Презентация на тему: Профессионально-этические нормы психодиагноста

Профессионально-этические нормы психодиагноста
Профессионально-этические нормы психодиагноста
Принцип соблюдения тайны
Принцип конфиденциальности.
Принцип научной обоснованности психодиагностической методики
Принцип ненанесения ущерба
Принцип объективности выводов из результатов тестирования
Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций
Нормы Международных профессионально-этических стандартов
Нормы Международных профессионально-этических стандартов
Профессионально-этические нормы психодиагноста
1. Хорошая теоретическая подготовка. 2. Доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения. 3. Наличие достаточного опыта практического
Требования к психологу-пользователю
Требования к специалистам-непсихологам
Личностные качества психодиагноста
Морально-этические нормы в психодиагностике
Морально-этические нормы в психодиагностике
Нормы этикета при взаимодействии с людьми с ограниченными возможностями.
Правила взаимодействия с людьми, испытывающими трудности при передвижении:
Профессионально-этические нормы психодиагноста
Правила взаимодействия с людьми, имеющими нарушения зрения
Правила взаимодействия с людьми, имеющими нарушения слуха
Правила взаимодействия с людьми, имеющими речевые нарушения
Правила взаимодействия с людьми, имеющими задержку психического развития
Правила взаимодействия с людьми, имеющими психические расстройства
Правила взаимодействия с людьми, имеющими психические расстройства
Профессионально-этические нормы психодиагноста
1/27
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 93)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (474 Кб)
1

Первый слайд презентации: Профессионально-этические нормы психодиагноста

Изображение слайда
2

Слайд 2

Профессионально-этические нормы работы в сфере психодиагностики сформулированы в ряде принципов. Они раскрываются и взаимодополняются в работах современных психологов А.А. Бодалева и В.В.Столина, а также А.Г Шмелева

Изображение слайда
3

Слайд 3: Принцип соблюдения тайны

Предполагает неразглашение её результатов без персонального согласия на это того лица, на котором проводилась психодиагностика; Этот принцип, прежде всего, касается совершеннолетних людей. Если речь идет о несовершеннолетних, то на разглашение результатов их психодиагностики обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц, несущих моральную и юридическую ответственность за детей Исключение составляют лишь случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых

Изображение слайда
4

Слайд 4: Принцип конфиденциальности

Данной принцип предполагает неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Принцип научной обоснованности психодиагностической методики

требует того, чтобы она, как минимум была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым можно вполне доверять.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Принцип ненанесения ущерба

предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов для обследуемого который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Принцип объективности выводов из результатов тестирования

требует, чтобы они были научно обоснованными, то есть вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, и не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами. При подборе методик в программу обследования психолог не руководствуется субъективными предпочтениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности диагностики – максимум надежности при минимуме затрат. Психолог обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную психодиагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный «принципу презумпции невиновности» в судопроизводстве.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций

предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. не разрешается предлагать человеку такие практические рекомендации из результатов тестирования, которые для него бесполезны или могут привести к нежелательным, непредсказуемым последствиям

Изображение слайда
9

Слайд 9: Нормы Международных профессионально-этических стандартов

Принцип ответственности, когда исследователь отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной информации. Принцип компетентности, то есть знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование. Принцип обеспечения суверенных прав личности, то есть каждый человек имеет право на тайну, и принцип информирования клиента о целях обследования, который состоит в том, что испытуемый должен представлять общие задачи исследования; Принцип этической и юридической правомочности, который заключается в использовании полученной информации в рамках действующего законодательства. Принцип объективности, то есть беспристрастность проведения, оценки и интерпретации психодиагностической информации. 6. Принцип благополучия испытуемого, который заключается в том, что испытуемый по результатам тестирования не должен ухудшать своего психологического и соматического состояния, а также материального положения. Ему не должен быть нанесен вред.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Нормы Международных профессионально-этических стандартов

7. Принцип морально-позитивного эффекта обследования, заключающийся в том, чтобы добиваться в результате обследования и консультации повышения настроения и снижения у испытуемых вероятности проявления негативных особенностей их поведения. 8. Принцип профессиональной кооперации, представляющий собой возможность обмена психологической информацией между психологами в целях повышения качества психодиагностики. 9. Принцип квалифицированной пропаганды психологии, состоящий в такой организации работы, когда у испытуемого в результате исследований создается благоприятное впечатление от психологической диагностики. 10. Принцип комплексной диагностики – принцип сочетания различный методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагностического заключения. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок. 11. Принцип гуманистического отношения к испытуемым на всех стадиях работы.

