Презентация на тему: Понятие методологии и методов педагогических исследований

Понятие методологии и методов педагогических исследований
Литература
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Понятие методологии и методов педагогических исследований
Понятие методологии и методов педагогических исследований
Понятие методологии
Методология педагогики
Понятие методологии и методов педагогических исследований
Понятие методологии и методов педагогических исследований
Виды методологии по целевой направленности деятельности
Методология педагогической науки
Уровни научной методологии (Э.Г. Юдин)
Методология педагогической деятельности
Взаимосвязь методологии педагогической науки  и педагогической деятельности
Понятие методологии науки (А.М. Новиков)
Понятие методологии и методов педагогических исследований
Понятие методологии и методов педагогических исследований
Понятие методологии и методов педагогических исследований
Методы педагогического исследования
Понятие методологии и методов педагогических исследований
Основные методы педагогического исследования
Методы педагогического исследования
Теоретические методы педагогического исследования
Теоретические методы педагогического исследования
Теоретические методы педагогического исследования
Теоретические методы педагогического исследования
Теоретические методы педагогического исследования
Эмпирические методы педагогического исследования
Эмпирические методы педагогического исследования
Эмпирические методы педагогического исследования
Эмпирические методы педагогического исследования
Эмпирические методы педагогического исследования
Эмпирические методы педагогического исследования
Эмпирические методы педагогического исследования
1/34
Средняя оценка: 4.0/5 (всего оценок: 35)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (659 Кб)
1

Первый слайд презентации: Понятие методологии и методов педагогических исследований

Изображение слайда
2

Слайд 2: Литература

Скворцова Л.М. Методология научных исследований [Электронный ресурс]: учеб.пособие / Л. М. Скворцова. - Москва: МГСУ: ЭБС АСВ, 2014. - 79 с. - ЭБС « IPRbooks ». Рузавин Г.И. Методология научного познания [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / Г. И. Рузавин. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 287 с. - ЭБС « IPRbooks ». Климантова Г.И. Методология и методы социологического исследования [Электронный ресурс]: учебник / Г.И. Климантова, Е.М. Черняк, А.А. Щегорцов. - Москва: Дашков и К°, 2014. - 256 с. - ЭБС « IPRbooks ». Овчаров А.О. Методология научного исследования [Электронный ресурс]: учебник / А.О. Овчаров, Т.Н. Овчарова. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 304 с.: ил. - (Высшее образование. Магистратура). - ЭБС "ZNANIUM.COM". Крылова М.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Электронный ресурс]: основы теории и практики: учеб.пособие / М.А. Крылова. - Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2017. - 96 с.: ил. - (Высшее образование. Магистратура). - ЭБС "ZNANIUM.COM"

Изображение слайда
3

Слайд 3: Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

1. Бухарова В.Г. Опытно-поисковая, опытно-экспериментальная работа и педагогический эксперимент в диссертационных исследованиях [Электронный ресурс] //Научные исследования в образовании. - 2012, № 11.- С.6-11. Режим доступа к журн.: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18209524 2. Вершинина Н.А. Объект и предмет педагогики в поле современной дискуссии // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 6. С. 7-11. Режим доступа к журн.: http://elibrary.ru 3. Дулин В.В. Объект и предмет истории педагогики как методологическая проблема // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2007. № 4. С. 12-16. Режим доступа к журн.: http://elibrary.ru 4. Ибрагимов Г.И. Закономерности и принципы обучения в профессиональной школе // Казанский педагогический журнал. 2014. № 4 (105). С. 9-26. Режим доступа к журн.: http ://elibrary.ru 5. Ибрагимов Г.И. О составе и структуре закономерностей и принципов обучения в современной педагогике // Образование и саморазвитие. 2014. № 4 (42). С. 21-29. Режим доступа к журн.: http ://elibrary.ru

Изображение слайда
4

Слайд 4

6. Коршунова Н.Л. Эволюция понятия методологии педагогики (преемственность традиций и новые перспективы) // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2013. № 1 (260). С. 46-54. Режим доступа к журн.: http ://elibrary.ru 7. Лаврентьева О.Г. Развитие магистратур педагогического направления в университетах Франции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 9. № 29. С. 172-176. Режим доступа к журн.: http ://elibrary.ru 8. Новиков А.М. Общие эмпирические методы исследования [Электронный ресурс] // Эксперимент и инновации в школе. -2010, №1. С. 2- 9. Режим доступа к журн.: http://elibrary.ru 9. Орехова Е.Я., Полунина Л.Н. Педагогическая магистратура в США: структура и содержание образовательных программ // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2014. Т. 2. № 2. С. 65-66. Режим доступа к журн.: http ://elibrary.ru 10. Пискунова Е.В. Международные исследования как источник развития отечественного высшего педагогического образования // Письма в Эмиссия.Оффлайн ( TheEmissia.OfflineLetters ): электронный научный журнал. – Май 2009, ART 1328. - CПб., 2009 г. - URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1328.htm.

Изображение слайда
5

Слайд 5

11. Полонский В.М. Определение новизны результатов научно-педагогических исследований // Проблемы современного образования. -2011, №2. С. 61-70. Режим доступа к журн.: http ://elibrary.ru 12. Серегин Н.В. Научная проблематика, гипотеза и критерии успешности теоретической основы педагогических исследований // Мир науки, культуры, образования.-2012, №1(32). С. 147-149. Режим доступа к журн.: http ://elibrary.ru 13. Сиденко А.С., Хмелева В.С. Педагогический эксперимент: понятие и виды деятельности [Электронный ресурс] // Эксперимент и инновации в школе. -2008, №2. С. 21- 25. Режим доступа к журн.: http://elibrary.ru 14. Титова Е.В. О методологических ошибках в педагогических исследованиях // Письма в Эмиссия.Оффлайн ( TheEmissia.OfflineLetters ): электронный научный журнал. – 2011. – URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1648.htm 15. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогический эксперимент в диссертационных исследованиях [Электронный ресурс] //Современная высшая школа: инновационный аспект.- 2011, №1. С.52-63. — Режим доступа к журн.: http://elibrary.ru 16. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. - 2-еизд., перераб. идоп. - М.: "Ось-89", 1999. - 304 с.) http://www.econ.spbu.ru/education/masters/research_work/posobie.pdf

Изображение слайда
6

Слайд 6: Понятие методологии

Методология (от метод и логия) — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( советский энциклопедический словарь ). Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе ( философский энциклопедический словарь).

Изображение слайда
7

Слайд 7: Методология педагогики

В области методологии педагогики ведущими работами, рассматривающими всю систему методологии педагогики, являются публикации трех основных авторов: М.А. Данилова, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, А.М. Новикова : 1. Данилов М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований // Советская педагогика. - 1969. - № 5. 2. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. — М.: Педагогика, 1982. — 160 с. 3. Краевский В.В. Методология научного исследования: Пособие для студ. и асп. гуманитар. ун-тов. — СПб.: СПб. ГУП, 2001. — 148 с. 4. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. — Самара: Изд-во Сам ГПИ, 1994. — 164 с. 5. Новиков А.М. Методология образования. — М.: Эгвес, 2006. — 488 с. 6. Проблемы методологии педагогики и методики исследований / Под ред. М.А. Данилова и Н.И. Болдырева. — М.: Педагогика, 1971. — 352 с.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Научная деятельность Искусство Религия Философия Человеческая деятельность

Изображение слайда
9

Слайд 9

Методология педагогики

Изображение слайда
10

Слайд 10: Виды методологии по целевой направленности деятельности

методология игровой деятельности ( имеется в виду в первую очередь детская игра); методология учебной деятельности; методология трудовой деятельности. В сфере образования к методологии трудовой деятельности относятся: методология научно-педагогической деятельности ( методология педагогики ); методология практической педагогической ( образовательной ) деятельности.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Методология педагогической науки

Методология педагогической науки – это совокупность принципов построения научно-исследовательской деятельности в области педагогических наук, оптимизации способов и средств организации педагогического исследования. Наличие собственной методологии является условием развития любой науки, поскольку «двигателем» этого развития как раз и являются научные исследования, обогащающие науку новыми знаниями и расширяющими сферу её применения Некоторые положения методологического знания являются общими для ряда наук, другие отражают специфику конкретной науки.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Уровни научной методологии (Э.Г. Юдин)

Изображение слайда
13

Слайд 13: Методология педагогической деятельности

Методология педагогической деятельности - совокупность принципов построения педагогической деятельности, оптимизации способов и средств её осуществления. Взаимосвязь методологии педагогической науки и педагогической деятельности схематично показана на рисунке ниже.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Взаимосвязь методологии педагогической науки  и педагогической деятельности

Изображение слайда
15

Слайд 15: Понятие методологии науки (А.М. Новиков)

Отрасль науки, которая изучает саму науку в широком смысле слова, называется науковедением, которая включает в себя целый ряд дисциплин : гносеологию, логику науки, семиотику (учение о знаках), социологию науки, психологию научного творчества и т.д.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Гносеология — это теория научного познания (синоним эпистемология), одна из составных частей философии. В целом гносеология изучает закономерности и возможности познания, исследует ступени, формы, методы и средства процесса познания, условия и критерии истинности научного знания. Методология науки как учение об организации научно-исследовательской деятельности — это та часть гносеологии, которая изучает процесс научной деятельности ( его организацию ).

Изображение слайда
17

Слайд 17

Выделяют термины « научное познание » и « научное исследование ». Научное познание рассматривается как общественно-исторический процесс. Научное исследование рассматривается как субъективный процесс — как деятельность по получению новых научных знаний отдельным индивидом — ученым, исследователем или их группой, коллективом. Научное познание не существует вне познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут что-то познавать (исследовать) лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения ученых к другому.

Изображение слайда
18

Слайд 18

А.М. Новиков рассматривает методологию как учение об организации деятельности, тогда: Научное исследование - это цикл деятельности. Структурные единицы деятельности - направленные действия. Как известно, действие — единица деятельности, отличительной особенностью которой является наличие конкретной цели. Структурные единицы действия - операции, соотнесенные с объективно-предметными условиями достижения цели. Одна и та же цель, соотносимая с действием, может быть достигнута в разных условиях; то или иное действие может быть реализовано разными операциями. Вместе с тем одна и та же операция может входить в разные действия ( А.Н. Леонтьев ). Выделяют: методы-операции методы-действия

Изображение слайда
19

Слайд 19: Методы педагогического исследования

Метод – (с греческого «путь к чему либо») способ достижения цели, особым способом упорядоченная деятельности. Методы исследования – это способы познания объективной реальности. Научные методы – это способы получения информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построение научных теорий. Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогической действительности. Существует несколько подходов к классификации методов педагогического исследования. Согласно одному из них (см., например: Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002).

Изображение слайда
20

Слайд 20

Теоретические методы: методы — последовательные действия: выявление и разрешение противоречий, постановка проблемы, построение гипотезы и т.д.; методы-операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация и т.д. Эмпирические методы : методы — последовательные действия: обследование, мониторинг, эксперимент и т.д.; методы-операции: наблюдение, опрос, тестирование и т.д.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Основные методы педагогического исследования

Изображение слайда
22

Слайд 22: Методы педагогического исследования

Любой метод педагогического исследования не является универсальным, каждый их них эффективен лишь при правильном использовании. Правильность применения метода подразумевает два аспекта : владение данным методом; умение исследователя выбрать наиболее эффективный метод исходя из существующих условий исследования, конкретной исследовательской задачи. При выборе методов педагогического исследования необходимо руководствоваться следующими принципами : совокупность методов (для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов исследования); адекватность методов существу изучаемого явления, предполагаемым результатам, возможностям исследователя; ненанесение вреда (запрет использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способных навредить испытуемым, педагогическому процессу).

Изображение слайда
23

Слайд 23: Теоретические методы педагогического исследования

Изучение литературных источников в педагогическом исследовании позволяет находить и отбирать необходимую информацию. Предмет изучения : научно-методическая литература, нормативно-правовые акты в сфере образования, образовательные стандарты, типовые учебные планы и программы, а также разнообразные электронные документы. Реализация этого метода : используются традиционные приёмы работы с литературой : конспектирование, реферирование, составление библиографии, аннотирование, цитирование, составление логических схем текста. Кроме того, при изучении электронных документов возможно полное копирование и сохранение источника на доступном носителе, сжатие и архивация документа, распечатка всего документа либо его фрагмента (например, оглавления, электронного адреса или прилагаемой аннотации), поиск данных по ключевым словам и т.д. Методы изучения литературы по предмету исследования

Изображение слайда
24

Слайд 24: Теоретические методы педагогического исследования

При теоретическом анализе полученные эмпирическим путём данные могут: сопоставляться с научно обоснованными и многократно подтверждёнными на практике фактами; сравниваться с данными того же класса, полученными ранее в этой же или подобной системе; соотноситься с целями и задачами управляемого процесса; осмысливаться как конечные или промежуточные результаты некоторой деятельности; обобщаться в виде кратких выводов. Теоретический анализ

Изображение слайда
25

Слайд 25: Теоретические методы педагогического исследования

Индукция и дедукция являются методами логических обобщений. Индукция и дедукция применяются и для построения рассуждений при анализе полученных данных. При индукции рассуждение строится от частных фактов к общим умозаключениям; при дедукции – от общих, заранее известных исследователю принципов, закономерностей к выявлению и объяснению частных фактов. Индукция и дедукция

Изображение слайда
26

Слайд 26: Теоретические методы педагогического исследования

Метод создания и изучения научно-педагогических моделей, где научно-педагогическая модель – мысленно представленная или материально реализованная система, адекватно отображающих исследуемый предмет педагогической действительности. Признаки научной модели:  1) идеальная система, оптимизированная для изучения; 2 ) адекватно отражает объект исследования; 3 ) способна замещать моделируемый объект; 4 ) изучение модели даёт новую информацию о предмете исследования. Главным преимуществом модели является целостность представленной информации, дающая возможность осуществлять синтетический подход в познании данного объекта. Педагогическое моделирование помогает осмыслить предмет исследования в различных условиях. Моделирование позволяет выделить в объекте исследования наиболее существенное – то, что относится к исследуемому предмету. Создав модель, в дальнейшем можно сосредоточиться на её изучении, теоретически разработать оптимальную систему – и только после этого проверять её в реальных условиях педагогического процесса. Педагогическое моделирование

Изображение слайда
27

Слайд 27: Теоретические методы педагогического исследования

Анализ и синтез Сравнение Классификация Обобщение Абстрагирование Кокретизация Так, в педагогических исследованиях применяются, как правило, три вида сравнений: сравнение педагогических явлений по одному признаку. Например: сравнение успеваемости учащихся в контрольных и экспериментальных классах после экспериментального обучения; сравнение однородных педагогических явлений по нескольким признакам. Например, сравнение знаний и умений учащихся контрольных и экспериментальных классов по скорости усвоения знаний, прочности усвоения знаний, умению творчески использовать знания и т.д.; сравнение различных этапов в развитии одного педагогического явления. Например, сравнение уровня навыков чтения у учащихся по годам обучения. Другие методы

Изображение слайда
28

Слайд 28: Эмпирические методы педагогического исследования

Является наиболее распространенным эмпирическим методом, с помощью которого объект изучается в различных условиях без вмешательства в его существование. К достоинствам наблюдения относятся его доступность и возможность самому исследователю непосредственно ознакомиться с изучаемым предметом. Недостатки наблюдения в педагогическом исследовании состоят в том, что: - на достоверность результатов сильно влияют личностные особенности наблюдателя, его интересы, убеждения и стереотипы; - достоверность полученных результатов прямо пропорциональна длительности наблюдения (чем дольше проводилось наблюдение, тем статистически достоверней данные, полученные с его помощью); - личным наблюдением физически невозможно охватить все моменты исследуемого процесса, а это значит, что многие факты всё равно останутся неустановленными. Наблюдение

Изображение слайда
29

Слайд 29: Эмпирические методы педагогического исследования

Является наиболее распространенным эмпирическим методом, с помощью которого объект изучается в различных условиях без вмешательства в его существование. К достоинствам наблюдения относятся его доступность и возможность самому исследователю непосредственно ознакомиться с изучаемым предметом. Недостатки наблюдения в педагогическом исследовании состоят в том, что: - на достоверность результатов сильно влияют личностные особенности наблюдателя, его интересы, убеждения и стереотипы; - достоверность полученных результатов прямо пропорциональна длительности наблюдения (чем дольше проводилось наблюдение, тем статистически достоверней данные, полученные с его помощью); - личным наблюдением физически невозможно охватить все моменты исследуемого процесса, а это значит, что многие факты всё равно останутся неустановленными. Наблюдение

Изображение слайда
30

Слайд 30: Эмпирические методы педагогического исследования

Метод сбора информации с помощью анкет – специально разработанных вопросников, на которые требуется дать письменные ответы. Основные виды анкет: - открытые (опрашиваемые должны сформулировать ответ самостоятельно); - закрытые (опрашиваемым надо выбрать наиболее подходящий ответ из нескольких готовых вариантов); - смешанные (комбинированные), предусматривающие возможность как выбора из готовых вариантов, так и самостоятельной формулировки ответа. вмешательства в его существование. Поэтому важным условием эффективности этого метода является достаточное качество используемого вопросника (ясность для опрашиваемого сути вопросов, возможность дать на них однозначные ответы или выбрать приемлемый вариант ответа из предложенных альтернатив, а также избегание вопросов, провоцирующих заведомо лживые ответы). При проведении массовых анкетирований фактором, снижающим правдивость ответов, становится мнение других людей. Анкетирование

Изображение слайда
31

Слайд 31: Эмпирические методы педагогического исследования

Метод, при котором получение информации происходит в режиме индивидуализированного диалога. Беседа как метод исследования, по сравнению с анкетированием, имеет ряд преимуществ, обусловленных наличием непосредственного контакта с опрашиваемым человеком: - управлять влиянием на ответы опрашиваемого внешних раздражающих факторов (избежать присутствия третьих лиц; выбрать наиболее подходящие обстановку, освещение, время; изменять интонацию при формулировании вопросов и т.д.); - менять формулировку вопросов по ходу опроса, делая их более «удобными» для отвечающего; - задавать уточняющие вопросы, добиваясь более конкретных ответов; - использовать невербальные каналы общения для создания установки на искренние ответы; - отслеживать информацию, которая транслируется опрашиваемым по невербальным каналам общения (например, по характерным жестам, взгляду, позе человека в ходе беседы можно выявить его эмоциональное состояние, распознать неискренние ответы); - ситуативно расширять или сужать круг вопросов, в зависимости от характера и объёма информации, которой владеет опрашиваемый и которой он готов в данный момент поделиться. Беседа

Изображение слайда
32

Слайд 32: Эмпирические методы педагогического исследования

Метод позволяет охватить изучением значительный объём данных. Недостатки метода изучения школьной документации проявляются, в основном, в двух аспектах: стандартизация и деловой стиль документов вводят жёсткие ограничения на характер и количество документально фиксируемых фактов, вследствие чего не фигурирующие в документе факты остаются вне поля зрения исследователя, а именно они могут оказаться особенно важными для познания новых свойств и явлений в исследуемом объекте; в документе могут присутствовать искажения фактов, которые вводят в заблуждение человека, изучающего документ (фактическая достоверность документов может пострадать, например, из-за стремления «казаться лучше, чем на самом деле» или из-за элементарной небрежности в ведении документации). Изучение школьной документации

Изображение слайда
33

Слайд 33: Эмпирические методы педагогического исследования

Метод, при котором предметом изучения являются сочинения, рисунки, стенгазеты, поделки и другие ученические работы, а также продукты деятельности взрослых участников образовательного процесса. Так, помимо разнообразных ученических работ предметами изучения могут быть: элементы эстетического оформления класса-кабинета, изготовленные учителем лично или при его участии, под его руководством; продукты деятельности, отражающие увлечения педагогов, увлечения родителей и семейные увлечения, а также различного рода достижения и т.д. Изучение продуктов деятельности

Изображение слайда
34

Последний слайд презентации: Понятие методологии и методов педагогических исследований: Эмпирические методы педагогического исследования

Метод, в процессе применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию проверяющего. Педагогическое тестирование Педагогический эксперимент Метод эмпирического исследования, состоящий в том, что исследователь вмешивается в педагогический процесс с целью создания наилучших условий для изучения педагогических явлений.

Изображение слайда