Презентация на тему: Проблема универсалий

Реклама. Продолжение ниже
Проблема универсалий
Проблема универсалий в «Категориях» Аристотеля
Проблема универсалий в «Категориях» Аристотеля
Проблема универсалий
Проблема универсалий
Проблема универсалий
Проблема универсалий Реализм и номинализм
Проблема универсалий Аргументация номиналистов
Проблема универсалий Аргументация номиналистов
Проблема универсалий Аргументация номиналистов
Проблема универсалий Аргументация номиналистов
Проблема универсалий Аргументация номиналистов
Проблема универсалий Аргументация реалистов
Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм
Проблема универсалий Аргументация концептуалистов
Проблема универсалий Аргументация концептуалистов
Проблема универсалий Аргументация концептуалистов
Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм
Проблема универсалий Концептуализм
Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм
Проблема универсалий
1/21
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 45)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (676 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Проблема универсалий

Основные сочинения Аристотель. Категории ( IV в. до н.э.). Порфирий. Введение к «Категориям» Аристотеля (О пяти общих понятиях) ( III в.). Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия ( VI в.). Абеляр. Логика «для начинающих» ( XII в.). Северин Боэций Пьер Абеляр Аристотель Порфирий

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/5
2

Слайд 2: Проблема универсалий в «Категориях» Аристотеля

( Отдельная ) лошадь (Отдельный) человек Сущность, называемая так в самом основном, первичном и безусловном смысле, – это та, которая не говорится ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем, как, например, отдельный человек или отдельная лошадь. Сущность ( греч. ουσία, лат. substantia )

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
3

Слайд 3: Проблема универсалий в «Категориях» Аристотеля

Сущность (вторая) Живое существо (род) А вторыми сущностями называются те, к которым как к видам принадлежат сущности, называемые так в первичном смысле, – и эти виды, и их роды; например, отдельный человек принадлежит к виду «человек», а род для этого вида – «живое существо». Лошадь (вид) Человек (вид)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
4

Слайд 4: Проблема универсалий

Универсалии ( лат. universalis, общий ) – слова (термины), обозначающие всё то, что может сказываться о единичных вещах (их свойства, отношения). Универсалии следует также отличать от того, что является общим «по частям» или «по очереди». Универсалии – это общие понятия, но следует помнить, что слово «общее» употребляется в разных смыслах. Универсалии не следует путать с собирательными понятиями, такими как «сотня», «толпа», «стадо», «полк», «человечество». Универсалия «лошадь» относится не к табуну, а к роду животных. Не относится она и к лошади, находящейся в совместном пользовании.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
5

Слайд 5: Проблема универсалий

Антисфен Платон – Человека и лошадь я вижу, а человечности и лошадности не вижу. – Это потому что ты смотришь телесным, а не духовным оком.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
6

Слайд 6: Проблема универсалий

Универсалии образуют высший уровень бытия. Универсалии находятся в самих вещах. Человеческий ум образует универсальные понятия, абстрагируя общие признаки единичных вещей. Единичные вещи обладают общими свойствами, потому что следуют универсальным прообразам. Платон Аристотель

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
7

Слайд 7: Проблема универсалий Реализм и номинализм

Номинализм ( лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи, а универсалии сами по себе (вне мышления и речи) не существуют. Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена (слова). Реализм ( лат. realis, действительный) – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания. Universalia sunt realia. Универсалии – реальные сущности. Логические трудности возникают при попытке мыслить универсалии как существующие отдельно от единичных вещей и в то же время «присутствующие» в единичных вещах, причём присутствующие 1) во всех и каждой, 2) неделимо, 3) одновременно и 4) составляя их сущность (субстанцию).

