Презентация на тему: Позитивизм

Позитивизм
Позитивизм
Позитивизм
Формы позитивизма:
Позитивизм
Классический позитивизм
Конт Огюст (1798-1857)
Позитивизм
Позитивизм
Позитивизм
Махизм (эмпириокритицизм)
Неопозитивизм
Позитивизм
Бертран Рассел (1872-1970)
Позитивизм
Людвиг Витгенштейн (1889-1951)
Позитивизм
Позитивизм
Венский кружок неопозитивистов
Мориц Шлик (1882-1936)
Принцип верификации:
Позитивизм
Постпозитивизм
Позитивизм
Карл Поппер (1902-1994)
Принцип фальсификации:
Томас Кун (1922-1996)
Парадигма -
Томас Кун: парадигма
Концепция смены научных парадигм:
Позитивизм
Развитие знания, по Куну
Имре Лакатос (1922 - 1974)
Научно-исследовательская программа (НИП) -
Научно-исследовательская программа по И. Лакатосу:
Структура НИП:
Позитивизм
Позитивизм
Пол Фейерабенд (1924-1994)
Позитивизм
Позитивизм
1/41
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 52)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (672 Кб)
1

Первый слайд презентации: Позитивизм

ФГБОУ ВО БГМУ Министерства здравоохранения РФ Кафедра философии Автор: доцент кафедры философии Зубаирова-Валеева А.С.

Изображение слайда
2

Слайд 2

Позитивизм – направление в философии, целью которого является подведение философии под твёрдые стандарты науки. Зародился в 30-40-е годы 19 века, прошёл длительную эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм). Основатель – Огюст Конт – французский философ, ученик Сен-Симона. Существенный вклад внёс Герберт Спенсер – англ. философ-эволюционист, социолог. Сравнивал общество с организмом.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Принципы верификации и фальсификации, сформулированные позитивистами, считаются одними из важнейших критериев научного знания.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Формы позитивизма:

Классический позитивизм; Махизм (Эмпириокритицизм); Неопозитивизм; Постпозитивизм.

Изображение слайда
5

Слайд 5

О.Конт (1798-1857гг.) Д.Милль (1806-1873гг.) Г.Спенсер (1820-1903гг.) Постпозитивизм К.Поппер (1902г-1994гг.) Т.Кун (1922-1996гг.) П.Файербенд (1924-1994гг.) Неопозитивизм Г.Рейхенабах (1891-1953гг.) Ф.Франк (1884-1966гг.) Р.Карнап (1981-1970гг.) Б.Рассел (1872-1970гг.) Махизм (Эмпириокритицизм ) Э.Мах (1838-1916гг.) А.Пуанкаре (1854-1912гг.) Р.Авенариус (1843-1896гг.) Позитивизм Атеистический М.Хайдеггер (1889-1976гг.) Ж-П.Сартр (1905-1980гг.) А.Камю (1913-1960гг.) 42

Изображение слайда
6

Слайд 6: Классический позитивизм

Изображение слайда
7

Слайд 7: Конт Огюст (1798-1857)

Французский философ, основатель позитивизма и социологии. Считал, что исследовать общество необходимо методами естественных наук: посредством наблюдения, эксперимента и др.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Разработал теорию "трех стадий", которые проходит в своем развитии каждая наука, равно как и общество в целом – Теологическую (религиозную), Метафизическую (философскую), Позитивную (научную).

Изображение слайда
9

Слайд 9

Конт критиковал философию за её стремление делать всеобъемлющие построения, за её абстрактность, оторванность от мира. «Философия в таком виде не нужна, её надо выбросить». Необходимо дать людям «позитивное знание» - знание конкретных фактов, событий, процессов, показать закономерные связи между ними.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от оценочного характера («хорошо - плохо», «добро – зло», «прекрасно – безобразно» и т.п.) и не должна стремиться стать царицей наук. Философия должна стать конкретной наукой! Главной наукой Конт считал естествознание (науки о природе).

Изображение слайда
11

Слайд 11: Махизм (эмпириокритицизм)

Близок к субъективному идеализму. Создатели – Э. Мах (1836-1916) и Р. Авенариус (1843-1896гг.). Идеи: В основе философии должен лежать критический, чувственный опыт. Все предметы, явления окружающего мира представлены человеку в виде «комплекса ощущений». Задача философии – перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (пример: масса, размер существуют не сами по себе, а как то, что человек ощущает массой, размером и т.д.)

Изображение слайда
12

Слайд 12: Неопозитивизм

Представители этого направления сводили задачи философии не к систематизации естественнонаучного знания (как классический позитивизм), а к математическому анализу языковых форм знания. Философия должна заниматься логическим анализом языка науки. Данное направление получило также название « логико-лингвистической формы позитивизма ».

Изображение слайда
13

Слайд 13

Представители: Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн, Мориц Шлик и др. Основные идеи : каждый человек по-разному отражает этот мир, и мы по-разному воспроизводим раскодировку нашего опыта. Т.е. каждый человек «говорит на своём собственном языке». Чтобы найти общий язык, понятный для всех (что особенно важно для учёных, для науки), необходимо прийти к языку логики.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Бертран Рассел (1872-1970)

Английский философ, логик, математик. Основоположник логического анализа языка.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Б. Рассел : Философия должна расщеплять сложные идеи на простые, пока это не приведёт к обнаружению «атомарных фактов» в «атомарных предложениях».

Изображение слайда
16

Слайд 16: Людвиг Витгенштейн (1889-1951)

Австрийский философ, логик и математик. Осуществил «лингвистический переворот» в современной философии

Изображение слайда
17

Слайд 17

Изучая человеческий язык, Витгенштейн пришёл к выводу, что логическая структура языка соответствует онтологической структуре (структуре бытия) мира человека. Границы нашего языка – это границы нашего мира. Язык и деятельность, которая с ним сплетена, были названы им «языковой игрой». В неё входят не только значения понятий, но и эмоциональные, волевые компоненты.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Витгенштейн: «Что может быть сказано, должно быть сказано ясно, а о чём невозможно говорить – о том следует промолчать».

Изображение слайда
19

Слайд 19: Венский кружок неопозитивистов

В «Венский кружок» входили М. Шлик, Р. Карнап, Г. Рейенбах и другие. Они сформулировали главный принцип неопозитивизма – принцип верификации

Изображение слайда
20

Слайд 20: Мориц Шлик (1882-1936)

Изображение слайда
21

Слайд 21: Принцип верификации:

«Понятие или суждение имеет значение только тогда, когда оно эмпирически проверяемо». Т.е. любое подлинное знание можно проверить на опыте, на практике (прямым или косвенным образом). Принцип верификации отвечает на вопрос, является ли данное знание истинным.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идеи, Бог) нужно исключить, выбросить, т.к. их нельзя верифицировать. Но, как оказалось, далеко не любое знание можно проверить на практике (например, математическое).

Изображение слайда
23

Слайд 23: Постпозитивизм

Появился во второй половине XX века. Представители – К. Поппер, Т. Кун и др. Для его представителей главное – не анализ языка, а разграничение науки и не-науки, а также проблемы эволюции научного знания. Вопросы: как возникает новая теория, как она добивается признания и т.д.

Изображение слайда
24

Слайд 24

С.т.зр. постпозитивизма, философские термины многозначны и не могут соответствовать критериям научности. Следовательно, философия это не наука, но она (и прочие абстрактные концепции, идеи, напр., религиозные) имеют право на существование.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Карл Поппер (1902-1994)

Представитель постпозитивизма, автор «принципа фальсификации».

Изображение слайда
26

Слайд 26: Принцип фальсификации:

Знание имеет право считаться научным лишь в том случае, если оно в принципе опровержимо (если не сейчас, то в будущем). Принцип фальсификации отвечает на вопрос, является ли данное знание научным.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Томас Кун (1922-1996)

Американский историк и философ науки; Автор концепции смены научных парадигм.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Парадигма -

Это совокупность базовых теоретических взглядов, методов исследований, принятых в науке в тот или иной исторический период. Это «мировоззренческий фундамент» науки.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Томас Кун: парадигма

Фундаментальная теория Методология Философия Система ценностей

Изображение слайда
30

Слайд 30: Концепция смены научных парадигм:

Периодически в происходит смена научных парадигм, она происходит через научную революцию. Сначала накапливаются «неразрешимые головоломки» - учёные, особенно молодые, теряют доверие к старой парадигме.

Изображение слайда
31

Слайд 31

Затем наступает кризис в науке (период споров, дискуссий), в котором новаторам противостоят консерваторы. И наконец, находятся новые теории, методы, которые ложатся в основу новой научной парадигмы. Наступает продолжительный период, в течение которого учёные снова занимаются «нормальной наукой».

Изображение слайда
32

Слайд 32: Развитие знания, по Куну

Допарадигмальный период Научная революция Период «нормальной науки» Накопление аномалий

Изображение слайда
33

Слайд 33: Имре Лакатос (1922 - 1974)

Французский психоаналитик, структуралист, философ науки. Родился в Венгрии. Автор теории смены научно-исследовательских программ. «Рыцарь рациональности».

Изображение слайда
34

Слайд 34: Научно-исследовательская программа (НИП) -

Это серия сменяющихся теорий, связанных между собой едиными основополагающими принципами. Эвристика – наука о принципах и методах совершения открытий, научного творчества.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Научно-исследовательская программа по И. Лакатосу:

Изображение слайда
36

Слайд 36: Структура НИП:

Жесткое ядро НИП – то, что является общим для всех её теорий; Негативная эвристика – вспомогательные гипотезы, предохраняющие ядро от критики. Позитивная эвристика – выбор первоочередных проблем и задач, которые необходимо решать учёным (показывает потенциал развития, нераскрытость теории).

Изображение слайда
37

Слайд 37

Т1,Т2,Т3,Т4 – теории, последовательно возникающие в НИП. Они объясняют предыдущие и охватывают всё большую область явлений (если не охватывают – программа является «сгнивающей» или вырождающейся).

Изображение слайда
38

Слайд 38

Со временем эвристическая сила НИП начинает ослабевать, и перед учёными встаёт вопрос о целесообразности дальнейшей работы в её рамках. С т.зр. Лакатоса, научное знание демонстрирует значительную устойчивость и непрерывность именно благодаря НИП.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Пол Фейерабенд (1924-1994)

Американский философ и методолог науки. Опирался на идеи К.Поппера и Т.Куна. Отвергал накопление (кумулятивность) и преемственность научного знания.

Изображение слайда
40

Слайд 40

Развитие науки – хаотичное нагромождение произвольных переворотов, не имеющих каких-либо объективных оснований и рационально не объяснимых. Успех одной из теорий – следствие способности её автора удачно её организовать, преподнести.

Изображение слайда
41

Последний слайд презентации: Позитивизм

Каждый исследователь вправе разрабатывать свои научные концепции, методы, не считаясь с общепринятыми стандартами и критикой. Все научные традиции равноправны (научный плюрализм).

Изображение слайда