Презентация на тему: Посвящается 75-летию Победы в Великой Отечественной войне…

Посвящается 75-летию Победы в Великой Отечественной войне…
Посвящается 75-летию Победы в Великой Отечественной войне…
Дейнека А.А. Оборона Севастополя. 1942
Посвящается 75-летию Победы в Великой Отечественной войне…
В годы войны люди испытали не только нищету, голод и слезы, работу на фронтах, в партизанском движении и в тылу. В то время у многих мальчиков и девочек просто
Ю.М.Непринцев с первых дней войны был на фронте. Участвовал в боях. Уже после Победы он пишет несколько картин, в которых он рассказывает о войне.
Посвящается 75-летию Победы в Великой Отечественной войне…
Посвящается 75-летию Победы в Великой Отечественной войне…
Посвящается 75-летию Победы в Великой Отечественной войне…
Невозможно забыть лицо матери, провожающей сына в бой, в картине другого ленинградского художника - А.А.Мыльникова «Прощание». Их будоражащие силуэты, их
Моисеенко Е.Е. Ополченцы. 1959
«Матери, сёстры» - проникновенное посвящение художника русской женщине - матерям, сёстрам, возлюбленным, принявшим на себя и вынесшим всё в страшные дни
Моисеенко Е.Е. Победа. 1972
Первая самостоятельная картина молодого тогда художника Гелия Михайловича Коржева называлась «В дни войны». Показанная на московской молодежной выставке в 1954
Цикл картин Г.М.Коржева «Опаленные огнем войны» включает полотна «Проводы», «Заслон», «Следы войны», «Мать», «Старые раны». Каждое из них — содержательное,
Уже в 2005 году художник как бы переосмысливает пережитое. Он создает диптих, получивший название «Живой заслон».
Сюжетный центр картины «Триумф победившей Родины» составляет знаменитый Парад Победы 24 июня 1945 года, в котором приняло участие около 35 тысяч человек.
« Серия моих картин «Дети войны. 1943 год» – это мое военное детство », - написал живописец А.А.Жабский в автобиографии.
Картина «Шинель отца» В.Е. Попкова не из тех, что прямолинейно прославляет солдатский подвиг.
Данциг М. И помнит мир спасённый…1985
XXI столетие, представлено уникальной работой двух художников – Александра Виноградова и Владимира Дубосарского – «За отвагу»: гигантская картина, собранная из
Фрагмент композиции
Фрагмент композиции
фрагмент композиции
Посвящается 75-летию Победы в Великой Отечественной войне…
1/25
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 89)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (35469 Кб)
1

Первый слайд презентации: Посвящается 75-летию Победы в Великой Отечественной войне…

О.И.Симанкова, искусствовед, преподаватель МБУДО «Брянская детская художественная школа

Изображение слайда
2

Слайд 2

Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. Мы знаем об этой войне из исторических документов, рассказов ветеранов, стихов и песен, литературных произведений, но огромное значение имеют и картины художников, созданные в разные годы. Многие художники, картины которых представлены в этой подборке – сами участники Великой Отечественной войны. Кто-то из них пережил ужасы блокады Ленинграда. Детство многих из них пришлось на военные трудные годы. Творчество этих художников стало классикой русского советского искусства ХХ века. Завершает подборку рассказ об огромной композиции наших современников, художников XXI века, состоящее из более 20 больших картин-панно…

Изображение слайда
3

Слайд 3: Дейнека А.А. Оборона Севастополя. 1942

В дни Великой Отечественной войны, да еще в самые тяжелые, тревожные, трагические ее месяцы, рождались настоящие художественные шедевры.

Изображение слайда
4

Слайд 4

А. А. Дейнека вспоминал: " Меня целиком захватила героика защитников Севастополя. Шла тяжелая война, я вернулся с фронта из-под Юхнова. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился черным. Но писать я все же решил на выставку "Оборону Севастополя", потому что я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, даже дети почувствовали, что такое блокада. Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолета. Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам. Словом, моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину ».

Изображение слайда
5

Слайд 5: В годы войны люди испытали не только нищету, голод и слезы, работу на фронтах, в партизанском движении и в тылу. В то время у многих мальчиков и девочек просто не стало детства. Они наравне со взрослыми делали снаряды для ракет, уходили на фронт, а в свободное время помогали по хозяйству. Атмосферу мирного деревенского быта сменяет ощущение трагедии, которая врывается в привычную, размеренную жизнь. Один из таких невероятно страшных моментов и запечатлен на холсте «Фашист пролетел» А.А.Пластова. (1942)

Потрясающий пейзаж осеннего косогора открывает нам золотое убранство тоненьких березок. Все наполнено игрой желтых оттенков и уникальным светом. И тут зритель явственно слышит, как жутко воет собака. Присмотревшись, мы видим расстрелянных коров, рассеянно бродящих овец и мальчика-пастушка, упавшего на землю. Поначалу кажется, что он просто попытался скрыться в траве от пролетающего истребителя, но… Настолько неловкое падение, так неправдоподобно вывернутая рука, странно далеко лежащие кнут и шапка и алые пятна крови на детских русых волосах. Многие зрители в ступоре, ведь, действительно, трудно понять, зачем нужна смерть ребенка. Здесь даже нет сил плакать, а есть бесконечная горечь…

Изображение слайда
6

Слайд 6: Ю.М.Непринцев с первых дней войны был на фронте. Участвовал в боях. Уже после Победы он пишет несколько картин, в которых он рассказывает о войне

Ю.М. Непринцев : «Хотя стоял конец ноября, но зима была уже в полной силе. Шли мы мимо опустевших деревень, все время вдоль Невы, до того места (в районе Овцино ), откуда уже отчетливо доносилась пулеметная и ружейная стрельба. На левом берегу, за изгибом реки были немецкие позиции. Командир, боясь вести роту под обстрел, увел нас вглубь, от реки подальше». Непринцев Ю.М. Вот солдаты идут… 1970

Изображение слайда
7

Слайд 7

Непринцев Ю.М.: « Теперь мы шли зимним лесом, порядком выдохшиеся и, наконец, услышали команду: «Привал». В мое сознание сугубо городского жителя глубоко врезался своей необычайностью этот сказочно заснеженпый лес, нетронутый гладкий снег, измятый только там. где устроились на привал бойцы: лапы елей с большими пластами чистого снега... И тишина. Особая тишина зимнего леса. Сидящие па снегу усталые люди: кто поправляет портянку, кто закручивает самокрутку из махорки, кто грызет сухарь или кусочек сахара. Это впечатление, видимо, долго таилось в моей памяти, и только значительно позже, после войны, возникло снова, войдя основным компонентом в мою картину «Отдых после боя ». Непринцев Ю.М. Отдых после боя. 1951.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Угаров Б.С.. Ленинградка (В сорок первом). 1961 В 1941 году будущий ленинградский живописец Народный художник СССР Б.С. Угаров добровольцем уходит в народное ополчение. В декабре 1945 года он, тогда студент Института им. И.Е.Репина, делает в дневнике запись: « Очень волнует тема Ленинграда в блокаде, мне хочется передать хоть частичку тех чувств и переживаний, которые владели ленинградцами в те времена... Мороз, при котором трудно дышится... Набережная Невы. Одинокие человеческие фигурки передвигаются по глубокому снегу». Вспоминал Угаров многих женщин- ленинградок, вынесших на своих плечах тяжесть войны, но писал одну. И в этой одной - все. Образ вспыхнул перед его мысленным взором мгновенным, проникающим в сердце стоп-кадром. За трагической красотой ее облика встает галерея воспетых отечественным искусством и литературой русских женщин, вопреки всему, наперекор судьбе исполняющих свой нравственный долг »

Изображение слайда
9

Слайд 9

Безмолвная белая пустыня простирается до узкой кромки далекого леса. Серое страшное небо. Заиндевелые избы. У плетня - одинокая хрупкая женщина в черном платке. Горестно вздеты к лицу худые руки. Морозный ветер леденит кровь. А она все глядит и глядит вслед ушедшему сыну. Толпится народ. Мать все смотрит, как в снежной дали тает тонкая цепочка солдат... Чувство матери очерчено сокровенно, разительно. Б.С. Угаров вспоминал: « Прошло двадцать лет с тех пор, как я видел эту женщину в блокированном Ленинграде: видел, как она работала на оборонительных рубежах, как ухаживала за детьми и стариками, как помогала бойцам, как стойко сносила невзгоды и горе. Я видел ее, добрую, терпеливую, суровую, красивую женщину — мать, воина». Угаров Б.С. Мать Год 1941-й. 1975.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Невозможно забыть лицо матери, провожающей сына в бой, в картине другого ленинградского художника - А.А.Мыльникова «Прощание». Их будоражащие силуэты, их фигуры, их чувства — как отзвук происходящего в миллионах семей, когда родные уходили в огонь войны, навстречу врагу. Каждая деталь здесь емка, реальна, символична, как и все происходящее. Сопоставление дальних обобщенных планов с этими деталями подчеркивает значимость общего, ситуации и отдельного, с главенством облика старой женщины как воплощенной духовности, нравственности. Глубина ее образа соотнесена с глубиной ее чувства в наполненном войною жестоком мире. Облик матери дан на такой драматической ноте, что она будто олицетворяет боль и подвиг всех матерей. Писатель М. А. Дудин: „ Перед этой картиной можно плакать о величии подвига, воссиявшего над бездонной пропастью материнского горя. Эта картина — песня мужеству и благородству, вздох удивления, слеза восторга и скорбь памяти одновременно"

Мыльников А.А. Прощание. 1975

Изображение слайда
11

Слайд 11: Моисеенко Е.Е. Ополченцы. 1959

«Ополченцы» — первое произведение Е.Е. Моисеенко, ленингадского живописца, участника Великой Отечественной войны, посвященное теме, решаемой им глубоко и многогранно. Картина художественно и исторически достоверна: „ Я вспоминал ребят-ополченцев, страшно хотелось показать их реально, сделать психологическую вещь, углубиться в характеры". Действительно, они разные — в трудной боевой работе. Среди них хорошо знакомые художнику люди — фронтовики, ставшие прообразами произведения. Они в краткой передышке между бесконечными боями. Их фигуры заполняют почти весь протяженный холст, оставляя лишь часть задымленного пространства. Так в правдивой картине возникает реальная метафора — они лишь часть тех, кто составляет понятие -"народ, поднявшийся на борьбу ".

Изображение слайда
12

Слайд 12: Матери, сёстры» - проникновенное посвящение художника русской женщине - матерям, сёстрам, возлюбленным, принявшим на себя и вынесшим всё в страшные дни испытаний Великой Отечественной войны. Искусствовед Михаил Герман охарактеризовал картину как одно из самых сильных, трагических полотен Моисеенко: « где вся боль непролитых слёз, навсегда скрытого в сердцах страдания остались памятником тем, кто выдержал, быть может, самое страшное испытание войны — ожидание »

Её замысел мастер вынашивал двадцать лет, и к тому времени, когда взял в руки кисть, уже в основном видел картину оконченной. « Я помню, и как меня мать провожала на войну, и как, будучи солдатом, проходил деревни и уходил из них. Мне не забыть глаза женщин. Мне хотелось как бы взглядом уходящего заглянуть в них. Планами, сначала крупно, потом всё меньше— и вовсе женщины исчезают за горизонтом. Как память о них, оседают в душе солдата и горе, и скорбь, и надежда», — вспоминал Моисеенко. Символична главная фигура картины — статная суровая женщина, напутствующая уходящих на фронт, как образ Родины-матери. Картина посвящена матери художника. Её военная судьба была похожа на судьбы односельчанок. Матрёна Сергеевна жила четыре года в оккупации и ничего не знала о судьбе сына. Художник изобразил её пожилой женщиной, хотя в годы войны она была ещё молодой, а её место в композиции как бы заняли его ровесницы. Моисеенко Е.Е. Матери, сестры. 1967

Изображение слайда
13

Слайд 13: Моисеенко Е.Е. Победа. 1972

Великая Отечественная война не отпускает художника и спустя много лет после Победы в 1945-м… Художник показал боль и страдание, перемешанные с истерической радостью. На полотне изображены последние часы войны в здание Рейхстага. Там два солдата. И один из них умирает на руках у товарища. Его искаженная фигура вызывает ужас. Смерть не выглядит красивой или героической - она страшна. Эмоциональный накал еще больше увеличивает близость конца войны. Вот-вот и все бы закончилось. И солдат был бы жив. Второй отчаянно кричит. Сколько скорби и усталости от потерь в этом лице. Эта картина посвящена не победе. Написав её столь необычно — в тёмном колорите, с контрастно-светлыми фигурами солдат на мрачном фоне истерзанного войной здания, с болью и смертью в сюжете, Евсей Евсеевич показывает нам обратную сторону Победы — её цену. Ценой были разрушения, голод, страх, непосильный труд и, что самое страшное, человеческие жизни. И картина, пропитанная ненавистью к войне, прекрасно это передаёт. Множество смертей. Все это и даже больше пережили люди тех времен. Искусствовед М. Ю. Герман назвал это произведение одним из самых глубоких произведений Моисеенко, посвящённых 1945 году, которое заставляет зрителя пропустить сквозь сердце цену победы.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Первая самостоятельная картина молодого тогда художника Гелия Михайловича Коржева называлась «В дни войны». Показанная на московской молодежной выставке в 1954 году, она сразу привлекла к себе внимание

Коржев Г.М. В дни войны 1952-1954 Сюжет ее с первого взгляда прост. Достаточно скрупулезно воссоздан военный быт. Информативно-повествовательная тональность картины сама по себе еще не создает момента «захвата» зрительского внимания. Все это весьма существенные, но все же подступы к главному. А оно в образе художника — вчерашнего солдата, обдумывающего содержание будущей картины. Перед ним чистый холст на подрамнике. Что скажет он современникам и потомкам о войне? Где грань между правдой и кривдой? А оно в образе художника — вчерашнего солдата, обдумывающего содержание будущей картины. Перед ним чистый холст на подрамнике. Что скажет он современникам и потомкам о войне?

Изображение слайда
15

Слайд 15: Цикл картин Г.М.Коржева «Опаленные огнем войны» включает полотна «Проводы», «Заслон», «Следы войны», «Мать», «Старые раны». Каждое из них — содержательное, глубокое по мысли, ори финальное по композиционному строю — создает вполне завершенный и впечатляющий художественный образ. Они являют собой эпическую панораму жизни, борьбы, страданий, свершений советских людей в годы войны

Каждое из них — содержательное, глубокое по мысли, ори финальное по композиционному строю — создает вполне завершенный и впечатляющий художественный образ. Они являют собой эпическую панораму жизни, борьбы, страданий, свершений советских людей в годы войны. И при всем этом они наполнены такими человеческими переживаниями, такой болью, таким нравственным зарядом, что невольно притягивают к себе, заставляют углубиться в их содержание... Г.М.Коржев.Серия «Опаленные огнем войны»: Мать,1967. Г.М.Коржев. Серия «Опаленные огнем войны»: Проводы. 1967

Изображение слайда
16

Слайд 16: Уже в 2005 году художник как бы переосмысливает пережитое. Он создает диптих, получивший название «Живой заслон»

Выставлены фашистами как живое заграждение люди. Они стоят во весь рост лицом к наступающим частям Советской Армии, спиной — к затаившимся в окопах врагам и ждут... Ждут и те и другие. Одни — что будут делать советские солдаты, другие — как поведут себя смертники, стоящие у бруствера. Одно неверное движение — и выстрел в спину. Психологическая характеристика персонажей картины позволяет видеть, кто как ждет. Спокойно-решителен взгляд сельского интеллигента, вероятно, учителя, тревожен взгляд женщины, познавшей горе, чист взгляд ребенка, пока еще не понимающего ужаса своего положения. А внизу у их ног зловеще чернеют дула автоматов и просматриваются жестокие лица врагов. Трудно даже представить, что происходило в сознании каждого из поставленных на край окопа, а по существу — на край жизни. И тем не менее даже естественный страх перед смертью не убил в людях человеческое достоинство, не лишил их мужества. В этом — ключ к пониманию картины «Заслон». Коржев Г.М. Живой заслон. 2005

Изображение слайда
17

Слайд 17: Сюжетный центр картины «Триумф победившей Родины» составляет знаменитый Парад Победы 24 июня 1945 года, в котором приняло участие около 35 тысяч человек. Кульминацией стало низвержение вражеских знамен к ногам военачальников, полководцев-победителей

М. Хмелько. Триумф победившей Родины. 1947

Изображение слайда
18

Слайд 18: Серия моих картин «Дети войны. 1943 год» – это мое военное детство », - написал живописец А.А.Жабский в автобиографии

Жабский А.А. Рисуют дети войны. 1985 Жабский А.А. Песня. 1985 Жабский А.А. Хлеб войны.1985 Все работы серии выполнены в строгом серо-коричневом колорите, передающем нищету и постоянный сумрак землянки. На этом фоне протекает жизнь шестерых детей – худеньких, как тростиночки, от постоянного голода, с тонкими шейками и глубоко запавшими печальными глазами. В отсутствие мамы они жмутся друг к другу, как стайка птенцов, а когда она дома, вся стайка прибивается к ней: Деление пайкового хлеба было главным событием в семье («Хлеб войны »); на некоторое время появлялись силы жить – ходить в школу,читать, рисовать («Рисуют дети войны»), петь с мамой песни («Песня»)…

Изображение слайда
19

Слайд 19: Картина «Шинель отца» В.Е. Попкова не из тех, что прямолинейно прославляет солдатский подвиг

Пространство картины условно. Лишь палитра с красками объясняет нам, что художник изобразил самого себя сыном, примеряющего шинель погибшего отца. Почувствовав на своих плечах шинель, сын замер от ощущения тяжести утраты и присутствия незримой связи с отцом. В свою очередь сама шинель оживает на плечах человека. Она превращается в плоть и дух солдата, который прошёл в ней все тяготы войны, и может быть умер в ней. Сын боится шевельнуться, он старается в тишине уловить невидимую волну контакта с отцом. Он лишь легкими движениями пальцев водит по обшлагу грубого рукава шинели. Он мало помнит отца, а может, не видел его вовсе. Ему хочется видеть отца, слышать его голос, чувствовать силу его отцовского объятия. Ему хочется быть сыном. Война отняла у него это счастье. Война отняла счастье у женщин, жён и матерей. Три призрачные женские фигуры выступают из тёмного фона картины. Безжизненные вдовьи тени бродят вокруг каждого погибшего, храня память о своём личном безутешном горе. Попков В.Е.Шинель отца.1972

Изображение слайда
20

Слайд 20: Данциг М. И помнит мир спасённый…1985

На создание картины Данцига М. «И помнит мир спасённый…» вдохновил известный исторический факт спасения шедевров Дрезденской галереи во время Второй Мировой войны. Здание галереи было разрушено во время бомбардировки Дрездена, однако картины заблаговременно были спрятаны в специально оборудованных укрытиях. Среди них — Сикстинская Мадонна Рафаэля. 9 мая 1945 года большинство картин было найдено солдатами Советской армии. Центральная часть композиции изображает момент «освобождения» Сикстинской Мадонны Рафаэля из хранилища, что является метафорой освобождения Европы от фашизма. Сикстинская Мадонна служит аллегорией всей мировой культуры и цивилизации. Согласно видению художника: «Именно эта фигура Мадонны с младенцем — смысловой центр моей работы. Она — смысл того, что советские воины освободили мир, спасли саму жизнь и культуру человечества от фашизма. Среди изображённых на картине и солдаты, празднующие победу, и жертвы последних боёв, и отец-солдат с убитым сыном, и пленные немцы », — Май Данциг

Изображение слайда
21

Слайд 21: XXI столетие, представлено уникальной работой двух художников – Александра Виноградова и Владимира Дубосарского – «За отвагу»: гигантская картина, собранная из 20 полотен. Она занимает целый зал. Это уже духовное восприятие ветеранов, которых сами художники называют «праведниками русской земли ». Картина представляет собой громадное произведение и по смысловой насыщенности, и по своему фактическому размеру

Изображение слайда
22

Слайд 22: Фрагмент композиции

Изображение слайда
23

Слайд 23: Фрагмент композиции

Изображение слайда
24

Слайд 24: фрагмент композиции

Пейзаж перекликается с темой райского сада: цветущая природа, светлое небо, река, которая, согласно книге Бытия, вытекает из рая и разделяется на четыре рукава. Картина напоминает о том, что победа творилась обычными людьми, которых после войны ждала зрелость и старость, но которые благодаря своим внутренним качествам стали героями, поставив на кон собственные жизни.

Изображение слайда
25

Последний слайд презентации: Посвящается 75-летию Победы в Великой Отечественной войне…

Спасибо всем, кто посмотрел репродукции и познакомился с историей создания картин! С ДНЕМ ПОБЕДЫ!

Изображение слайда