Презентация на тему: Презентация описания модели психологического сопровождения. Модель

Презентация описания модели психологического сопровождения. Модель психологической службы Р.В. Овчаровой Выполнена 4 группой магистрантов (Школьная психология,
Овчарова Раиса Викторовна
Овчарова Раиса Викторовна
Презентация описания модели психологического сопровождения. Модель
М одель сопровождения образования, предложенная Р.В. Овчаровой, следует принципам личностно ориентированного гуманистического образовательного процесса.
Презентация описания модели психологического сопровождения. Модель
Презентация описания модели психологического сопровождения. Модель
Презентация описания модели психологического сопровождения. Модель
Основные категории лиц, с которыми работает школьный психолог, и направления работы с ними: 1. У чащиеся. - «психологическая диагностика ребенка для выявления
3. Администрация. «Психолог призван помочь руководителям в распознавании сильных и слабых сторон личности, формировании благоприятного психологического
Презентация описания модели психологического сопровождения. Модель
Компетенции, необходимые психологу в работе: - знание себя, своих слабых и сильных сторон, приемы, помогающие компенсировать недостатки (рефлексия) -
Приоритетные виды деятельности психолога в школе:
Урок психологии. На уроке психологии ученик может получить знания о самом себе, научиться применять полученные знания на практике: в собственном поведении,
Консилиум. Систематически действующий, с постоянным составом участников, наделенный правом рекомендовать и контролировать, консилиум может рассматриваться как
Разработка индивидуальной программы сопровождения подразумевает три этапа:
2 этап – формирующий. Подбор необходимых социально-психологических средств для их осуществления целей, создание авторской модели психолого-педагогической
Р еальные авторские модели психолого-педагогических служб демонстрируют творческое разнообразие методов и подходов в решении задач, сформулированных на первом,
Возможные риски выбора именно этой модели психологической службы:
Литература
Презентация описания модели психологического сопровождения. Модель
1/21
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 39)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (120 Кб)
1

Первый слайд презентации: Презентация описания модели психологического сопровождения. Модель психологической службы Р.В. Овчаровой Выполнена 4 группой магистрантов (Школьная психология, 1 курс) Мэри Дэани, Алексей Иванов, Мария Семенова, Мария Толстых

Изображение слайда
2

Слайд 2: Овчарова Раиса Викторовна

Доктор психологических наук, профессор, академик АПСН, официальная должность: заведующая кафедрой общей и социальной психологии В настоящий момент работает в Курганском государственном университете; область деятельности : психология образования.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Овчарова Раиса Викторовна

Автор 300 научных работ, в том числе монографий «Родительство как психологический феномен», 2006; «Психологическая фасилитация работы школьного учителя», 2008; «Развитие нравственной сферы личности дошкольника», 2008; «Влияние личностного потенциала педагога на диалог в педагогическом общении», «Криминальная мотивация несовершеннолетних правонарушителей и ее коррекция», 2011; «Гармония и дисгармония субъектов образовательного процесса», 2012; «Социально-педагогическая запущенность детей и подростков», 2012. Является автором популярных в России книг по психологии образования, неоднократно переиздававшихся центральными издательствами. Имеет патент за пакет компьютерных психодиагностических методик «Диагностика осознанного родительства» и 8 свидетельств об отраслевой регистрации научных разработок. Она является автором уникальных психодиагностических комплексов «Диагностика нравственной сферы личности дошкольника», «Диагностика социально-педагогической запущенности детей и подростков», признанных профессиональным сообществом и широко используемых в психологами России и стран СНГ.

