Презентация на тему: Процесс обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС

Процесс обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС
Теория вопроса
Процесс обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС
Процесс обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС
Деятельностный подход к обучению
Положения деятельностного подхода в ГОС второго поколения
ПРОБЛЕМА:
Процесс обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС
Процесс обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС
Процесс обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС
Процесс обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС
Процесс обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС
Учебная ситуация
Примеры учебной ситуации
Требования к проектированию учебных ситуаций
Проектирование учебного процесса
Основная идея технологического подхода в проектировании педагогических систем:
Основные типы (модели) взаимодействия учителя и ученика ( В.В.Давыдов, А.В.Петровский)
Основные типы (модели) взаимодействия взрослого и ребенка ( В.В.Давыдов, А.В.Петровский)
Комплекс образовательных технологий:
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?
Процесс обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС
Процесс обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС
Какие УУД прежде всего развивает проблемный диалог?
Процесс обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС
Алгоритм развития исследовательских способностей В.С. Лазарева
Процесс обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС
Процесс обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС
Процесс обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС
Процесс обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС
Этапы технологии личностно-деятельностного обучения Цель: знание и способ его получения
Структура урока
Процесс обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС
Процесс обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС
Процесс обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС
Проектирование технологической карты урока
Процесс обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС
1/37
Средняя оценка: 4.0/5 (всего оценок: 99)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1727 Кб)
1

Первый слайд презентации: Процесс обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС

Мурзина Н.П., Зав.кафедрой педагогики и психологии детства ОмГПУ 1

Изображение слайда
2

Слайд 2: Теория вопроса

2 Процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов

Изображение слайда
3

Слайд 3

3 Основы современного понимания деятельностного подхода к обучению: – теория учебной деятельности Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова: способ организации учебной деятельности, управление педагогом учебной деятельностью ученика при решении им специально организованных учебных задач разной сложности. - работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна - учение рассматривается как приобретение знаний, умений, навыков (тогда как развитие — приобретение способностей, новых качеств).

Изображение слайда
4

Слайд 4

4 Основные положения деятельностной теории учения : 1.Конечной целью обучения является формирование способа действий. 2.Способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью. 3.Механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Деятельностный подход к обучению

– способ организации учебного процесса, в котором системообразующим элементом являются различные виды деятельности и субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. 5

Изображение слайда
6

Слайд 6: Положения деятельностного подхода в ГОС второго поколения

Первое, определение целей образования как требования к результатам среднего образования. Результаты обучения и воспитания сформулированы в терминах учебных задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира: предметные, метапредметные и личностные результаты 6

Изображение слайда
7

Слайд 7: ПРОБЛЕМА:

все разногласия происходят от разных подходов к пониманию "цели обучения". Задание: Сформулируйте цели по теме «Склонение имен существительных». Запишите в тетрадь. Сравните с целями других учителей. 7

Изображение слайда
8

Слайд 8

8 Предметные - усвоение обучаемыми знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей, в рамках отдельного учебного предмета Метапредметные – усвоение способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Личностные - система ценностных отношений обучающихся — к себе, другим участникам ОП, самому образовательному процессу и его результатам Универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей. Они создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей. Универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

Изображение слайда
9

Слайд 9

9 Существует дерево учебных целей : есть корневая, главная цель, а именно формирование способа действий, а есть производные цели, подчиненные главной цели и обеспечивающие ее достижение, - ветви и листья этого дерева. Например. Русский язык Цель: склоняет имена существительные в начальной форме путем изменения числа и падежа по алгоритму. Промежуточные результаты : Предметные: определяет грамматические признаки склонения ИС и группирует их по типу склонения ; знает алгоритм склонения и умеет его применять в устной и письменной речи; производит морфологический разбор ИС. Метапредметные: анализирует объекты с целью выделения признаков и выбирает основания для классификации объектов; самостоятельно создает алгоритм деятельности по определению склонения Личностные : осознает смысл изучения склонения и успешного его использования при общении с людьми.

Изображение слайда
10

Слайд 10

10 Второе положение ДП: требования к содержанию учебных программ. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств их решения, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий, и - как следствие - усвоение системы знаний и формирование компетентностей. Давыдов В.В. - содержание учебных предметов необходимо разрабатывать в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности: Компоненты УД Элементы СО Этапы обучения Учебные мотивы Учебная задача Учебные действия Результат Мотивация Постановка УЗ УД для решения УЗ и ее контроля и оценки ?

Изображение слайда
11

Слайд 11

11 Третье положение: требования к организации обучения: - организацию учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов; - выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании; - организацию таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика. Такая организация обучения обеспечит управление обучением и достижение поставленных образовательных целей.

Изображение слайда
12

Слайд 12

12 Основные этапы освоения детьми учебного материала, которые могут быть примерно описаны следующим образом: Этап 1. Конструирование смысла. На этом этапе – первоначального ознакомления с ведущими понятиями, обобщениями и т.п., этапе формирования ориентировочной основы учебных действий – целесообразно планировать такую деятельность, посредством которой учащиеся конструируют значение (смысл) изучаемого учебного материала как результат непосредственного опыта манипулирования с реальными предметами, их изображениями, наглядным материалом и т.п. и последующего обсуждения. Этап 2. Перевод понятого значения (смысла) в условные знаки, символы, обозначения, термины. На этом этапе, который также может быть связан преимущественно с формированием ориентировочных действий, изучаемые конкретные объекты, явления и/или процессы связываются с условными обозначениями. Поэтому наиболее целесообразным является планирование такой деятельности, в ходе которой учащиеся совершают различные манипуляции с моделями (овеществленными заменителями) реальных объектов и с элементами символьного ряда. На этом этапе понимание учащихся выражается через правильное использование условных обозначений и символов. Этап 3. Понимание и применение На этом этапе целесообразно планировать деятельность, протекающую в учебной ситуации(максимально приближенную к реальным ситуациям). В ходе ее выполнения и при оформлении результатов этой деятельности (в том числе – результатов рассуждений и размышлений) учащиеся выбирают и используют необходимые условные обозначения. На этом этапе понимание учащихся и мера их освоения учебного материала выражаются в том, что они используют закономерности и связи, чтобы анализировать проблемные ситуации, над которыми работают; выдвигают идеи и оценивают собственные и чужие идеи; используют модели, факты, свойства и отношения для пояснения хода своих размышлений; аргументируют свои ответы и обосновывают процессы, с помощью которых пришли к решению Особенности каждого этапа могут служить общими ориентирами в выборе методов внутренней текущей оценки. «Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам» Логинова О.Б., Фирсов В.В., Леонтьева М.Р.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Учебная ситуация

Учебная ситуация - особая структурная единица учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл. В УС дети с помощью учителя: обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. 13

Изображение слайда
14

Слайд 14: Примеры учебной ситуации

14 Прогулка в поисках печатного знака или слова», во время которой учитель, обходя с малышами классную комнату или школьное здание, или школьный двор, с помощью «волшебной палочки» обнаруживает важное слово (знак, надпись, имя и т.п.),

Изображение слайда
15

Слайд 15: Требования к проектированию учебных ситуаций

Они строятся с учетом : возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка), специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений), меры сформированности действий учащихся ( исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя). 15

Изображение слайда
16

Слайд 16: Проектирование учебного процесса

предполагает: определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса, например, формирование навыков устной или письменной речи; отбор учебного материала; определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя. порядка взаимодействия учащихся); прогнозирование возможных действий детей. 16

Изображение слайда
17

Слайд 17: Основная идея технологического подхода в проектировании педагогических систем:

детально спроектировать педагогический процесс во всех его составляющих компонентах – содержании, процессах учения и преподавания, в средствах обучения таким образом, чтобы гарантированно получать требуемый результат – достижение запроектированных образовательных целей. А.М.Новиков 17

