Презентация на тему: Проблема материнства и ее изучение в психологии

Проблема материнства и ее изучение в психологии
Основные выводы авторов различных исследований.
Самые лучшие дети бывают у счас­тливых родителей. А. С. Макаренко
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
Проблема материнства и ее изучение в психологии
1/46
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 19)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (286 Кб)
1

Первый слайд презентации: Проблема материнства и ее изучение в психологии

Психология материнства – одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки. Изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицине, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Основные выводы авторов различных исследований

Констатация необходимости продолжения психологических исследований материнства как целостного явления Отсутствие адекватного подхода и теоретической концепции для осуществления такого исследования

Изображение слайда
3

Слайд 3: Самые лучшие дети бывают у счас­тливых родителей. А. С. Макаренко

Материнство и отцовство составляют основу семейных от­ношений и смысл жизни супругов. Материнская любовь — одна из вершин человеческой любви. Вовсе не случайно, что и в христианстве особое почитание Божьей Матери является устоявшейся традицией.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Материнство Понятие «мать» у всех народов означает начало чего-либо, жизнь и дом. Недаром мы говорим «мать-земля», «мать-природа», «мать-планета». Все они дают нам жизнь, все они нас поддерживают и питают, все они наш «дом». Другой аспект материнства, олицетворяющий собой власть, с чем связано появление матриархата в истории развития человечества. Понятие «мать» Материнство — сознание женщиной родственной связи с детьми

Изображение слайда
5

Слайд 5

Спокойная уравновешенная мама все знает о своем ребен­ке, чутко реагирует на его поведение Тревожная мама вся во власти своих опасений по поводу здоровья ребенка Тоскливая мама всем недовольна, она во власти мыслей о себе, своем будущем. ТИПЫ МАМ Уверенная и властная мама твердо знает, чего хочет она спланировала его жизнь еще до рождения.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Уровень материнской компетентности Уровень материнской компетентности в воспитании ребенка после его рождения определяется не только умением матери осуществлять правильный уход — соблюдать правила гигиены, следить за здоровьем младенца, удовлетворять потребности в пище, тепле, — но и знанием психологических потребностей ребенка и способностью удовлетворять их. Формирование психологической готовности к материнству происходит на протяжении всей жизни женщины. На этот процесс влияют как биологические, так и социальные факторы, поскольку готовность к материнству основывает­ся на мощном инстинкте, а с другой стороны, выступает как повторение опыта взаимоотношений со своими родителями, сверстниками.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Материнство как обеспечение условий для развития ребенка В этих исследованиях материнство рассматривается в контексте материнско-детского взаимодействия. Основной ход рассуждений в постановке целей работ и интерпретации получаемых данных — от задач воспитания ребенка к особенностям матери. Выделяются материнские качества и характеристики материнского поведения, а также их культурные, социальные, эволюционные, физиологические и психологические основы.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Направления Культурно-исторические аспекты материнства Биологические аспекты материнства Психологические аспекты материнства

Изображение слайда
9

Слайд 9

Культурно-исторические аспекты материнства В современных исследованиях институт материнства рассматривается как исторически обусловленный, изменяющий свое содержание от эпохи к эпохе [И. Кон, М. Мид, Е. Badinter, R. Gelles, D. Jil, В. Kornel и др.]. Однако имеется значительное разнообразие во взглядах по ключевым аспектам этой проблемы.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Л. Стоун выявил четыре альтернативных образа новорожденного ребенка в европейской культуре: 1) традиционно-христианский, предполагающий, что новорожденный несет на себе печать первородного греха и спасти его может только беспощадное подавление воли, подчинение родителям и духовным пастырям; 2) социально-педагогический детерминизм, согласно которому ребенок по природе своей не склонен ни к добру, ни ко злу, а представляет собой tabula rasa, на которой общество и воспитатель могут написать что угодно; 3) природный детерминизм, по которому характер и возможности ребенка предопределены до его рождения; 4) утопически-гуманистический взгляд, утверждающий, что ребенок рождается хорошим и добрым и портится только под влиянием общества.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Таким образом, материнство — это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Биологические аспекты материнства Этологические исследования. Физиологические и психофизиологические аспекты материнства. Сравнительно - психологические исследования.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Психологические аспекты материнства В психологических исследованиях также существует много направлений, которые можно объединить следующим образом. Феноменологическое. Беременность Младенчество. Ранний и дошкольный возраст Школьники и подростки. Психолого-педагогическое направление. Психотерапевтическое направление Материнство как часть личностной сферы женщины Материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации Девиантное материнство Онтогенетические аспекты формирования материнства

