Презентация на тему: Профессионально-важные качества и профессиональные

Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
. Средние арифметические оценки, среднеквадратические стандартные отклонения и коэффициенты вариации по группам испытуемых, разли-чающимся по эффективности
Профессионально-важные качества и профессиональные
. Иерархия профессионально важных качеств по уровню развития на разных стадиях освоения деятельности
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
. Рис. 1. Структура профес- сионально важных качеств у рабочих со стажем до трех лет
Профессионально-важные качества и профессиональные
. Характеристика корреляционных плеяд по уровням професссионализации
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
. Рис. 4. Группа с высокими качественными показателями
. Рис. 6. Группа с высокой производительностью
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
. Ниже приводится перечень выделенных ПВК и методики их диагностики
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
Профессионально-важные качества и профессиональные
1/46
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 47)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (489 Кб)
1

Первый слайд презентации

Профессионально-важные качества и профессиональные способности (системогенетический аспект) 1 лекция 7

Изображение слайда
2

Слайд 2

Под профессионально важными качествами (ПВК) будем понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качествам могут относиться психические качества, в состав которых входят и способности человека 2

Изображение слайда
3

Слайд 3

Анализ деятельности показывает, что способности присутствуют в когнитивных процессах восприятия профессионально важной информации, процессах принятия решения и исполнения этих решений, воплощенных в программах деяте льности 3

Изображение слайда
4

Слайд 4

Через способности реализуется психологическая система деятельности 4

Изображение слайда
5

Слайд 5

Деятельность на уровне психологического анализа можно представить с позиции реализующей ее системы способностей как постоянно меняющуюся по составу и мере взаимодействия структуру способностей, каждая из которых имеет свое оперативное проявление 5

Изображение слайда
6

Слайд 6

Формирование подсистемы профессионально важных качеств 6

Изображение слайда
7

Слайд 7

Исследование процессов развития профессиональных способностей приближает нас к пониманию онтологии явлений, обобщенных принципом единства сознания и деятельности 7

Изображение слайда
8

Слайд 8

В процессах системогенеза деятельности профессионально важные качества и их системы выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности, следовательно, развитие ПВК и их систем выступает узловым моментом формирования психологической системы деятельности 8

Изображение слайда
9

Слайд 9

Развитие профессионально важных качеств в деятельности было прослежено на профессиях: операторов сортировочных горок, сборщиц полупроводниковых приборов, шлифовщиков, операторов, токарей-универсалов 9

Изображение слайда
10

Слайд 10

Для иллюстрации развития отдельных ПВК воспользуемся данными Р. В. Шрейдер. В исследовании проведено три среза : для стажа от полугода до трех лет (первая группа); от четырех лет до десяти лет (вторая группа); свыше десяти лет (третья группа) Результаты исследования представлены в табл. 1 10

Изображение слайда
11

Слайд 11: Средние арифметические оценки, среднеквадратические стандартные отклонения и коэффициенты вариации по группам испытуемых, разли-чающимся по эффективности профессиональной деятельности

Таблица 1 Профессионально важные качества Группа испытуемых 1-я 2-я 3-я x  cv x  cv x  cv Переключение внимания 3,31 1,30 39,3 4,53 1,18 26,1 4,59 1,18 25,7 Распределение внимания 3,44 1,26 36,6 4,12 1,11 26,9 4,35 0,93 21,4 Долговременная вербальная память 3,50 0,97 27,7 4,00 1,00 25,0 4,65 1,37 29,5 Кратковременная образная память 3,64 1,09 30,0 4,11 1,02 24,4 4,59 1,23 26,8 Техническое мышление 3,12 1,31 42,0 3,88 1,36 35,1 5,29 1,31 24,8 Невербальный интеллект 3,50 1,46 41,7 3,95 1,36 35,1 4,47 1,33 29,8 Пространственное представление 3,13 1,31 41,9 3,71 1,45 39,1 4,94 1,03 20,9 Глазомер 3,63 1,09 30,0 4,00 0,87 21,8 4,47 0,80 17,9 Сенсомоторная координация 2,94 1,06 36,1 4,06 0,90 22,2 4,88 1,05 21,5 Координация движения рук 3,13 1,03 32,9 3,88 1,17 30,2 5,35 1,22 22,8 Память на движения 3,62 0,84 23,2 3,82 1,67 43,7 4,41 1,50 34,0 11