Изображение слайда
11

Слайд 11

К людям, занимающимся психодиагностикой, предъявляются особые квалификационные требования. Основные из них – следующие:

Изображение слайда
12

Слайд 12: 1. Хорошая теоретическая подготовка. 2. Доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения. 3. Наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик

Изображение слайда
13

Слайд 13: Требования к психологу-пользователю

Психологом-пользователем является лицо, имеющее психологическое образование, работающее по этой специальности в исследовательских и практических учреждениях и использующее в своей работе психодиагностические методики. Квалификация пользователя должна быть не ниже той, которая указана в руководстве к тесту.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Требования к специалистам-непсихологам

В качестве пользователей психодиагностических методик могут выступать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр. Специалисты- непсихологи имеют право использовать только некоторые, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации результатов (например, тесты учебных достижений или профессиональной умелости). Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использоваться специалистами-непсихологами.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Личностные качества психодиагноста

критичность и гибкость мышления, общительность, эмпатия, доброжелательность к обследуемому, терпимость к чужому мнению, умение выслушать, понять и успокоить клиента, тактичность, свободное владение речью, высокая общая культура, выражающаяся не только в профессиональной эрудиции, но и в наличии широкого круга интересов

Изображение слайда
16

Слайд 16: Морально-этические нормы в психодиагностике

а) человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли или обманным путем (за исключением случаев судебной, медицинской практики, оговоренных законом) б) перед проведением психологического обследования человека необходимо предупреждать о том, что в процессе тестирования он невольно может выдать информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает; в) любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы; г) результаты психологического обследования предоставляются испытуемому тем, кто проводил обследование, в доступной для правильного понимания форме;

Изображение слайда
17

Слайд 17: Морально-этические нормы в психодиагностике

д) при тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования ребенка; е) если тестирование производится с целью определения уровня психологического развития человека, в конкурсном отборе или при оформлении на работу, то человек также имеет право знать не только цели тестирования, но и то, кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по итогам тестирования; ж) основная ответственность за надлежащее применение на практике психологических тестов лежит на психологах, лицах и организациях, которые ими пользуются.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Нормы этикета при взаимодействии с людьми с ограниченными возможностями

Эти нормы предназначены, в первую очередь, для сохранения личного достоинства инвалида, а также для разрешения сложных и неловких ситуаций, которые могут возникнуть во взаимодействии с участием людей с ограниченными возможностями: при разговоре с инвалидом следует обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему (или, например, сурдопереводчику ), которые присутствуют при разговоре; при знакомстве с инвалидом вполне естественно (при желании) пожать ему руку - даже те, кому трудно ею двигать, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо; со взрослыми инвалидами следует обращаться как со взрослыми, ни в коем случае нельзя фамильярничать (например обращаться на "ты" и проч.); предлагайте помощь, и только получив положительный ответ, приступайте к её оказанию (спросив перед этим - как и что делать); сдержите все негативные проявления, если ваша помощь отвергнута. Нормы этикета при взаимодействии с людьми с ограниченными возможностями.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Правила взаимодействия с людьми, испытывающими трудности при передвижении:

при общении следует занять удобное положение относительно человека с ограниченными возможностями: не стоять за его спиной или сбоку, если возможно, сесть таким образом, чтобы находиться на одном уровне с собеседником; необходимо помнить, что инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует; недопустимо опираться о коляску или "повиснуть" на ней; ненавязчиво следите за окружающей обстановкой, чтобы предвидеть трудности, которые может испытывать человек с ограниченными возможностями при передвижении в конкретной ситуации: иногда нужно задержаться и пропустить вперед человека на костылях или коляске при входе в узкую дверь, придержать дверь или убрать с дороги мешающие передвижению предметы, не наращивать скорость ходьбы, недоступную для собеседника; помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием. Правила взаимодействия с людьми, испытывающими трудности при передвижении:

Изображение слайда
20

Слайд 20

Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а Вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову

Изображение слайда
21

Слайд 21: Правила взаимодействия с людьми, имеющими нарушения зрения

когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя; осуществляя сопровождение, направляйте человека аккуратно, не тащите его за собой, чаще всего, достаточно поддержать незрячего под локоть и в среднем темпе двигаться к цели. При этом следует предупреждать его о препятствиях, стараясь четко определить их местоположение (например, «в трех шагах прямо по движению будет невысокий порог»); предлагая незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник; не пытайтесь "заигрывать" с собакой-поводырем, не отвлекайте её; помните - специально обученная собака находится на ответственной службе, требующей постоянной концентрации внимания; при знакомстве незрячего с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет. Правила взаимодействия с людьми, имеющими нарушения зрения

Изображение слайда
22

Слайд 22: Правила взаимодействия с людьми, имеющими нарушения слуха

смотрите прямо на человека, имеющего нарушения слуха; не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами, для того, чтобы ваш собеседник имел возможность следить за выражением вашего лица; говорите ясно и ровно, не нужно излишне подчеркивать что-то или сильно повышать голос, кричать; убедитесь, что вас понимают, если сомневаетесь - вежливо спросите об этом; используйте короткие и простые фразы, не отягощайте речь специальными терминами, незначительной информацией и сложными речевыми конструкциями; используйте "переходные" фразы, которые дадут собеседнику понять, что вы меняете тему разговора; если конкретное предложение не понято собеседником, перефразируйте его; сложную информацию лучше записать (продублировать), особенно если это цифровые данные. Правила взаимодействия с людьми, имеющими нарушения слуха

Изображение слайда
23

Слайд 23: Правила взаимодействия с людьми, имеющими речевые нарушения

не игнорируйте таких людей и не избегайте с ними разговора; будьте готовы к тому, что общение займет достаточно много времени; сосредоточьтесь на разговоре и поддерживайте визуальный контакт с собеседником; позвольте собеседнику полностью договаривать фразы и начинайте говорить только тогда, когда вы убедились, что мысль завершена; не стесняйтесь переспросить или уточнить, если вы что-то не поняли; не относитесь к собеседнику предвзято: трудности в речи прямо не влекут за собой трудности и восприятии и обработке информации; при наличии серьезных барьеров в речевой коммуникации тактично предложите альтернативный способ обмена информацией, например, переписку. Правила взаимодействия с людьми, имеющими речевые нарушения

Изображение слайда
24

Слайд 24: Правила взаимодействия с людьми, имеющими задержку психического развития

выбирайте доступные вашему партнеру темы для разговора; используйте простой и точный язык, короткие фразы; избегайте метафор и образных выражений; если есть необходимость и возможность, в процессе речи указывайте на предмет, о котором вы говорите, для облегчения восприятия информации; сложную информацию напишите. Изложите суть вашего разговора на бумаге и предложите вашему собеседнику обсудить это с родными. Наиболее распространенная ошибка при взаимодействии с такими людьми – смотреть на человека с задержкой психического развития, как на неспособного вас понять. Это не так, определенный уровень информации доступен для него, и лучше позаботиться о том, чтобы сведения, которые вы сообщаете собеседнику, соответствовали этому уровню, тогда вам удастся построить эффективное взаимодействие. Иногда нам ошибочно кажется, что собеседник скорее нас поймет, если мы будем говорить громче. Не повышайте голоса при общении с человеком с задержкой психического развития. Не ведите себя высокомерно, соблюдайте все правила вежливости и этикета, которые вы соблюдали бы с любым другим человеком. Правила взаимодействия с людьми, имеющими задержку психического развития

Изображение слайда
25

Слайд 25: Правила взаимодействия с людьми, имеющими психические расстройства

При общении с людьми, имеющими психические расстройства, необходимо помнить, что эти нарушения – не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый взгляд на мир. Психические расстройства не всегда сопровождаются интеллектуальными нарушениями, более того, часто они проявляются не на постоянной основе, а ситуационно. Нередко, зная то, что у человека есть психические расстройства, люди резко меняют отношение и стиль взаимодействия с ним, основываясь на стереотипах, которые далеко не всегда верны.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Правила взаимодействия с людьми, имеющими психические расстройства

не распространяйте опыт общения с одним человеком, имеющим психические расстройства, на других людей и другие случаи; не бойтесь насилия и агрессии, представления о том, что все люди с психическими нарушениями склонны к "буйному сумасшествию" - это один из мифов; примите тот факт, что  ваш собеседник, как правило, способен оценить ситуацию и понять все, что вы ему говорите; на любые проявления волнения старайтесь реагировать спокойно, исходите из мысли о том, что большинство людей с психическими расстройствами могут справиться с негативными эмоциями; не раздражайтесь и не повышайте голоса; помните, что если человек не лишен дееспособности, он может принять любое решение в области его прав и обязанностей.

Изображение слайда
27

Последний слайд презентации: Профессионально-этические нормы психодиагноста

Спасибо за внимание!

Изображение слайда