7-8) Подтверди или опровергни: «Чем больше человек весит, тем он сильнее и здоровее» (5). Прав ли тот, кто обращается за помощью к другим в сложной жизненной ситуации, или в таких случаях необходимо полагаться только на себя? (8-9) Принимая самостоятельное решение, ты будешь учитывать все обстоятельства и взвешивать все последствия или просто сделаешь так, как принято в твоей компании? (8-9) Достаточно ли пользоваться парфюмерными средствами с сильным запахом, что бы избежать неприятного запаха от человека? Почему? (8-9)

Изображение слайда
42

Слайд 42: Определение имеющихся отношений с помощью контрольных вопросов

Старшее звено Если у меня все в порядке со здоровьем и внешним видом, то мне не обязательно за­ниматься физическими упражнениями: а) да, потому что... б) нет, потому что... Планировать свою жизнь бессмысленно, так как в наше время слишком много зависит от обстоятельств а) да, потому что... б) нет, потому что... Прав ли тот, кто считает, что предупреждение инфекционных заболеваний – это обязанность врачей, а обычный человек не обязан этого знать. Почему? В небольших дозах легкий наркотик может быть полезен, потому что, как допинг, стимулирует работу организма: а) да, потому что… б) нет, потому что…

Изображение слайда
43

Слайд 43: Определение стратегий поведения с помощью контрольных вопросов

Начальная школа О чем ты будешь говорить в первую очередь, если врач спросит тебя о самочувствии? Выполнить задание: учащиеся объединяются в пары; по очереди первый номер должен изобразить эмоцию, второй - называет ее; смена номеров. Что ты предпримешь, если тебе необходимо закончить тяжелую работу, а ты уже устал? Если в квартире загорится телевизор, то сначала необходимо: а) немедленно переключить на другую программу; б) позвонить по 01; в) обесточить его, вынув вилку из розетки

Изображение слайда
44

Слайд 44: Определение стратегий поведения с помощью контрольных вопросов

Основное звено У Шарика из мультфильма «Трое из Простоквашино» после того, как он стал спать на снегу, повысилась «лохматость» и «пушистость». Значит ли это, что если ходить зимой без шапки, волосы станут густыми и блестящими? По­чему? Продолжи фразу: «Если мой друг получил серьезную травму, а я не могу самостоятельно ему помочь, то я…» (5-6) Правильно ли утверждение о том, что Настоящему Другу надо во всем уступать? (7-8) Прав ли тот, кто считает, что находится в полной безопасности, находясь в компании своих друзей? (8-9).

Изображение слайда
45

Слайд 45: Определение стратегий поведения с помощью контрольных вопросов

Старшее звено Как ты поступаешь, если компания твоих друзей делает что-либо, что кажется тебе опасным? Как нужно себя вести во время стрессовой ситуации? Правы ли те, кто считает, что при подготовке к экзаменам необходим особый режим или лучше придерживаться привычного распорядка дня? Как эффективнее противостоять давлению со стороны компании своих приятелей? Нужно ли уметь противостоять манипулированию? Для чего?

Изображение слайда
46

Слайд 46: Самоанализ

1. Тема занятия и время проведения… 2. Состав участников занятия… 3. План занятия (проводимые упражнения) Запланированное: Реально проведенное: … … 4. Наиболее удачные упражнения и психотехники… 5. Неудавшиеся упражнения и психотехники… 6. Интересный случай на занятии… 7. Особенности поведения участников… 8. Ошибки, которые следует учесть…

Изображение слайда
47

Слайд 47: Психологические игры

Психологическая игра выступает одновременно как средство формирования навыков и как средство их проверки. «В игре мы больше похожи на себя, чем в жизни. Результаты игры не всегда предсказуемы, «чаще всего неожиданны, а иногда – очень болезненны. И если у участника нет сил принять и осмыслить новый опыт, игра предлагает ему безопасный уход, защиту: «То был не ты, а навязанная тебе роль». М.Р.Битянова Что такое игра «Игру можно назвать свободной деятельностью, которая совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам» Й.Хейзинга

Изображение слайда
48

Слайд 48: Что такое игра?