Изображение слайда
12

Слайд 12

Сопоставление отдельных профессионально важных качеств по уровню развития показывает, что в акте освоения профессии происходит смена доминирующих качеств ( табл. 2 ) На разных этапах профессионализации разные качества имеют максимальный (минимальный) уровень развития 12

Изображение слайда
13

Слайд 13: Иерархия профессионально важных качеств по уровню развития на разных стадиях освоения деятельности

Таблица 2 Профессионально важные качества Этап профессионализации I II III Переключение внимания 7 1 6,5 Распределение внимания 6 2,5 11 Пространственное представление 9 11 3 Глазомер 2 5,5 8,5 Долговременная вербальная память 4,5 5,5 5 Кратковременная образная память 2 2,5 6,5 Техническое мышление 9 8,5 2 Невербальный интеллект 4,5 7 8,5 Сенсомоторная координация 11 4 4 Координация движений обеих рук 9 8,5 1 Память на движения 2 10 10 13

Изображение слайда
14

Слайд 14

Для установления взаимозависимости между показателями эффективности деятельности и уровнем развития ПВК был использован статистический критерии, называемый корреляционным отношением К.Пирсона 14

Изображение слайда
15

Слайд 15

В отличие от коэффициентов корреляции, устанавливающих линейную зависимость между двумя признаками, корреляционное отношение позволяет дать двухстороннюю характеристику зависимости между переменными X и У : с одной стороны, этот критерий является мерой зависимости признака X по изменению У ( η X / Y ), с другой — мерой зависимости Y по изменению X (η Y / X ). Поэтому корреляционное отношение выражается не одним, а двумя показателями — η X / Y и η Y / X 15

Изображение слайда
16

Слайд 16

Для трех рассмотренных выше групп токарей корреляционные плеяды представлены на рис. 1—3, а соответствующие им матрицы интеркорреляций представлены в табл. 3—5 16

Изображение слайда
17

Слайд 17: Рис. 1. Структура профес- сионально важных качеств у рабочих со стажем до трех лет

РВ — распределение внимания; ПВ — переключение внимания; КОП — кратковременная образная память; ДВП — долговременная вербальная память; ПД — память на движения; НИ — невербальный интеллект; ТМ — техническое мышление; ПП — пространственное представление; Гл — глазомер; КД — координация движений обеих рук; СМК — сенсомоторная координация; цифры — уровень достоверности . Рис. 2. Структура профессионально важных качеств у рабочих со стажем от 4 до 10 лет Рис. 3. Структура профессионально важных качеств у рабочих со стажем от свыше 10 лет 17

Изображение слайда
18

Слайд 18

Результаты обработки корреляционных плеяд по параметрам общего числа корреляционных связей, значимости связей, среднего веса одной связи и наличия несвязанных ПВК представлены в табл. 3. 18

Изображение слайда
19

Слайд 19: Характеристика корреляционных плеяд по уровням професссионализации

Таблица 3 Уровень профессионали-зации Характеристика Из 11 изучавшихся ПВК объединены в плеяды Общее число корреляционных связей Число связей на уровне достоверности, % Общий вес связей Средний вес одной связи 0,1 1 5 10 I 9 - - 4 5 13 1,44 9 II 9 - 2 4 3 17 1,89 10 III 11 1 4 4 2 26 2,36 11 19

Изображение слайда
20

Слайд 20

Из приведенных данных видно, что в ходе профессионализации изменяется компонентный состав структуры ПВК, повышается мера тесноты связей отдельных ПВК в структуре, увеличивается число ПВК, входящих в структуру 20

Изображение слайда
21

Слайд 21

Анализ структуры связей со стороны их представлен-ности на разных этапах профессионализации позволил выделить: индивидуальные связи, проходящие через все этапы профессионализации; временные связи, присутствующие только на определенных этапах овладения про­фессией; связи, которые появляются на определенном этапе овладения профессией, но в дальнейшем не исчезают (при этом возможно изменение меры тесноты этих связей); связи с переменным знаком 21