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Проблема универсалий Аргументация номиналистов

Роды и виды или существуют и имеют самостоятельное бытие, или же образуются разумом и одним лишь мышлением. Однако роды и виды существовать не могут. Ведь сколько бы ни было видов, во всех них – один род, причём не то чтобы отдельные виды получали от него что-нибудь вроде частей – нет, каждый вид в одно и то же время имеет целый род. Следовательно, если один род находится в одно и то же время целиком во множестве отдельных видов, он не может быть един. Ибо не может быть, чтобы целое, находясь одновременно во многих [вещах], было в самом себе едино по числу. Но в таком случае, если род не может быть чем-то единым, то он и вообще ничто. Ибо всё, что есть, именно потому есть, что едино; и то же самое следует сказать и о виде. Проблема универсалий Аргументация номиналистов Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
9

Слайд 9: Проблема универсалий Аргументация номиналистов

А если роды и виды существуют, но не единые по числу, а многочисленные, то не будет последнего рода, но над всяким родом будет другой, вышестоящий, чьё имя включит в себя всю эту множественность: так же как множество живых существ требует объединения их в один род потому, что у всех них есть что-то похожее, так же и род, множественный оттого, что находится во многих, имеет другой род, тоже не единый оттого, что во многих; и для этих двух родов требуется [третий общий] род, а когда он будет найден, тотчас же, по вышеизложенным соображениям, придётся искать новый [общий для первых двух и третьего] ; таким образом, рассудок по необходимости будет уходить в бесконечность, ибо никакого логического предела здесь нет. Проблема универсалий Аргументация номиналистов Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
10

Слайд 10: Проблема универсалий Аргументация номиналистов

и одновременно, либо она общая потому, что в разное время переходит в пользование разных её обладателей, как могут быть общими колодец и источник, раб или лошадь; и при этом составлять и образовывать субстанцию тех, для кого он является общим. ведь он должен быть общим так, чтобы и целиком находиться в отдельных [видах], либо она становится общей для всех одновременно, но тогда она не составляет субстанции тех, для кого является общей, как, например театр, общий для всех зрителей. ибо единая вещь может быть общей либо частями, и тогда собственностью единичных [вещей] является не вся она целиком, но её части; А если род – нечто единое по числу, то он не может быть общим для многих: Но род ни одним из перечисленных способов не может быть общим для видов: Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
11

Слайд 11: Проблема универсалий Аргументация номиналистов

Следовательно, универсалия как самостоятельная сущность невозможна. (тогда она не будет универсалией ); либо каким-то одним из взаимоисключающих признаков подклассов (тогда она не будет их сущностью ). (что нелепо ); либо ни одним из взаимоисключающих признаков подклассов либо всеми взаимоисключающими признаками подклассов Проблема универсалий Аргументация номиналистов Если универсалия существует реально, а не как идея или имя, она должна, помимо общего (определяющего) признака класса, обладать

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: Проблема универсалий Аргументация номиналистов

Следовательно, «целое число [ вообще ] », как самостоятельная сущность, невозможно. (тогда оно не будет целым числом « вообще » ); либо только чётным ( вариант: только нечётным) (тогда чётные и нечётные числа не будут целыми числами). (что нелепо ); либо ни чётным, ни нечётным либо одновременно чётным и нечётным Проблема универсалий Аргументация номиналистов Например, все целые числа подразделяются на чётные и нечётные; но если, помимо чётных и нечётных чисел, есть ещё и «целое число [ вообще ] », оно должно быть

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13: Проблема универсалий Аргументация реалистов

Положим, универсалии – это имена. Но имена чего? Они не могут быть именами единичных вещей (именами собственными), потому что тогда они не будут универсалиями. Проблема универсалий Аргументация реалистов Однако, всё наше знание, включая знание единичных вещей, выражено именами нарицательными (универсалиями), и если они не имеют смысла, у нас нет никакого знания. Следовательно, они должны быть именами каких-то сущностей, отличных от единичных вещей. Однако, если ничего, кроме единичных вещей, не существует, универсалии – это имена несуществующих сущностей, т.е. слова, не имеющие ни значения, ни смысла.

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14: Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм

Номинализм ( лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи, а универсалии сами по себе (вне мышления и речи) не существуют. Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена (слова). Реализм ( лат. realis, действительный) – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания. Universalia sunt realia. Универсалии – реальные сущности. Концептуализм ( лат. conceptus, понятие) – философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, утверждает, что они воспроизводят сходные (общие) признаки единичных вещей. Universalia sunt concepta. Универсалии – это понятия.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Проблема универсалий Аргументация концептуалистов

Не обязательно рассматривать всякий раз как ложное и бесплодное такое понятие, которое, происходя от некоего подлежащего, мыслит его не так, как оно само есть. Когда мы занимаемся делением или абстрагированием, мы тоже мыслим не то, что есть на самом деле; но при этом само мышление ни в коей мере не является ложным. Дело в том, что существует много вещей, которые имеют бытие в других; от этих других они либо вообще не могут быть отделены, либо, раз отделённые, никоим образом не продолжают своего существования. Предметы такого рода существуют в телесных и чувственно воспринимаемых вещах. Но постигаются они отдельно от чувственного, и только так может быть понята их природа и уловлены их свойства. Проблема универсалий Аргументация концептуалистов Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
16

Слайд 16: Проблема универсалий Аргументация концептуалистов

Линия в теле есть нечто; и тем, что она есть, обязана телу, то есть получает своё бытие благодаря телу, в чём нетрудно убедиться – ведь если она отделена от тела, она больше не существует. [ Но ] никто не назовёт наше представление о линии ложным только оттого, что мы в уме представляем её существующей как бы помимо тела, в то время как помимо тела она существовать не может. Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
17

Слайд 17: Проблема универсалий Аргументация концептуалистов

… мы мыслим роды и виды, отбирая из единичных предметов, в которых они находятся, черты, делающие эти предметы похожими. Так, например, из единичных людей, непохожих друг на друга, мы выделяем то, что делает их похожими – человеческое ; и эта [черта] сходства, помысленная и истинным образом рассмотренная духом, становится видом ; в свою очередь рассмотрение сходства различных видов, которое не может существовать нигде, кроме как в самих видах или в составляющих их индивидах, производит род. Таким образом, они [т.е. роды и виды чувственного] существуют именно в единичных вещах. Мыслится же [только] общее (universalia), и видом следует считать не что иное, как мысль, выведенную из субстанциального сходства множества несхожих индивидов; родом же – мысль, выведенную из сходства видов. Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
18

Слайд 18: Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм

(Крайний) номинализм Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена (слова). (Крайний) реализм Universalia sunt realia. Универсалии – реальные сущности. Концептуализм Universalia sunt concepta. Универсалии – это понятия. Существуют и мыслимы только единичные вещи. Мыслимо только общее, и только общие сущности по-настоящему и существуют. Существуют только единичные вещи, но мыслимо только общее.

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19: Проблема универсалий Концептуализм

Универсалии существуют трояко: до вещей ( ante rem ) – как их прообразы в Божественном уме; в вещах ( in rem ) – как их общие свойства; после вещей ( post rem ) – как понятия нашего ума. Universalia sunt concepta. Универсалии – это понятия. Пьер Абеляр Фома Аквинский

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
20

Слайд 20: Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм

Реализм Номинализм Крайний реализм Умеренный реализм Умеренный номинализм Крайний номинализм Ансельм Кентерберийский (1033/34-1109) Гийом из Шампо (ок. 1170 – 1121) Росцеллин (ок. 1150 – ок. 1125) Альберт Великий (ок. 1200-1280) Фома Аквинский (1225/26-1274) Пьер Абеляр (1079-1142) Платон Аристотель Антисфен Терминизм Уильям Оккам (ок. 1285-1347/49) Концептуализм

Изображение слайда
1/1
21

Последний слайд презентации: Проблема универсалий

Вопросы?

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже