Презентация на тему: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития
Пояснительная записка
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития
Принципы:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития
Модель построения педагогического процесса
Виды детской деятельности
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития
Игра «Оживи картинку» с детьми старшей группы
МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития
Предметно-схематическое
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития
Сказка «Кот, петух и лиса»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития
МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТОВ (игрушек)
Организация совместной деятельности учителя-логопеда с детьми
Составление описательного рассказа о времени года при помощи мнемотехники
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ Рисование «сказки» в старшей группе
Игры для детей младшего возраста по знакомству с наглядным моделированием
Выкладывание из счётных палочек, геометрических фигур и косточек (схематическое изображение различных предметов)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития
выводы (к концу года в старшей группе)
1/39
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 61)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (5616 Кб)
1

Первый слайд презентации: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Подготовил : учитель-логопед Беловол Н. М. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад №381 г.Донецка»

Изображение слайда
2

Слайд 2

1.Фамилия, имя,отчество: Беловол Наталья Михайловна 2. Год и дата рождения: 23 июля 1975 года 3.Образование: высшее, Донецкий институт социального образования,1997 г. Донбасский государственный педагогический университет, 2013 г. 4.Специальность по диплому: Методист – организатор дошкольного воспитания. Воспитатель. Логопед школьных и дошкольных учреждений 5.Стаж педагогической работы: 24 года 6.Должность и полное название учреждения: Учитель-логопед МДОУ «Ясли – сад № 381 г. Донецка» Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 7.Стаж работы на данной должности: 3 года 8.Дата предыдущей аттестации: 21.03. 2016 г. 9.Квалификационная категория: 9 тарифный разряд 10.Педагогическое звание: не имеет 11.Форма и результаты повышения квалификации на протяжении последних 5-ти лет: очная форма обучения для учителей-логопедов системы образования при «Донецком республиканском институте дополнительного педагогического образования»; удостоверение от 06 октября 2018г. № 957 12. На что претендует работник: соответствие занимаемой должности, установление II квалификационной категории

Изображение слайда
3

Слайд 3

«Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» Л.С.Выгодский.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Пояснительная записка

Ежегодная «стартовая диагностика» детей показывает, что даже при среднем уровне знаний, умений, навыков, у детей имеются определенные трудности в развитии внимания, памяти и особенно – речи. Именно эти составляющие имеют особое значение при переходе к школьному обучению. Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – достигнуть высокого уровня развития интегративных качеств ребенка, заложить «прочный фундамент» знаний и умений и навыков, с которыми выпускники ДОУ переступят порог школы и которые помогут им в успешном усвоении школьной программы. Эта задача решается педагогами на протяжении всего дошкольного детства ребенка. На современном этапе развития дошкольного образования идет активный поиск и внедрения в практическую работу с дошкольниками новых методов и приемов обучения, повышающих эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Одним из таких средств является метод наглядного моделирования. Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как по данным Л.С. Выгодского, В.А.Сохина, О.С. Ушаковой дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Актуальность использования наглядного моделирования при формировании высших психических функций у детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, высшие психические функции формируются в процессе обучения и взаимодействия со взрослыми, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует навык практического использования приемов работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы активизируем внимание и мышление детей, учим детей видеть главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Новизна Дошкольники начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком. Но главное для ребёнка - это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели «в уме», решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане, что свидетельствует об определенном уровне развития высших психических функций. Иными словами, предлагая детям наглядные схемы, модели, мнемосхемы и т.д., педагог дает ребенку шаблон, используя который ребенок учится элементарному исследованию.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Цель применения наглядного моделирования : изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Основные задачи: способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста, как способа формирования социальных навыков и привычек, необходимых для взаимодействия с окружающими людьми; сформировать навыки применения простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении; развивать умение детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения; развивать умение детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Принципы:

Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание работы по внедрению метода моделирования соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (решение поставленных целей и задач только на необходимом и достаточном материале, максимально приближенному к разумному «минимуму»); Решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования ; Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования; принцип динамичности (от самого простого до сложного)

Изображение слайда
11

Слайд 11

ЭТАПЫ РАБОТЫ Изучение научной литературы, которая характеризует речевое и творческое развитие дошкольников. Реализация модели построения системы педагогической работы по данной теме. Дифференциация в использовании видов игр, посредством которых будет проведена целенаправленная работа с детьми. Анализ предшествующей работы, форм и способов работы с детьми дошкольного возраста. Подготовка развивающей среды с учетом возрастных особенностей детей.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Модель построения педагогического процесса

Направления работы с родителями с педагогами родительские собрания; практикумы; - консультации; -литературные гостиные; -открытые занятия с участием родителей; - выпуск публикаций - консультации; - семинары-практикумы; - мастер-класс; - открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности с детьми с детьми Совместная деятельность Самостоятельная деятельность - непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию дошкольников (образовательные области «Коммуникация» ; «Познание», «Чтение художественной литературы» в интеграции с образовательными областями «Социализация», «Художественное творчество»); - словесно-дидактические игры; - речевые игры; - игровые упражнения со схемами и моделями; чтение (восприятие) художественной литературы; составление совместно с детьми схем, мнемотаблиц и т.д. Игры детей с моделями и наглядными схемами, пиктограммами составление детьми схем, мнемотаблиц и т.д.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Виды детской деятельности

Коммуникативная Игровая Чтение (восприятие) художественной литературы Познавательно-исследовательская Продуктивная

Изображение слайда
14

Слайд 14

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ З-4 ГОДА использование в речи простых и сложных предложений; договаривание стихов; пересказ текстов с помощью воспитателя СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ 4-5 ЛЕТ пересказ литературных произведений; сочинение рассказов по игрушкам, картинам; составление загадок. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ 5-6 ЛЕТ проявление интереса к самостоятельному сочинению; создание разнообразных видов творческих рассказов

Изображение слайда
15

Слайд 15

ВИДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПРЕДМЕТНОЕ ПРЕДМЕТНО-СХЕМАТИЧЕСКОЕ

Изображение слайда
16

Слайд 16

геометрические фигуры символические изображения предметов предметные картинки силуэтные изображения планы и условные изображения Контрастная рамка ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛЕЙ

Изображение слайда
17

Слайд 17

Предметное моделирование - символические изображения предметов ( силуэты, контуры, условные обозначения). Задание : придумать историю, опираясь на модель. Рассказ можно детализировать: дать описание предметов и внешнего вида людей и животных, назвать персонажей.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками Рассказ по сюжетной картинке В качестве элементов модели выступают соответствующие картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины. Схематичные изображения являются также планом рассказов по серии картин.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Игра «Оживи картинку» с детьми старшей группы

Изображение слайда
20

Слайд 20: МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ

Изображение слайда
21

Слайд 21

Изображение слайда
22

Слайд 22

Использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками ЗАУЧИВАНИЕ ЧИСТОГОВОРОК, ЗАГАДОК, СТИХОТВОРЕНИЙ

Изображение слайда
23

Слайд 23

Изображение слайда
24

Слайд 24

Творческое рассказывание по силуэтным изображениям Придумывание ситуации, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ

Изображение слайда
25

Слайд 25: Предметно-схематическое

Упражнения по распознаванию в абстрактных фигурах персонажей уже знакомых произведений Игра «Прячем сказочных героев в геометрические фигуры» Задание : какие сказки могут обозначать эти фигуры? («Три поросенка», «Три медведя», «Репка», «Волк и семеро козлят»)

Изображение слайда
26

Слайд 26

Использование геометрических фигур, своей формой и цветом напоминающие замещающий предмет (зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышка и т.д.)

Изображение слайда
27

Слайд 27

Использование геометрических фигур без учета внешних признаков объекта, ориентируясь на качественную характеристику объекта ( злой - добрый - ; добрые персонажи – светлые тона, злые персонажи – темные тона)

Изображение слайда
28

Слайд 28

Использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками Пересказ Пересказ – самый простой из видов связанного высказывания, предполагает умение выделять основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии со схемой составлять рассказ. В качестве плана выступает наглядная модель. Сказка «Репка»

Изображение слайда
29

Слайд 29: Сказка «Кот, петух и лиса»

Кот, петух в избушке Кот ушел на охоту Лиса пришла к избушке Лиса уносит петушка, а кот догоняет

Изображение слайда
30

Слайд 30

мнемотаблица (схематичное изображение основных этапов сказки) к русской народной сказке «Курочка Ряба»

Изображение слайда
31

Слайд 31

МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТОВ (овощей, фруктов, ягод) Элементами модели становятся символы – заместители качественных характеристик объекта: принадлежность; величина; форма; цвет; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (польза); за что нравится? (не нравится)

Изображение слайда
32

Слайд 32: МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТОВ (игрушек)

Изображение слайда
33

Слайд 33: Организация совместной деятельности учителя-логопеда с детьми

Составление рассказов-описаний о диких животных но схеме.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Составление описательного рассказа о времени года при помощи мнемотехники

Изображение слайда
35

Слайд 35: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ Рисование «сказки» в старшей группе

ПРИДУМЫВАНИЕ РАССКАЗА «Кто в городе живет?»

Изображение слайда
36

Слайд 36: Игры для детей младшего возраста по знакомству с наглядным моделированием

«Назови предмет»

Изображение слайда
37

Слайд 37: Выкладывание из счётных палочек, геометрических фигур и косточек (схематическое изображение различных предметов)

Изображение слайда
38

Слайд 38

Образовательная деятельность с дошкольниками для развития связной речи с использованием метода моделирования (при работе со сказкой) В работе с детьми 2 младшей группы следует использовать картинно - схематические планы, которые содержат последовательность высказывания. В схеме отображается детальное содержание текста, с помощью которого ребенок учиться составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки. Дети младшего возраста с помощью схем могут рассказать следующие сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Каждый ребенок участвует на занятии, если не рассказывает, то читает схему, проговаривает строки, соотнося их с картинками. В средней группе для дальнейшей работы необходимо: использовать на занятиях упрощенные схемы для описания предметов, описательных рассказов, пересказов сказок: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко». Наличие зрительного плана делает рассказы детей более четкими, связными и последовательными. С детьми старшего возраста с использованием схем можно провести следующие занятия: - рассказывание сказки «Как утенок заблудился»; - пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и кувшин»; - придумывание сказки «День рождения зайца»; - составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес»

Изображение слайда
39

Последний слайд презентации: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития: выводы (к концу года в старшей группе)

У детей сформированы связная речь, социальные навыки и привычки, необходимые для взаимодействия с окружающими людьми; Имеются навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении; развиты умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения; развиты умения детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы и сказки, опираясь на модели.

Изображение слайда