Изображение слайда
22

Слайд 22

Применение метода расслоения матриц корреляционных связей показало, что для первой группы при переходе с 10- на 5%-ный уровень достоверности основная плеяда распадается на две 22

Изображение слайда
23

Слайд 23

Одна из них содержит показатели памяти и мышления, в другой объединяются распределение внимания и координация движений обеих рук. При повышении корреляционного уровня до 1% обе плеяды распадаются на отдельные компоненты 23

Изображение слайда
24

Слайд 24

Для второй группы на 1%-ном уровне достоверности остаются взаимосвязанными показатели мышления 24

Изображение слайда
25

Слайд 25

В третьей группе основная плеяда распадается на 1%-ном уровне достоверности на три самостоятельных комплекса 25

Изображение слайда
26

Слайд 26

Приведенные данные подтверждают, что в процессе профессионализации повышается степень интегрированности системы ПВК 26

Изображение слайда
27

Слайд 27

Мы рассмотрели один из путей формирования подсистемы ПВК. Вторым путем является путь развития ПВК в деятельности и приобретения ими качеств оперативности 27

Изображение слайда
28

Слайд 28

Любая деятельность характеризуется совокуп-ностью основных параметров : производительностью, качеством и надежностью. Исходя из концепции психологической системы деятельности, можно высказать гипотезу о том, что каждый из отмеченных параметров обеспечивается своей подсистемой индивидуальных качеств. Данная гипотеза нашла свое подтверждение в исследовании деятельности сборщиц полупроводниковых приборов и деятельности токаря универсала 28

Изображение слайда
29

Слайд 29: Рис. 4. Группа с высокими качественными показателями

1 — вербальная память; 2 — образная память; 3 — глазомер; 4 — внимание; 5 — экстраверсия; 6 — нейротизм; 7 — сила нервной системы по возбуждению; 8 — подвижность возбуждения; 9 — подвижность торможения; 10 — преобладание внешнего возбуждения. Достоверность: p 1 < 0,1; p 2 < 0,05; p 3 < 0,01; p 4 < 0,001. Сплошная линия — положительные связи; пунктирная — отрицательные . . Рис. 5. Группа с низкими качественными показателями 29

Изображение слайда
30

Слайд 30: Рис. 6. Группа с высокой производительностью

1 — вербальная память; 2 — образная память; 3 — глазомер; 4 — внимание; 5 — экстраверсия; 6 — нейротизм; 7 — сила нервной системы по возбуждению; 8 — подвижность возбуждения; 9 — подвижность торможения; 10 — преобладание внешнего возбуждения. Достоверность: p 1 < 0,1; p 2 < 0,05; p 3 < 0,01; p 4 < 0,001. Сплошная линия — положительные связи; пунктирная — отрицательные . . Рис. 7. Группа с низкой производительностью 30

Изображение слайда
31

Слайд 31

31 Взаимосвязь обучения и развития ПВК в процессе освоения деятельности

Изображение слайда
32

Слайд 32

Для анализа была выбрана профессия электросварщика ручной дуговой сварки 32

Изображение слайда
33

Слайд 33

В качестве таковых выступили: цветовая дифференциальная чувствительность (ЦДЧ), слуховая дифференциальная чувствительность (СДЧ), проприоцептивная чувствительность мышц рабочей руки с памятью на движения малой амплитуды (ПЧ), устойчивость внимания (УВ), распределение внимания (РВ), линейный глазомер (ЛГ), или точность глазомерных оценок, цветовая образная память (ЦОП), слуховая образная память (СОП), наглядно-действенное практическое мышление (НДМ), общая техническая сообразительность (ТМ), низкая выраженность статического (СТ) и динамического тремора (ДТ) рук, зрительно-двигательная координация (ЗДК), равно­мерность (РД) и точность движений (РК) рабочей руки 33 Был проведен психологический анализ деятельности, в результате которого были выделены профессионально важные качества (ПВК),. характеризующие особенности психических процессов и психомоторики электросварщика

Изображение слайда
34

Слайд 34: Ниже приводится перечень выделенных ПВК и методики их диагностики

34 ПВК Методика диагностики Цветовая дифференциальная чувстви тельность Набор цветных карточек (цветных эта лонов) с градуированным изменением оттенков цвета по светлоте * Слуховая дифференциальная чувстви тельность Звуковой генератор, имитирующий зву чание сварочной дуги Проприоцептивная чувствительность Кинематометр Жуковского Линейный глазомер Бланковая для изучения линейного глазомера Устойчивость внимания "Перепутанные линии" Распределение внимания Одновременный счет двух объектов Цветовая образная память Тест на запоминание и воспроизведение оттенков цвета * Слуховая образная память Звуковой генератор, имитирующий зву чание сварочной дуги Наглядно-действенное мышление Субтест "Кубики Косса " методики Векслера Общая техническая сообразительность Тест "Техническое мышление" в сокра щенном варианте Выраженность статического тремора Треморометрия Выраженность динамического тремора То же Зрительно-двигательная координация То же Равномерность движений Прибор для оценки уровня освоенности движений, совершаемых сварщиком в процессе формирования сварного шва* Точность движений То же

Изображение слайда
35

Слайд 35

Для установления взаимозависимости между показателями эффективности деятельности и уровнем развития ПВК был использован статистический критерии, называемый корреляционным отношением К.Пирсона 35

Изображение слайда
36

Слайд 36

В отличие от коэффициентов корреляции, устанавливающих линейную зависимость между двумя признаками, корреляционное отношение позволяет дать двухстороннюю характеристику зависимости между переменными X и У : с одной стороны, этот критерий является мерой зависимости признака X по изменению У ( η X / Y ), с другой — мерой зависимости Y по изменению X (η Y / X ). Поэтому корреляционное отношение выражается не одним, а двумя показателями — η X / Y и η Y / X 36

Изображение слайда
37

Слайд 37

где: — групповые или частные средние значения признака X по отношению к признаку Y ; — групповые или частные средние значения приз-нака Y по отношению к признаку X ; и — общие средние значения признаков X и Y ; и — значения отдельных вариантов признаков X и Y 37 Формулы для расчета корреляционного отношения в случае малых выборок имеют вид:

Изображение слайда
38

Слайд 38

Полученные данные показывают, что диалектика взаимосвязи и взаимовлияния ПВК и эффективности деятельности в процессе обучения носит сложный разнонаправленный характер 38

Изображение слайда
39

Слайд 39

На начальных этапах освоения профессиональной деятельности ее успешность в значительной степени зависит от уровня развития наличных профессиональных способностей, реализующих деятельность 39

Изображение слайда
40

Слайд 40

На последующих этапах освоения профессии, характеризуемых достижением более высокого уровня профессионального мастерства и усложнением содержания и условий деятельности, реализация деятельности оказывается возможной только при наличии более высокого уровня развития определенных ПВК 40

Изображение слайда
41

Слайд 41

41 Отношение нормативного и индивидуального способов деятельности

Изображение слайда
42

Слайд 42

Отношение нормативного и индивидуального способов деятельности 42

Изображение слайда
43

Слайд 43

Нормативно-одобренный способ деятельности должен быть освоен как целостное образование. Однако различные компоненты этого целого в разной степени трудны для освоения, что обусловлено противоречием между требованиями к способностям индивида, заключенными в том или ином действии или структуре действий, и наличными способностями субъекта деятельности. Из сказанного вытекают важные следствия : 43

Изображение слайда
44

Слайд 44

освоение отдельных компонентов деятельности происходит гетерохронно; 44 важные следствия

Изображение слайда
45

Слайд 45

в силу различной степени соответствия способностей субъекта требованиям к выполнению отдельных действий последние осваиваются с разной скоростью, т.е. освоение отдельных действий в структуре деятельности происходит неравномерно; 45 важные следствия

Изображение слайда
46

Последний слайд презентации: Профессионально-важные качества и профессиональные

субъект будет осваивать отдельные действия в той мере, в какой это способствует достижению цели деятельности (в качественном и количественном аспектах). Иными словами, при освоении отдельных действий в структуре деятельности субъект придерживается принципа "достаточности", а не принципа "максимума" (первый принцип близок по смыслу к принципу "минимального обеспечения функциональной системы", сформулированному П.К.Анохиным) 46 важные следствия

Изображение слайда