Игрой следует считать «серию последовательных скрытых трансакций (условных единиц общения), результат которых можно четко установить и предсказать» Э.Берн «Игрой называют и психотехнический прием, с помощью которого за 1,5-2 минуты можно настроить детей на работу в группе, структурированное действие по правилам (например, «колдунчики» или «колечко»), большое и сложное ролевое действие». «Психологическая игра – это целостное, законченное действие, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил, достаточно продолжительное по времени» М.Р.Битянова

Изображение слайда
49

Слайд 49: Атрибутика психологических игр

Игровой замысел… …проявляется в названии игры и может быть выражен в виде проблемы, которую предстоит решить. Правила … …помогают определить поведение участников в процессе игры и порядок игровых действий, которые позволяют участникам проявить себя. Познавательное содержание… …заключается в приобретении определенных знаний и навыков в процессе решения проблемы, поставленной игрой. Оборудование к нему относятся средства, используемые для наглядности: фломастеры, бумага, магнитофон, видеомагнитофон и другие предметы. Итоговый результат… …является завершением игры, проявляемым в виде решения проблемы, и сопровождается обязательной рефлексией.

Изображение слайда
50

Слайд 50: Формы психологических игр

- игровые оболочки, - игры-проживания, - игры с элементами драмы, - деловые игры, - «большие» психологические игры, - психологические акции. При выборе формы и содержания игры следует учитывать: возрастные особенности детей, данные социометрических исследований, содержание и цель проведенного тренингового курса, в отдельных случаях – соотношение количества мальчиков и девочек, и т.д. Главное - не навязывать запрограммированный финал. «Ничто так не разрушает ткань игрового действия, как возникающее у участников ощущение, что ими управляют, что за них все заранее решили» (М.Р.Битянова).

Изображение слайда
51

Слайд 51: Вместе – лучше?» (психологическая игра с элементами драмы для учащихся 8 классов)

Цель. Обобщить опыт, полученный в ходе тренинговых занятий. Показать биологическую основу различий в поведении людей; научить понимать и принимать различия между людьми, уважая особенности их поведения; понимать необходимость реалистичной позитивной самооценки и самопринятия; формировать позитивный образ будущего. Оборудование. Таблички с надписями, обозначающими наиболее яркие признаки «мужского» и «женского» миров; игрушки и другие предметы; плакаты с обозначениями «исключительных качеств»; ширма (или занавес в актовом зале); магнитофон; ватман и фломастеры.

Изображение слайда
52

Слайд 52

« Армия», «Спорт», «Цветы», «Охота», «Политика», «Психологический центр», «Наука», «Дети», «Республика», «Путешествия», «Монархия», «Салон красоты», «Искусство», «Полиция», «Медицина», «Казино», «Банк», «Кулинария», «Фитнес», «Домашние животные», «Заводы и фабрики», «Роботы»

Изображение слайда
53

Слайд 53

Если вы захотите встречаться: один раз в 100 лет, то должны отдать одно из своих исключительных качеств; встречаться один раз в год, то - два качества; жить вместе, то должны отказаться от всех трех качеств.

Изображение слайда
54

Слайд 54: Вместе лучше?

Изображение слайда
55

Слайд 55

«В настоящее время условия существования наших подростков нельзя считать вполне удовлетворительными. Около 50% питаются неудовлетворительно; …35% живут в неудовлетворительных квартирных условиях с недостаточной жилищной площадью. Более 70% подростков недосыпают, 32% бывают на свежем воздухе только по дороге в школу, еще 30% гуляют меньше необходимого для здоровья минимума». А.И.Арямов, 1928

Изображение слайда
56

Последний слайд презентации: Профилактические программы и оценка их эффективности

«Решив проблему недоедания, мы сталкиваемся с проблемой излишнего веса, сократив заболеваемость тифом и туберкулезом, вынуждены бросать силы на борьбу со СПИДом, а уйдя от переизбытка идеологии, пришли к засилью рекламы». В.А.Родионов, 2008

Изображение слайда