Презентация на тему: Проект «Анализ стихотворения А.Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы»

Проект «Анализ стихотворения А.Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы»
Проект «Анализ стихотворения А.Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы»
Назовите глаголы в повелительном наклонении. К кому обращается лирический герой?
В стихотворении нет заглавия. Или оно нулевое, как говорят ученые. А как, по-вашему, мог его назвать Фет?
Что показывает интонация в первой строчке стихотворения?
Какие образы противопоставлены в стихе?
Рассмотрим каждую часть отдельно. Что или кто в центре внимания?
Совпадает ли количество строф с количеством нарисованных картин?
Что указывает нам на такое деление?
Вне всякого сомнения, что определить все возможные смысловые оттенки произведения помогает композиция. Что вы можете сказать о ней в данном случае?
Какие чувства вызывают у нас образы березы и дуба?
Что помогает поэту выразить эти чувства?
Обратитесь к второй части – заключительной строфе. Перечитайте ее. О чем она? Здесь тоже есть ключевое слово – совет, поучение. Какое? Почему мы должны верить
Именно весну Фет называет добрым гением. К какому тропу он прибегает?
Какие средства использовал поэт?
В чем проявляется волшебство и талант весны?
Какие средства языка использованы в этой части ?
Как должна звучать во время чтения эта часть, какое настроение лирического героя мы должны передать?
Вывод
1/19
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 34)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (115 Кб)
1

Первый слайд презентации: Проект «Анализ стихотворения А.Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы»

Степанов С., Оськина А., Лескова Е., Горбунова Е., Музыченко М.

Изображение слайда
2

Слайд 2

Учись у них – у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора. Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый. Они стоят, молчат; молчи и ты. Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Назовите глаголы в повелительном наклонении. К кому обращается лирический герой?

С призывом «учись», «молчи», «верь », лирический герой обращается к человеку.

Изображение слайда
4

Слайд 4: В стихотворении нет заглавия. Или оно нулевое, как говорят ученые. А как, по-вашему, мог его назвать Фет?

Мы считаем, что Афанасий Фет мог бы назвать своё стихотворение «Молчание деревьев»

Изображение слайда
5

Слайд 5: Что показывает интонация в первой строчке стихотворения?

Интонация в первой строчке стихотворения показывает стойкость

Изображение слайда
6

Слайд 6: Какие образы противопоставлены в стихе?

Тут противопоставлен образ людей и природы. Дуб мужчина, берёза женщина. Смысл этого в том что природа и человек одно целое. Дуб означает- защиту, стойкость, силу, мужество. Берёза символ света, жизнелюбия, спокойствия.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Рассмотрим каждую часть отдельно. Что или кто в центре внимания?

В первых двух четверостишиях автор как бы умышленно сгущает краски, чтоб через метаморфозы природы показать, что ощущения, испытываемые деревьями, свойственны и людям, что в жизни бывают не только счастье и радость, но и горе, но только стойким духом, не потерявшим веру в себя и в то лучшее, что есть и обязательно будет, под силу преодолеть испытания, уготовленные высшим промыслом. Именно это и "обещает" поэт в последнем четверостишии. Как и в природе зиму сменит весна ("но верь весне"), так и для человеческой души наступят "ясные дни", "новые откровения", когда "гений весны" принесёт тепло и жизнь. Весна в понимании Фета - это возможность совершенствования и укрепления веры.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Совпадает ли количество строф с количеством нарисованных картин?

Нет не совпадают. Картины две: зима и весна.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Что указывает нам на такое деление?

Союз НО настораживает, подготавливает к восприятию нового изображения.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Вне всякого сомнения, что определить все возможные смысловые оттенки произведения помогает композиция. Что вы можете сказать о ней в данном случае?

Три строфы по четыре строчки – миниатюра

Изображение слайда
11

Слайд 11: Какие чувства вызывают у нас образы березы и дуба?

В стихотворении поэт подчеркивает стойкость природы на примере дуба, березы. Вначале стихотворение проникнуто пессимистическими настроениями. Нагнетание трагичных мотивов особенно заметно во второй строфе, автор использует лексические повторы: «сердце рвет» - «за сердце хватает», «они молчат; молчи и ты». Такой прием усиливает ожидание развязки, именно поэтому третья строфа начинается с противительного союза «но» («Но верь весне»). Союз «но» вторгается в последнюю строфу, противоречит миру неустроенности и разлада. несет в себе светлый образ красоты, гармонии. Теперь образная система служит для создания чувств другого рода – веру в торжество добра, красоты, гармонии.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Что помогает поэту выразить эти чувства?

Поэту помогает использование эпитетов, метафор и использование приема олицетворение. Олицетворения – “метель сурово рвет листы”, “метель все злей”, “за сердце хватает холод лютый”, “душа переболит”. Эпитеты – “ лютый холод”, “ясные дни”, “новые откровения”, “скорбящая душа”. Метафоры – “ верь весне”, “примчится гений, теплом и жизнью дыша ”.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Обратитесь к второй части – заключительной строфе. Перечитайте ее. О чем она? Здесь тоже есть ключевое слово – совет, поучение. Какое? Почему мы должны верить весне?

(О весне, которая все изменит, о будущем, которое настанет) -Здесь тоже есть ключевое слово – совет, поучение. Какое? («верь») - Почему мы должны верить весне? (она пример вечного возрождения, символ жизни, любви).

Изображение слайда
14

Слайд 14: Именно весну Фет называет добрым гением. К какому тропу он прибегает?

Метонимия -замена одного слова на другое, имеющее схожее или такое же значение. «Они стоят, молчат». Метафоры - переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. “верь весне”, “примчится гений, теплом и жизнью дыша”.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Какие средства использовал поэт?

Метафорические образы "Напрасные застыли слезы", "за сердце хватает холод лютый" Эпитет "Жестокая пора" метафоры : "Они стоят молчат", напрасные на них застыли слезы" аллегория - дуб и берёза олицетворяют людей

Изображение слайда
16

Слайд 16: В чем проявляется волшебство и талант весны?

С весной уходят проблемы. Появляется свобода, любовь. Мы чувствуем тепло, зарождение новой жизни. Весной распускаются листочки на деревьях, цветут цветы, птицы поют, многие животные просыпаются из спячки. Весна самая приятная пора.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Какие средства языка использованы в этой части ?

Автор в произведении использует тропы, антитезу, прием олицетворения, эпитеты, а так же метафоры.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Как должна звучать во время чтения эта часть, какое настроение лирического героя мы должны передать?

Последние строфы следует читать сдержанно, с интонацией любви к жизни и вере в лучшее, так же с интонацией понимания. В последней строфе следует сменить тембр голоса на более мягкий, т.к. «примчится гений» и привнесет в твою жизнь светлость и счастье.

Изображение слайда
19

Последний слайд презентации: Проект «Анализ стихотворения А.Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы»: Вывод

В этом стихотворении заложен глубокий смысл: дуб и береза –олицетворение людей, у которых наступила «черная полоса» в жизни. Автор призывает их к смирению, терпению и умению ждать, благодаря которым происходит воспитание стойкости характера. И обязательно наступит «белая полоса», в результате чего душа успокоится и отпустит боль.

Изображение слайда