Презентация на тему: Проектно-исследовательская деятельность в школе в процессе изучения биологии

Проектно-исследовательская деятельность в школе в процессе изучения биологии
Что такое проектно-исследовательская деятельность?
Педагогическая технология
Деятельностный подход в образовании
Какие из педагогических технологий основываются на активизации и интенсификации деятельности учащихся?
Технология проектного обучения
Таким образом, учебный творческий проект -это
Какие бывают проекты?
Что может ограничивать использование технологии проектно-исследовательской деятельности в школе?
В каких этапах образовательного процесса реализуется технология проектно-исследовательской деятельности?
Что и как предпринимать учителю биологии на подготовительном и развивающем этапах?
Что и как предпринимать учителю биологии на подготовительном и развивающем этапах?
Проектно-исследовательская деятельность в школе в процессе изучения биологии
Что и как предпринимать учителю биологии на подготовительном и развивающем этапах?
Проектно-исследовательская деятельность в школе в процессе изучения биологии
Проектно-исследовательская деятельность в школе в процессе изучения биологии
Фаза проектирования научного исследования
Проектно-исследовательская деятельность в школе в процессе изучения биологии
«Клеточка» Траубе
Окрашивание живых и мертвых клеток нейтральным красным
Проектно-исследовательская деятельность в школе в процессе изучения биологии
Проектно-исследовательская деятельность в школе в процессе изучения биологии
Проектно-исследовательская деятельность в школе в процессе изучения биологии
Проектно-исследовательская деятельность в школе в процессе изучения биологии
Использование цифровых лабораторий проектно-исследовательской деятельности
Программное обеспечение, система сбора данных, набор датчиков
Использование AFS- оборудования
Изучение активности каталазы
Многообразие тем исследовательских проектов
Многообразие тем исследовательских проектов
Как организовать научное исследование в школе?
Как организовать научное исследование в школе?
Как организовать научное исследование в школе?
Как организовать научное исследование в школе?
Как организовать научное исследование в школе?
Оформление библиографии
Как организовать научное исследование в школе?
Как организовать научное исследование в школе?
Проектно-исследовательская деятельность в школе в процессе изучения биологии
Проектно-исследовательская деятельность в школе в процессе изучения биологии
1/40
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 59)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (37788 Кб)
1

Первый слайд презентации: Проектно-исследовательская деятельность в школе в процессе изучения биологии

Ефимова Т.М., к.п.н.,доцент кафедры МПБГиЭ МГОУ

Изображение слайда
2

Слайд 2: Что такое проектно-исследовательская деятельность?

Наука – способ познания мира Научное исследование – процесс получения новых знаний о существующей реальности, опирающийся на твердо установленные факты и логические умозаключения Проект ( projectus - «брошенный вперед») – - разработанный образ некоего объекта, определенная форма организации совместной деятельности людей по осуществлению крупных начинаний, дел и т.д. замысел переустройства чего-либо

Изображение слайда
3

Слайд 3: Педагогическая технология

ПТ – строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В.А. Сластенин) ПТ- система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам ( Г.К. Селевко)

Изображение слайда
4

Слайд 4: Деятельностный подход в образовании

С.Л.Рубинштейн принцип единства сознания и деятельности А.Н. Леонтьев психика, сознание «живет» в деятельности c оотношение внешней и внутренней деятельности идея о центральном значении деятельности в формировании личности В.В. Давыдов Теория развивающего обучения Теория коллективной деятельности Д.Б. Эльконин Возрастная периодизация на основе ведущей деятельности П.Я Гальперин Теория поэтапного формирования умственных действий

Изображение слайда
5

Слайд 5: Какие из педагогических технологий основываются на активизации и интенсификации деятельности учащихся?

Игровые технологии Проблемное обучение Технология современного проектного обучения ( проектно-исследовательской деятельности) Интерактивные технологии Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Изображение слайда
6

Слайд 6: Технология проектного обучения

Технология проектного обучения – педагогическая технология, основанная на разработке и создании учеником под контролем учителя нового продукта, обладающего объективной или субъективной новизной, имеющего практическое значение

Изображение слайда
7

Слайд 7: Таким образом, учебный творческий проект -это

– самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения. обладает субъективной или объективной новизной; выполняется под контролем и при консультации учителя.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Какие бывают проекты?

По характеру доминирующей деятельности : - поисковый, исследовательский, творческий, игровой и др. По количеству участников проекта – индивидуальный, парный, групповой, коллективный По продолжительности проекта - длительный, краткосрочный и т.д.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Что может ограничивать использование технологии проектно-исследовательской деятельности в школе?

1. низкая мотивация учителей к использованию данной технологии 2. низкая мотивация учащихся к участию в проекте 3. недостаточный уровень сформированности умений исследовательской деятельности Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу. 4. нечеткость критериев оценивания результатов работы над проектом

Изображение слайда
10

Слайд 10: В каких этапах образовательного процесса реализуется технология проектно-исследовательской деятельности?

