Презентация на тему: Проект по предмету «Основы научной коммуникации» на тему: «Жанры научной речи»

Реклама. Продолжение ниже
Проект по предмету «Основы научной коммуникации» на тему: «Жанры научной речи»
Проект по предмету «Основы научной коммуникации» на тему: «Жанры научной речи»
Проект по предмету «Основы научной коммуникации» на тему: «Жанры научной речи»
Схема построения научных текстов в различных жанрах
Собственно-научный стиль речи
Проект по предмету «Основы научной коммуникации» на тему: «Жанры научной речи»
Научно-информативный стиль речи
Реферат
Проект по предмету «Основы научной коммуникации» на тему: «Жанры научной речи»
Аннотация
Конспектирование
Проект по предмету «Основы научной коммуникации» на тему: «Жанры научной речи»
Тезисы
Проект по предмету «Основы научной коммуникации» на тему: «Жанры научной речи»
Проект по предмету «Основы научной коммуникации» на тему: «Жанры научной речи»
Спасибо за внимание!
1/16
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 63)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (79 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Проект по предмету «Основы научной коммуникации» на тему: «Жанры научной речи»

Выполнила Демьянова Екатерина Дмитриевна Группа 2 ПОБ- нач -к-в

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2

Жанр  - форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов. В учебнике для вузов "Культура русской речи " функционально-стилевая классификация научного стиля речи представлена такими его разновидностями, как: • собственно научный, • научно-информативный, • научно-справочный, • учебно-научный, • научно-популярный.

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3

Опираясь на данную классификацию, предлагаем описание научных текстов различных жанров, соответствующих выделенным разновидностям научного стиля. Научный стиль речи Функционально-стилевая классификация Жанровая классификация Собственно научный стиль Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа Научно-информативный Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание Научно-справочный Словарь, справочник, каталог Научно-учебный Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение Научно-популярный Очерк, книга, лекция, статья

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: Схема построения научных текстов в различных жанрах

Тезис утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете) Аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста Иллюстрация примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения Вывод

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: Собственно-научный стиль речи

Научная статья и монография - оригинальные произведения исследовательского характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это так называемые первичные жанры научного стиля, так как они пишутся специалистами и для специалистов. •   Монография  - научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса. •   Научная статья  - сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования. В эту же группу жанров входят  доклад, диссертационная работа, а также  курсовая работа  и  дипломная работа, примыкающие к другой разновидности научного стиля - учебно-научным жанрам. Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, - быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию. В текстах этих жанров выделяются структурно-смысловые компоненты: – название (заголовок), – введение, – основная часть, – заключение.

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6

Название (заголовок)  научного текста - важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста. Введение (водная часть)  должно быть кратким и точным. В нем обосновывается – выбор темы исследования, – описываются методы исследования, – формулируются цели и задачи работы. Основная часть  текста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац. Заключение  содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме.

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: Научно-информативный стиль речи

Основными жанрами научно-информативного стиля речи являются : – реферат, – аннотация, – конспект, – тезисы. Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются  вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Реферат

Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста. Реферат  - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9

Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию: 1. Вступление. Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана. 2. Перечисление основных вопросов и проблем, о которых говорится в первоисточнике. 3. Анализ  самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника. 4. Общий вывод  о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: Аннотация

Аннотация  - сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуются его структура, композиция. Как правило, аннотация состоит из простых предложений. Аннотация имеет две обязательные части: 1. Содержательная характеристика первоисточника, цель автора. 2. Адресат аннотируемого текста. Кроме названных частей, могут присутствовать факультативные части: 1. Композиция, структура первичного текста. 2. Иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: Конспектирование

Конспектирование  - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта. Конспект  - особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью.

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12

Подготовка конспекта включает следующие этапы: Этап 1. Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок. Этап 2. В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы. Этап 3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация. Этап 4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема). Этап 5. Дополнительная информация приводится при необходимости.

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13: Тезисы

Тезирование  - один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму. Сокращение при тезировании производится с учетом проблематики текстов, то есть авторской оценки информации и дает изложение, расчлененное на отдельные положения-тезисы. Тезисы  - кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту.

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14

Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются: 1. Преамбула. 2. Основное тезисное положение. 3. Заключительный тезис.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15

Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается  формально  или  графически. •  Формальное выражение  логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами: - использованием вводных слов в начале каждого тезиса ( во-первых, во-вторых ); - с помощью оппозиционных фраз ( внешние факторы - внутренние причины ); - использованием классификационных фраз ( поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения ). •  Графическое обозначение  логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости.

Изображение слайда
1/1
16

Последний слайд презентации: Проект по предмету «Основы научной коммуникации» на тему: «Жанры научной речи»: Спасибо за внимание!

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже