Презентация на тему: Поэзия как волшебство» в творчестве К. Бальмонта (Литература 11 класс)

«Поэзия как волшебство» в творчестве К. Бальмонта (Литература 11 класс)
Поэзия как волшебство» в творчестве К. Бальмонта (Литература 11 класс)
Поэзия как волшебство» в творчестве К. Бальмонта (Литература 11 класс)
Поэзия как волшебство» в творчестве К. Бальмонта (Литература 11 класс)
Поэзия как волшебство» в творчестве К. Бальмонта (Литература 11 класс)
Поэзия как волшебство» в творчестве К. Бальмонта (Литература 11 класс)
Поэзия как волшебство» в творчестве К. Бальмонта (Литература 11 класс)
Поэзия как волшебство» в творчестве К. Бальмонта (Литература 11 класс)
Поэзия как волшебство» в творчестве К. Бальмонта (Литература 11 класс)
Поэзия как волшебство» в творчестве К. Бальмонта (Литература 11 класс)
Поэзия как волшебство» в творчестве К. Бальмонта (Литература 11 класс)
Поэзия как волшебство» в творчестве К. Бальмонта (Литература 11 класс)
Поэзия как волшебство» в творчестве К. Бальмонта (Литература 11 класс)
Поэзия как волшебство» в творчестве К. Бальмонта (Литература 11 класс)
Поэзия как волшебство» в творчестве К. Бальмонта (Литература 11 класс)
Поэзия как волшебство» в творчестве К. Бальмонта (Литература 11 класс)
Поэзия как волшебство» в творчестве К. Бальмонта (Литература 11 класс)
Поэзия как волшебство» в творчестве К. Бальмонта (Литература 11 класс)
Поэзия как волшебство» в творчестве К. Бальмонта (Литература 11 класс)
Поэзия как волшебство» в творчестве К. Бальмонта (Литература 11 класс)
1/20
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 97)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (3813 Кб)
1

Первый слайд презентации: Поэзия как волшебство» в творчестве К. Бальмонта (Литература 11 класс)

Изображение слайда
2

Слайд 2

Образ огня интересен по своей природе и часто используется в творчестве писателей и поэтов.

Изображение слайда
3

Слайд 3

«Будем как солнце» К. Бальмонта волновал данный образ как некий символ, поэтому его интерес к направлению серебряного века символизму отражает его поэтические интересы и духовные потребности.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Символизм (от греч. simbolon – знак, символ) – направление в европейском искусстве 1870 – 1910-х годов; одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже XIX – XX веков. Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений. Само слово "символ" в традиционной поэтике означает "многозначное иносказание", то есть поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления; в поэзии символизма он передаёт индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Для поэтики символизма характерны : передача тончайших движений души; максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии; изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога; поэтика намёка и иносказания; знаковое наполнение обыденных слов; отношение к слову, как к шифру некой духовной тайнописи; недосказанность, утаённость смысла; стремление создать картину идеального мира; эстетизация смерти как бытийного начала; элитарность, ориентация на читателя-соавтора, творца.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Все это было в равной степени присуще Константину Бальмонту — поэту и одному из основоположников русского символизма. Бальмонт занимал видное место среди поэтов Серебряного века и, по словам В. Брюсова, «в течение десятилетия... нераздельно царил над русской поэзией». Мотивы лирики К. Бальмонта построены на противопоставлении некоторых вечных понятий: вечность-мгновение, смерть-бессмертие. Основные образы-символы его поэзии — Солнце, Луна, Время …

Изображение слайда
7

Слайд 7

В сборнике стихотворений «Будем как Солнце» Бальмонт пытался построить такую картину мира, в центре которой находится верховное божество – Солнце. Как бы уподобляя себя первобытному человеку, поэт слагал гимны огню, воде, Луне. Главная из жизненных стихий для поэта – огонь. Лирический герой приобретает новый облик: состояние его души можно определить как горение, пожар чувств. Он уподобляет себя огню: Я - предвечное светило, Победно-огненный закат

Изображение слайда
8

Слайд 8

Уже ранние стихотворения К. Бальмонта содержат упоминание огненного образа: «…для меня же блистало дневное светило, огневое светило догорало вдали». Это «лёгкое» прикосновение к пламени только зарождает в дальнейшем глубокий интерес к стихии: «я окружён огнём кольцеобразным, он близится…». В его стихах часто встречаются глаголы и причастия, связанные с огнём: «сжигаем», «горим», «сжёгший», «выжженный». Его поэтический огонь ещё только на пути эволюции: «огонь волшебства», «немой огонь», «вспыхнул в сердце свет», «что светит пламя воздушно-голубое», «взметнулся огненный пылающий язык »: Огонь очистительный, Огонь роковой, Красивый, властительный, Блестящий, живой!

Изображение слайда
9

Слайд 9

С тихотворение «Гимн огню», где поэт сразу интерпретирует образ огня в нескольких вариантах: «мерцанье свечи», «ты красный и дымный в клокотанье костра», «ты как страшный цветок с лепестками из пламени», «ты трепещешь, как жёлтое пламя свечи с его голубым основанием», «ты от солнца идёшь, как солнечный свет, согревательно входишь в растенья…», «ты как искра встаёшь из глухой темноты…».

Изображение слайда
10

Слайд 10

Интерпретация стихотворений «Гимн огню» «Гимн солнцу» «мерцанье свечи», «ты красный и дымный в клокотанье костра», «ты как страшный цветок с лепестками из пламени», «ты трепещешь, как жёлтое пламя свечи с его голубым основанием», «ты от солнца идёшь, как солнечный свет, согревательно входишь в растенья…», «ты как искра встаёшь из глухой темноты…». «Ты страшное в нашей России лесной, Когда, восприявши палящий твой зной, Рокочут лесные пожары». «Зажглось ты первым творческим лучом». «Везде ты лило блеск в людские взгляды, И разум Мира в Солнце был влюблен. Как не любить светило золотое, Надежду запредельную Земли. О, вечное, высокое, святое, Созвучью нежных строк моих внемли!» «Я искра, отступившая от Солнца своего…»

Изображение слайда
11

Слайд 11

Огонь – это свет, душа лирического героя, готового «светить, сжигая и горя». Свет – это луч солнца, пронизывающий насквозь героя. Он счастлив от того, что может не просто жить, а общаться, говорить, гореть, при этом испытывая блаженство: Как радостно быть жарким и сверкать! Как весело мгновения сжигать! Со светлым я светом говорю. Я царствую. Блаженствую. Горю.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Состояние лирического героя К. Бальмонта можно сравнить с образом Снегурочки из пьесы А. Островского «Снегурочка», которая испытывает блаженство от жарких лучей солнца и яркого света. Драматург очень ярко показал великую силу огня-солнца, что сродни состоянию души самого К. Бальмонта: Но что со мной: Блаженство или смерть? Какой восторг! Какая чувств истома!... В очах огонь... и в сердце... и в крови Во всей огонь. Люблю и таю, таю…

Изображение слайда
13

Слайд 13

Образ огня не сводится поэтом только к личности лирического героя. Огонь «растёт», захватывает внутреннее состояние души, и его синонимом становится древний славянский образ Жар-птицы, олицетворяющей любовь, сочетающую в себе сильный дух: То, что люди называли по наивности любовью, То, чего они искали, мир не раз окрасив кровью, Эту чудную Жар-птицу я в руках своих держу, Как поймать её – я знаю, но другим не расскажу… И меня поймут лишь души, что похожи на меня, - Люди с волей, люди с кровью, духи страсти и огня!

Изображение слайда
14

Слайд 14

Постепенно образ огня у поэта сводится к единому образу – России, её природе и тайне национальной души. Лирик проводит параллель: Россия – Огонь: Жар-птицей назвала себя Россия, И разве не костёр – весь дом наш отчий, И разве не огонь – наш гость желанный.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Средства выразительности образа огня в поэзии Эпитеты Метафора «воздушно-голубое пламя», «неосознанный огонь», «огонь очистительный», «огонь роковой», «вездесущий огонь», «жгучее солнце», «безмерный свет» «струя огня», «запах солнца», «огневые цветы», «победно-огненный закат», «золотой пожар», «пламенная мысль», «земля огнём рубиновым одета»

Изображение слайда
16

Слайд 16

Олицетворение Окказионализмы «Солнце ландыши ласкает, их сплетает в хоровод, /А захочет – и зардеет – и пожар в степи зажжёт…», «Пламень отвечал безмолвствует солнце…», «Единым пламенем горят душа и тело…», «Огонь залил все грани берегов», «Мы загораемся сквозь сумрак голубой». «эти два сияния, чья огненность жива…», «горя зарёй кроваво-беззакатной», «мой вспевный пламень», «багряный солнцекруг », « огнердеющий мрак», «волна взрастала солнцем расцвечаясь ».

Изображение слайда
17

Слайд 17

Словотворчество поэта помогает читателю, не задумываясь, погружаться в атмосферу лёгкости восприятия и глубокого содержания, «гореть» вместе с лирическим героем и жить с горящим сердцем, оставаясь наивным романтиком и одновременно стремясь к новому миру из огня и света, солнца и пламени.

Изображение слайда
18

Слайд 18

• К. Бальмонт – основатель символического направления, создавший свой образ огня, который реализуется поэтом идеей – соотнесение лирического Я поэта и солнца как воплощение личностного, индивидуального начала и в то же время жертвенного, творящего, жизненно необходимого для других; • К. Бальмонт считает себя частью животворящей пламенной волшебной силы, способной менять мир, освещать ярким огненным светом. Он цельно, но не фанатично олицетворяет огонь со своим пламенеющим духом, будучи убеждён в том, что образ огня – это стихия, которая больше помогает, неся добро, нежели разрушает.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Изображение слайда
20

Последний слайд презентации: Поэзия как волшебство» в творчестве К. Бальмонта (Литература 11 класс)

Список использованной литературы и интернет-ресурсы 1. Бальмонт К. Стихотворения [Сборник стихотворений] // К. Бальмонт. – М.: Художественная литература, 1990. С.400. 2. Озеров Л. Песнь о солнце [Статья] // К.Бальмонт. Стихотворения – М.: Художественная литература, 1990. С.400. Мотивы и образы лирики одного из поэтов Серебряного века [статья], [Электронный ресурс] / http:// www.litra.ru/composition/get/coid/. Образ солнца в стихотворениях поэтов серебряного века [статья], [Электронный ресурс] / http://mysoch.ru/sochineniya/balmont/_self/konstantin_dmitrievich_balmontkak_predstavitel_russkogo_simvolizma /. http:// literatura5.narod.ru/simvolizm.html Яндекс – картинки.

Изображение слайда