Слайд 2: Практика ISO-14000 (ИСО Р 14001)
Система экологического менеджмента ОАО "Ураласбест" была признана эффективной, приспособленной к гибкому и оперативному решению вопросов охраны окружающей среды в масштабах области, города и предприятия. Предприятия имеют свободу выбора в определении области внедрения стандартов ИСО серии 14000, но, главное, СЭМ позволяет: · разработать собственную экологическую политику; · идентифицировать экологические аспекты и определить их значимость; · идентифицировать требования законодательных и нормативных актов; · разработать программу внедрения экологической политики; · адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам; · получить дополнительные экономические выгоды в результате признания деятельности предприятия в области охраны окружающей среды со стороны потребителей, поставщиков, населения и общественности. Из практики работы с предприятиями Уральского региона по созданию СЭМ можно сделать вывод, что наиболее трудоемкими процессами для разработчиков являются: определение приоритетных экологических аспектов, разработка целевых и плановых экологических показателей, контроль за соблюдением законодательных и иных экологических требований. Рассмотрим некоторые процессы.
Слайд 3: Практика ISO-14000 (ИСО Р 14001)
Идентификация экологических аспектов Процесс установления приоритетных экологических аспектов включает следующие виды деятельности: · определение экологических аспектов деятельности предприятия и оценка связанных с ними воздействий на окружающую среду; · установление процедуры определения степени приоритетности для предприятия каждого экологического аспекта; · формирование перечня приоритетных экологических аспектов для предприятия и установление порядка его ведения, т.е. систематической корректировки и внесения возможных изменений.
Слайд 4: Практика ISO-14000 (ИСО Р 14001)
В табл. 1 приведен пример установления экологических аспектов на металлургическом производстве.
Слайд 5: Практика ISO-14000 (ИСО Р 14001)
Экологические аспекты и показатели их воздействия на окружающую среду сводятся в таблицу (форма 1). Такие таблицы можно составить для каждого цеха или технологического процесса по операциям.
Слайд 6: Практика ISO-14000 (ИСО Р 14001)
Далее необходимо установить процедуру оценки степени приоритетности экологических аспектов. Заполнение таблицы (форма 2) позволит сделать оценку воздействия экологических аспектов.
Слайд 7: Практика ISO-14000 (ИСО Р 14001)
Возможные критерии, по которым может проводиться ранжирование экологических аспектов на предприятии: · масштаб воздействия; · серьезность воздействия (степень качественных изменений ); · вероятность воздействия; · продолжительность воздействия; · соблюдение существующих законодательных требований в области охраны окружающей среды; · важность изменения воздействия; · влияние воздействия на экологические платежи предприятия; · ; · стоимость изменения; · влияние на имидж предприятия. Наличие жалоб от населения Наличие предписаний природоохранных органов Потребление сырья Водопотребление Потребление энергоресурсов Загрязнение земель Хранение и вид отходов (обращая внимание на выбросы, загрязнение подземных и поверхностных вод, захламление и загрязнение земель) Влияние аспектов на состояние санитарно-защитной зоны и население в ее пределах Характеристики показателей каждое предприятие разрабатывает самостоятельно. Для ранжирования результатов можно использовать метод АВС: наиболее важный показатель того или иного экологического аспекта отмечается буквой "А", наименее важный - буквой "С" (табл. 2).
Слайд 8: Практика ISO-14000 (ИСО Р 14001)
Слайд 9: Практика ISO-14000 (ИСО Р 14001)
Соблюдение законодательных и иных требований в области охраны окружающей среды является подтверждением высокого уровня экологической ответственности предприятия, а также важным показателем экологической эффективности СЭМ. Реестр законодательных и нормативных документов, регламентирующих основные природоохранные и ресурсо-сберегающие требования к деятельности предприятия, является основой для идентификации выполнения и контроля конкретных природоохранных и ресурсосберегающих норм. Для формирования Реестра законодательных актов можно использовать следующие источники информации: · информационные базы контролирующих и регулирующих органов; · электронные базы данных (КонсультантПлюс, региональное законодательство и др.); · периодическая печать ("Российская газета" и др.); · информационные бюллетени промышленных ассоциаций и др. Структуру реестра и способы классификации в нем законодательных актов и нормативных документов предприятия определяют самостоятельно. Классифицировать документы в реестре можно по следующим признакам: · назначение (атмосфера, вода, почвы, отходы, физические факторы, недра и т.д.); · иерархия документа (международные, федеральные, отраслевые, областные, городские и т.д.); · атрибуты документа (см., например, форму 3).
Слайд 10: Практика ISO-14000 (ИСО Р 14001)
Слайд 11: Практика ISO-14000 (ИСО Р 14001)
Таким образом, Реестр законодательных актов является основой для выполнения и контроля конкретных природоохранных нормативов, установленных для предприятия. Такую оценку позволяют провести процессы экологического менеджмента: · мониторинг окружающей среды; · проверки государственными органами или внутренние проверки природоохранной деятельности предприятия; · внутренние аудиты СЭМ; · экспертные оценки при разработке томов предельно допустимых выбросов (ПДВ), предельно допустимых сбросов (ПДС), предельно допустимых образования и размещения отходов (ПДО) и др. Данные о проверках соблюдения законодательных актов заносятся в таблицу (форма 4). Ведение такого документа позволяет собирать конкретную информацию о соблюдении или несоблюдении законодательных требований на предприятии, использовать эту информацию для докладов высшему руководству предприятия, для демонстрации внутренним и внешним аудиторам.