Презентация на тему: Природа и сущность языка

Реклама. Продолжение ниже
Природа и сущность языка
Природа и сущность языка
Природа и сущность языка
Природа и сущность языка
Природа и сущность языка
Природа и сущность языка
Природа и сущность языка
Природа и сущность языка
Природа и сущность языка
Природа и сущность языка
Природа и сущность языка
Природа и сущность языка
Природа и сущность языка
Природа и сущность языка
Природа и сущность языка
Природа и сущность языка
Природа и сущность языка
Природа и сущность языка
Природа и сущность языка
Природа и сущность языка
Природа и сущность языка
Природа и сущность языка
1/22
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 99)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2094 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Природа и сущность языка

Белица Татьяна Ивановна

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2

Язык – сложнейшая знаковая система, работающая в единстве и в заимодействии с сознанием и мышлением человека. Сущность языка как явления Биологическое (природное) Психическое (индивидуальное ) Социальное (общественное)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/5
3

Слайд 3

Натуралистический подход Август Шлейхер (1821-1868) «Теория Дарвина и наука о языке» (1863) и др. «Жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов - растений и животных» Основа натуралистической концепции: язык – природный организм, который растет, развивается (способность к эволюции!), а затем дряхлеет и умирает. К его изучению применимы точные методы естественных наук. НО! «Смерть» языка носит не биологический, а социально-исторический характер. Язык умирает только с исчезновением говорящего на нем общества, коллектива людей.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
4

Слайд 4

Гейман Штейнталь (1823-1899) «Грамматика, логика и психология, их принципы и взаимоотношения» (1855). Отрицал роль мышления и логики в становлении языка, придавая значение индивидуальному акту речи как явлению психическому: «категории языка и логики не совместимы, они также мало могут быть соотнесены друг с другом как понятие круга и красного». Психическое направление

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
5

Слайд 5

Язык – социальное явление Дети Маугли «Московский комсомолец», 21.08, 2009. « Маугли выходят в люди» «Запорожское время», 2012-09-16. «Воспитанные животными. Современные Маугли » В 2007, Камбоджа. Рочом Пнгием пропала в 1989 (8 лет), провела 18 лет в джунглях. За три года после ее поимки и попытки реинтеграции в общество, в родную семью, не научилась ходить, продолжала ползать или ковылять сгорбившись, отказывалась носить одежду, не овладела человеческой речью. Весной 2010 сбежала в лес. В джунглях индийского штата Орисса лесорубы обнаружили существо, напоминавшее обезьяну, которое при виде людей бросилось прочь. Его поймали и опознали как Судама Пратхама, который 11 лет назад в возрасте 12 лет отправился в лес за хворостом и заблудился. Разговаривать Судам разучился. Индийский мальчик Раму 7 лет прожил среди волков. Вернувшись в мир людей, за 14 лет он так и не научился говорить. Единственное достижение ‑ начал кое-как одеваться. Всю недолгую жизнь тосковал по лесу, куда его не пускали. В 24 года он умер. Китаянку Ван Сяньфэн воспитали свиньи. В 9 лет, когда ее нашли, она не обладала интеллектом даже 3-летнего ребенка. Только через два года в детском доме она перестала хрюкать и научилась есть при помощи палочек.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
6

Слайд 6

Жестокий эксперимент В XVI в. индийский падишах Акбар поспорил с придворными мудрецами, считавшими, что каждый ребенок заговорит на языке своих родителей, даже если его этому никто не будет учить. Акбар приказал несколько грудных детей поселить в отдельных покоях, ключ от которых висел у Акбара на груди. У слуг отрезали языки. Пришедших через семь лет мудрецов оглушили бессвязные вопли, вой, крики, мяуканье, шипенье молодых звероподобных существ!

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
7

Слайд 7

Самый ответственный период формирования разумного человека — первые семь лет. Ребенок получает 70 % всей жизненной информации. Он начинает говорить на языке окружения. Навыки, полученные позже, практически не приживаются! У всех народов мира первые произносимые слоги одинаковые : ма - па- ба- да- ди - Но подрастая, ребенок усваивает тот язык, на котором говорит его окружение.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8

Основные признаки языка как общественного явления не природное, не биологическое явление; существование и развитие не подчинено законам природы; физические признаки человека (расовые) не имеют отношения к языку; это вторая сигнальная система (нет у животных), обладают только люди; орудие общения; средство обмена мыслями; достояние коллектива, складывается и существует веками; средство хранения нужной информации о любых явлениях материальной и духовной жизни человека; образует единство с мышлением; необходимое условие существования и развития человеческого общества.

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9

Язык и познание Язык как знаковая система Естественные и искусственные языки Язык и мышление Язык как основа сознания и познания, как средство выражения содержания знания

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/5
10

Слайд 10

Язык как знаковая система Язык – знаковая, семиотическая система. Единство материального означающего и мыслительного означаемого. В сознании за определенными материальными формами закрепляется определенное содержание. Слово - основной языковой знак. Язык – это не просто набор слов, а слова-знаки, организованные в одну систему. В.И.Даль «Словарь живого великорусского языка» - более 200 000 слов. Большой академический словарь (БАС) - 131 257 слов.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
11

Слайд 11

Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера» : эпизод о Лапутянской Великой Академии: «После этого мы пошли в школу языкознания, где заседали три профессора в ученой конференции, посвященной вопросу об усовершенствовании родного языка… Второй проект требовал уничтожения всех слов. А так как слова суть только названия вещей, то автор проекта высказывает предположение, что для нас будет гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражения наших мыслей и желаний… Многие весьма ученые и мудрые люди пользуются этим способом выражения мыслей при помощи вещей. Единственным неудобством является то обстоятельство, что в случае необходимости вести пространный разговор на разнообразные темы собеседникам приходится таскать на плечах большой узел с вещами, если средства не позволяют нанять для этого одного или двух здоровых парней. Мне часто случалось видеть двух таких мудрецов, изнемогавших под тяжестью ноши, подобно нашим торговцам вразнос. При встрече на улице они снимали с плеч мешки, открывали их и, достав оттуда необходимые вещи, вели таким образом беседу в продолжение часа: затем складывали свои пожитки, помогали друг другу взвалить их на плечи, прощались и расходились… …Другим великим преимуществом этого изобретения является то, что им можно пользоваться как всемирным языком, понятным для всех цивилизованных наций, ибо мебель и домашняя утварь всюду одинакова или очень похожа, так что её употребление легко может быть понято. Таким образом, посланники без труда могут говорить с иностранными королями и их министрами, язык которых им совершенно неизвестен»

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12

Реальное человеческое общество: Адресату сообщения предъявляются вовсе не предметы, о которых идет речь, а заместители этих реальностей, представители их, вызывающие в сознании представлении или понятие об этих реальностях, в частности, и тогда, когда реальностей поблизости нет. Адресат Обмен информацией – процесс сознательный, преднамеренный и целенаправленный. Б вместо А

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
13

Слайд 13

Простые знаковые системы

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
14

Слайд 14

Характеристики знака Все знаки имеют материально, чувственно воспринимаемую форму означающее С означающим в сознании связывается та или иная идея означаемое Связь между означающим и означаемым условна, основана на договоренности Знак – двусторонняя сущность: внешнее (материальное) выражение определенное содержание (значение) Важное свойство знака – противопоставленность другим знакам. Знаки имеют системную организацию. Естественный язык – самая сложная знаковая система!

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15

Системная организация лексики (начало XX в.) Выдающийся швейцарский лингвист - основатель социологической (или французской) школы языкознания. Родился в Женеве, учился в Лейпцигском университете, читал лекции в Париже, а с 1891 г. в Женеве. Принесший ему всемирную известность «Курс общей лингвистики» подготовлен учениками А.Саше и Ш.Балли по конспектам лекций по общей теории языка, прочитанных в Женевском университете с 1907 по 1911 гг. Фердинанд де Соссюр (1857-1913) Опубликован в 1916 г. (переведен на РЯ в 1933 г.).