Изображение слайда
18

Слайд 18: Основные типы (модели) взаимодействия учителя и ученика ( В.В.Давыдов, А.В.Петровский)

Учебно-дисциплинарная : цель – вооружить знаниями, умениями и навыками; способы общения- наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации; тактика – диктат и опека; позиция педагога – реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций; лозунг – «Делай, как я!»; формы – фронтальные, жесткий регламент во времени. Результат – взаимное отчуждение, реактивность, невротизация, иллюзорная уверенность в эффективности 18

Изображение слайда
19

Слайд 19: Основные типы (модели) взаимодействия взрослого и ребенка ( В.В.Давыдов, А.В.Петровский)

Личностно ориентированная модель: Цель – обеспечить чувство психологической защищенности, доверие, формирование личности, развитие индивидуальности, предупреждение возможных «тупиков», содействие развитию личности, ЗУНы не цель, а средство развития; способы общения – понимание, признание, и принятие личности, способность стать на позицию другого, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции; тактика общения – сотрудничество, позиция – исходить из интересов ребенка и перспектив его развития, основное положение – «Не рядом и не над, а вместе!», ребенок полноправный партнер. Формы – активные. Результат расширение познавательных и творческих способностей, прав, перспектив 19

Изображение слайда
20

Слайд 20: Комплекс образовательных технологий:

Проблемный диалог - вместо объяснения темы– постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками Продуктивное чтение : вместо скорости прочтения и воспроизведения фактуальной информации- вычитывание всех видов текстовой информации – глубокое понимание текста Оценивание учебных успехов : вместо внешнего контроля за учениками с помощью отметок… - обучение их комфортному и адекватному самооцениванию своих достижений 20

Изображение слайда
21

Слайд 21: В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?

Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников. 2. Учитель объявляет новую тему. 3. Учитель объясняет новую тему. 4. Учитель организует закрепление знаний учениками. Решение проблем в жизни Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

Изображение слайда
22

Слайд 22

22 Технологический аспект деятельностного подхода к обучению – решение учебной задачи в виде системы действий, направленных на получение продукта и определяющих направление учебной деятельности. В ОС «Школа 2100» Е.Л.Мельникова - технология проблемно-диалогического обучения: Цель – получить новое знание (понятие, правило, закономерности) Логика УД - деятельность ученого - постановка проблемы, формулирование проблемы, поиск ее решения, воспроизведение нового знания Результаты: осознает проблемную ситуацию, затруднения, формулирует проблему на основе анализа ситуаций, решает проблему, выдвигает гипотезу, проверяет гипотезу, проверяет правильность решения, воспроизводит знания в процессе выполнения продуктивных заданий.

Изображение слайда
23

Слайд 23

23 Цель Этапы урока Творческие звенья деятельности учащихся Знание Введение 1. Постановка проблемы – формулирование вопроса, учебной проблемы или темы урока. 2. Поиск решения – открытие субъективно нового знания Воспроизведение 1. Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме 2. Реализация продукта – представление продукта учителю и классу Структура проблемного урока

Изображение слайда
24

Слайд 24: Какие УУД прежде всего развивает проблемный диалог?

24 Какие УУД прежде всего развивает проблемный диалог? Регулятивные– умение решать проблемы Коммуникативные – вести диалог Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора

Изображение слайда
25

Слайд 25

25 Л.Г.Петерсон –– интегративная технология развивающего обучения, интеграция не конфликтующих идей традиционного и развивающего обучения : Цель – знания Логика УД:Технология деятельностного метода: 1 – самоопределение к деятельности; 2 – актуализация знаний и фиксация затруднений; 3 – выявление причин затруднения; 4 – построение проекта выхода из затруднения; 5 – первичное закрепление во внешней речи; 6 – самостоятельная работа с самопроверкой; 7 – включение в систему знаний и повторение; 8 – рефлексия деятельности. Результаты: самоопредление, нормореализация, нормотворчество, самореализация, рефлексия.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Алгоритм развития исследовательских способностей В.С. Лазарева

ввести учащихся в ситуацию, когда им нужно что-то сделать, но они не знают как; ∆ выработать вместе с ними критерии (способ) оценки результата; дать им возможность построить способ действия; обеспечить правильную оценку результата; проанализировать причины несоответствий требуемого и фактического результата (выявить недостатки реализованного способа); выработать вместе с ними “правильный” способ действия (привести их к нему); повторно решить задачу (выполнить действие).

