Презентация на тему: Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское

Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское
1/37
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 69)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (830 Кб)
1

Первый слайд презентации

Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования СПб ГБОУ СПО «Медицинский колледж №3 » Организация работы и обязанности гигиениста стоматологического в профилактическом кабинете Оснащение профилактического кабинета

Изображение слайда
2

Слайд 2

Кабинет профилактики стоматологических заболеваний является неотъемлемой структурной единицей стоматологических клиник-как государственных, так и коммерческих. В условиях стоматологических поликлиник целесообразно всех посетителей из регистратуры направлять в кабинет профилактики. Сюда же могут быть направлены лечащим врачом пациенты с конкретными назначениями по проведению профилактических процедур. Особенно важна профилактическая работа среди детского населения, которую необходимо осуществлять не только в медицинских, но и в образовательных учреждениях(детских садах, школах, интернатах). Организация центров здоровья для детей и взрослых создает дополнительные возможности для широкого внедрения гигиенистом стоматологическим профилактических мероприятий среди разных групп населения РФ.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Функциональные обязанности гигиениста стоматологического 1.Осуществление санитарно-гигиенического и дезинфекционно-стерилизационного режима в кабинете 2.Подготовка рабочего места к приему пациента 3.Осмотр полости рта пациента и регистрация состояния твердых тканей зубов, пародонта, слизистой оболочки полости рта 4.Определение гигиенического состояния полости рта пациента и осуществление контроля за гигиеной полости рта 5.Обучение пациентов навыкам гигиенического ухода за полостью рта и их контроль 6.Подбор индивидуальных средств гигиены 7. Профессиональное удаление мягких и твердых зубных отложений 8.Местное применение фторсодержащих средств(лаков, гелей, муссов, аппликаций, полосканий) 9.Проведение реминерализирующей терапии 10.Герметизация фиссур зубов 11.Прведение стоматологического просвещения детей и взрослых по вопросам возникновения и профилактики стоматологических заболеваний, пропаганда здорового образа жизни 12.Оформление стенда со средствами гигиены и профилактики 13.Ведение учетно-отчетной документации(заполнение истории болезни, статистических талонов)

Изображение слайда
4

Слайд 4

Оснащение кабинета профилактики Кабинет профилактики предусматривает наличие: -стоматологической установки, оснащенной микромотором или механическим приводом с прямым и угловым наконечником, водно-воздушным пистолетом, слюноотсосом, пылесосом, креслом для пациента -стула на колесиках с регулируемой высотой сиденья -столика с набором медикаментов и вспомогательных средств-3% р- ра перекиси водорода,70% спирта,2% водного р- ра метиленового синего, растворов и таблеток для выявления зубного налета, копировальной бумаги, глицерина, емкости с ватными валиками, зеркала с ручкой -стола и тумбы со стерильным стоматологическим инструментарием -стерильного набора диагностических инструментов для осмотра, включающего лоток(кассету),стоматологическое зеркало, остроконечный зонд-эксплорер, пародонтальный зонд, зубоврачебный пинцет -комплекта ручных инструментов для снятия зубных отложений -аппаратов для снятия зубных отложений( ультразвуковых, воздушно-абразивных)

Изображение слайда
5

Слайд 5

-набора полиров и торцевых щеточек для полировки поверхностей зубов и пломб - светополимеризующей пломбы -стола или витрины со средствами гигиены полости рта -средств для обучения чистке зубов:моделей челюстей, ручных зеркал, песочных часов, одноразовых стаканов, салфеток -средств стоматологического просвещения: памяток,брошюр,стендов, выставок,экрана для демонстрации слайдов и кинофильмов -раковин с настенными зеркалами над ними -стола для использованных инструментов емкостей для дезинфекции инструментов Как во всяком лечебном кабинете, в кабинете профилактики должна быть кварцевая лампа. Дополнительно кабинет может быть оснащен диагностическими и лечебно-профилактическими аппаратами, внутриротовой камерой. Комнаты и уголки гигиены полости рта,оборудованные в стоматологических клиниках, детских дошкольных учреждениях,школах,центрах здоровья,помогают пациенту под контролем гигиениста стоматологического приобрести и закрепить навыки по уходу за полостью рта. Гигиенист определяет у пациента уровень гигиены, проводит контролируемую чистку зубов, дает советы по коррекции гигиенических навыков

Изображение слайда
6

Слайд 6

Медикаментозное обеспечение Медикаментозное обеспечение включает: - реминерализирующие и фторидсодержащие препараты( лаки,гели,муссы,растворы ) -полировочные пасты -материалы для герметизации фиссур -противовоспалительные и эпителизирующие препараты для местного применения -средства для аппликационной анестезии -образцы профилактических лекарственных препаратов системного действия(витаминно-минеральные комплексы и др.) -средства для оказания неотложной помощи -набор Анти-СПИД -дистиллированную воду Вспомогательными средствами являются: перчатки, маски, наконечники для слюноотсоса и пылесоса, мензурки, стоматологические стекла, кисточки для покрытия зубов фторлаком, средства для дезинфекции инструментария

Изображение слайда
7

Слайд 7

Работа гигиениста стоматологического в школах и детских дошкольных учреждениях Одним из направлений работы гигиениста стоматологического является проведение групповой профилактики основных заболеваний в организованных детских коллективах В школах стоматологические осмотры, профилактические мероприятия и гигиеническое воспитание проводят в школьном стоматологическом кабинете и в комнатах(классах)гигиены. В классе гигиены, рассчитанном на 15-20 учащихся, устанавливают 6-8 раковин с зеркалами, шкафы для хранения индивидуальных средств гигиены, стаканы для ополаскивания рта, модели для обучения чистке зубов, экран для демонстрации фильмов и слайдов, стенд со средствами гигиены и профилактики, материалы по стоматологическому просвещению Профилактические мероприятия включают: местное применение фторидсодержащих и реминерализирующих препаратов, удаление зубных отложений, герметизацию фиссур Стоматологическое просвещение проводят с учащимися разных классов,их родителями и учителями

Изображение слайда
8

Слайд 8

Профилактическую работу в детских дошкольных учреждениях можно проводить непосредственно в игровой комнате группы, а также в комнате гигиены, оснащенной раковинами с зеркалами, шкафом индивидуальными средствами гигиены и полотенцами по количеству детей Работа гигиениста заключается в проведении профилактических осмотров детей, обучении правилам ухода за полостью рта и контроле их выполнения, покрытии зубов фторидсодержащими лаками и гелями, применении реминерализирующих средств, проведении стоматологического просвещения среди детей, родителей, воспитателей, медицинского персонала.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Методы профилактики основных стоматологических заболеваний Первичная профилактика заключается в использовании методов и средств для предупреждения возникновения стоматологических заболеваний путем устранения их причин и факторов риска Начальные признаки поражения в результате проведения профилактических мероприятий могут стабилизироваться или подвергнуться обратному развитию К методам первичной профилактики основных стоматологических заболеваний относятся: -стоматологическое просвещение -обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта,контроль их выполнения и рекомендации по подбору средств гигиены -профессиональная гигиена полости рта -местное применение фторидов и реминерализирующих средств -герметизация фиссур

Изображение слайда
10

Слайд 10

Просвещение пациента для выработки у него мотивации к сохранению стоматологического здоровья Стоматологическое просвещение -необходимый компонент профилактики. Для того чтобы помочь пациенту выработать привычки правильного ухода за полостью рта, необходимо дать ему представление о механизмах возникновения основных стоматологических заболеваний, обращая внимание и на общее здоровье. Специалисту важно отдавать себе отчет(и убедить в этом пациента), что предупреждение стоматологических заболеваний, несмотря на кажущуюся легкость, очень длительный и непростой процесс, который не ограничивается однократным проведением одной или нескольких профилактических процедур на стоматологическом приеме. Если гигиенист стоматологический по-настоящему заинтересован в сохранении и поддержании здоровья полости рта регулярно обращающемуся к нему пациента, он должен мотивировать его и дома постоянно использовать профилактические средства, улучшающие качество лечебных процедур

Изображение слайда
11

Слайд 11

Эффективность любого профилактического метода зависит от успешности взаимодействия между специалистом и пациентом, для чего важны три фактора: - информация -мотивация -психомоторные навыки Недостаточно только информировать, крайне важна и мотивация, которая со временем дает стимул к изменению стиля жизни и привычек человека, требующихся ему для поддержания здоровья полости рта. Следует понимать,что и мотивация, и выработка психомоторных навыков-очень длительный процесс. Трудность просвещения состоит в том,что у людей обычно имеется тенденция узнавать и искать то,в чем они уже уверенны, и избегать того, что подразумевает какие-либо перемены. В связи с этим задача профессионала заключается в том,что он должен новую информацию «вставить» новую информацию в рамки представлений,уже известных пациенту.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта Цели чистки зубов: - удаление зубного налета -очищение зубов от остатков пищи и наружного окрашивания -массаж десен -профилактика и лечение стоматологических заболеваний благодаря активным компонентам зубных паст и ополаскивателей

Изображение слайда
13

Слайд 13

Чистка зубными щетками Ежедневное удаление зубного налета является одной из основных задач профилактики стоматологических заболеваний. Степень его удаления в процессе чистки зубов зубной щеткой зависит от качества мануальных навыков, настойчивость и мотивации человека, поэтому варьирует у разных людей. От гигиениста стоматологического требуется проведение подробного инструктажа и демонстрации метода чистки зубов на модели, а от пациента-последовательное исполнение движений до полного владения выбранной методикой, чтобы впоследствии самостоятельно применять ее в процессе ежедневной чистки зубов. При чистке зубов обычно используют несколько основных движений: - выметающие -в направлении от десны к режущему краю или жевательной поверхности - возвратно-поступательные- при очищении жевательных поверхностей - вибрирующие- преимущественно для удаления налета в пришеечной области, а также в глубоких фиссурах жевательной поверхности - круговые -рекомендуется для чистки зубов у детей дошкольного возраста, а также для массажа десен Для эффективной чистки зубов предложено много методов, и любой из них, выполняемый правильно и регулярно, позволяет поддерживать хороший уровень гигиены полости рта.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Обучение пациента чистке зубов в условиях стоматологического кабинета При обучении чистке зубов следует принимать во внимание: - возраст пациента -стоматологический статус(наличие съемных и несъемных протезов, ортодонтических конструкций, зубочелюстных аномалий, состояние тканей пародонта) -мотивацию -мануальные навыки -общее состояние здоровья, включая заболевания мышц и суставов, психические расстройства Очень важно обучить пациента при чистке зубов последовательно очищать все поверхности всех зубов, не пропуская ни одного. Для этого целесообразно предложить систему, которой пациент должен придерживаться при каждой чистке. Следует учитывать, действует он левой или правой рукой. Пациент должен повторить правильные движения под наблюдением гигиениста и научиться выполнять их за определенное время.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Особенности очищения зубов электрическими, звуковыми и ультразвуковыми зубными щетками Гигиенист стоматологический должен научить пациента применять электрическую зубную щетку, подчеркнув, что метод чистки кардинально отличается от того, который используется с мануальной щеткой. Головку электрической щетки помещают на вестибулярную поверхность зуба и удерживают 1-2 секунды, в течение которых она совершает пульсирующие, колебательные и возвратно-вращательные движения, удаляющие налет. Затем ее перемещают к соседнему зубу и таким образом последовательно очищают все зубы и поверхности. При использовании электрической щетки нельзя совершать активные движения, как при чистке мануальной щеткой.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Щетинки звуковой и ультразвуковой зубной щетки вибрируют с высокой частотой, отрывая бактерии от поверхности зубов и вызывая активную микроциркуляцию и усиленный ток ротовой жидкости, которая механически смывает зубной налет

Изображение слайда
17

Слайд 17

Оценка эффективности чистки зубов Выделить очищающую эффективность, обусловленную только воздействием зубной щетки, трудно, так как степень очищения зависит от: -продолжительности и правильности движений, производимых в процессе чистки -давления, которое при этом прикладывается -формы и количества зубов Систематическая чистка зубов, удаление мягкого и твердого зубного налета способствуют физиологическому процессу созревания эмали зубов. Биологически-активные компоненты, входящие в состав средств гигиены, обогащают ткани зуба и пародонта солями фосфатов, кальция, микроэлементами, витаминами, повышая их устойчивость к вредным воздействиям Очень важным является удаление налета, который скапливается в области апроксимальных поверхностей зубов, что приводит к уменьшению распространенности и тяжести заболеваний пародонта. Регулярный массаж десен при чистке зубов щеткой способствует активации обменных процессов, улучшению кровообращения в тканях пародонта Клиническая оценка эффективности чистки необходима, чтобы проверить правильность движений, применяемых в процессе ее выполнения При излишнем давлении или использовании щеток со слишком жесткими или сломанными щетинками можно травмировать десну и вызвать ее рецессию

Изображение слайда
18

Слайд 18

Контролируемая чистка зубов Эта процедура, которую пациент осуществляет самостоятельно под наблюдением специалиста Цели контролируемой чистки зубов : -оценка эффективности удаления зубного налета -коррекция навыков ухода за полостью рта Процедура осуществляется в стоматологическом кабинете или комнате гигиены полости рта.Для этой процедуры необходимы: -зубная щетка и зубная паста -краситель для выявления зубного налета -модели челюстей -раковина -зеркало -песочные часы

Изображение слайда
19

Слайд 19

Последовательность процедуры : -обработка зубов пациента окрашивающими средствами, определение гигиенического индекса, демонстрация пациенту с помощью зеркала мест наибольшего скопления зубного налета чистка зубов пациентом в привычной ему манере, для контроля продолжительности чистки зубов можно использовать часы -повторное определение индекса гигиены, оценка эффективности удаления зубного налета, демонстрация пациенту при помощи зеркал окрашенных участков, где налет не был удален при чистке -демонстрация правильной техники чистки зубов на моделях, рекомендации пациенту по коррекции недостатков гигиенического ухода за полостью рта, обучение использованию зубных нитей и дополнительных средств гигиены В последующие посещения снова определяется индекс гигиены, и при его неудовлетворительном значении процедуру контролируемой чистки зубов повторяют

Изображение слайда
20

Слайд 20

Принципы подбора средств индивидуальной гигиены полости рта Особенности ухода за полостью рта у детей разного возраста Возраст Рекомендуемые средства гигиены Методы гигиенического ухода за полостью рта 0-1 год - марлевая салфетка -очень мягкая резиновая щетка-напальчник До прорезывания зубов После каждого кормления протирание марлевой салфеткой остатков пищи с альвеолярных гребней и неба С момента прорезывания первого зуба его очищают с помощью щетки-напальчника не менее 1 раза в день, без применения зубной пасты, круговыми движениями в направлении от десны к режущему краю 1-2 года -«щетка для родителей» с короткой рабочей частью, длинной ручкой и очень мягкой щетиной или очень мягкая детская зубная щетка -детская гелееобразная зубная паста Родители чистят ребенку зубы 2 раза в день под движениями от десны к режущему краю.Возможно использование гелееобразной зубной пасты размером не более горошины

Изображение слайда
21

Слайд 21

2-5 лет -детская зубная щетка с очень мягкой щетиной -детские противокариозные зубные пасты: кальцийсодержащие или фторид-содержащие( до 500 рр m F) Чистка зубов 2 раза в день ребенком(утром и вечером) под контролем родителей. Для однократной чистки используется малое количество зубной пасты Для детей дошкольного возраста наиболее удобен круговой метод чистки зубов( Fones ) -вестибулярные поверхности зубов очищают круговыми движениями, включая краевую часть десны -открывают рот и очищают круговыми движениями оральные поверхности зубов -возвратно-поступательными или круговыми движениями удаляют налет с жевательных поверхностей зубов 6-12 лет -детская зубная щетка с мягкой щетиной -детские противокариозные зубные пасты кальцийсодержащие и фторидсодержащие (до 1000 ppm F) -зубные нити -детские ополаскиватели Чистка зубов ребенком 2 раза в день под контролем родителей, после очистки зубов-использование ополаскивателей Для очищения зубов, находящихся в стадии прорезывания, используют следующий метод: -щеку отводят указательным пальцем -рабочую часть зубной щетки располагают на жевательной поверхности зуба в стадии прорезывания, перпендикулярно зубному ряду -удаление зубного налета осуществляют возвратно-поступательными движениями Самостоятельное использование зубной нити рекомендуется с возраста 9-10 лет

Изображение слайда
22

Слайд 22

Старше 12 лет -зубная щетка средней жесткости -лечебно-профилактическая зубная паста с противокариозными и/или противовоспалительными компонентами -ополаскиватели -зубные нити Чистка зубов 2 раза в день щеткой и пастой -после чистки зубов-применение ополаскивателя -очищение контактных поверхностей зубов флоссами не реже 1 раза в день

Изображение слайда
23

Слайд 23

Рекомендации по подбору средств гигиены в зависимости от состояния полости рта Группы пациентов Рекомендуемые средства гигиены Население районов с содержанием фторида в питьевой воде меньше оптимального(1-1,2мг/л) Очаговая деминерализации эмали, гипоплазии Зубная щетка мягкая или средней жесткости(соответственно возрасту), противокариозные зубные пасты-фторид- и кальцийсодержащие, фторидсодержащие ополаскиватели,зубные нити Население районов с содержанием фторида в питьевой воде выше оптимального. Флюороз Зубная щетка мягкой или средней жесткости,зубные пасты и ополаскиватели,не содержащие фторида(для профилактики кариеса-кальцийсодержащие зубные пасты),зубные нити Пациенты с воспалительными заболеваниями пародонта Зубная щетка: в период обострения-с мягкой щетиной, затем –средней жесткости, противовоспалительные зубные пасты, безалкогольные ополаскиватели, зубные нити, межзубные ершики, ирригаторы

Изображение слайда
24

Слайд 24

Пациенты с зубочелюстными аномалиями Зубная щетка средней жесткости, лечебно-профилактические зубные пасты и ополаскиватели с противокариозными и противовоспалительными компонентами, зубные нити, межзубные ершики Пациенты с брекет -системами Зубная щетка ортодонтическая средней жесткости, зубные пасты и ополаскиватели с противокариозными и пртивовоспалительными компонентами,межзубные ершики,монопучковые щетки,супер-флоссы,ирригаторы Не следует использовать жевательные резинки Пациенты с несъемными протезами Зубная щетка средней жесткости, зубные пасты и ополаскиватели с противокариозными и противовоспалительными компонентами, межзубные ершики, монопучковые щетки, суперфлоссы, ирригаторы Пациенты со стоматологическими имплантатами Зубная щетка средней жесткости с разноуровневой щетиной, зубные пасты и ополаскиватели, межзубные ершики, монопучковые щетки, суперфлоссы и ирригаторы

Изображение слайда
25

Слайд 25

Пациенты со съемными протезами и ортодонтическими конструкциями Средства гигиены полости рта(зубные щетки, пасты, ополаскиватели, зубные нити)-соответственно возрасту. Дополнительно-средства для ухода за протезами: зубные щетки для очищения протезов, очищающие таблетки, пасты и кремы для фиксации протезов Лица с повышенной чувствительностью зубов Зубная щетка с мягкой и очень мягкой щетиной, зубные пасты и ополаскиватели для чувствительных зубов, зубные нити Пациенты со сниженным слюноотделением Зубная щетка с мягкой щетиной, специальные средства ухода за полостью рта с компонентами идентичными ферментам слюны(лизоцим, лактоферрин, лактопероксидаза ): зубная паста с низким пенообразованием, ополаскиватель без спирта, увлажняющий гель и спрей, зубные нити, специальная жевательная резинка

Изображение слайда
26

Слайд 26

Применение фторидсодержащих средств Соединения фтора(фториды) являются одним из наиболее эффективных противокариозных средств. Они повышают резистентность эмали к действию кислот и замедляют развитие начальных кариозных поражений. Фториды могут поступать к зубу двумя путями: -с питьевой водой, пищей, воздухом, лекарствами, в виде таблеток и растворов- эндогенный путь - непосредственно на поверхность эмали- экзогенный путь Оптимальное содержание фторида в питьевой воде 1мг/л способствует предупреждению кариеса. При концентрации фторида в питьевой воде, равной менее половине дозы, возможно использование системных(эндогенных) методов фторидпрофилактики. К системным методам относят: -фторирование питьевой воды -фторирование молока и других напитков -фторирование пищевой соли -применение фторидсодержащих таблеток и капель Действие системных методов фторидпрофилактики наиболее выражено в период формирования зубов, до их прорезывания

Изображение слайда
27

Слайд 27

Поступление оптимальных доз фторида до прорезывания зубов способствует: -увеличению размеров кристаллов гидроксиапатита -замещению в гидроксиапатите гидроксильных групп на ионы фтора с образованием кристаллов фторапатита, более устойчивых к действию кислот -снижению содержания в эмали карбонатов -уменьшению растворимости эмали -формированию менее глубоких и более широких фиссур жевательной поверхности При выборе системного метода введения фторида в организм человека необходимость иметь четкие показания, главными из которых являются: - высокая заболеваемость кариесом зубов среди населения региона -низкое содержание фторида в питьевой воде -отсутствие других источников системного введения фторида Эндогенное введение соединений фторида с целью профилактики кариеса зубов требует регулярного контроля и соблюдения мер предосторожности. Существенным недостатком некоторых системных методов(фторирование воды, соли) является трудность определения индивидуальной дозировки. Оптимальным является прием не более 0,1 мг фторида на 1 кг веса

Изображение слайда
28

Слайд 28

Согласно современным представлениям, после прорезывания зубов кариесстатический эффект более выражен при применении местных фторидсодержащих средств К местным (экзогенным) методам фторидпрофилактики относят: -чистку зубов фторидсодержащими зубными пастами -покрытие зубов фторидсодержащим лаком или гелем -полоскания и аппликации растворами фторидов Средства местного назначения применяют ля профилактики кариеса временных и постоянных зубов, в большей степени они действуют на гладкие поверхности зубов. Поступающий при этом фторид откладывается на поверхности эмали в форме глобул фторида кальция, из которого ионы фтора в кислой среде высвобождаются и участвуют в процессах де- и реминерализации эмали. Показания к назначению местных фторидсодержащих средств являются: -профилактика кариеса зубов у детей и взрослых -лечение ранних форм кариеса зубов -снижение повышенной чувствительности зубов -восстановление поверхности эмали после проведения некоторых стоматологических процедур

Изображение слайда
29

Слайд 29

Фторидсодержащие зубные пасты Применение фторидсодержащих зубных паст рекомендовано применять с раннего возраста. Чистка зубов фторидсодержащими пастами дает стойкий профилактический противокариозный эффект, который является следствием уменьшения количества зубного налета и регулярного поступления небольших концентраций фторида в полость рта. Для усиления противокариозного эффекта паст чистку зубов рекомендуется сочетать с применением фторидсодержащих ополаскивателей. Фторидсодержащие средства гигиены следует использовать ежедневно, дважды в день, чистить зубы не менее 3 минут, затем ополаскивать полость рта не менее 30 секунд. Фторидсодержащие лаки и гели Они являются наиболее распространенными средствами местной профилактики кариеса зубов для профессионального применения Применение профессиональных препаратов с высоким содержанием фторида показано для профилактики кариеса зубов у следующих групп пациентов: -беременных женщин -детей раннего возраста, имеющих кариозные поражения -детей в возрасте от 6-12 лет(период прорезывания постоянных зубов) -лиц с высоким риском возникновения кариеса зубов: неудовлетворительной гигиеной полости рта, кариесогенным рационом питания, нарушениями слюноотделения, очагами деминерализации -пациентов с несъемными ортодонтическими аппаратами

Изображение слайда
30

Слайд 30

Перед проведением процедуры поверхность зубов тщательно очищают от налета, изолируют от слюны, фторсодержащие лаки наносят на поверхность с помощью кисточки или в стандартных каппах, после окончания процедуры необходимо тщательно прополаскать полость рта в течении 30-60 секунд,а затем в течение 2 часов воздержаться от приема пищи и напитков. Фторидсодержащий лак используют для пролонгированного периода воздействия фторида на эмаль зубов. Он образует прилегающую к эмали пленку, остающуюся на поверхности зубов в течении нескольких часов, а в фиссурах, микропространствах –несколько дней и даже недель. Лак наносят на высушенную, очищенную поверхность эмали, избегая попадания на слизистую оболочку рта, с помощью кисточки и высушивают. После процедуры в течении 12-24 часов не следует чистить зубы и принимать очень твердую пищу. Кратность покрытия зубов фторлаком определяется состоянием твердых тканей зубов и степенью риска возникновения кариеса. Растворы фторида натрия для полоскания и аппликаций. Кратность проведения полосканий зависит от концентрации раствора, данный метод удобен для профилактики кариеса зубов у детей с 6-ти летного возраста в организованных коллективах, под контролем гигиениста в течении 1 минуты, после чистки зубов щеткой и пастой. Растворы с высокой концентрацией фторида (1% и 2%) используют преимущественно в виде аппликаций: на очищенную и высушенную поверхность эмали на 3 минуты накладывают ватные тампоны, пропитанные раствором фторида натрия, или используют стандартные каппы для аппликации.

Изображение слайда
31

Слайд 31

Применение кальцийсодержащих средств Кальций необходим для полноценной минерализации твердых тканей зубов во время их формирования и процессов реминерализации эмали поле прорезывания. Недотаточное поступление кальция в организм является одной из причин низкой резистентности эмали к кислотам. Восполнению дефицита кальция в организм способствует прием витаминно-минеральных комплексов, который можно рассматривать как один из методов эндогенной профилактики кариеса зубов.

Изображение слайда
32

Слайд 32

Реминерализация эмали зубов Для повывешения резистентности эмали,а также для воздействия на очаги начального кариеса необходимы препараты, содержащие ионы кальция, фосфата и фтора. Реминерализирующие средства могут быть в форме: -растворов для полосканий -гелей и муссов Аппликации проводятся специалистом в условиях стоматологического кабинета. Их осуществление проводят в несколько этапов: -предварительно очищают поверхность зубов от зубных отложений -изолируют зубы -высушивают воздухом -обильно смачивают рыхлый тампон раствором для аппликаций и размещают его на поверхности зубов: вначале делают аппликации раствором нитрата кальция-в течении 3-5 минут, затем-раствором кислого фосфата аммония- в течении 3-5 минут После процедуры пациенту в течении двух часов не следует принимать пищу и напитки После 5-7 процедур на поверхности эмали и в подповерхностном слое образуется малорастворимое вещество- брушит (СаНРО4), которое является источником ионов кальция и фосфора, необходимых для реминерализации декальцинированного участка эмали

Изображение слайда
33

Слайд 33

Реминерализирующие гели и муссы Данные средства обычно применяют для аппликаций в условиях стоматологического кабинета, однако некоторые препараты подходят и для курсового домашнего использования. Реминерализирующие гели и муссы наносят на предварительно очищенную и высушенную поверхность зубов, при этом удобно использовать стандартные каппы для аппликаций. После процедуры пациенту не рекомендуется принимать пищу в течении нескольких часов. Реминерализирующий гель используют с целью: -профилактики кариеса и лечения его начальных стадий у детей и взрослых -улучшения состояния твердых тканей зубов у пациентов в период ортодонтического лечения - реминерализирующая терапия после профессионального отбеливания зубов -лечения повышенной чувствительности зубов -улучшение цвета эмали при некариозных поражениях зубов

Изображение слайда
34

Слайд 34

Герметизация фиссур зубов Герметизация фиссур является специфическим методом профилактики кариеса жевательных поверхностей постоянных зубов у детей.Он заключается в изоляции фиссуры от кариесогенных факторов в период созревания эмали путем создания физического барьера, предотвращающего попадание в ретенционные участки эмали микроорганизмов полости рта и конечных продуктов их жизнедеятельности-органических кислот. Наиболее интенсивный прирост кариеса жевательных поверхностей наблюдается в первый год после прорезывания зуба. Поэтому герметизация фиссур наиболее эффективна сразу или в течении года после прорезывания Показания к проведению метода герметизации фиссур : 1)возрастные -6-7 лет-для постоянных моляров -10-11 лет-для премоляров -12-13 лет- для вторых постоянных моляров 2)анатомические особенности поверхностей зуба:наличие глубоких и с выраженным рельефом фиссур и ямок,недоступных для очищения зубной щеткой 3)отсутствие контакта с зубом-антагонистом 4)низкий уровень гигиены

Изображение слайда
35

Слайд 35

Материалы для герметизации фиссур 1)Стоматологические герметики( силанты ) Они представляют собой полимерные материалы низкой вязкости и высокой текучести. Герметики должны легко заполнять фиссуры, щели, трещины, хорошо фиксироваться к поверхности зуба, быть устойчивыми к истиранию, обладать удобной системой введения. Герметики различают по ряду признаков. Тип отвердения: - с амополимеризующиеся (химического отверждения) - светоотверждаемые Содержание наполнителя: -ненаполненные(менее 26-28% наполнителя)-лучше проникают в узкие фиссуры и ямки -наполненные(более 29-30% наполнителя)-более устойчивы к истиранию Цвет и прозрачность: -непрозрачные(опаковые)-наиболее эстетичные -прозрачные-позволяет на ранней стадии обнаружить краевой дефект или кариозный процесс -окрашенные(цветные)-позволяют детям или их родителям контролировать наличие герметика в фиссуре Содержание минерализирующих компонентов : -содержащие минерализирующие компоненты -не содержащие минерализирующие компоненты

Изображение слайда
36

Слайд 36

2) Стеклоиономерные цементы(СИЦ) Являются материалом выбора в следующих ситуациях: -невозможность надежной изоляции от слюны -неполное прорезывание жевательной поверхности -несовершенное строение твердых тканей зуба(гипоплазия) неудовлетворительная гигиена полости рта Преимущества стеклоиономерных цементов: -возможность адгезии к твердым тканям зуба в условиях влажной среды -способность накапливать и выделять фторид-ионы 3) Компомеры Эти материалы соединяют в себе элементы стеклоиономерного цемента и композиционного материала и сочетают преимущества обеих компонентов.

Изображение слайда
37

Последний слайд презентации: Правительство Санкт-Петербурга Комитет по Здравоохранению Санкт-Петербургское

Методика проведения герметизации фиссур Подготовка к проведению процедуры: -очищение поверхности зуба вращающимися щеточками и резиновыми чашечками с помощью абразивных паст,не содержащих фторида -удаления остатков налета с поверхности зубов водно-воздушной струей -изоляция зуба от слюны ватными валиками и слюноотсосом -тщательное высушивание поверхности зуба в течении 30 секунд Существуют две методики герметизации фиссур : - неинвазивная ( в случае, если фиссура интактна ) - инвазивная (применяют при герметизации узких, глубоких,пигментированных фиссур, наличии поверностного кариозного поражения эмали) Противопоказания к проведению метода герметизации фиссур : абсолютные- наличие среднего и глубокого кариеса относительные: -поверхностный кариес -отсутствие выраженных ямок и фиссур жевательной поверхности, а также интактные фиссуры в течении нескольких лет после прорезывания -неполное прорезывание жевательной поверхности зуба Контроль сохранности герметика рекомендуется осуществлять и следующие сроки: через неделю, месяц, полгода, год после проведения герметизации Эффективность герметизации фиссур при условии точного выполнения всех этапов процедуры достаточно высока-редукция прироста кариеса жевательных поверхностей за 2 г ода достигает 95-100%, а припятилетнем наблюдении, в среднем,78-79%

Изображение слайда