I. Подготовительный ( формирование у школьников навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучения их работе с учебниками, словарями, научно-популярной литературой, интернет-сайтами) II. Развивающий ( совершенствование у учащихся навыков научной организации труда, расширение их кругозора) III. Исследовательский ( непосредственная научно-исследовательская деятельность, в ходе которой ведется разработка индивидуальных проектов)

Изображение слайда
11

Слайд 11: Что и как предпринимать учителю биологии на подготовительном и развивающем этапах?

1. Использовать любознательность учащихся, возникающую у них в процессе изучения биологии (6-й, 7-й класс). Вовлекать их в поиск новой для них интересной информации Тема исследования для любознательных Известно, что многие известные нам культурные растения родом из других стран и даже континентов. Используя справочную биологическую литературу, ресурсы Интернета, выясните, какие из видов растений у себя на родине были многолетними, а в умеренных широтах выращиваются как однолетние. Подготовьте презентацию и выступите с ней перед классом.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Что и как предпринимать учителю биологии на подготовительном и развивающем этапах?

2. Учить проводить простейшие наблюдения и опыты по биологии. (+ определять цель, объект и предмет исследования, обозначать задачи, обрабатывать и оформлять результаты) Проведите исследование Особенности прорастания почек на клубне картофеля Возьмите два клубня и положите их на влажную ткань верхушкой вверх (вертикально). В ходе наблюдения установите, какие почки пробуждаются первыми и когда. На одном из клубней первые появляющиеся побеги удалите, на другом сохраните все ростки. На каком из клубней нижние почки не прорастут? Объясните, почему. Результаты наблюдения оформите в виде презентации.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Проведите исследование Наблюдение за прорастанием луковицы Возьмите луковицу лука и укрепите ее на горлышке сосуда так, чтобы в воде было только донце и появившиеся корни. Замерьте с помощью нитки окружность луковицы вначале прорастания. Наблюдайте за прорастанием луковицы, пока из нее не вырастут листья. В конце наблюдения опять обмерьте луковицу. Предложите свою гипотезу о том, за счет каких веществ появились листья, если учесть, что из сосуда луковица получала только воду. Доказывает ли разница в измерениях ваши предположения? Отчет о работе оформите в виде презентации и выступите в классе с сообщением.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Что и как предпринимать учителю биологии на подготовительном и развивающем этапах?

3. Вовлекать в осуществление простейшей проектной деятельности Коллективная проектная деятельность Составление коллекции семян растений своей местности Составьте коллекцию семян дикорастущих и культурных растений для кабинета биологии. Для этого собранные семена поместите в файлы с ячейками или небольшие целлофановые пакеты, подпишите названия растений, с которых они взяты. Смонтируйте общий стенд «Семена дикорастущих и культурных растений своей местности».

Изображение слайда
15

Слайд 15

4. Используйте демонстрационный эксперимент на уроке

Изображение слайда
16

Слайд 16

Усложняйте эксперимент в старших классах

Изображение слайда
17

Слайд 17: Фаза проектирования научного исследования

ОБЩАЯ СХЕМА Замысел ( связан с актуальностью вопроса) Планирование исследования Постановка задач исследования Формулирование цели исследования Определение объекта и предмета исследования Постановка проблемы Выявление противоречия Проведение исследования Анализ результатов и оформление работы

Изображение слайда
18

Слайд 18

Определение концентрации изотонического раствора методом полосок

Изображение слайда
19

Слайд 19: Клеточка» Траубе

Изображение слайда
20

Слайд 20: Окрашивание живых и мертвых клеток нейтральным красным

Живая клетка Мертвая клетка, окрашенная нейтральротом

Изображение слайда
21

Слайд 21

Изучение пигментов листа. Метод хроматографии

Изображение слайда
22

Слайд 22

Спиртовая вытяжка пигментов После добавления другого растворителя (бензина) в спирте остался ксантофилл, а хлорофилл с каротином перешли в бензин Результат омыления хлорофилла щелочью: в спирте осталась щелочная соль хлорофиллина, а в бензин перешел каротин Изучение пигментов листа. Разделение пигментов методом Крауса

Изображение слайда
23

Слайд 23

Выполните исследование «Выявление наиболее эффективного способа размножения фиалки узамбарской» Цель – выяснить наиболее оптимальный способ размножения сенполии Объект исследования – сенполия ( фиалка узамбарская) Предмет исследования – способы размножения фиалки узамбарской. Возьмите несколько листьев фиалки узамбарской (сенполии) одного сорта. В качестве субстратов для укоренения растения можно выбрать почву с пришкольного участка, специализированную почву «Сенполия», крупнозернистый песок, торфяные таблетки, сфагнум, воду. Влажный субстрат насыпают в пластиковый стаканчик (2/3 стакана), в него помещают лист или листовой черенок сенполии и накрывают пластиковым пакетом. В каждый из субстратов поместите по три объекта: лист с черешком, лист без черешка и листовой черенок (вырезается конус из листовой пластинки по главной жилке, расширенный у верхушки листа и зауженный к черешку). Все укореняемые растения должны находиться в одинаковых условиях освещенности и при одной и той же температуре. Усложняйте эксперимент в старших классах

