Презентация на тему: Понятие педагогического эксперимента Этапы и условия организации

Понятие педагогического эксперимента Этапы и условия организации педагогического эксперимента
Понятие «педагогический эксперимент»
Понятие педагогического эксперимента Этапы и условия организации
- сравнения эффективности двух или нескольких вариантов педагогических воздействий или условий и выбора из них оптимального варианта по какому-либо критерию
Виды педагогического эксперимента
Понятие педагогического эксперимента Этапы и условия организации
Понятие педагогического эксперимента Этапы и условия организации
Естественный эксперимент  проводится в конкретной ситуа­ции, поэтому полученные результаты и сделанные выводы полно­стью адекватны для решения практических
Понятие педагогического эксперимента Этапы и условия организации
Понятие педагогического эксперимента Этапы и условия организации
Понятие педагогического эксперимента Этапы и условия организации
Понятие педагогического эксперимента Этапы и условия организации
Особенности применения поискового, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Констатирующий  эксперимент   -  это  эксперимент, устанавливающий наличие какого-либо непреложного факта или явления.  Эксперимент   становится
Понятие педагогического эксперимента Этапы и условия организации
Понятие педагогического эксперимента Этапы и условия организации
Обработка экспериментальных данных
Понятие педагогического эксперимента Этапы и условия организации
1/18
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 94)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (706 Кб)
1

Первый слайд презентации: Понятие педагогического эксперимента Этапы и условия организации педагогического эксперимента

Изображение слайда
2

Слайд 2: Понятие «педагогический эксперимент»

Под  педагогическим экспериментом  подразумевается  "комплекс методов исследования,  который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности выдвинутой  гипотезы" (Ю.К. Бабанский,  1985). Педагогический эксперимент пред­полагает осуществление сравнения, анализа, выбора оптимального варианта деятельности. Используется экспериментальная работа в том случае,  когда на поставленные исследователем вопросы нет готового ответа.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Клеев С.А.(1998) дает такое определение : педагогический эксперимент   - это своеобразно сформированный, осуществленный в поддающихся контролю условиях процесс обучения или воспитания, дающий возможность наблюдать педагогические явления, служащий для решения многих задач исследования, например: - установления зависимости между определенным педагогическим воздействием и достигаемыми при этом результатами обучения, воспитания, развития; - выявления зависимости между системой педагогических мер или условий и затратами времени и усилий учителей и учащихся по достижению ожидаемых результатов;

Изображение слайда
4

Слайд 4: сравнения эффективности двух или нескольких вариантов педагогических воздействий или условий и выбора из них оптимального варианта по какому-либо критерию (эффективности, затрат времени, усилий, средств и т.п.); - доказательства рациональности определенной системы мер по ряду критериев одновременно при соответствующих условиях; - обнаружения причинных связей

Изображение слайда
5

Слайд 5: Виды педагогического эксперимента

Лабораторный эксперимент   проводится в специально организованных (искусственных) условиях, призванных обеспечить чистоту результатов. Лабораторный эксперимент можно повторять многократно с одним и тем же или разными испытуемыми и столько раз, сколько необходимо для того, чтобы на основе полученных данных можно было бы вы­явить и сформулировать имеющиеся связи и закономерности.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Лабораторный эксперимент проводится в лабораторных условиях и строится по принципу моделирования организационно-психологических и педагогических процессов и явлений. Он позволяет установить более точный контроль за многими переменными и создать условия, которые можно считать сходными с естественными. В этом эксперименте обучающиеся или педагоги приглашаются в специально подготовленные помещения (лаборатории), где убраны все посторонние раздражители — шум, лишние дидактические материалы и т.д. В этих «очищенных» услови­ях экспериментируемым предлагается что-то выполнить или на них чем-то воздействуют и тут же измеряют результаты этих воздействий. Примером может служить эксперимент по выявлению психического состояния обучаемых на занятии под влиянием фоновой музыки, а также работа с электроэнцефалографом. Вообще же лабораторный эксперимент в педагогических исследованиях используется крайне редко.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Естественный эксперимент  проводится в обычных для испытуемых условиях в рамках привычной для него деятельности. Этот вид эксперимента дает возможность замаскировать содержание и цели эксперимента и при этом сохранять суть, которая заключается в активности исследователя в измене­нии условий выполнения деятельности.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Естественный эксперимент  проводится в конкретной ситуа­ции, поэтому полученные результаты и сделанные выводы полно­стью адекватны для решения практических задач. Например, в привычно протекающую учебную деятельность на занятии экспериментатор вводит новые средства или методы обучения, заменяя старые, малоэффективные. Все, кроме методов и средств, при этом сохраняется: место проведения, режим дня, расписание, прежний преподаватель и состав группы. В этих естественных условиях ликвидировать «шумы» практически невозможно. Более того, этот эксперимент, как правило, проводит сам преподаватель. Именно это дало возможность назвать такой эксперимент опытно-экспериментальной работой. В основном эксперименты в педагогике проводятся как естественные, не разрушающие сложившихся педагогических процессов или систем. Основным отрицательным моментом естественного эксперимента является недостаток или отсутствие контроля многих переменных, влияющих на его ход

Изображение слайда
9

Слайд 9

Констатирующим эксперимент   –  это измерение уровня развития процесса или явления (диагностика) с целью подготовки к формирующему эксперименту. Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования и ставит своей задачей выяснение на практике состояния изучаемого явления. При этом могут быть использованы различные методы исследования (наблюдение, беседы, анкетирование, анализ детских работ и т.п.). Полученные в результате констатирующего эксперимента данные могут служить основой для построения исследования, которое позволяет прогнозиро­вать дальнейшее развитие изучаемых свойств, качеств и характерис­тик. Констатирующих экспериментов в педагогике немало, особенно в пограничных исследованиях. Используемые методы диагности­рования выполняют одновременно воспитательно -образовательную функцию. Через них эксперимент осуществляет воздействие на своих участников и в какой-то степени преобразует их: любой вопрос в тесте, беседе, анкете побуждает «через него» анализи­ровать и оценивать себя, выбирая ответ.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Формирующий эксперимент   (преобразующий, обучающий)  – это активное воздействие на условия, в которых находится объект, с целью изучения динамики развития изучаемого процесса или явления. Формирующий эксперимент ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированности той или иной деятельности, развития тех или иных сторон личности, а их активное формирование или воспитание. В этом случае в ходе эксперимента создается специальная ситуа­ция, которая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности, глубже раскрыть их структуру.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Формирующий эксперимент широко используется при изуче­нии конкретных путей формирования качеств личности, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогиче­ским поиском и проектированием, изучением и апробацией наи­более эффективных технологий, методов, приемов, форм учебно-воспитательного процесса. В процессе   формирующего эксперимента организуется проверка выдвинутой гипотезы. Изменяются или вводятся новые условия, с целью изучения влияния этих условий на педагогический процесс. На этом этапе очень важны методика фиксации хода и результатов опытной работы и методика анализа полученных данных, статистическая обработка данных, составление таблиц, построение графиков и др. Особенностью формирующего эксперимента является то, что в нем одновременно сочетаются и задачи исследова­ния, и задачи формирования изучаемого свойства, что позволяет решать проблемы, имеющиеся в учебно-воспитательном процессе.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Естественный же эксперимент, наоборот, уступая лабораторному в возможности создания удобных для исследователя условий, демонстрирует приближенный к реальности ход изучаемых процессов. Часто он используется в технических науках для испытания изготовленных объектов, в этом случае его называют натурным. В зависимости от условий непосредственного проведения естественный эксперимент может быть полевым, полигонным, производственным, клиническим и т.п. Главная задача в естественном эксперименте — обеспечить максимальную непринужденность, натуральность окружающей обстановки. В эту задачу, как правило, входят изучение параметров воздействия среды на данный объект, особенностей поведения или функционирования данного объекта и их оценка.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Особенности применения поискового, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов

Поисковый эксперимент проводится в том случае, если затруднена классификация факторов, влияющих на изучаемое явление вследствие отсутствия достаточных предварительных (априорных) данных. По результатам поискового эксперимента устанавливается значимость факторов, осуществляется отсеивание незначимых.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Констатирующий  эксперимент   -  это  эксперимент, устанавливающий наличие какого-либо непреложного факта или явления.  Эксперимент   становится  констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых. Цель  констатирующего  эксперимента  - измерение наличного уровня развития, получение первичного материала для организации  формирующего  эксперимента

Изображение слайда
15

Слайд 15

Формирующий (преобразующий, обучающий) эксперимент ставит своей целью активное формирование или воспитание тех или иных сторон психики, уровней деятельности и т.д.; используется при изучении конкретных путей формирования личности ребёнка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательной работы. Цель  формирующего эксперимента может быть: обучение каким - либо знаниям, умениям, навыкам; формирование тех или иных качеств личности. Формирующий эксперимент требует от исследователя: Разработанности теоретических представлений о параметрах формируемых психических явлений. Четкости планирования хода эксперимента. Полного учета разных факторов реального обучения, влияющих на возникновение изучаемых психических явлений.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Контрольный эксперимент  –  это измерение уровня развития процесса или явления (диагностика) с целью уточнения результатов проведенной работы, правильности или ошибочности гипотезы. С помощью этого эксперимента через конкрет­ный промежуток времени после формирующего эксперимента определяется уровень изменений по материалам формирующего эксперимента.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Обработка экспериментальных данных

. Обработка экспериментальных данных. Он предполагает применение количественных и качественных методов обработки полученной информации. При этом активно используются методы математической статистики, приемы шкалирования, обработка данных на ЭВМ. Основная цель применения методов математической статистики – повысить обоснованность выводов психологического исследования за счет использования вероятностной логики и вероятностных моделей, то есть подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования.

Изображение слайда
18

Последний слайд презентации: Понятие педагогического эксперимента Этапы и условия организации

Список использованных источников: 1.«Основания педагогики» Новиков А.М.; 2.«Педагогика » Бабанский Ю.К.; 3.«Педагогика » Пидкасистый П.И..

Изображение слайда