Изображение слайда
4

Слайд 4

П о инициативе ученого и при поддержке Психологического института РАО в Курганском государственном университете создана вузовско-академическая лаборатория практической психологии образования. По итогам работы лаборатории Овчарова Р.В. награждена дипломом Уральского отделения Российской академии образования «За лучшее психолого-педагогическое исследование года» (проект «Методология психологического сопровождения личности в педагогическом процессе»), имеет сертификат победителя конкурса инновационных проектов Курганского государственного университета 2009 года за проект «Комплексная технология психологического сопровождения работы школьного учителя». В рамках приоритетных направлений в психологической науке Р.В. Овчаровой и ее учениками разработан ряд концепций по актуальным проблемам психологии образования: •Концепция родительства как интегрального психологического образования личности. •Концепция отцовства как воспитательной деятельности. •Концепция развития нравственной сферы личности детей и подростков. •Концепция ранней диагностики, профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей и подростков. •Концепция гармонии и дисгармонии межличностных отношений в образовательном процессе и др. Раиса Викторовна Овчарова имеет множество наград.

Изображение слайда
5

Слайд 5: М одель сопровождения образования, предложенная Р.В. Овчаровой, следует принципам личностно ориентированного гуманистического образовательного процесса. Главные черты гуманистического образования:

Ключевая функция – ориентация на развитие личности Ведущий принцип воспитания – ориентация на непрерывное общее и профессиональное развитие личности [1] Требование развития личности в гармонии с общечеловеческой культурой приводит к культурологическому подходу в отборе содержания образования. Повышение статуса гуманистических дисциплин Личностно-ориентированный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса: у чащийся выступает субъектом обучения [1] Личностный подход как направление деятельности педагога - это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе Личностно-ориентированный подход требует от педагога отказа от ролевых масок и активного привлечения личностного опыта в свое педагогическое взаимодействие.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Концептуальные особенности модели сопровождения образования, предложенной Р.В. Овчаровой Цель деятельности психологической службы в образовании состоит в гуманизации образовательного процесса в семье, детском саду и школе через формирование психологической культуры всех участников учебного процесса через повышене уровня психологической культуры всех участников учебного процесса. 2. Основной метод - разработка психологом индивидуальной авторской программы психологического сопровождения. « Психолог выполняет социальный заказ и оправдывает социальные ожидания педколлектива детского сада или школы, если он в состоянии осуществить психологическое обеспечение развития данного учреждения и личностей, его составляющих. Так возникают авторские модели психологической службы.» [2] 3. Деятельность педагога-психолога базируется на личностном подходе к каждому из учеников, педагогов, членов администрации, родителей. 4. Работа психолога, администрации и педагогического коллектива ведется согласованно, в одной "команде" в одном направлении. «Профессиональное взаимодействие, взаимодополняемость, взаимная осведомленность в вопросах педагогики и психологии необходимы на всех стадиях работы со школьным коллективом и отдельными его представителями… необходимо привлекать помощников в лице администрации и опытных педагогов, актива психологической службы.» [3]

Изображение слайда
7

Слайд 7

Приоритетные задачи деятельности психолога в образовании (согласно модели Р.В. Овчаровой) : пропаганда гуманистических ценностей сохранение психического здоровья и развитие индивидуальных особенностей всех субъектов учебного процесса создание позитивного психологического климата в образовательном учреждении ранняя профилактика недостатков и отклонений переход от психологической помощи к психологическому сопровождению разработка и внедрение авторских моделей психологической службы - участие в экспертизе педагогических инноваций

Изображение слайда
8

Слайд 8

а) формирование адекватных ожиданий педколлектива, ознакомление его с правами, обязанностями, основными направлениями и формами работы психолога, стратегией психологической службы (гуманизация школы); б) диагностическое общение со всеми категориями воспитателей и воспитанников, предполагающее эмпатию, безоценочное отношение, позицию партнерства и опору на положительное в личности; в) сотрудничество и взаимодействие с педагогами на основе общих позиций, школьных планов и программ, их реализации, анализа результатов деятельности. Ключевые моменты деятельности педагога-психолога:

