Презентация на тему: Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Проблема

Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Проблема становления личности. Социокультурные типы личности.
«Человек».
«Личность».
«Индивид» и «индивидуальность».
Проблема становления личности.
Социокультурные типы личности.
Социокультурные типы личности.
Социокультурные типы личности.
Социокультурные типы личности.
Спасибо за внимание!
1/10
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 30)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2625 Кб)
1

Первый слайд презентации: Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Проблема становления личности. Социокультурные типы личности

Выполнила Кузменкова Светлана Валерьевна ЭК-02-19

Изображение слайда
2

Слайд 2: Человек»

«Человек» – это общее, родовое понятие, оно указывает на наличие в мире такой исторически развивающейся общности, как человеческий род ( homosapiens ), которая отличается присущим только ей способом жизнедеятельности.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Личность»

Понятие «личность» подчеркивает социальную сущность индивида, характеризует индивида как продукт общественного развития, результат включенности в систему социальных отношений посредством общения и активной деятельности. Эти факторы проявляются в процессе социализации. Социализация– это процесс усвоения индивидом принятых в обществе образцов поведения, социальных норм и ценностей, процесс формирования социальных качеств, знаний и умений, необходимых для успешной реализации себя в данном обществе. Социализация – это процесс, играющий огромную роль в жизни как отдельной личности, так и общества. От успеха социализации зависит, насколько личность сумеет реализовать себя, свои способности в обществе. Для общества от успеха процесса социализации зависит, сумеет ли новое поколение перенять опыт, умения, ценности, достижения культуры старших поколений, сохранится ли преемственность в развитии общества.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Индивид» и «индивидуальность»

Понятие «индивид» указывает на отдельного, конкретного представителя человеческого рода, с его уникальными биологическими, психическими и социальными характеристиками. Личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего выражения. Неповторимый способ существования в обществе конкретной личности (способность быть самим собой в рамках социальной системы) выражается в понятии «индивидуальность».

Изображение слайда
5

Слайд 5: Проблема становления личности

Проблема становления личности – одна из наиболее сложных и актуальных проблем в психологии, которая направлена не только на выявление конкретных закономерностей, определенных изменений на разных возрастных этапах, но и на раскрытие общих принципов индивидуального развития. Процесс становления личности реализовывается последовательно через несколько векторных направлений: социальном, индивидуальном и деятельностном. Важнейшим критерием развития личности является степень развитости «социальности», в связи с чем становление личности рассматривается как особая форма проявления социального развития. Особое значение в этом плане имеет степень возможного управления процессом личностного развития, что связано с такой проблемой, как соотношение в нём биологического и социального. Личностью человек не рождается, а становится. Рождается индивид, но при всей своей биологической определенности он является порождением социального мира и формируется в социальной среде. Именно социальное является главным содержанием развития ребёнка, который только в обществе, в общественных связях присваивает и реализует социальную сущность человека. При этом необходимо учитывать наличия в процессе развития периодов особой открытости растущего человека определённым общественным воздействиям, и внутреннюю готовность принятия их и самореализацию в них. Разным возрастным этапам свойственны различия в уровне и степени развития самопознания, самореализации, творческой активности, социальной зрелости, в которых наиболее полно выражается становление личности. Общество всегда задает эталон личности, процесс развития направлен на освоение социального мира, его предметов и отношений, исторически вырабатываемых форм и способов обращения с природой и норм человеческих взаимоотношений. Такое введение ребёнка в человеческий мир возможно лишь в условиях сначала с целенаправленно организуемого учебно-воспитательного процесса, а в более зрелом возрасте в конкретных видах деятельности, когда учитывается то, что должно быть сформировано – те нравственно-волевые качества личности, которые вычленяются исторически определенным обществом как наиболее значимые.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Социокультурные типы личности

С точки зрения особенностей включения людей в культурную и социальную среду в целом — экономическую, политическую, бытовую и др. сферы жизнедеятельности, в культурологии принято выделять 2 основных социокультурных типа: реактивный и проактивный. Реактивный тип включает тех, кто в значительной степени либо полностью зависит от обстоятельств и других людей. Действия этого типа личности развертываются чаще по схеме «стимул — реакция». Такие люди находятся в большой зависимости от окружающей природной и социальной среды. Человек такого типа все свои неудачи и поражения списывает на обстоятельства или чей-то злой умысел. Он все больше подчиняет себя внешним влияниям, во все большей степени ощущает себя жертвой, не способной контролировать ситуацию и потому не несущей ответственности за свои дела и поступки, за свою судьбу.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Социокультурные типы личности

Проактивный тип личности характеризуется прямо противоположными социальными качествами и установками. В поведении такой личности между стимулом и реакцией появляется большое количество промежуточных звеньев, определяющих свободу выбора. Личность такого типа действует активно и целеустремленно, учитывая влияние окружающей среды и давление обстоятельств, она принимает самостоятельные решения. Люди, относящиеся к проактивному типу личности, своей творческой новаторской деятельностью способны внести существенный вклад в развитие культуры. Однако среди людей этого типа более, чем среди предыдущего — реактивного, встречаются и революционеры, разрушители, сокрушители сложившихся традиций. Кроме основных двух типов, отличающихся формой включения в окружающую социальную среду, в культурологии принято выделять также типы личности, особенности которых связаны с содержанием ценностно-нормативных оснований культуры, осваиваемых в процессе социализации личности. По этим основаниям выделяются следующие социокультурные типы личности: модальный, маргинальный, девиантный, эталонный.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Социокультурные типы личности

Модальный тип личности — это наиболее распространенный в данной социкультурной среде в конкретно-исторических условиях тип личности. Он воплощает в концентрированном виде наиболее характерные личностные характеристики индивидов, формируемые господствующими в этом обществе типами культуры, мировоззрения, общественных оценок, социально-экономических условий (например, в феодальном обществе Средневековья такими модальными типами были типы феодалов-аристократов с набором типичных особенностей их ценностных ориентации и типы крестьян со своими ценностными особенностями). К представителям модального типа личности относят представителей среднего класса в современном постиндустриальном обществе — в Европе, в Америке и т.д. Маргинальный тип личности. Маргиналами являются люди, социокультурные основания которых находятся одновременно в двух или более социокультурных пластах — социальных группах и ценностях, разделяемых ими (например, сельский житель, переехавший в город и еще не адаптировавшийся в городской социокультурной среде, а также «новые русские», «новые белорусы» и т.д.). Особенно часто появляются личности такого типа в ситуациях общественных трансформаций.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Социокультурные типы личности

Девиантный тип личности — это тип личности, для которой характерно отклонение от принятых в обществе социальных норм и отказ от культивируемых в обществе культурных ценностей. В число девиантов включаются индивиды с негативно ориентированной девиацией (например, наркоманы, преступники, для которых характерна крайняя форма девиации — делинквентное поведение), а также люди с конструктивно ориентированной девиацией (например, гении). Эталонный тип личности — это обобщенная характеристика человека, личностные свойства которого в наиболее полной степени соответствуют «социальному заказу», сформированному на определенном этапе социально-экономического, политического и социокультурного развития общества. Эталонный тип личности — это своего рода образец, к которому должен стремиться сознательный и активный гражданин страны, не забывающий и о судьбах человечества. И если эти отношения в своей содержательной части соответствуют национальным интересам своей страны и общечеловеческим ценностям и постоянно влияют на цели, которые ставит перед собой человек и которые побуждают его быть постоянно активным в достижении этих целей, значит, данный индивид будет соответствовать характерологическим особенностям эталонного типа личности.

Изображение слайда
10

Последний слайд презентации: Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Проблема: Спасибо за внимание!

Изображение слайда