Изображение слайда
14

Слайд 14

Рождение ребенка – это граница, делящая жизнь женщины на жизнь «до» и жизнь «после». Роды навсегда меняют психологию женщины: включается материнский инстинкт, усиливается чувство ответственности, женщина вынуждена изменить привычный быт, начать жертвовать какими-то моментами во имя ребенка. Материнство начинается с того самого времени, когда внутри Вас зародилась новая жизнь. Многие беременные женщины могут этого не ощущать, как в некоторых случаях не ощущают, что стали матерями, даже после родов. Зато потом их буквально поражает сила и глубина чувств, которые они испытывают к своим детям.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Материнский инстинкт с одной стороны, совершенно безусловная биологическая составляющая, с другой – требует определенных условиях, при которых он может возникать или не возникать.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Факторы материнского инстинкта Роды прошли естественно, без стрессов, страхов и осложнений, акушерского пособия Ребенок был желанным, планируемым, у матери не возникало даже мысли прервать беременность Малыша приложили к груди в течение первых 20 минут после рождения, он находился вместе с мамой в течение 2 часов после родов Малыш находился вместе с мамой в одной палате до выписки

Изображение слайда
17

Слайд 17

РАНЕЕ МАТЕРИНСТВО беременность в ранней молодости, когда нет ни материальной базы для создания семьи (когда малыш появляется в неполной семье, а женщина всю жизнь несет на себе ярлык «матери-одиночки»), ни особого желания серьезно подходить к планированию беременности (как правило, беременность «по залету») формируют соответственное отношение к материнству, обесценивая его и низводя до низших границ.

Изображение слайда
18

Слайд 18

ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА БЕРЕМЕННОСТИ беременность в возрасте 22-30 лет. Во-первых, к этому времени завершается и физическое, и психологическое созревание женщины. Фактически этот возраст – «золотое время» для материнства. Женщина этого возраста – полностью сформировавшаяся личность, самостоятельная, зрелая, с собственными принципами и жизненными установками. Если она замужем, то первые семейные кризисы, как правило, уже миновали, если же женщина одинокая, она не теряет надежды выйти замуж и обрести счастье материнства в браке. В эти годы женщина осознанно планирует беременность, что вполне позволяют сделать обстоятельства: учеба в ВУЗе закончена, как правило, есть работа, на подхвате – родители и бабушки с дедушками, которые готовы и желают оказать помощь в воспитании внуков. Женщина осознает, что ей придется поступиться некоторыми принципами и планами в связи с появлением ребенка, готова к этому морально и физически, что позволяет появиться на свет ребенку в практически идеальных для развития условиях

Изображение слайда
19

Слайд 19

ПОЗДНЕЕ МАТЕРИНСТВО Если беременеет женщина 30 лет и старше (таких матерей сейчас называют «возрастными первородящими», ранее они носили более обидное прозвище – «старые первородящие»), здесь могут быть проблемы в отношении к будущему ребенку. Как правило, женщина либо не хотела ребенка и решила «родить для себя», т.к. «подошел возраст» и «так надо», либо хотела ребенка, но по каким-либо причинам не могла себе этого позволить. В любом случае ребенок становится величайшей ценностью, в то время как ценность матери как личности сильно снижается. Если женщина долго не могла забеременеть по состоянию здоровья или по личным обстоятельствам, но очень хотела ребенка, как правило, она может даже уйти с работы и посвятить всю свою жизнь воспитанию ребенка.

Изображение слайда
20

Слайд 20

С одной стороны, это очень хорошо, т.к. ребенок получает достаточно тепла, внимания и ласки, с другой стороны, возрастная мать превращается в таком случае в «курицу-наседку», окружая малыша иногда излишней заботой, что позднее выливается в напряженность, тревогу, одновременно формируя у ребенка невозможность стать самостоятельным в условиях тотальной опеки.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Когда наступает время и ребенок хочет проявить самостоятельность, для матери это становится настоящей трагедией: она воспринимает это как отказ от материнской любви, отрицание ее как матери, что провоцирует упреки и скандалы с выяснением отношений и пафосными заявлениями вроде «я потратила на тебя лучшие годы своей жизни».

Изображение слайда
22

Слайд 22

Если же ребенок появляется у «возрастной первородящей» женщины, которая до этого времени просто не хотела заводить детей, проблема решается гораздо легче. Как правило, даже если женщина решается стать матерью -одиночкой, она делает это совершенно осознанно. Такая мать не будет приносить героические жертвы, бросая работу ради малыша, а станет уделять ребенку ровно столько времени, сколько нужно. Она сможет подобрать крохе подходящую няню, которая устроит ее как работник, договорится с бабушками и дедушками, которые, конечно же, с радостью ей помогут, найдет баланс между «быть мамой» и «строить карьеру», ничем не ущемляя ни своих прав, ни прав ребенка. Многие женщины в такой ситуации не зацикливаются на материнстве и даже умудряются заниматься личной жизнью.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Мать и ребенок: пути исследования. Позиции Содержанием функционирования системы «мать — ребенок» является обеспечение матерью определенных функций для развития ребенка. Это предполагает выяснение того, что это за функции. Поскольку это функции, обеспечиваемые матерью для развития ребенка, то необходимо выяснение того, какие особенности развития ребенка требуют этих функций. Поскольку мать вступает во взаимодействие с ребенком, уже обеспеченная некоторым исходным уровнем развития своих материнских функций, то это предполагает выяснение развития этого исходного уровня до возникновения системы «мать — ребенок».

Изображение слайда
24

Слайд 24

Поскольку ребенок тоже вступает во взаимодействие с матерью не с самого начала своего возникновения как биологического индивида, то предполагается также выяснение исходного уровня его развития. 5Ребенок — представитель не только вида Homo sapiens, но и его конкретно-культурного варианта. Это предполагает выяснение того, есть ли различия в материнских функциях по видотипичному и конкретно-культурному критериям и как обе категории материнских функций обеспечены в индивидуальном развитии женщины.

Изображение слайда
25

Слайд 25

6. Система взаимодействия матери с ребенком есть система реального взаимодействия двух самостоятельных субъектов с разными уровнями развития психики, причем эти различия двух видов: а) онтогенетически разные уровни развития; б) уровни развития, обеспеченные филогенетически различными формами регуляции деятельности: сознательный у матери и досознательный у ребенка. Это предполагает выяснение того, как можно изучать взаимодействие субъектов с разными уровнями развития психики.

Изображение слайда
26

Слайд 26

7. Мать является субъектом своих собственных потребностей и субъективных переживаний, а потребности ребенка и обеспечение необходимых условий для его развития не могут быть полноценно представлены в ее субъективном отражении, тем более на исторически ранних стадиях развития. Эти закономерности развития ребенка, требующие абсолютно адекватного выполнения материнских функций, только в последние десятилетия, и то не полностью, стали предметом научного исследования, а мать их успешно обеспечивает уже сотни тысяч лет. Это предполагает выяснение того, каким образом выполнение материнских функций представлено в субъективной сфере матери, какие содержания этого отражения являются осознанными и какова их взаимосвязь с неосознаваемыми в обеспечении и развитии материнского поведения.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Психологическое проектирование в детско-родительских  отношениях матери и ребенка Ребенок еще не родился, а его психологический проект уже существует в ожиданиях матери Мать уже предполагает, что он обладает определенными чертами личности, характера и способностями. А после рождения осознанно или неосознанно мать начинает воспитывать своего ребенка в соответствии со своим первоначальным проектом. Но факт тот, что он подходит к «психологическому полотну», на котором уже есть его собственный портрет, нарисованный его матерью.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Передача и усвоение психологического проекта Прямая форма передачи проекта — это слова, в которых выражены оценки матери своего ребенка и ее отношение к тому, что он делает или сделал. Косвенная форма — это взгляды матери, интонации ее голоса, междометия, прикосновения, ее действия и поступки.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Единицы передачи и усвоения психологического проекта приписывание Положительное приписывание Отрицательное приписывание

Изображение слайда
30

Слайд 30

Проектирование возвышение снижение «Ты молодец! Знаешь больше меня! Умеешь делать то, что я не умею! Ты говоришь правильно, пожалуй, я прислушаюсь к твоему совету». «Маленький еще, слушай, что взрослые говорят! Да что ты понимаешь! Вот проживи с мое, тогда поймешь!». зоны свободы «Делай, что хочешь или считаешь нужным») — это трансляция матерью своего доверия ребенку.

