Презентация на тему: Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника

Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника. Юридическая практика.
План
Вопрос № 1. Понятие, принципы и виды правотворчества
Соотношение правовообразования и правотворчества
Основные факторы, определяющие формирование права
Правотворчество – это деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию, изменению и отмене норм права.
Правотворчество характеризуется тем, что
Принципы, на которых основывается правотворчество современных цивилизованных демократических государств
Виды правотворчества
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Свод основных государственных законов (1906г.)
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Вопрос № 2. Стадии законотворческого процесса в Российской Федерации
Стадии законотворчества
Законодательная инициaтивa – право компетентных органов и лиц (ст. 104 Конституции РФ) ставить перед законодательным органом вопрос об издании, изменении или
Основные стадии подготовки проекта закона
Процедура принятия, одобрения, подписания и обнародования федерального закона
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Вопрос № 3. Систематизация правовых актов
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Основные принципы организации учета
Критерии проведения учета
Разновидности учета правовых актов
Способы учета
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Инкорпорация - это такая форма систематизации, когда нормативные акты определенного уровня объединяются полностью либо частично в издаваемые для широкого
Субъектами инкорпорации могут выступать государственные органы и частные лица
В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний правовых актов
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Критерии отбора правовых документов при проведении инкорпорации
Консолидация - это объединение множества правовых актов по одному или нескольким смежным вопросам в один новый правовой акт.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Кодификация правовых актов - это упорядочение нормативного массива путем коренной переработки содержания имеющихся в определенной сфере правового регулирования
Характерные черты кодификации
Виды кодификации
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Юридическая техника - это совокупность правил, приемов, способов и средств подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации.
Признаки юридической техники
Виды юридической техники
Правила юридической техники
Средства юридической техники
Виды юридических терминов
Использование юридических терминов должно отвечать следующим требованиям
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Значение юридических конструкций
Способы конструирования правовых актов
Основные приемы формирования содержания нормативных актов
Запреты (установление обязанностей воздерживаться от определенных действий), предписания (требование совершения активных действий), дозволения (предоставление
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Юридическая практика - это деятельность по изданию, систематизации, толкованию, реализации, применению юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным
Основные признаки юридической практики
Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника.
Функции юридической практики
Элементы содержания юридической практики
Виды юридической практики
1/91
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 99)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (607 Кб)
1

Первый слайд презентации: Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника. Юридическая практика

Изображение слайда
2

Слайд 2: План

Понятие, принципы и виды правотворчества; Стадии законотворческого процесса в Российской Федерации; Систематизация правовых актов. Юридическая техника; Юридическая практика. План

Изображение слайда
3

Слайд 3: Вопрос № 1. Понятие, принципы и виды правотворчества

Изображение слайда
4

Слайд 4: Соотношение правовообразования и правотворчества

Стадии правообразования Возникновение потребностей в правовом регулировании общественных отношений, а иногда и формирование самых необходимых правил без участия органов государства Правотворческая деятельность компетентных органов

Изображение слайда
5

Слайд 5: Основные факторы, определяющие формирование права

Экономические факторы Политические факторы Социальные факторы Национальные факторы Внешнеполитические факторы Идеологические факторы Организационно-волевые факторы материальные условия жизни общества, обусловленные равноправным существованием различных форм собственности, свободой предпринимательства политическая обстановка в стране, уровень активности политических партий, движений и общественных объединений степень заботы общества и государства о личности, ее интересах и потребностях, об охране и обеспечении ее прав и свобод характер взаимоотношений, формы сотрудничества между нациями и народностями, населяющими страну, заботой об их равноправии и свободном развитии, государственно-правовыми формами оформления их юридического статуса международное положение государства, уровень и характер взаимоотношений с другими государствами и международными организациями идеологическая база права, правосознание граждан и общества в целом, степень его внедрения в общественное сознание, правовые идеи, направленные на дальнейшее развитие законодательства юридическое оформление государственной воли через деятельность органов, правомочных издавать нормативные акты

Изображение слайда
6

Слайд 6: Правотворчество – это деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию, изменению и отмене норм права

Целями правотворчества являются: юридическое оформление и закрепление новых правил поведения; конкретизация существующих правил поведения; совершенствование существующих правовых норм; устранение устаревших правил поведения, восполнение пробелов в праве, преодоление противоречий в нормативном материале. Правотворчество – это деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию, изменению и отмене норм права.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Правотворчество характеризуется тем, что

представляет собой деятельность активную, творческую; основная продукция его - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах); это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения; - уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, - это показатель цивилизованности и демократии общества. Правотворчество характеризуется тем, что

Изображение слайда
8

Слайд 8: Принципы, на которых основывается правотворчество современных цивилизованных демократических государств

демократизм; законность; профессионализм; дифференциация правотворческой компетенции; научность; связь с практикой; своевременность; системность; исполнимость; планирование. Принципы, на которых основывается правотворчество современных цивилизованных демократических государств

Изображение слайда
9

Слайд 9: Виды правотворчества

В зависимости от субъектов правотворческой деятельности Виды правотворчества Непосредственное правотворчество народа; правотворчество государственных органов ; правотворчество отдельных должностных лиц; правотворчество органов местного самоуправления; локальное правотворчество; правотворчество общественных организаций. В зависимости от значимости Законотворчество; делегированное правотворчество; подзаконное правотворчество. В зависимости от функциональной направленности утвердительное правотворчество ; изменяющее правотворчество ; отменяющее правотворчество ; кодификационный синтез.

Изображение слайда
10

Слайд 10

ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО (ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО) -правотворческая деятельность органов исполнительной власти (как правило, правительства) осуществляемая ими по поручению (делегации) парламента. Данный вид правотворчества предполагает издание органом исполнительной власти нормативных правовых актов по уполномочию органа законодательной власти. Акты делегированного законодательства фактически обладают силой закона. Делегирование законодательного права допускается только на определенный срок по определенному кругу вопросов, при условии, что это не запрещено конституцией страны. В результате такой правотворческой деятельности принимаются нормативные правовые акты по вопросам, входящим в компетенцию парламента. Считается, что первый акт делегированного правотворчества появился именно в Великобритании. Это был Статут привилегий 1539 года. Принятие его обосновывалось тем, что в чрезвычайных обстоятельствах, при нехватке времени для ожидания закона парламента, было необходимо принять быстрое и разумное политическое решение. В России часто адресатом делегирования являются исполнительные органы субъектов федерации от федеральных органов исполнительной власти. Это имеет место, как правило, в случае если правовой регламентации подлежат общественные отношения в сфере совместной компетенции РФ и субъектов РФ.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Свод основных государственных законов (1906г.)

87. Во время прекращения занятий Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет Министров представляет о ней Государю Императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные Государственные Законы, ни в учреждения Государственного Совета или Государственной Думы, ни в постановления о выборах в Совет или в Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим Министром или Главноуправляющим отдельною частью не будет внесен в Государственную Думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект, или его не примут Государственная Дума или Государственный Совет. Свод основных государственных законов (1906г.)

Изображение слайда
12

Слайд 12

Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»

Изображение слайда
13

Слайд 13

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Проекты нормативных правовых актов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, регулирующие отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), отношения по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, отношения в области создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц и осуществления ими своей деятельности, отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, к выполнению работ и оказанию услуг, в области порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации, в области оценки соответствия, в области безопасности процессов производства, в области закупок товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также в области применения мер ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в указанных сферах, подлежат оценке регулирующего воздействия, которая проводится федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также если проект нормативного правового акта содержит положения межотраслевого значения или предусматривает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти. Проект нормативного правового акта, оказывающий влияние на доходы или расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, подлежит направлению в Министерство финансов Российской Федерации на заключение, в котором дается оценка финансовых последствий принятия соответствующих решений для указанных бюджетов и внебюджетных фондов. В случаях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 877 "Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти", проект нормативного правового акта подлежит обязательному предварительному обсуждению на заседаниях общественных советов при федеральных органах исполнительной власти (при наличии указанных советов).

Изображение слайда
16

Слайд 16

В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральный орган исполнительной власти - разработчик проекта нормативного правового акта в течение рабочего дня, соответствующего дню его направления на рассмотрение в юридическую службу этого федерального органа исполнительной власти, размещает проект нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Изображение слайда
17

Слайд 17

В процессе работы над проектом нормативного правового акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, практика применения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились. При подготовке нормативного правового акта проводится его правовая экспертиза, а также антикоррупционная экспертиза.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» :

Изображение слайда
19

Слайд 19

Министерство юстиции Российской Федерации проводит антикоррупционную экспертизу в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в отношении: а) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы; б) проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы; в) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации; г) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения и внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются: а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц); б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций; в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц); г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

Изображение слайда
21

Слайд 21

д ) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов; е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона; ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; з ) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага); и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются: а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям; б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций; в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя: правовую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации; антикоррупционную экспертизу этого акта; принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта; присвоение регистрационного номера; занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Указом Президента РФ от 20 марта 2001 г. N 318 введена государственная регистрация актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования

Изображение слайда
25

Слайд 25

Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 14.10.2014) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"

Изображение слайда
26

Слайд 26

Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания подлежат официальному опубликованию в "Российской газете", Собрании законодательства Российской Федерации и на "Официальном интернет-портале правовой информации" ( www.pravo.gov.ru ), функционирование которого обеспечивает Федеральная служба охраны Российской Федерации. Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также органами государственной охраны.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Вопрос № 2. Стадии законотворческого процесса в Российской Федерации

Изображение слайда
29

Слайд 29: Стадии законотворчества

Законодательная инициатива Стадии законотворчества Подготовка проекта закона Обсуждение, принятие закона Государственной Думой Одобрение закона Советом Федерации Подписание закона Обнародование закона

Изображение слайда
30

Слайд 30: Законодательная инициaтивa – право компетентных органов и лиц (ст. 104 Конституции РФ) ставить перед законодательным органом вопрос об издании, изменении или отмене закона

Субъекты законодательной инициативы Законодательная инициaтивa – право компетентных органов и лиц (ст. 104 Конституции РФ) ставить перед законодательным органом вопрос об издании, изменении или отмене закона. Президент Р Ф; Совет Федерации; члены Совета Федерации; депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; представительные (законодательные) органы субъектов РФ; Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ;

Изображение слайда
31

Слайд 31: Основные стадии подготовки проекта закона

принятие решения о подготовке проекта; Основные стадии подготовки проекта закона предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта; подготовка первоначального текста проекта; предварительное обсуждение проекта; окончательная обработка и редактирование проекта.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Процедура принятия, одобрения, подписания и обнародования федерального закона

Государственная Дума Федеральный закон принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и в течении пяти дней передается на рассмотрение Совету Федерации Закон одобрен 1) Если за него проголосовало более ½ от общего числа членов Совета Федерации 2) Если в течении 14 дней он не будет рассмотрен Советом Федерации Закон отклонен В этом случае он подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы Принятый Федеральный закон в течении пяти дней поступает Президенту РФ

Изображение слайда
33

Слайд 33

Президент РФ в течении 14 дней с момента поступления Подписывает закон и обнародует его Отклоняет закон, т.е. не подписывает и не обнародует его В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, он подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию Закон вступает в силу

Изображение слайда
34

Слайд 34

Порядок принятия, одобрения, подписания и обнародования федеральных конституционных законов Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течении четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию

Изображение слайда
35

Слайд 35: Вопрос № 3. Систематизация правовых актов

Изображение слайда
36

Слайд 36

Систематизация правовых актов - это целенаправленная деятельность компетентных субъектов по упорядочению и приведению правовых актов в единую, согласованную систему. нормативные, правоприменительные, правореализационные, а также интерпретационные акты. Объект систематизации Субъекты систематизации частные лица (граждане, организации) компетентные органы (Государственная Дума, Верховный Суд, Конституционный Суд и др.)

Изображение слайда
37

Слайд 37

Интерпретационные акты представляют собой разъяснение содержания правовых норм и, следовательно, они могут действовать только в единстве с теми нормативно-правовыми актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы.

Изображение слайда
38

Слайд 38

Изображение слайда
39

Слайд 39

Внутренняя – достижение внутреннего единства правовых норм, то есть устранение коллизий и пробелов в праве, отмена устаревших принципов и норм, внесение в их содержание изменений и дополнений. Систематизация Внешняя - упорядочение правового материала, расположение его по определённым разделам и рубрикам, то есть классификация, облегчающая поиск отдельных нормативных актов и служит условием выполнения требований законности.

Изображение слайда
40

Слайд 40

Основные причины проведения систематизации 1) накопление большого количества нормативных актов в процессе преобразований, происходящих в государстве; 2) формирование новых отраслей законодательства; 3) несовершенство нормативных актов; 4) обеспечение удобства пользования нормативными актами.

Изображение слайда
41

Слайд 41

Систематизация правовых актов необходима для : - дальнейшего развития и совершенствования нормативно-правовых актов; - правильного уяснения и применения нормативно-правовых актов; - облегчения поиска необходимого нормативного материала; - устранения противоречий, неточностей, повторов, пробелов в действующих нормативно-правовых актах; - формирование правового сознания и правовой культуры лиц, вовлеченных в правоотношения, регламентированные посредством нормативно-правовых актов.

Изображение слайда
42

Слайд 42

Принципы систематизации плановость; стремление к минимальному количеству нормативных актов; полнота; целесообразность; оперативность; непрерывность; экономичность; доступность; демократичность; гласность; профессионализм; научность.

Изображение слайда
43

Слайд 43

Общие правила проведения систематизации составление плана систематизации; составление перечня правовых актов, которые необходимо систематизировать; сбор этих правовых актов; изъятие актов устаревших; внесение в правовые акты изменений и дополнений; анализ правовых актов; их ревизия; выбор критериев систематизации; размещение материала по рубрикам.

Изображение слайда
44

Слайд 44

Формы систематизации правовых актов Учет Инкорпорация Консолидация Кодификация

Изображение слайда
45

Слайд 45

Учет правовых актов - это разновидность систематизации правовых документов, заключающаяся в их сборе, хранении, регистрации, расположении в определенном порядке и поддержании в контрольном состоянии для быстрого нахождения и использования. Объектом учета могут быть любые правовые акты: нормативные, интерпретационные, правореализационные, правоприменительные и др. Заниматься учетом может широкий круг субъектов, а точнее - все, кто в этом нуждается.

Изображение слайда
46

Слайд 46: Основные принципы организации учета

полнота информационного массива, обеспечивающая фиксацию и выдачу всего объема справочной информации, отсутствие в нем пробелов и упущений; Основные принципы организации учета достоверность информации, основанная на использовании официальных источников опубликования нормативных актов, а также на своевременной фиксации внесенных изменений в акты, включенные в информационный фонд; удобство пользования, необходимые для оперативного и качественного поиска нужных сведений о праве.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Критерии проведения учета

вид юридического документа; орган, издавший документ; время издания документа; юридическая сила документа; его отраслевая принадлежность; предмет регулирования. Критерии проведения учета

Изображение слайда
48

Слайд 48: Разновидности учета правовых актов

Официальный Неофициальный

Изображение слайда
49

Слайд 49: Способы учета

журналы картотеки сброшюрованные папки информационно-поисковые системы

Изображение слайда
50

Слайд 50

Систематизация на электронных носителях предполагает создание специализированных компьютерных программ («Гарант», «Консультант», «Кодекс»), содержащих информацию о законодательных актах, группируемых по различным критериям (как правило, по предметно-хронологическому признаку).

Изображение слайда
51

Слайд 51: Инкорпорация - это такая форма систематизации, когда нормативные акты определенного уровня объединяются полностью либо частично в издаваемые для широкого пользования сборники или собрания в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном)

Цели инкорпорации: поддержание системы юридических документов в рабочем состоянии; - обеспечение широкого круга лиц текстами законов и иных правовых актов.

Изображение слайда
52

Слайд 52: Субъектами инкорпорации могут выступать государственные органы и частные лица

Объектом инкорпорации могут быть: - нормативные акты; - акты толкования; - правореализационные акты; - правоприменительные акты.

Изображение слайда
53

Слайд 53: В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний правовых актов

Виды инкорпорации Официальная инкорпорация Официозная (полуофициальная) инкорпорация Неофициальная инкорпорация По характеру расположения материала Хронологическая инкорпорация Систематическая инкорпорация В зависимости от объема охватываемого нормативного материала Генеральная (полная) инкорпорация Частичная инкорпорация

Изображение слайда
54

Слайд 54

Официальная инкорпорация означает подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специально уполномоченными на то государственными органами. Такие собрания являются источниками официального опубликования. Например: Своды законов, Собрание законодательства Российской Федерации и т.п.

Изображение слайда
55

Слайд 55

Официозная (полуофициальная) инкорпорация — это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (в частности, Министерством юстиции).

Изображение слайда
56

Слайд 56

Неофициальная инкорпорация состоит в том, что систематические собрания формируются отдельными ведомствами, научными и учебными заведениями, частными лицами без специального поручения и контроля правотворческого органа. Неофициальные инкорпорационные сборники нельзя рассматривать в качестве источника законодательства, формы опубликования нормативных актов. На них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

Изображение слайда
57

Слайд 57

В рамках неофициальной инкорпорации различаются профессиональная и обыденная инкорпорация. Профессиональная инкорпорация осуществляется лицами, обладающими специальными познаниями в области права. К таковым относятся лица, чья деятельность связана с вопросами применения или создания права — следователи правоохранительных органов, юрисконсульты, судьи и т.п.(практическая инкорпорация), а также ученые, специально занимающиеся проблемами права (научная инкорпорация). Обыденная инкорпорация может осуществляться любыми субъектами общественных отношений в основном в форме учета нормативно-правовых актов.

Изображение слайда
58

Слайд 58: Критерии отбора правовых документов при проведении инкорпорации

юридическая сила; хронологический критерий; систематический критерий; предметный критерий.

Изображение слайда
59

Слайд 59: Консолидация - это объединение множества правовых актов по одному или нескольким смежным вопросам в один новый правовой акт

Изображение слайда
60

Слайд 60

Принципиально значимо то, что ранее действовавшие нормативные правовые акты прекращают в этой связи свое существование. Удачным примером консолидации периода бывшего Союза Советских Социалистических Республик ( CCCP ) был Указ Президиума Верховного Совета от 1 октября 1980 г. «О праздничных и памятных днях», объединивший (а тем самым и заменивший) сорок восемь ранее действовавших актов по этому вопросу. Консолидация в настоящее время может использоваться в правотворческой деятельности с целью упорядочения нормативных правовых актов по вопросам приватизации, налогообложения и т.д. Здесь нормативные правовые акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности ( образование, охрана природы и т.п.).

Изображение слайда
61

Слайд 61: Кодификация правовых актов - это упорядочение нормативного массива путем коренной переработки содержания имеющихся в определенной сфере правового регулирования нормативных актов и создания на их основе единого юридически и логически цельного нормативного акта

Изображение слайда
62

Слайд 62: Характерные черты кодификации

в кодификационном акте обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, устанавливающие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства; такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений ; будучи итогом совершенствования законодательства, кодификационный акт представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний; кодификация предусматривает создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия; предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты. Кодификационный акт обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства; акт кодификации всегда имеет значительный объем, сложную структуру (части, разделы, главы и другие подразделения); результаты кодификации всегда носят официальный характер; кодифицированный акт является обязательным для всех его адресатов. Характерные черты кодификации

Изображение слайда
63

Слайд 63: Виды кодификации

Всеобщая кодификация Виды кодификации Отраслевая кодификация Специальная кодификация

Изображение слайда
64

Слайд 64

Виды кодификации : Основы законодательства обычно стоят во главе тех или иных отраслей либо институтов права, обеспечивают согласованность всех норм соответствующих отраслей и институтов. Кодекс — значительный по объему сводный акт, представляющий собой систематизированное изложение норм той или иной отрасли законодательства либо правового института. Уставы — это комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определенных органов и организаций (Устав ППСМ), либо ту или иную сферу государственной, в первую очередь хозяйственной деятельности (например, Устав железнодорожного транспорта РФ).

Изображение слайда
65

Слайд 65

Кодификация отличается от инкорпорации по следующим основаниям: Инкорпорация - постоянный процесс упорядочения действующего законодательства, не меняющий его содержания. Кодификаци я же, напротив, осуществляется периодически, в зависимости от накопления нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки и объединения в целом или по отдельным отраслям. 2. При кодификации мы имеем дело с правовыми нормами и юридическими институтами, а при инкорпорации - с нормативно-правовыми актами, их технической обработкой. Таким образом, у них различен предмет воздействия. 3. Результатом инкорпорации является собрание или сборник изданных в разное время нормативно-правовых актов, а кодификацию завершает новый правовой акт. 4. Кодификация всегда носит официальный характер и осуществляется исключительно государственными органами, а инкорпорация не придерживается таких жестких рамок и может проявлять себя в разных вариантах, в т.ч. на обыденном уровне.

Изображение слайда
66

Слайд 66

Задача Из перечисленных ниже нормативно-правоых актов проведите сначала хронологическую, а затем тематическую систематизацию: - Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ; - Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 г. №5473 -1; - Положение о службе внутренних дел РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.12.1992 г. №4202-1; - Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. №197-ФЗ; - Конвенция 1958 г. «О дискриминации в области труда и занятий»; - Конвенция 1957 г. «Об упразднении принудительного труда»; - Конвенция 1949 г. «Об охране заработной платы»; - Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1; - федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» от 17.07.1999г. № 181-ФЗ; - федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23.11.1995 г. № 175-ФЗ; - федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ; - Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ; - приказ министра юстиции Российской Федерации «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» от 14 октября 2005 г. № 189; - приказ министра юстиции Российской Федерации «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» от 3 ноября 2005 г. № 205; - Европейские пенитенциарные правила.

Изображение слайда
67

Слайд 67

Вопрос № 4. Юридическая техника

Изображение слайда
68

Слайд 68: Юридическая техника - это совокупность правил, приемов, способов и средств подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации

Изображение слайда
69

Слайд 69: Признаки юридической техники

- юридическая техника представляет собой совокупность юридических инструментов; - юридическая техника способствует наиболее целесообразному преобразованию информации в правовой акт; - юридическая техника позволяет эффективно проводить юридическую работу; - юридический инструментарий зависит от уровня развития общества и от достигнутых им высот в области экономики, политики, нравственности и т.п. Признаки юридической техники

Изображение слайда
70

Слайд 70: Виды юридической техники

правотворческая техника Виды юридической техники техника опубликования нормативных актов техника систематизации нормативных актов интерпретационная техника правореализационная техника правоприменительная техника

Изображение слайда
71

Слайд 71: Правила юридической техники

Правила достижения социальной адекватности (содержательные правила). Правила юридической техники Правила обеспечения логики Структурные правила Языковые правила Формальные (реквизитные правила) Процедурные правила

Изображение слайда
72

Слайд 72: Средства юридической техники

Юридические термины (это словесные выражения государственно-правовых понятий, с помощью которых излагается содержание правового акта) Средства юридической техники Юридические конструкции (это такое структурное расположение правового материала, которое характеризуется внутренним единством прав, обязанностей и форм ответственности соответствующих лиц.)

Изображение слайда
73

Слайд 73: Виды юридических терминов

Общеупотребительные Виды юридических терминов Специально-неюридические Специально-юридические

Изображение слайда
74

Слайд 74: Использование юридических терминов должно отвечать следующим требованиям

1. Один и тот же термин в любом нормативно-правовом акте должен употребляться однозначно. 2. Термины должны быть общепризнанными, то есть употребляемыми в обиходе, а не изобретенными разработчиками нормативно-правовых актов. 3. Термины должны обладать устойчивым характером, обязаны сохранять свой особый смысл в каждом новом нормативно-правовом акте; 4. Термины должны быть краткими; 5. Термины должны быть ясными и простыми. Использование юридических терминов должно отвечать следующим требованиям

Изображение слайда
75

Слайд 75

Юридическая конструкция — это создаваемая с помощью абстрактного мышления модель общественного отношения (его типовая схема), элементы которой жестко увязаны между собой. Это умозрительные построения, выработанные юридической наукой на основе использования и организации тех или иных элементов прав или обязанностей. В правотворческой технике они используются для облегчения исследования и анализа явлений права.

Изображение слайда
76

Слайд 76

Юридические конструкции — это обобщения различных сложных явлений, элементов юридической деятельности не по признакам, а по их внутренней структуре или строению (например, структура правоотношения, структура иска). В отличие от понятия, которое тоже есть результат обобщения, юридическая конструкция — обобщение более глубокое (в юридической конструкции, помимо элементов, ее составляющих, находят отражение связи между этими элементами различных явлений юридических фактов или общественных отношений). В юридической конструкции находят отражение не любые связи, а лишь типичные, т.е. всегда имеющие место, если речь идет об аналогичных юридических фактах, правовых ситуациях, общественных отношениях.

Изображение слайда
77

Слайд 77

Конструкция договора, например, состоит из следующих элементов: стороны договора; Предмет договора; права и обязанности сторон; санкции за невыполнение обязательств. Юридическая конструкция «субъективное право» состоит из следующих элементов: право на активные действия; право требования; право притязания.

Изображение слайда
78

Слайд 78

Если убрать право притязания, субъективное право станет незащищенным. Если в этой конструкции лишить субъекта права на активные действия, субъективное право станет фикцией. Если удалить из конструкции субъективного права второе звено (право требования), реализация интереса управомоченного лица ставится под угрозу.

Изображение слайда
79

Слайд 79

Примеры юридических конструкций: общие юридические конструкции, которые используются во всех отраслях права (например, субъективного права, юридической обязанности, законодательства); конструкции прямой демократии, представительной демократии, легитимности, федерализма и др. (конституционное право); конструкция общего интереса, породившая понятие публичной власти (административное право). Здесь приходится оперировать конструкциями административных актов, консультативных заключений, государственных служащих, мер по поддержанию общественного порядка, предоставления общественных услуг и проч.; конструкции бюджетного финансирования государственных органов, прямые налоги, косвенные налоги, налоговые сборы, пошлины и др. (финансовое право); конструкция собственности (гражданское право).

Изображение слайда
80

Слайд 80

конструкции коллективного договора, трудового контракта, приема на работу, увольнения и проч. (трудовое право); конструкции состава преступления ; должностные преступления, военные преступления, экономические преступления, алиби, смягчающие обстоятельства, отягчающие обстоятельства, крайняя необходимость, необходимая оборона (уголовное право);

Изображение слайда
81

Слайд 81: Значение юридических конструкций

становятся возможны типизация ситуаций, требующих правового регулирования, и создание новых юридических конструкций как способа реализации интеллектуальных возможностей человечества, в частности возможности производить обобщения; позволяют осуществить законодательную экономию за счет повышения степени абстрактности права; облегчают восприятие и изучение всего многообразия явлений права, так как упрощают все это множество частных случаев юридической практики; юридические конструкции способствуют концентрированному выражению содержания права ( созданная модель — это своего рода лекало, она позволяет сразу урегулировать целый ряд жизненных ситуаций); выполняют функцию классификации при регламентации различных юридических ситуаций и проявлений права в жизни общества. В целом они являются факторами точности и четкости при регулировании юридических феноменов; оказывают благотворное влияние на правоприменительную деятельность, повышая ее производительность. Исследование юридического дела по заранее определённым позициям (элементам юридической конструкции) гораздо быстрее приведет к искомому результату. Значение юридических конструкций

Изображение слайда
82

Слайд 82: Способы конструирования правовых актов

Применение силы абстракции Способы конструирования правовых актов Указание на особенные случаи (казуистический способ)

Изображение слайда
83

Слайд 83: Основные приемы формирования содержания нормативных актов

Запреты, предписания, дозволения; Принципы права; 3. Правовые дефиниции; 4. Декларации; 5. Правовые презумпции; 6. Правовые фикции; 7. Правовые аксиомы; 8. Исключения.

Изображение слайда
84

Слайд 84: Запреты (установление обязанностей воздерживаться от определенных действий), предписания (требование совершения активных действий), дозволения (предоставление субъектам права возможности совершать то или иное поведение)

Дефиниция - это краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные (качественные) признаки явления, предмета. Декларация - это прием юридической техники, заключающийся в указании на ценности и идеалы, на которые адресатам нормативного акта следует ориентироваться. Презумпция - это предположение о наличии или об отсутствии предметов, фактов, основанное на связи между ними, подтвержденное жизненной практикой. Правовая фикция - это не существующее положение, но в силу определенных обстоятельств признаваемое законодателем как реальное, существующее и ставшее в силу этого обязательным. Правовые аксиомы - это общепризнанные истины, не требующие доказательств, находящие либо прямое, либо косвенное отражение в нормах права. Исключения - это прием правотворческой техники, который позволяет изменить общее правило поведения, не соблюдать то, о чем гласит закон, какое-либо правило, соглашение, в особых или специальных целях или интересах. Принципы права - это основополагающие начала, исходные идеи, на которых строится правовое регулирование общественных отношений.

Изображение слайда
85

Слайд 85

Вопрос № 5. Юридическая практика

Изображение слайда
86

Слайд 86: Юридическая практика - это деятельность по изданию, систематизации, толкованию, реализации, применению юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом

Изображение слайда
87

Слайд 87: Основные признаки юридической практики

1. Юридическая практика представляет собой разновидность социально-исторической практики. 2. Вместе с правом и правосознанием юридическая практика является важнейшим компонентом правовой системы общества. 3. Юридическая практика образует существенную часть культуры общества. 4. Общественная, коллективная природа юридической практики проявляется в том, что, во-первых, она обусловлена другими типами социальной практики. Во-вторых, любая юридическая деятельность предполагает соответствующие формы сотрудничества между ее субъектами и участниками, обмен информацией и результатами. В-третьих, накапливаемый социально-правовой опыт является совокупным продуктом совместной деятельности. Основные признаки юридической практики

Изображение слайда
88

Слайд 88

5. В отличие от теоретической (научной) деятельности, где вырабатываются идеи и понятия, юридическая практика направлена на объективно-реальное изменение окружающей действительности. 6. Юридическая практика способствует целенаправленному изменению общественной жизни. 7. В процессе юридической практики возникают разнообразные материальные, политические, социальные и иные изменения. 8. Юридическая практика сама опосредована (урегулирована) правом и иными социальными нормами (нравственными, корпоративными обычаями, традициями и т. п.). 9. Основные разновидности юридической практики (правотворческая, правоприменительная, судебная, следственная и т. п.) представляют собой специфические производство, соответствующим образом организованное и спланированное, где есть необходимые производители и потребители, средства и методы, технология и пр.

Изображение слайда
89

Слайд 89: Функции юридической практики

правонаправляющая (ориентирующая) Функции юридической практики правоконкретизирующая сигнально-информационная

Изображение слайда
90

Слайд 90: Элементы содержания юридической практики

объекты; Элементы содержания юридической практики субъекты и участники; юридические действия и операции; средства и способы осуществления юридических действий и операций; принятые решения и результаты действий.

Изображение слайда
91

Последний слайд презентации: Правотворчество. Систематизация правовых актов. Юридическая техника: Виды юридической практики

В зависимости от характера, способов преобразования общественных отношений Правотворческая практика Правореализационная практика Распорядительная практика Интерпретационная практика По субъектам Законодательная практика Судебная практика Следственная практика Нотариальная практика И т.п.

Изображение слайда