Изображение слайда
9

Слайд 9: Основные категории лиц, с которыми работает школьный психолог, и направления работы с ними: 1. У чащиеся. - «психологическая диагностика ребенка для выявления его психологического статуса в образовательном учреждении и учебном процессе (особенности развития его психических функций, склада его личности, характера, темперамента). Предполагается проводить такие диагностики на разных ступенях обучения, в основных возрастных группах - выявление детей группы риска методом экспертной оценки с помощью педагогов и родителей». [4] 2. Р одители. - изменение психологической установки педагогов и родителей на роль семьи в формировании личности: «вернуть ребенка в семью», возвратить семье роль «домашней академии», а родителям - функцию главных воспитателей - научная диагностика семьи, условий семейного воспитания и потребностей родителей; - создание и пропаганда культа счастливой семьи; - расширение педагогические возможности родителей. - создания условий для оказания скорой психолого-педагогической помощи семье (семейные консультации, телефон доверия, выездные формы психологической помощи семье); - развитие практических педагогических умений, навыков семейного общения, психолого-педагогическую зоркость родителей;

Изображение слайда
10

Слайд 10: 3. Администрация. «Психолог призван помочь руководителям в распознавании сильных и слабых сторон личности, формировании благоприятного психологического микроклимата, оптимального стиля деятельности и управления, диагностике педколлектива, правильном подборе и расстановке, аттестации кадров, разрешении производственных конфликтов. С помощью психолога могут быть оптимизированы и другие аспекты управленческой деятельности, в частности, собственно управленческо-административный: планирование, анализ педагогического процесса, определение его целевых доминант». [4] 4. Педагоги. « Работу с ними предлагается начинать с психодиагностических процедур, поскольку каждый человек заинтересован в информации о себе, и этот момент позволяет психологу расположить к себе педагога, снизить его тревогу и более эффективно доносить до педагога полезную педагогу психологическую информацию. Описывается также удобство и полезность использования в работе с педагогами методики самооценки и групповой динамики, характерные для ситуаций социально-психологического тренинга, коллективной мыслительной деятельности и организационно-деятельностных игр». [4]

Изображение слайда
11

Слайд 11

Возможные результаты реализации авторской модели педагога-психолога: «На основе анализа полученных данных руководители школы, общественные организации при консультативной помощи психолога определяют пути развития и коррекции педколлектива: повышение общей и педагогической культуры - формирование органов управления и самоуправления - изменение стиля руководства - выборы нового руководителя - изменение характера, целей и содержания деятельности коллектива через коллективные творческие дела - формирование общественного мнения коллектива через групповое обсуждение актуальных проблем его деятельности - варьирование композиций творческих групп с опорой на референтометрию - оказание психотерапевтической помощи учителю - введение модульной психолого-педагогической подготовки учителя - разработка программы культурно-оздоровительных мероприятий и др». [ 3 ]

Изображение слайда
12

Слайд 12: Компетенции, необходимые психологу в работе: - знание себя, своих слабых и сильных сторон, приемы, помогающие компенсировать недостатки (рефлексия) - эмоциональная устойчивость, владение собственным эмоциональным состоянием - быть образованным, думающим, развивающимся, постоянно повышать уровень своего профессионализма - быть эмпатичным (понимание), социальным (стремление работать с людьми, удовольствие от этого), коммуникативным (умение работать в коллективе) Кроме всего прочего нужного, Р.В. Овчарова дополнительно отмечает необходимость для психолога знать не только возрастные и типологические особенности учащихся, но и педагогику (дидактику, методы, средства, виды обучения); психологию семьи (быть способным осуществить семейное консультирование); брать на себя по необходимости функции психотерапевта; хорошо разбираться в психологии учителя и психологии педагогической деятельности; знать социальную психологию (психологию малых групп); иметь возможности осуществлять психокоррекцию, а также обладать широким спектром приемов саморегуляции и постоянно развиваться (духовно, душевно, интеллектуально и профессионально). Также Раиса Викторовна говорит о важности в работе школьного психолога уметь применять нестандартные подходы и обладать творческим мышлением

Изображение слайда
13

Слайд 13: Приоритетные виды деятельности психолога в школе:

консультативные беседы лекции, уроки психологии (как для детей, так и для взрослых) тренинги психолого-педагогический консилиум. Конкретизация форм работы психолога производится в индивидуальной авторской модели психологической службы, которая разрабатывается психологом на основе анализа реальных нужд и запросов. Консультативная беседа : структурированные вопросы, направленные на выяснение сути психологической проблемы педагога или родителей, касающейся ребенка, и рекомендации по ее разрешению. Клиническая беседа направлена на осознание своих проблем взрослыми на основе проговаривания ее с психологом, либо носит исповедальный характер. Тренинг — это групповая форма работы с педагогами, учащимися, родителями, которая имеет своей главной целью развитие компетентности общения. Социально-психологический тренинг может иметь конкретную направленность: тренинг чувствительности, ролевого, делового поведения и т.д. Основными его образовательными результатами (для участников процесса) являются самодиагностика, развитие рефлексии, способность встать на позицию другого, психотерапевтическое воздействие, развитие коммуникативных навыков.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Урок психологии. На уроке психологии ученик может получить знания о самом себе, научиться применять полученные знания на практике: в собственном поведении, общении и деятельности. Эти знания и умения помогут ему стать социально адаптированным; будут способствовать личностному росту, самоопределению и поиску жизненных ценностей; создавать условия для раскрытия творческого потенциала; дадут некоторые сведения о психологических функциях, психических процессах и состояниях; будут содействовать развитию культуры общения и обогатят поведенческий потенциал. Уроки психологии незаформализованы, эклектичны и по своей форме напоминают социально-психологические тренинги. Роль преподавателя психологии достаточно сложна, поскольку он вынужден в своей деятельности совмещать сразу несколько позиций: выступать как преподаватель, как психолог, как руководитель малой группы и как ее участник одновременно

Изображение слайда
15

Слайд 15: Консилиум. Систематически действующий, с постоянным составом участников, наделенный правом рекомендовать и контролировать, консилиум может рассматриваться как самостоятельная форма коллективной мыслительной деятельности со специфическим кругом реализуемых функций: ·        диагностическая функция заключается в изучении социальной ситуации развития, определении доминанты развития потенциальных возможностей и способностей учащихся, распознавании характера отклонений в их поведении, деятельности и общении; ·        воспитательная функция включает в себя разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителям, ученическому активу и т.д. По характеру эти меры могут носить лечебный, контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный характер; ·        реабилитирующая функция предлагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия. «В задачи консилиума входят: выявление характера и причин отклонений в поведении и учении; разработка программ воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития; консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций. Принципы организации работы консилиума – уважение к личности и опора на положительное; принцип «не навреди»; интеграция психологического и методического опыта. Состав консилиума формируется с учетом его цели. На заседание приглашаются учащиеся и их родители. Процедурная схема заседания: оргкомитет, заслушивание характеристики, ее дополнение членами консилиума, собеседование с родителями и учащимися, подготовка педагогического диагноза, обмен мнениями и предложениями по коррекции учащихся, выработка рекомендаций. Документация консилиума включает в себя три наименования: приказ по его организации и составу на учебный год, журнал консилиума и диагностические карты учащихся. Психолого-педагогический консилиум может рассматривать широкий круг проблем, связанных с дифференциацией обучения, созданием классов с углубленным преподаванием и классов адаптации, щадящей нагрузки, с вопросами профотбора и проф-консультации и др.» [3]

Изображение слайда
16

Слайд 16: Разработка индивидуальной программы сопровождения подразумевает три этапа:

1 этап - диагностический. Оценка ситуации, диагностика школьного коллектива и учебного процесса, формулирование психологических целей и задач (мотивационно-ориентировочное звено). Обязательным элементом первого этапа является анализ психологической ситуации в педколлективе по параметрам: психологическая атмосфера; уровень развития коллектива; оценка и взаимооценка членов коллектива; стиль управления коллективом; отношения «руководитель — подчиненный» в коллективе; уровень социально-коммуникативной компетентности и межличностных отношений в коллективе; самооценка и уровень притязаний педагогов; уровень эмпатии по отношению к детям и взрослым; самочувствие, активность, настроение членов коллектива; локус контроля членов коллектива; уровень личностной тревожности педагогов. Методы работы: наблюдение, анкетирование, социометрия, личностные тесты и опросники. Один из важнейших этапов работы, на котором происходит выделение приоритетов, определяющих будущую востребованность психолого-педагогической службы.

Изображение слайда
17

Слайд 17: 2 этап – формирующий. Подбор необходимых социально-психологических средств для их осуществления целей, создание авторской модели психолого-педагогической службы (исполнительское звено). Методы работы: анализ, моделирование. Основные блоки модели: 1. Документы, регламентирующие деятельность школы и системы управления в рамках гуманистических и демократических ценностей. 2. Программа психолого-педагогической подготовки педагогов. 3. Программа диагностики, профилактики и коррекции учащихся группы риска. 4. Программа работы с одаренными детьми. 5. Программа факультативного курса «Основы психологии» для старшеклассников. 6. Программа школы для родителей. На основе анализа полученных данных руководители школы и общественные организации при консультативной помощи психолога определяют пути развития и коррекции педколлектива. 3 этап - апробация: реализация программ, анализ их действий и результатов, оценка эффективности (контрольно-оценочное звено)

Изображение слайда
18

Слайд 18: Р еальные авторские модели психолого-педагогических служб демонстрируют творческое разнообразие методов и подходов в решении задач, сформулированных на первом, оценочном, этапе разработки. Так, модель психологической службы одной из средних школ в Архангельске создавалась с генеральным запросом на создание позитивной, живой, творческой образовательной среды, способствующей личностному росту школьника. В рамках модели были реализованы: - «Школа трех «С» для старшеклассников» - в рамках преподавания базовых основ психологии, - цикл творческих конкурсов, праздников и внеклассных мероприятий, способствующих проявлению креативного начала как учителей, так и учеников и их родителей, в рамках школьной программы «Одаренность», - цикл ежемесячных лекций и семинаров для родителей - курсы для развития профессиональных компетенций педагогов, в которых совмещались самые разные форматы деятельности: коллективные обсуждения, семинары, лекции, тренинги. *** В архангельской школе-интернате для детей с ортопедическими проблемами основной запрос был направлен на решение психоэмоциональных проблем, связанных с особенностями здоровья воспитанников. Для решения этих задач в рамках разработки программ и для взрослых, и для детей предпочтение отдавалось индивидуальному консультированию, диагностике и коррекции эмоциональных состояний и пр

Изображение слайда
19

Слайд 19: Возможные риски выбора именно этой модели психологической службы:

Возможное несовпадение запросов педколлектива, администрации и результатов диагностического этапа разработки модели. Слишком большая единоличная ответственность для разработчика, отсутствие процедуры контроля и оценки работы до стадии реализации. Слишком высокие требования к личности и компетенциям псхолога ставят под сомнение возможность буквальной реализации модели. Для осуществления данной методики необходимо большое количество психологов школы, для разработки индивидуальных программ для каждого класса и ученика, для осуществления психологической поддержки педагогов. У педагога по отношению к детям должны складываться особые отношения "как у родителя к ребенку", что на практике сложно достигнуть. В случае необходимости коррекции коллектива и руководства возникает потребность в квалифицированном персонале. Для апробации данной модели использовались спец школы. С не большим количеством учеников и с одинаковыми направлениями проблем. При этом в условиях образовательных учреждений эта модель требует больших ресурсов для реализации.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Литература

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / B.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: «Школа-Пресс», 1997. — 512 с. 2. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М: ТЦ «Сфера», 2000. — 448 с. 3. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - 2-е изд., дораб.- М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352 с. 4. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов - М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.

Изображение слайда
21

Последний слайд презентации: Презентация описания модели психологического сопровождения. Модель

Спасибо за внимание!

Изображение слайда