Изображение слайда
31

Слайд 31

ограничений и запретов. бесчисленные «Нельзя» — это глубинное недоверие матери к своему ребенку, непризнание за ним права на психологическое равенство с нею. Ограничения и запреты тормозят или полностью блокируют успешное развитие системы саморегуляции у ребенка, поскольку заставляют его постоянно и напряженно держать взаимосвязь с мамой («Что можно и что нельзя?»). оздоровление или инвалидизацию ребенка Оздоровление выражается часто таким образом: «Можешь ходить по лужам, только следи, чтобы вода не заливала края сапог». Можно заметить, что исподволь, во второй части своего обращения мать показывает своему ребенку, что он сам может защитить себя. мать здесь опирается на активность ребенка и программирует эту активность: «Действуй, защищайся!» Инвалидизация выражается в том, что мать оценивает самого ребенка как заранее не способного к самозащите

Изображение слайда
32

Слайд 32

позитивное или негативное сравнивание В позитивном и негативном сравнивании матери своего ребенка с другими детьми проявляется механизм проецирования: если мать — уверенный в себе человек, то, как правило, она хвалит своего ребенка и позитивно выделяет его среди других детей. Если мать — человек неуверенный, ощущающий себя в чем-то хуже других людей, к своему ребенку она будет относиться так же, передавая ему свою собственную неуверенность.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Психологический проект, который передает мать В нашей культуре родители хотят, чтобы их ребенок: «был хорошим, порядочным человеком»; «был честным»; «хорошо учился»; «был умным» (обычно под этим подразумевается: «хорошо запоминал учебный материал»); «доводил дело до конца».

Изображение слайда
34

Слайд 34

Причины негативных воздействий на ребенка Первая: к ней так же относились ее родители, в частности, ее мать и, не имея другого опыта, она считает, что с ребенком «Нужно быть строгой», «Держать его под контролем» и «Его нужно ругать, а не хвалить» («Захвалю — эгоист вырастет»). Вторая: если ребенок — сын, внешне и внутренне похожий на своего отца, с которым мать развелась, негативное проектирование может быть сознательным и довольно интенсивным. Женщина пережила жизненную драму, обижена, а сын напоминает отцовские черты. Она сознательно хочет, чтобы «Он не стал таким, каким был его отец», и прикладывает силы к тому, чтобы этого не произошло. Третья: мать быстрая и подвижная, а ребенок у нее — медлительный и заторможенный. При взаимодействии с ним она часто испытывает раздражение: «Ну, давай же быстрее!», «Всегда ты копаешься, из-за тебя я ничего не успеваю!». Она пытается «переделать» темперамент ребенка, постоянно подгоняя его, потому что считает, что «В жизни он ничего не будет успевать».

Изображение слайда
35

Слайд 35

Отношение ребенка к психологическому проекту матери и способам его передачи Не следует думать, что отношение матери к своему ребенку всегда должно быть позитивным и благостным. «Сработает» ли негативный проект матери относительно формирования сильного, автономного сына и свободной, уверенной в себе дочери или, наоборот, сделает их сверх-зависимыми социальными «калеками», во многом зависит от «дозы облучения» и активности матери, а также от силы и активности самого ребенка.

Изображение слайда
36

Слайд 36

Отношение ребенка к противоречивому психологическому проектированию матери Противоречивое и неоднозначное отношение матери к ребенку значительно тормозит его личностное развитие. Так, могут быть определенные нарушения в возникновении и развитии его внутреннего «Образа-Я», а также в формировании отношения к самому себе. Особенно остро это противоречие в отношениях с матерью переживает подросток, который вступает в период своего личностного «само-рождения» Наиболее ярко это внутреннее противоречие, которое можно определить как «Стремление-страх», проявляется у сына — юноши в отношениях с девушками Сверх-зависимость. Не сумев построить собственный «Образ-Я», сын или дочь, как известно, могут остаться с мамой и прожить с нею всю жизнь.

Изображение слайда
37

Слайд 37

Отношение матери Характеристики ребенка Все люди — враги, только я тебя смогу защитить Сверх-тревожность, подозрительность, страхи, незащищенность, инфантильность, несамостоятельность.

Изображение слайда
38

Слайд 38

Что делать матери, которая одна воспитывает ребенка? Необходимо помнить, что гармоничное воспитание ребенка возможно только тогда, когда его воспитывают двое — женщина и мужчина. Если женщина, имеющая сына, по тем или иным причинам не смогла сохранить свою семью, она должна приложить усилия к тому, чтобы найти для себя любимого мужчину — друга, приходящего «воскресного» мужа и т.п. Но даже в случае, если ребенком является не только мальчик, но и девочка, одинокой матери необходимо найти мужчину, который принимал бы участие в воспитании сына или дочери. Кроме того, если мать одна воспитывает дочь или сына, она обязательно должна иметь увлекающее ее содержание жизни вне дома и вне своих отношений с ребенком.

