Презентация на тему: Предмет анатомии человека. Анатомия как наука. Краткий очерк истории анатомии

Предмет анатомии человека. Анатомия как наука. Краткий очерк истории анатомии человека
План лекции
Задачи анатомии
Разделы анатомии
Объект и методы анатомического исследования.
Методы анатомического исследования
История анатомии
Предмет анатомии человека. Анатомия как наука. Краткий очерк истории анатомии
Анатомия древней Греции
Гиппократ (460-377 гг. до н.э.)
Платон (427-347 гг. до н.э.)
Аристотель (384-323гг. до н.э.)
Герофил (родился в 304г до н.э.)
Эразистрат (350-300гг до н.э.) –
Клавдий Гален (130-200)
Анатомия Средневековья.
Ибн Сина, или Авиценна (980-1037)
Анатомы эпохи Возрождения
Леонардо да Винчи (1452-1519)
Предмет анатомии человека. Анатомия как наука. Краткий очерк истории анатомии
термины
Предмет анатомии человека. Анатомия как наука. Краткий очерк истории анатомии
Предмет анатомии человека. Анатомия как наука. Краткий очерк истории анатомии
Габриэль Фаллопий (1523-1562) Бартоламео Евстахий (1510—1574)
Предмет анатомии человека. Анатомия как наука. Краткий очерк истории анатомии
Предмет анатомии человека. Анатомия как наука. Краткий очерк истории анатомии
Развитие анатомии в России.
Предмет анатомии человека. Анатомия как наука. Краткий очерк истории анатомии
Предмет анатомии человека. Анатомия как наука. Краткий очерк истории анатомии
XVIII в.
XIX в.
Н.И.Пирогов (1810-1881)
Предмет анатомии человека. Анатомия как наука. Краткий очерк истории анатомии
Предмет анатомии человека. Анатомия как наука. Краткий очерк истории анатомии
1/34
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 2)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1282 Кб)
1

Первый слайд презентации: Предмет анатомии человека. Анатомия как наука. Краткий очерк истории анатомии человека

Лекция №1 для студентов педиатрического отделения

Изображение слайда
2

Слайд 2: План лекции

Введение. Определение, задачи, объект и методы анатомического исследования История анатомии: первые сведения о строении человеческого организма Анатомия Древнего мира, Средневековья и эпохи Возрождения Развитие анатомии в России

Изображение слайда
3

Слайд 3: Задачи анатомии

изучение формы, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей выяснение закономерностей конструкции тела человека в целом и составляющих его частей. изучение анатомии тела человека и составляющих его органов с учетом функциональных особенностей

Изображение слайда
4

Слайд 4: Разделы анатомии

описательная анатомия, топографическая анатомия, нормальная анатомия, эволюционная анатомия, возрастная анатомия, прикладная анатомия, патологическая анатомия, систематическая анатомия, функциональная анатомия, сравнительная анатомия, динамическая анатомия, рентгеноанатомия, интегративная антропология, пластическая анатомия, клиническая анатомия и т.д.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Объект и методы анатомического исследования

Объект изучения предмета «нормальная анатомия» является живой человек. Анатомические исследования и обучение проводятся путем вскрытия трупов либо на анатомических препаратах. В этом плане совершенно справедливым является латинское выражение – «мертвые учат живых»

Изображение слайда
6

Слайд 6: Методы анатомического исследования

вскрытие трупов по региональному принципу; бальзамирование отдельных органов и целых трупов; распилы частей тела (по Н.И.Пирогову) или разрезы органов; инъекция полых органов красящими массами; инъекция полых органов застывающими массами с последующим расплавлением тканей органов; коррозионный метод изготовление сухих препаратов; просветление тканей и органов; пластинация органов и целых трупов; антропометрия; рентгеноанатомия (рентгенография, томография, электрорентгенография); компьютерная томография; магнитно-резонансная томография; эндоскопия; гистотопография; световая и электронная микроскопия; соматоскопия – осмотр, пальпации анатомических образований на живом человеке;

Изображение слайда
7

Слайд 7: История анатомии

В Древнем Египте в связи с применением ритуального бальзамирования трупов, были описаны некоторые органы, приведены данные об их функции. В папирусе написанным египетским врачом Имхотепом (ХХХ век до н.э.) говорится о головном мозге, деятельности сердца, распространении крови по сосудам.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Упоминание о сердце, печени, легких и других органах тела человека содержатся в древнекитайской книге «Нейцзин» (XI-VII вв. до н.э.). Тогда же, китайский император Гванг Ги издает «Лечебник» с первыми в исторической летописи анатомическими рисунками. В ХVIII веке до н.э. изготавливались глиняные таблички с изображением внутренних органов. В индийской книге «Аюрведа» («Знание жизни», IХ-III вв. до н.э.) содержится большой объем анатомических данных о мышцах, нервах, типах телосложения и темперамента, головном и спином мозге. В I веке до н.э. в армянских больницах стали проводится обязательные анатомические исследования.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Анатомия древней Греции

Большое влияние на развитие медицины и анатомии оказали ученые древней Греции, им же принадлежит заслуга создания анатомической номенклатуры. Выдающимися представителями медицины античного мира был Гиппократ, Аристотель, Герофил, Эразистрат и др. Первым греческим анатомом считают врача и философа Алкмеона Кротонского, владевшего прекрасной техникой препарирования. в конце VI -начале V века до н.э. написал трактат о строении тела животного. Алкмеон Кротонский впервые описал отдельные нервы и уяснил их значение для функции органов чувств.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Гиппократ (460-377 гг. до н.э.)

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) учил, что основу строения организ­ма составляют четыре «сока»: кровь (sanguis), слизь (phlegma), желчь (chole) и черная желчь (melaina chole). Исходя из такого представления об организме, возникла «гуморальная» теория строения организма, которая в известной мере сохранила свое значение до сих пор, отчего Гиппократа считают отцом медицины. Гиппократ большое значение придавал изучению анатомии, считая ее первоосновой медицины.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Платон (427-347 гг. до н.э.)

По Платону(427-347 гг. до н.э.), организм человека управлялся не материальным органом – мозгом, а тремя видами «души», или «пневмы», помещающимися в трех главнейших органах тела – мозге, сердце и печени (треножник Платона).

Изображение слайда
12

Слайд 12: Аристотель (384-323гг. до н.э.)

Ученик Платона Аристотель (384-323 гг. до н.э.) сделал первую попытку сравнения тела животных и изучения зародыша и явился зачинателем сравнительной анатомии и эмбриологии. «Анатомические исследования», «О назначении частей человеческого тела». Из его 400 работ, посвященных различным областям знаний, многие трактаты посвящены зоологии и ботанике. В них он рассмотрел процесс внутриутробного развития, подробно описал черепные нервы, сосуды плаценты, отличал сухожилия от нервов.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Герофил (родился в 304г до н.э.)

был первым врачом Древней Греции, который начал вскрывать трупы. Герофил произвел анатомирование более 600 трупов и первым обобщил данные по анатомии человека в своей работе « Anatomica ». Книга Герофила « Anatomica » послужила стимулом для рождения целой науки, в основу названия которой был положен метод исследования. Медаль новой медицинской школы (Париж) с изображением Герофила

Изображение слайда
14

Слайд 14: Эразистрат (350-300гг до н.э.) –

Эразистрат ( был выдающимся хирургом, ученым – материалистом. Эрозистрат описал клапаны сердца, изучил функции органов пищеварения, описал мозжечок и извилины полушарий головного мозга. Высказал мысль, что кровеносные сосуды достигают мельчайших размеров, невидимых невооруженным глазом.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Клавдий Гален (130-200)

Клавдий Гален был врачом богатых римлян и гладиаторов. он обобщил и систематизировал анатомические факты, добытые в античный период. Его основные труды носят название «Об анатомии». Они представлены в виде 16 книг. С именем Галена связано многое: классификация костей, описание мышц позвоночного столба, выделение трех оболочек артерии, описание блуждающего и лицевого нервов и т.д. он подробно изучил строение мозговых оболочек и вен мозга, поэтому одна из вен носит его имя. Заслуга Галена заключается в том, что он первый провозгласил анатомию и эксперимент основой научных знаний.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Анатомия Средневековья

В конце пятого столетия (476) античная цивилизация погибла. Период феодализма, продолжающийся до XI - XV веков, характеризовался упадком науки и культуры, разрухой и господством религии. На мусульманском Востоке наука развивалась более свободно, труды ученых древней Греции были переведены на персидский язык. Ярчайшим представителем ученых Востока в эпоху Средневековья являлся Абу Али Ибн-Сина (Авиценна). В эпоху Средневековья наука, в том числе и анатомия, были подчинены религии. В это время в анатомии не было сделано существенных открытий.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Ибн Сина, или Авиценна (980-1037)

«Канон врачебной науки» (около 1000 г.), содержащий значительные анатомо-физиологические данные, заимствованные у Гиппократа, Аристотеля и Галена, к которым Ибн Сина прибавил собственные представления о том, что организм человека управляется не тремя органами (треножник Платона), а четырьмя: сердцем, мозгом, печенью и яичком (четырехугольник Авиценны).

Изображение слайда
18

Слайд 18: Анатомы эпохи Возрождения

Анатомы эпохи Возрождения разрушили схоластическую анатомию Галена и построили фундамент научной анатомии, они добились разрешения на проведение вскрытий. Были созданы анатомические театры для проведения публичных вскрытий. Зачинателем этого титанического труда явился Леонардо да Винчи, основоположником – Андрей Везалий и Уильям Гарвей.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Леонардо да Винчи (1452-1519)

одним из первых стал вскрывать трупы людей для исследования строения человеческого тела. Творчество Леонардо да Винчи, как полагают, повлияло на труды Андрея Везалия. В старейшем университете Венеции, основанном в 1422 г., образовалась первая медицинская школа эпохи капитализма (Падуанская школа) в 1490 г был построен первый в Европе анатомический театр.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Леонардо впервые правильно изобразил различные органы человеческого тела, внес крупный вклад в развитие анатомии человека и животных, а также явился основоположником пластической анатомии.

Изображение слайда
21

Слайд 21: термины

Анатомический театр (theatrum anatomicum) - специально построенное здание (помещение), предназначенное для показательного вскрытия и препарирования тел умерших в научных целях. Прозекторы - принадлежат к сословию хирургов, непосредственно заняты рассечением трупов.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Андрей Везалий (1514-1564). Везалий впервые систематически изучил строение тела человека. Так начался аналитический период в анатомии, в течение которого было сделано множество открытий описательного характера. Везалий уделил основное внимание открытию и описанию новых анатомических фактов, изложенных в обширном и богато иллюстрированном руководстве «О строении тела человека в семи книгах», «Эпитоме» (1543).

Изображение слайда
23

Слайд 23

Изображение слайда
24

Слайд 24: Габриэль Фаллопий (1523-1562) Бартоламео Евстахий (1510—1574)

Так Габриэль Фаллопий дал первое обстоятельное описание развития и строения ряда органов. Его открытия изложены в книге «Анатомические наблюдения». Бартоламео Евстахий кроме описательной анатомии, изучал также историю развития организмов, чего не делал Везалий. Его анатомические познания и описания изложены в «Руководстве по анатомии», изданном в 1714 г. Везалий, Фаллопий и Евстахий (своего рода «анатомический триумвират») построили в XVI в. прочный фундамент описательной анатомии.

Изображение слайда
25

Слайд 25

С именами многих анатомов XVI - XVII столетий связаны названия открытых ими органов. Г. Фаллопий (1523-1562) - ученик Везалия, впервые описал строение маточных труб, Л.Баталло (1530-1600) описал артериальный проток между легочным стволом и аортой; Дж.Аранци (1530—1589) – венозный проток, связывающий пупочную и нижнюю полую вену; Ф.Сильвий (1614-1672) – водопровод головного мозга; К.Воролий (1543-1575) – отдел головного мозга – мост; Н.Гаймор (1613-1685) – верхнечелюстную пазуху и средостение яичка.

Изображение слайда
26

Слайд 26

В XVIII веке – начале XIX века в Германии успешно работали такие ученые как Г.Врисберг (1739-1808) – описал хрящи гортани, И Цигель, И.Меккель (1711-1756) – изучали развитие эмбриона, И.Либеркюн (1711-1756), И.Гиртль (1811-1894) – изготовление коррозионных препаратов и др. К середине XIX века развитие описательной анатомии в Западной Европе приостановилось. К концу столетия в морфологические исследования стали широко внедряться микроскопические методы и наметились функционально-клинические подходы в изучении строения тела человека.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Развитие анатомии в России

До XVII столетия медицины как науки в России не существовало. В 1620 году в Москве учреждается Аптекарский приказ, который регламентирует медицинское обслуживание и изготовление лекарств для армии. В 1654 г. создается первая В России «Школа русских лекарей», которой руководил Николай Ламбертович Бидлоо

Изображение слайда
28

Слайд 28

В 1725 г. была создана Российская Академия наук, в которой был заложен прочный фундамент для развития анатомии. При академии был открыт анатомический театр, который возглавлял первый анатом Петербурга Дювернуа.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Первым русским академиком-анатомом был ученик М.В.Ломоносова А.П.Протасов (1724-1796). По инициативе М. В. Ломоносова в Москве в 1755 г. был открыт университет, на медицинском факультете которого с 1765 г. преподавалась анатомия. Значительную роль в развитии московской анатомической школы сыграл первый русский профессор Московского университета акад. С.Г.Зыбелин (1735-1802). Известен его труд «Слово о сложениях тела человеческого и о способах, как оные предохранять от болезней»(1777).

Изображение слайда
30

Слайд 30: XVIII в

Д.И.Иванов (1751-1821), в 1781 г. опубликовал работу «О происхождении межреберных нервов», в которой описал анатомию симпатического ствола. В 1782 г. А. М. Шумлянский (1748-1795) защитил докторскую диссертацию «О строении почек», на 60 лет раньше англичанина В. Боумена, в которой описал микроскопическое строение почек, в частности извитые канальцы и капсулу клубочка (капсула Шумлянского - Боумена). Н. М. Амбодик-Максимович (1744-1812), издание в 1783г. «Анатомико-физиологического словаря»

Изображение слайда
31

Слайд 31: XIX в

Е.О.Мухин (1766-1850) -преподаватель анатомии Московского университета. В 1812 г. вышел его «Курс анатомии». И.М.Соколов (1816-1872гг) опубликовал «Атлас анатомико-хирургических таблиц», Д.Н.Зернов (1843-1917 ), автор учебника по анатомии, выдержавшего более десяти изданий, изучал органы чувств, изменчивость борозд и извилин полушарий большого мозга, брыжеечную часть тонкой кишки. Основателем петербургской анатомической школы был акад. П.А.Загорский (1764-1846), работы которого были посвящены тератологии, сравнительной анатомии, взаимосвязям между строением и функциями органов; И.В.Буяльский (1789-1866), анатом и хирург, опубликовал «Анатомо-хирургические таблицы», учебник по анатомии, предложил метод бальзамирования трупов.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Н.И.Пирогов (1810-1881)

По инициативе Н.И.Пирогова при Медико-хирургической академии был создан Анатомический институт. Большая заслуга Н.И.Пирогова как анатома - открытие и разработка оригинального метода исследования тела человека на распилах замороженных трупов с целью изучения взаимоотношений органов друг_ с другом и со скелетом. «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях»(1852-1859). «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций»(1838). «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела»(1843-1848)

Изображение слайда
33

Слайд 33

П.Ф.Лесгафт (1837-1909) - основоположник теоретической анатомии в России, автор фундаментального труда «Основы теоретической анатомии». В. А. Бец (1834-1894), изучавший строение мозгового вещества надпочечников, а также коры головного мозга и описавший большой пирамидный нейрон (клетка Беца); В.Н.Тонков (1872-1954) – работал в области экспериментальной анатомии. В.П.Воробьев (1876-1937) -исследователь вегетативной нервной системы, автор методов изучения нервов. Он создал пятитомный «Атлас анатомии человека».

Изображение слайда
34

Последний слайд презентации: Предмет анатомии человека. Анатомия как наука. Краткий очерк истории анатомии

Д.А.Жданов (1908-1971) - профессор анатомии внес большой вклад в изучение функциональной анатомии лимфатической системы человека и животных. проф. А.А.Дешин (1869-1945), известный исследователь проводящих путей головного и спинного мозга. В.В.Куприянов академик АМН СССР, исследования которого посвящены изучению нервной системы, иннервации сосудов, системы микроциркуляции, истории анатомии и медицины. М.Ф.Иваницкий (1895-1969), работавший в области динамической и проекционной анатомии, М.С.Спиров (1892-1973)- исследователь лимфатической системы

Изображение слайда