Изображение слайда
27

Слайд 27

27 Основы личностно-деятельностного подхода к обучению - Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев - личность - субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Изображение слайда
28

Слайд 28

28 Личностно-деятельностный подход к обучению - в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик как личность; - исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, учитель (преподаватель) определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося; - соответственно, цель каждого урока, занятия при реализации личностно-деятельностного подхода формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом. - каждый обучающийся должен отрефлексировать наличный, исходный, актуальный уровень знания и затем оценить свои успехи, свой личностный рост. Другими словами, обучающийся в конце урока, занятия должен ответить себе, чему он сегодня научился, чего он не знал или не мог делать еще вчера; - все методические решения (организация учебного материала, использованные приемы, способы, упражнения и т.д.) преломляются через призму личности обучаемого — его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей(И.А.Зимняя).

Изображение слайда
29

Слайд 29

29 Личностно-деятельностный подход психологически предполагает: Во-первых, обеспечение безопасности (security) личностного проявления обучающегося во всех учебных ситуациях, создание условий его личностной самоактуализации и личностного роста. Во-вторых, этот подход формирует активность самого ученика, его готовность к учебной деятельности, к решению проблемных задач за счет равно-партнерских, доверительных субъектно-субъектных отношений с педагогом. В-третьих, личностно-деятельностный подход к научению с позиции ученика предполагает единство внешних и внутренних мотивов : внешним является мотив достижения, а внутренним — познавательный мотив. В-четвертых, этот подход означает принятие учебной задачи и удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими обучающимися.

Изображение слайда
30

Слайд 30

30 Л-Д подход ставит перед частными методиками преподавания целый ряд проблем : - проблему изменения распространенной позиции преподавателя -информатора, источника знаний, контролера на позицию фасилитатора; - проблему создания учебной ситуации раскрепощения обучаемого, снятия социальных барьеров, затрудняющих педагогическое общение, и т.д.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Этапы технологии личностно-деятельностного обучения Цель: знание и способ его получения

1. Понимание задания 2. Выполнение задания 3. Предъявление результатов 4. Сравнение результатов и определение затруднения 5. Сравнение способов выполнения (исследование: подробное описание совершенной деятельности, выделение в ней этапов, определение общего принципа деятельности (правила, закона и т.д.- норма деятельности1) 6. Проблематизация 7. Депроблематизация (превращение проблемы в задачу, поиск нового теоретического основания - норма 2) 8. Моделирование нового понятия (может и не быть) 9. Построение алгоритма деятельности по норме 2. 10. Конкретизация алгоритма (выполнение исходного задания по новому алгоритму) 11. Тренинг 12. Контроль знаний и умений 13. Рефлексия деятельности

Изображение слайда
32

Слайд 32: Структура урока

Структура процесса обучения – это его строение, основные элементы и связи между ними. Первый подход – деятельность преподавателя; – деятельность ученика; – содержание образования. Второй: целевой; – стимулирующе–мотивационный; – содержательный; – операционно–деятельный- совместная работа учителя и ученика; – контрольно–регулировочный – обратная связь; – оценочно–результативный - оценкой результатов обучения. Третий : структура зависит от этапов технологии обучения 32

Изображение слайда
33

Слайд 33

33 Технологическая карта Этапы Задачи учителя Деятельность обучаемых Образовательные результаты 1.Понимание задания Дать задание на доске или в учебнике Проговорить, как поняли задание и что будут делать Понять других Утвердиться в понимании задания Понимает задание и знает приемы, как его выполнить Анализирует учебную задачу и принимает ее Слушает других и высказывает свое мнение Самоопределяется 2. Выполнение задания 3. Предъявление результатов 4. Сравнение результатов и определение затруднения 5. Сравнение способов выполнения 6. 7. 8. 9.

Изображение слайда
34

Слайд 34

34 Деятельность учителя в процессе обучения делится на следующие составляющие. 1. Планирование. Это процесс, связанный с составлением календарно–тематических и поурочных планов. При этом, чтобы подготовиться к очередному уроку, учитель использует прежние наработки или использует методические пособия и журналы. 2. Организация работы учителя – это подготовительный и исполнительский этапы. Учитель подготавливает наглядные материалы, ищет необходимую литературу, выступает организатором и исполнителем процесса обучения. 3. Подготовка работы учеников. Ее составными частями являются постановка целей и задач урока, формирование необходимых для усвоения знаний условий, инструкции о видах деятельности. При этом учитель сможет в любой момент помочь ученику в выполнении заданий. 4. Стимулирование активности учеников. Используя этот метод, учитель, во–первых, привлекает их внимание, во–вторых, побуждает высказывать свою любознательность, в–третьих, снижает порог восприятия учебного материала. Но учитель должен постоянно стимулировать учеников, как на начальном этапе урока, так и в его процессе. Очень важно удержать внимание школьников в конце урока, когда они уже порядком подустали. 5. Текущий контроль и коррекция. На этом этапе учитель наблюдает за деятельностью учеников, за их ответами на вопросы. Происходит это во время собеседования, в процессе самостоятельной работы. Очень важно следить за тем, чтобы были выявлены недостатки, затруднения, ошибки ребят. Причем нужно не только их выявить, но и принять соответствующие меры по их дальнейшему предупреждению. Таким образом, учитель сможет совершенно точно определить, насколько рационален выбранный метод обучения. При необходимости нужно его подкорректировать. 6. Анализ результатов. Это последний этап в процессе преподавания. Но его все же лучше проводить на каждой ступени процесса обучения. Ну а чтобы выполнять его как можно успешнее, нужно учитывать уровень формирования умений, изучать причины пробелов в знаниях, умениях и навыках.

Изображение слайда
35

Слайд 35

35 Деятельность ученика в процессе обучения можно разделить на несколько этапов. 1. Ученики принимают учебные задачи и план работы, предложенные учителем. 2. Они осуществляют учебные действия. 3. Они регулирует и корректирует учебную деятельность под руководством учителя. 4. Они анализируют результаты своей учебной деятельности. При этом анализом руководит учитель или они контролируют этот процесс самостоятельно.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Проектирование технологической карты урока

Проектирование целей Выбор технологии Выбор заданий для мотивации, формулирования УЗ, ее решения, закрепления во внешней речи по алгоритму, самостоятельной работы, рефлексии. Проектирование диалога Логика деятельности учителя и уч-ся Критерии оценки решения УЗ 36

Изображение слайда
37

Последний слайд презентации: Процесс обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС

37 Ориентиры для самообразования 1.Огурцова С.А. Ермолова Н.А. Модель построения педагогической деятельности, ориентированной на получение новых образовательных результатов (читайте на сайте http://kkcno.ru ) Авторы знакомят с проектированием учебного занятия, основанного на принципах развивающего обучения; излагают модель педагогической деятельности, ориентированную на получение новых образовательных результатов; предлагают пример построения образовательной программы педагога. 2.Балашова А.И., Ермолова Н.А., Потылицына А.Ф. К вопросу о развитии универсальных учебных действий (читайте на сайте http://kkcno.ru ) В статье авторы представляют модель деятельности учителя, на примере предметов литературы и физики. Даются примеры таких уроков, где сделана попытка организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД. 3.Баханова О.В. Как организовать классный час по формированию общеучебных умений В статье рассматривается применение технологии деятельностного метода как инструмента в формировании общеучебных умений. Представлен пример по созданию учащимися алгоритма исправления ошибок в самостоятельной работе.

Изображение слайда