Изображение слайда
24

Слайд 24

Оформление результатов исследования: Фиксируйте в дневнике наблюдений появление первых дочерних розеток у каждого образца. Сделайте выводы о наиболее эффективном способе размножения фиалки узамбарской. Дополните свое исследование информацией о биологических особенностях этого растения и составьте рекомендации по разведению и выращиванию сенполии. торф почва песок сфагнум вода лист с/ч лист б/ч чере нок лист с/ч лист б/ч чере нок лист с/ч лист б/ч чере нок лист с/ч лист б/ч чере нок лист с/ч лист б/ч чере нок дата постановки опыта появле ние розетки

Изображение слайда
25

Слайд 25: Использование цифровых лабораторий проектно-исследовательской деятельности

Программно-аппаратный комплекс для  демонстрационных  работ  представляет собой цифровую  естественнонаучную лабораторию на базе компьютерного оборудования (стационарного ПК или ноутбука учителя) ПАК состоит из: Программного обеспечения AFS Учебно-методических материалов Системы сбора данных AFS Набора датчиков

Изображение слайда
26

Слайд 26: Программное обеспечение, система сбора данных, набор датчиков

позволяют  : Проводить измерения, Осуществлять математическую обработку, визуализацию и анализ результатов.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Использование AFS- оборудования

Изображение слайда
28

Слайд 28: Изучение активности каталазы

Изображение слайда
29

Слайд 29: Многообразие тем исследовательских проектов

Папорков М.А. и др. Учебно-опытная работа на пришкольном участке: Пособие для учителей/ М.: Просвещение, 1980 Объекты – культурные и дикорастущие растения ОПЫТЫ: Черенкование разных декоративных растений Различные способы размножения декоративных и овощных растений Способы посадки луковиц луковичных растений Влияние различных условий на рост и развитие растений Выгонка луковичных растений Влияние срезки на качество луковиц Действие стимуляторов роста на приживаемость черенков, рост и развитие растений Изучение межвидовой борьбы за существование на дарвиновской площадке

Изображение слайда
30

Слайд 30: Многообразие тем исследовательских проектов

Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1976 Адаптировано к школьной программе по разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» ОПЫТЫ по темам : «СЕМЯ» «КОРЕНЬ» «ЛИСТ» «СТЕБЕЛЬ» «ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ» «ЦВЕТОК И ПЛОД» + много всего другого

Изображение слайда
31

Слайд 31: Как организовать научное исследование в школе?

1. Выбор темы - Должна быть четкая цель исследования Проблема должна быть доступной для школьника Работа должна быть нужной Работа должна быть интересной Например: «Причины гибели голубых елей на территории Звездного городка».

Изображение слайда
32

Слайд 32: Как организовать научное исследование в школе?

2. Планирование и выбор методики исследования Цель Объект Предмет Гипотеза Задачи Методы исследования Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся.- Самара: Корпорация «Федоров», Изд-во «Учебная литература», 2005.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Как организовать научное исследование в школе?

3. Первичная регистрация данных Журнал наблюдений: -писать шариковой ручкой ( мягким карандашом) - разборчиво - не сокращать слова -указывать дату наблюдения -не делать выводы преждевременно - писать правдиво

Изображение слайда
34

Слайд 34: Как организовать научное исследование в школе?

4. Оформление результатов исследования - оформление и анализ результатов эксперимента, наблюдения (таблица, графики, математическая обработка) - оформление работы в целом в форме рукописи ( печатной работы)

Изображение слайда
35

Слайд 35: Как организовать научное исследование в школе?

Внешнее оформление: Введение 1 глава – теоретический обзор 2 глава – экспериментальная (проведение и результаты наблюдения, эксперимента) Заключение Список литературы Приложения

Изображение слайда
36

Слайд 36: Оформление библиографии

Ссылка на общую идею произведения: Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – 208с. 2. Ссылка на статью в журнале Левина М.М. Межпредметные связи как дидактическая проблема и некоторые аспекты ее исследования. Сов. Педагогика, 1972, №8, с.137.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Как организовать научное исследование в школе?

5. Представление научно-исследовательской работы (Защита проекта) - автореферат работы - презентация - устный доклад (актуальность проблемы, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, последовательность решения задач, результаты, выводы)

Изображение слайда
38

Слайд 38: Как организовать научное исследование в школе?

6. Оценивание научно-исследовательской работы (проекта) Критерии оценивания - оценка рукописи - оценка выступления

Изображение слайда
39

Слайд 39

Центр работы с одаренными детьми МГОУ www.mgou-detyam.ucoz.ru dunaeva@list.ru

Изображение слайда
40

Последний слайд презентации: Проектно-исследовательская деятельность в школе в процессе изучения биологии

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Изображение слайда