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
16

Слайд 16

Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845-1929) Крупнейший русский и польский языковед, совершивший переворот в науке о языке: до него в лингвистике господствовало историческое направление - языки исследовались исключительно по письменным памятникам. Доказал, что сущность языка - в речевой деятельности, а значит, необходимо изучать живые языки и диалекты. Только так можно понять механизм функционирования языка и проверить правильность лингвистических теорий. Изучал разные индоевропейские языки, писал труды на русском, польском, немецком, французском, чешском, итальянском, литовском и др. языках. Работая в экспедициях, исследовавших славянские языки и диалекты, он фиксировал все их фонетические особенности, создал теорию фонем и фонетических чередований, изложенную в «Опыте фонетических чередований» (1895). Первым начал применять в лингвистике математические модели. На основе его работ возникло новое направление - экспериментальная фонетика. В 1874-1883 гг. основал Казанскую лингвистическую школу.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
17

Слайд 17

В начале XX века Соссюр и Бодуэн де Куртене одновременно высказали революционные по сути идеи в области теории языка: обоснование языка как системы взаимосвязанных элементов, разграничение языка и речи, в совокупности составляющих речевую деятельность, различение единиц языка и единиц речи, разделение синхронии и диахронии в языке. C истемность и противопоставление языка и речи – два ведущих методологических принципа в изучении языков – определили развитие мировой лингвистики до конца XX в.

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18

Системность в языке Язык – это система знаков. Соссюр: «язык есть система, которая подчиняется своему собственному порядку», т.е. система знаков, используемых людьми для передачи сообщения. Система – упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов. Знаки - «двусторонние» сущности: «соединения смысла и акустического образа». Языковые знаки организованы: По вертикали Парадигматические отношения По горизонтали Синтагматические отношения

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
19

Слайд 19

Парадигма (с греч. παράδειγμα « пример, образец»). Широко: Узко: лингвистическая парадигма любой класс лингвистических единиц, противопоставленных друг другу и в то же время объединенных по каким-нибудь общим признакам или вызывающих одинаковые ассоциации ( лето, осень, зима, весна ). синоним термина морфологическая парадигма система форм одного слова я пишу письмо ты пишешь записку он пишет роман Отношения между элементами парадигматические. Они возможны и в лексике, и в грамматике.

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20

Парадигматические отношения Я прид у в школу. Ты прид ешь в школу. Он прид ет в школу. Я чит аю книгу. Ты чита ешь газету. Он чита ет роман. Отношения по вертикали – парадигматические: разные формы личных местоимений и формы глагола. Грамматика В предложении слова из разных парадигм связываются по законам грамматики. Предложения - грамматически связанные слова из разных парадигм.

Изображение слайда
1/1
21

Слайд 21

Синтагматические связи Синтагматические отношения – отношения между последовательно расположенными единицами языка при непосредственном сочетании друг с другом в реальном потоке речи. Лето было знойное. Лето будет знойное. Лето 0 знойное. Синтагматические ряды. Нулевая форма выделяется на основе парадигматических отношений. прилег  прилегл -А прилегл -И пришел  пришл -А пришл -И Нулевое окончание – это не просто отсутствие окончания, а значимое отсутствие! Пустая клетка системы. Знаки по горизонтали образуют словосочетания, синтагмы, предложения. Эта организация называется синтагматическими (горизонтальными) связями.

Изображение слайда
1/1
22

Последний слайд презентации: Природа и сущность языка

Система и структура языка Система – это совокупность элементов, связанных определенными отношениями (Соссюр «Введение в лингвистику»). Структура – это строение единиц языка (лингвисты Пражской школы). Структура – единство разнообразных элементов в пределах целого (А.А. Реформатский). структура слова и структура предложения Наиболее крупные виды связей и отношений в языковой системе: парадигматические отношения; синтагматические связи; деривационные связи (словообразовательные); Словообразовательное гнездо – это группа слов, связанная деривационными связями ( стол, столица, столичный ; стол, столовая, столовская ) иерархические отношения.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже