Презентация на тему: Проблема языковых средств организации научного знания в логическом позитивизме

Проблема языковых средств организации научного знания в логическом позитивизме
Идеи теоретической лингвистики
Идея системности языка (примеры исследований до и после)
Концепция языкового знака (Ф. де Соссюр)
Концепция языкового знака (Ф. де Соссюр)
Семантический треугольник Огдена- Ричардса
Логический позитивизм
Рудольф Карнап
Значение слова
Проблема языковых средств организации научного знания в логическом позитивизме
Значение слова
Значение слова
А) Стертые значение
Метафоры, которыми мы живем
Б) Изначальное отсутствие значения
Проблема языковых средств организации научного знания в логическом позитивизме
Предложения
Язык науки
Критика
Влияние логического позитивизма на лингвистику
Э. Бах. Неформальные лекции по формальной семантике
1/21
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 80)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (431 Кб)
1

Первый слайд презентации: Проблема языковых средств организации научного знания в логическом позитивизме

Маргарита Спиричева ИЛИ РАН

Изображение слайда
2

Слайд 2: Идеи теоретической лингвистики

Язык – система знаков

Изображение слайда
3

Слайд 3: Идея системности языка (примеры исследований до и после)

Лингвисты XIX века История звука ѣ в славянских языках Задача: проследить все изменения Лингвисты XX века История изменения системы вокализма. Задача: выяснить, как изменения фонемы, обозначаемой как ѣ, связаны с изменениями других гласных Каким фонемам противопоставляется ѣ на каждом этапе?

Изображение слайда
4

Слайд 4: Концепция языкового знака (Ф. де Соссюр)

Изображение слайда
5

Слайд 5: Концепция языкового знака (Ф. де Соссюр)

Концепция красива, хрестоматийна, но… ни один язык мира не удается описать «по Соссюру»

Изображение слайда
6

Слайд 6: Семантический треугольник Огдена- Ричардса

Изображение слайда
7

Слайд 7: Логический позитивизм

Направление неопозитивизма, возникшее в 1920-х гг. на основе Венского кружка ( Р.Карнап, О.Нейрат, Ф.Франк, Г.Фейгль и др.), с которым тесно сотрудничало берлинское Общество эмпирической философии ( Рейхенбах, К.Гемпель и др.). В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. приобретает значительное влияние и выступает как идейная основа неопозитивистской философии науки.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Рудольф Карнап

«Преодоление метафизики логическим анализом языка» «Философские основания физики» Какие лингвистические идеи развивает: Двусторонность знака Идея системности

Изображение слайда
9

Слайд 9: Значение слова

Лингвисты Слово является знаком: форма содержание Карнап Слово является знаком: форма содержание

Изображение слайда
10

Слайд 10

Лингвисты Значение связано с понятием, но не равно ему! Связь значения и понятия - ??? Карнап Приравнивает значение к понятию (ср. Соссюр)

Изображение слайда
11

Слайд 11: Значение слова

Лингвисты Значения слов образуют систему. Значение определяется через отношения в системе. Важно – противопоставленность другим элементам ( До возникновения формальной семантики с методами определения значения все было не очень хорошо ) Отношения в системе: антонимы, синонимы, отношения внутри семантического поля… Карнап Значения [ =понятия ] образуют систему Понятия определяются путем сведения к другим понятиям («конституция», «дефиниция») Х есть Y, X имеет Y Важен критерий истинности !

Изображение слайда
12

Слайд 12: Значение слова

Лингвисты У слова всегда есть значение Простое/сложное Основное/побочное Первоначальное/производное Прямое/переносное Конкретное/абстрактное Узуальное/окказиональное Карнап Значение может отсутствовать: А ) значение было, но стерлось Б) у слова никогда не было значения

Изображение слайда
13

Слайд 13: А) Стертые значение

принцип < греч. архэ ‘ первоначало ’ Возражения: Значение слова может изменяться ( с трелять из пистолета ) 2. У слова может быть несколько значений 3. Где предел поиска «истинного» значения? 4. Язык метафоричен

Изображение слайда
14

Слайд 14: Метафоры, которыми мы живем

Изображение слайда
15

Слайд 15: Б) Изначальное отсутствие значения

ничто – отсутствие понятия «Исследованию должно подлежать только сущее и еще – ничто; сущее одно и дальше – ничто; сущее единственно и сверх этого – ничто ….» (М. Хайдеггер ) Возражения: Не отсутствие понятия, а отсутствие денотата М. Хайдеггер считал, что значение слова нельзя описать, нельзя измерить « чашность чаши» - ср. теория прототипов (когнитивная лингвистика)

Изображение слайда
16

Слайд 16

Примеры сосудов, использованные в эксперименте У. Лабова (Иллюстрация из учебника по когнитивной лингвистике Т. Г. Скребцовой )

Изображение слайда
17

Слайд 17: Предложения

Псевдопредложения : А) Со словами без значений Б) Из слов, имеющих значения Цезарь есть и Цезарь есть простое число

Изображение слайда
18

Слайд 18: Язык науки

Цель - реорганизация научного знания в системе «единой науки ». Единая наука - описание непосредственно данного Нет различий между отдельными науками о мире (как по типу содержания понятий, так и по способу их образования)

Изображение слайда
19

Слайд 19: Критика

узкий эмпиризма односторонняя « антиметафизичность » абсолютизация логистического подхода к анализу научного знания преувеличение значения логической формализации отказ от исследования истории науки, процессов развития научного знания и т.п.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Влияние логического позитивизма на лингвистику

Возникновение формальной семантики: логические формулы предложений Король Франции лысый

Изображение слайда
21

Последний слайд презентации: Проблема языковых средств организации научного знания в логическом позитивизме: Э. Бах. Неформальные лекции по формальной семантике

«Значение – это то, что описывается языком. В этом и заключается существенное отличие слов от щебетания птиц, которое, как нам известно, ничего не описывает» «Но само слово – значение – наделено многими значениями, также как и соответствующий глагол значить/означать (англ. mean )» «При разработке научной теории мы должны осторожно обращаться с терминами, которые мы используем. Нам часто приходится вводить специальные термины, которые заимствуются из естественного языка и получают свое значение в зависимости от того, как мы пользуемся ими в свои теориях»

Изображение слайда