Изображение слайда
39

Слайд 39

Что делать подростку или юноше (девушке)? Положительно принять свою одинокую мать, как возможность и условие самого себя как сильного человека. При положительном принятии своей матери все же бороться до конца за свою самостоятельность и независимость. Защищать своего любимого человека перед матерью, если она допускает по отношению к нему сверхкритичные замечания. Стремиться взвешивать все «за» и «против» в ходе принятия решения. Стремиться самостоятельно принимать решение и добиваться его реализации.

Изображение слайда
40

Слайд 40

Что делать снохе, вышедшей замуж за сына одинокой матери? С первого дня формировать со свекровью уважительные, корректные, но нейтральные и дистанцированные отношения. Поддерживать семейные традиции и ритуалы, но стремиться избегать личных, психологически близких отношений. Разумеется, если есть возможность, начинать семейную жизнь и жить семьей отдельно, стараясь материально не зависеть от матери мужа. Никогда не критиковать свекровь в общении с мужем. Всегда стремиться к тому, чтобы муж был привязан к семье любовью и обязанностями. Постепенно воспитывать мужа, делая из него взрослого человека. Иметь терпение и никогда не бороться со свекровью открыто, через конфликт

Изображение слайда
41

Слайд 41

Что делать сыну одинокой матери, вступившему в брак? Самостоятельно выбирать жену по любви, а не в соответствии с советами матери. Постараться постепенно отойти от матери на определенную, «взрослую» дистанцию. Стремиться к тому, чтобы внутренний выбор и внутренние «весы» склонялись в сторону молодой жены, а не в сторону матери. Жена должна быть на первом месте, мать — на втором, если так можно выразиться. Т.е. семейные дела и обязанности должны быть ведущими, а отношения с матерью — второстепенными. Постараться выйти из позиции сына (позиции «под») в позицию взрослого (позицию «над»). Другими словами, необходимо отказаться от желания найти опору и поддержку в матери, но самому стараться проявить по отношению к ней опору и поддержку. Если в отношениях матери и сына после его брака не возникнет необходимая эмоциональная дистанция по причине активного сопротивления матери, необходимо на какое-то время «взять тайм-аут» (перерыв) — общаться редко и без явных личных оттенков.

Изображение слайда
42

Слайд 42

Что нужно делать зятю, женившемуся на дочери одинокой женщины? Стремиться наладить самостоятельную семейную жизнь — жить отдельно, материально и морально не зависеть от тещи. Заботиться о теще, но стараться не иметь с ней эмоционально-близких отношений. Не рассказывать об отношениях в семье, самостоятельно решать возникающие проблемы. Иметь с женой доверительные отношения и ориентировать ее на то, чтобы семейные отношения были для нее важными и главными, а отношения с матерью — второстепенными. Открыто не критиковать тещу и не конфликтовать с ней, проявляя к ней уважение, но не преклонение.

Изображение слайда
43

Слайд 43

Что делать дочери, вступившей в брак и имеющей одинокую мать? Выбирать мужа в соответствии со своими любовными привязанности, а не в соответствии с указками матери. Начинать семейную жизнь отдельно от матери. Стараться не зависеть от матери — материально и психологически. Стремиться перестроить отношения с матерью и перейти из позиции дочери (позиции «под») в позицию равноправной взрослой женщины (в позиции «наравне» или «над»). Не посвящать мать в личные отношения с мужем, стремиться разрешать возникающие проблемы самостоятельно, собственными силами. Стараться больше самой поддерживать мать, а не искать поддержки и опоры у нее.

Изображение слайда
44

Слайд 44

Быть матерью в полном смысле этого слова – не только почетная обязанность, но действительно тяжкий моральный труд. Вы должны будете от многого отказаться и во многом себя ограничить, однако невозможно переоценить то, что Вы получаете в ответ – любовь и ласку Вашего крохи. Помните, что любящая мать – это не только та, которая всегда следит, чтобы ее ребенок будет обут - одет и накормлен, но та, которая понимает своего ребенка без слов, которая всегда придет ему на помощь в трудную минуту и которая сделает все возможное, чтобы воспитать своего малыша прекрасным человеком.

Изображение слайда
45

Слайд 45

Спасибо за внимание

Изображение слайда
46

Последний слайд презентации: Проблема материнства и ее изучение в психологии

Список литературы и интернет ресурсов 1. Филиппова Г. Г.   Психология материнства : Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с www.mama-journal.ru 3. http://www.mgarsky-monastery.org 4. http://www.medmax.ru/article23O28O189.htm

Изображение слайда