Презентация на тему: Проблемы онтологии в философии древнего Востока

Реклама. Продолжение ниже
Проблемы онтологии в философии древнего Востока
Даосизм
индуизм
Колесо сансары
Буддизм
Дзэн-буддизм
Задание
Задание
1/8
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 27)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2668 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации

Проблемы онтологии в философии древнего Востока

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/11
2

Слайд 2: Даосизм

Основные источники даосизма – «Дао дэ цзин » ( IV-III вв. до н.э., Лао Цзы ), “ Чжуан-цзы ” ( IV-II вв. до н.э.). Основное понятие даосизма - понятие Дао. Дао  бестелесно и не поддается чувственному восприятию, оно везде и нигде, бесформенно и безымянно, бесконечно и вечно, пусто, но неисчерпаемо. Оно -  прародитель всего (Сокровенная Самка Поднебесной, Великая Мать. Отсюда – культ женственного). Все рождается из Дао и все уходит в Дао. Само Дао находится в бесконечном циклическом круговращении: не достигая предела оно вновь устремляется к истоку ( Инь-Ян ). Дао - высший закон бытия, но не бытие, как таковое; оно вне бытия, за его пределами, но это не Бог, не сверхестественная сила, ибо Дао естественно, хотя и непостижимо. Дао присуща благая мощь Дэ, посредством которой оно проявляет себя в мире. «Дао рождает, Дэ вскармливает» («Дао дэ цзин », § 51). Принцип действия Дао – спонтанность. Все поступки даосского мудреца спонтанно порождаются его интуитивной мудростью, не нарушая гармонии с окружающей средой (образ Престарелого Младенца). «Контроль сознания над пневмой дарит силу» («Дао дэ цзин », § 55). Учение даосизма и соответствующая религиозная практика связаны с идеями обретения бессмертия (выращивание нового бессмертного тела в теле адепта в процессе «внутренней алхимии»).

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
3

Слайд 3: индуизм

Основные источники индуизма – разнотипные тексты ведической традиции Шрути (1400-400 гг. до н. э.): Веды (1000 г. до н. э.), Брахманы (1000-800 гг. до н.э.), Упанишады, араньяки («лесные книги»), эпическая литература и т. д. Традиционные школы ( даршаны ) индуизма - миманса/веданта, ньяя / вайшешика, санкхья /йога. Основные понятия – карма (сансара), атман, мокша (нирвана). Эмпирическое существование всех живых существ регулируется законом кармы, т. е. причинно-следственных отношений, распространенных на сферы психики и морали. Сама природа кармически обусловленных рождений-смертей полагает доминирование страдания как фундаментальной характеристики существования. Это безначальное и бесконечное чередование рождений-смертей под воздействием закона кармы называется на санскрите сансарой. Освобождение от сансары достигается направленной перестройкой сознания в процессе йогического делания. Атман (букв. Возвратное местоимение «себя») – абсолютный субъект, никогда не могущий стать объектом. Тело, мысли, чувства – не атман ; тот, кто говорит «я», и есть атман. Его нельзя определить (только отрицательно), нельзя познать обычными способами. Атман раскрывается, самообнаруживается только в процессе йоги. Некоторые упанишады рассматривают атмана как другое название Абсолюта, Брахмана. Именно познание атмана в процессе йогической практики – ключ к обретению мокши, нирваны.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
4

Слайд 4: Колесо сансары

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
5

Слайд 5: Буддизм

Основные источники – сутры ( Сандхинирмочана сутра – Сутра развязывания узла глубочайшей тайны и др.). В основе доктрины - личный йогический опыт принца- отшельника Сиддхартхи Гаутамы. Две основные школы – Хинаяна ( тхеравада ) и Махаяна. Четыре благородные истины: Существование есть страдание ( дукха ) Причина страдания – желания ( тришна, таньха ) Есть состояние не-страдания (нирвана) Есть путь, ведущий к нирване (Благородный Восьмеричный путь, арья аштанга марго) Анатмавада (учение об отрицании души-Атмана): личность ( пудгала ) не явялется простой сущностью ( атманом ), а превращается в пространственно-временной континуум дхарм. Дхармы не являются субстанциями. Каждая дхарма «держит» единственный собственный признак, неотличимый от своего носителя. Огромную роль играет закон кармы. Тем не менее, в буддизме нет учения о переселении душ. Повторные смерти-рождения объясняются через представление о трансформации дхармического комплекса. Буддизм, в отличие от индуизма, категорически не принимает идею Бога-творца и промыслителя мира ( Ишвары ). В основе йогической практики. Ведущей к достижению состояния будды и обретению нирваны, лежит созерцание (визуализация).

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
6

Слайд 6: Дзэн-буддизм

Дзэн-буддизм представляет собой уникальное смешение философских систем: Типично японский образ жизни Даосская любовь к простоте, естественности и спонтанности Всеохватывающий прагматизм конфуцианства Значение имеет одно лишь просветление ( Сатори ), и не уделяется ни малейшего внимания какому-либо объяснению и истолкованию последнего. Просветление в дзэн означает не удаление от мира, а, наоборот, активное участие в повседневных делах. Специфическая особенность дзэн – техника «непосредственного воззвания». Методы непосредственного указания истины (кит. Гуньань, яп. Коан ) при помощи внезапных спонтанных реплик или действий делают очевидной парадоксальность понятийного мышления. Они предназначены для того, чтобы остановить мыслительный процесс и подготовить ученика к непосредственному постижению действительности. Существует две основные школы, обладающие разными подходами к достижению просветления. Школа Риндзай или «внезапная » использует для просветления коаны и уделяет особое внимание периодическим беседам ученика с учителем – Саньдзэн ; опытный наставник может распознать то состояние ученика, в которомм он находится на грани просветления, и «втолкнуть» его в сатори при помощи неожиданного поступка – удара палкой или крика. Школа Сото или «постепенная» избегает шоковых методов. В любой школе первостепенное значение придается сидячей медитации – Дзадзэн, кроме того. Дзэн оказал огромное влияние на все стороны образа жизни японцев (живопись, каллиграфия, чаепития, составление букетов и т.д.)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
7

Слайд 7: Задание

Объясните, в чем смысл следующих коанов ? Можно ли дать им научную интерпретацию? «МУ!» Однажды, сотни лет тому назад, в Китае некий монах пришел к Дзэсю – прославленному учителю дзэн и спросил: «Обладает ли собака природой Будды?», на что Дзэсю ответил: « Му !» (буквально «нет!»). Хлопок Хлопок – звук от двух ладоней. Каков же звук от одной? Лицо Каким было твое первоначальное лицо до твоего рождения? Капля воды Наставник дзэн по имени Гисан попросил юношу-ученика принести ведро воды, чтобы остудить ванну. Юноша принёс воду и, вылив в ванну сколько нужно для охлаждения, выплеснул остаток на землю. - Болван ! - закричал на него учитель. - Почему же ты не отдал остаток воды растениям? Да и есть ли у тебя право выбросить в этом монастыре хоть каплю воды? В это мгновенье ученик постиг дзэн. Он сменил своё имя на Тэкисуи, что значит «Капля воды».

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
8

Последний слайд презентации: Проблемы онтологии в философии древнего Востока: Задание

Объясните, в чем смысл следующих коанов ? Можно ли дать им научную интерпретацию? "Вымой миску" Монах сказал Дзёсю : "Я только что пришёл в ваш монастырь. Пожалуйста, учите меня". - А ты уже поел рисовой каши? - спросил Дэёсю. - Поел, - ответил тот. - Так вымой лучше миску, - сказал Дзёсю. В этот миг монах обрёл просветление. Посох Басё Басё сказал ученику: "Если у тебя есть посох – я тебе его дам. Если у тебя нет посоха - я его у тебя заберу. Чашка чая Нан Ин, японский мастер д., живший в эру Мэйдзи (1868-1919), принимал как- то у себя профессора университета, пришедшего расспросить его о дзэн. Нан Ин разливал чай. Налив гостью полную чашку, он продолжал лить дальше. Профессор смотрел на льющийся через край чай и, наконец, не вытерпев, воскликнул: - Она же полна. Больше не входит! - Вот как эта чашка, ответил Нан Ин, - и Вы наполнены своими суждениями и мнениями. Как же я могу показать Вам дзэн, пока Вы не опорожните свою чашку?

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже