Презентация на тему: Правописание гласных после Ц и шипящих

Правописание гласных после Ц и шипящих
Парность по мягкости/твёрдости?
Поставьте каждый глагол в форму 1-го лица ед.ч.
Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова (где это возможно)
Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки
[ Ц ] тоже всегда твёрдый нет пары – нет проблем?
Ы после Ц пишется в трёх случаях
Запишите слова в три столбика. По какому принципу вам пришлось их распределить?
Найдите три слова, написание которых изменилось в 1956 году
Сложные слова и имена собственные из упражнения
Правописание гласных после Ц и шипящих
Домашнее задание
Материалы
1/13
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 70)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (328 Кб)
1

Первый слайд презентации: Правописание гласных после Ц и шипящих

Урок русского языка в 10 классе

Изображение слайда
2

Слайд 2: Парность по мягкости/твёрдости?

Ж ю ри летит на параш ю тах, у всех брош ю ры про ж ю льен. «Ого! Фантастика! Tr ` es bien !» – Сказал Ч ю рлёнису Ж ю ль Верн. Сравните и прокомментируйте : мил – мыл, лук – люк, мал – мял Отсутствует смыслоразличительная функция : Ж и л, ж а л, ш и п, ч у ткий, гущ а, щ у рить, ж а дный НО: че ловек, же лание, ше велиться, ча стота- чи стота --- > трудности при выборе гласной в сочетаниях же- жи, ше -ши, че, ча – чи, ще, ща – щи в безударной позиции

Изображение слайда
3

Слайд 3: Поставьте каждый глагол в форму 1-го лица ед.ч

Лечить, замолчать, точить, плакать, колотить, тащить, чистить, угостить, выпустить, простить, показать, написать Определите синтаксическую роль выделенных глаголов в следующих предложениях : Я умираю от скуки, когда меня кто-то леч_т. Сначала я молч_ть хотела… Это же так глупо – плакать, когда слезами ничего не исправишь. Меня заставили написать это письмо! Книга « Угощ _ гостей здоровой пищей» не оправдывает своего названия.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова (где это возможно)

Пож_лой человек, ж_лезная воля, ч_стичка вещества Школьные уч_теля, ш_рокая дорога, ш_велит лапками Пощ_дил ребёнка, звонко щ_бетать, заш_фрованное послание Ш_рстяной шарф, ож_влённо говорил, пож_леть котёнка Страна ч_родеев, ч_репки от посуды, настенные ч_сы Найдите среди этих словосочетаний примеры трёх типов подчинительной связи

Изображение слайда
5

Слайд 5: Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки

Из ч_тырёх р _ ст _ ранов «Жан-Жак Руссо » открытых в Петербурге московским р _ ст _ ратором Дмитрием Борисовым остался только один — на Гатч _ нской улиц _. К сч _ стью в р _ ст _ ран стали возвращ _ ться искуш _( н/ нн ) ые товарищ_. Самое вз_скательн __ ж_ри в лиц_ (критика) ворч_на пр_знал _ что шефу особенно удаю ( тся / ться ) сладкие груш_ с к_рамелью устриц_ ж_льен и (сред_) з_мн_морское ж_ркое. Так что какому( нибудь ) кулич_ здесь вряд(ли) найдё ( тся / ться ) место. От успеха «Жан-Жака» на Гатч_нской улиц_ завис_т буд (у/ ую ) щее всей сети. Если всё пойдёт хорошо владельц _ обещ_ют подумать о расш_рении. Хотя это уже похоже на притч_ во языц_х … По материалам журнала the Village ( https:// www.the-village.ru/village/food/new-place/235227-jeanjacquespb )

Изображение слайда
6

Слайд 6: [ Ц ] тоже всегда твёрдый нет пары – нет проблем?

После шипящих и Ц не пишутся буквы я,ю – вместо них пишутся а, у Огородное пугало Вялый, как букет настур ц и й, И пиджак какой-то ку ц ы й. Этот страшный бледноли ц ы й, А похож – без репети ц и й – На Кощея: ноги – палка, Вместо бороды – мочалка… В духе сказочных тради ц и й Птиц пугает бледноли ц ы й. Куц- ый Бледнолиц- ый Настурци -я Репет ици -я Традици -я

Изображение слайда
7

Слайд 7: Ы после Ц пишется в трёх случаях

В окончаниях : куц- ый, бледнолиц- ый, огрурц - ы и т.д. В притяжательном суффиксе - ын - : синицын, лисицын, сестрицын и т.д. В корнях семи слов-исключений (и однокоренных с ними): цыган, цыпки, цыплёнок, цыпочки, цыкнуть, цыц К каком случаю отнесём пример и какую букву напишем на месте пропуска? Ц_плячий, медиц_на, революц_я, близнец_, молодц _, ц_ганочка, рец_див, ц_ник, ножниц_, кальц_й, Цариц_но

Изображение слайда
8

Слайд 8: Запишите слова в три столбика. По какому принципу вам пришлось их распределить?

Оц_нкованный, по-ц_гански, ц_новка, ц_на, сц_нарий, ц_ркуль, ц_рюльник, ц_плячий, приц_пить, иниц_ативный, ц_ремония, оц_фрованный, исц_лить, дикц_я, ц_п-ц_п, ц_кнуть, акц_нтировать, ц_корий, мотоц_кл, ц_фровой, оц_нить, демонстрац_я, ц_нтральный, дефиниц_я, станц_я, пац_фист Дайте определение выделенному слову Вспомните, как строится словарная статья о слове, что включает в себя определение; подберите к нему синонимы, антонимы, составьте словосочетания с ним; приведите примеры употребления этого слова Например: При  этом, поверьте, я не  пацифист, не отношусь к особым конфессиям и мои философские воззрения не идут вразрез с самой идеей регулярных войск.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Найдите три слова, написание которых изменилось в 1956 году

1956г. – утверждён свод правил орфографии и пунктуации, в соответствии с которым мы пишем до сих пор 1952г. – издан роман Ю.П.Германа «Россия молодая» 1. Счастливы поляки, что сыном своим имеют Коперника, а немцы, что от них произошёл Кеплер. 2. У двери кабинета королевского капеллана стояли два штык-юнкера в касках и лёгких панцырях, с руками, сложенными на рукоятках мечей. 3. К Василию-солнцевороту многие люди на верфи в Соломбале занемогли цынгою. 4. Воронин испуганно спрятал нож, на цыпочках вышел вон. 5. За столом, почтуя жалобщиков, Пётр велел Виниусу писать указ о первых негоциантах -навигаторах, кои повезут товары свои за моря. 6. Князь Репнин, круглолицый, румяный, хлебал деревянной ложкой кислое молоко, аппетитно закусывал сухарём. 7. Об этом событии П ётр известил Апраксина короткой цыдулкой, присланной с гонцом на швертботе « Флюндра », взятом в плен при Г ангуте.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Сложные слова и имена собственные из упражнения

Николай Коперник - польский астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Возрождения. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции. Иоганн Кеплер - немецкий математик, астроном, механик, оптик, первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы. Капеллан - должность священнослужителя, священник, совмещающий сан с какой-либо дополнительной ( как правило, светской) должностью. Штык-юнкер - военный чин 13-го класса   в русской артиллерии в 1722—1796 годах. Василий-солнцеворот – то же что день солнцестояния ( народн.). Негоциант - оптовый купец, оптовый посредник, торговец, переговорщик, коммерсант, ведущий крупные торговые операции, главным образом международные, предприниматель. Цыдулка – маленькое письмо, записка, изначально - любовная Швертбот - тип конструкции парусной яхты, характеризующийся наличием шверта и отсутствием балластного фальшкиля.

Изображение слайда
11

Слайд 11

- Выполните синтаксический разбор предложения (2) - Найдите простое предложение с однородными сказуемыми Какое предложение соответствует характеристике: сложноподчинённое с придаточным определительным, главная часть осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом Объясните постановку знаков в предложении (6) Дайте синтаксическую характеристику предложению (7) 1. Счастливы поляки, что сыном своим имеют Коперника, а немцы, что от них произошёл Кеплер. 2. У двери кабинета королевского капеллана стояли два штык-юнкера в касках и лёгких панц ы рях, с руками, сложенными на рукоятках мечей. 3. К Василию-солнцевороту многие люди на верфи в Соломбале занемогли ц ы нгою. 4. Воронин испуганно спрятал нож, на цыпочках вышел вон. 5. За столом, почтуя жалобщиков, Пётр велел Виниусу писать указ о первых негоциантах-навигаторах, кои повезут товары свои за моря. 6. Князь Репнин, круглолицый, румяный, хлебал деревянной ложкой кислое молоко, аппетитно закусывал сухарём. 7. Об этом событии П ётр известил Апраксина короткой ц ы дулкой, присланной с гонцом на швертботе « Флюндра », взятом в плен при гангуте.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Домашнее задание

Выполните тест по ссылке: https:// forms.gle/btL4JMuUaXrcBGUS8 *Составьте алгоритм выбора гласной И или Ы после согласной Ц

Изображение слайда
13

Последний слайд презентации: Правописание гласных после Ц и шипящих: Материалы

Национальный корпус русского языка / https ://ruscorpora.ru / Википедия (в т.ч. и зображения) / https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 Неучебник по русскому языку. Орфография ч.1 / М.Кронгауз, Е.Арутюнова, Б.Панов. – Москва: Клевер-Медиа-Групп, 2018.

Изображение слайда