Презентация на тему: Поэтика художественной публицистики

Поэтика художественной публицистики
Определение поэтики
4 группы приемов поэтики
Образ автора в худ.публицистике
Поэтика художественной публицистики
Классификации образа автора в журналистском тексте
Степень присутствия автора в тексте
Социальные роли автора в журналистском тексте
Примеры выбора социальной роли в очерке
Приемы построения образа автора
Хронотоп – пространственно-временная организация
Сюжет
Система персонажей
Пейзаж
Описание места действия
Деталь
Виды деталей
Приемы создания образа героя
Психологическая характеристика героя
Приемы создания образа персонажа: портретная и речевая характеристика
Ассоциативный уровень произведения
Интонационно-речевая организация текста
Задание на практическое занятие(обязательное для зачета 2 ЗЕ)
Задание на практическое занятие(обязательное для зачета 3 зе)
1/24
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 98)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (82 Кб)
1

Первый слайд презентации: Поэтика художественной публицистики

Тема 2. Зачетные работы №2-3.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Определение поэтики

Для создания образа автор публицистического произведения использует специальные художественные приемы построения текста. Система приемов создания образа называется поэтикой.

Изображение слайда
3

Слайд 3: 4 группы приемов поэтики

образ автора хронотоп ассоциативный уровень интонационно-речевое построение

Изображение слайда
4

Слайд 4: Образ автора в худ.публицистике

Несмотря на узнаваемость и биографичность, автор публицистического произведения предстает как образ, созданный в соответствии с целями и задачами данного текста.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Условность образа автора в журналистике связана не с вымыслом, а с отбором тех характеристик, которые определяют личность журналиста в реальности. Этот отбор зависит от темы и задач каждого конкретного текста. В худ.публицистике автор активно пользуется игровыми возможностями образной природы авторской позиции. Наиболее репрезентативный пример: маска в фельетоне. Образ автора в худ.публицистике

Изображение слайда
6

Слайд 6: Классификации образа автора в журналистском тексте

По отношению к материалу Автор- наблюдатель, Автор-участник события Автор-комментатор Автор-повествователь Укрупненный вариант этой классификации: автор-действующий автор-размышляющий

Изображение слайда
7

Слайд 7: Степень присутствия автора в тексте

От первого лица От третьего лица От обобщенного мы

Изображение слайда
8

Слайд 8: Социальные роли автора в журналистском тексте

Профессиональные (журналист и его специализации, филолог, экономист и т.д.) + хобби (садовод, автомобилист, путешественник) Демографические (пол, возраст) Межличностные (отец, сын, жена, мух, друг и т.д.) Жизненная позиция (скептик, оптимист) Гражданские (гражданство, национальность)

Изображение слайда
9

Слайд 9: Примеры выбора социальной роли в очерке

При написании очерка необходимо выбрать оптимальную ролевую позицию (социальную роль) В портретном очерке это может быть образ почитателя таланта, оппонента, стороннего наблюдателя, ученика - в соответствии с той оценкой, позицией, которая в данном случае будет наиболее эффективной. В путевом очерке – это образ неофита-туриста, профессионального путешественника, журналиста, командированного с определенной целью; он тоже выбирается в зависимости от того, какова цель путешествия. В судебном очерке это может быть образ следователя, адвоката, свидетеля и т.д.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Приемы построения образа автора

особенности авторского мировосприятия методы подачи информации манера письма - стиль выбираемая роль

Изображение слайда
11

Слайд 11: Хронотоп – пространственно-временная организация

Сюжет Система персонажей Пейзаж Описание места действия Деталь Приемы создания образа героя: портрет, речевая характеристика, психологическая характеристика

Изображение слайда
12

Слайд 12: Сюжет

Сюжет — это своего рода базовая схема произведения, в которую входит последовательность происходящих в произведении действий и совокупность существующих в нём отношений персонажей. Обычно сюжет включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог. Понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы произведения. В современной русской литературной критике термином «сюжет» обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Система персонажей

Система персонажей - художественное единство, в котором персонажи вступают во взаимоотношения и соотносятся друг с другом, и эта их соотнесенность в сюжете служит одним из выражений - иногда важнейшим - содержания произведения Систему персонажей следует рассматривать с двух точек зрения: 1) как систему взаимоотношений персонажей (борьбу, столкновения и т.п.) 2) как конкретное воплощение композиционного построения текста

Изображение слайда
14

Слайд 14: Пейзаж

Пейзаж в худ.публицистике чаще всего появляется в очерке, особенно путевом. Служит для оценки предмета изображения: пространства или героя. Природный и урбанистический

Изображение слайда
15

Слайд 15: Описание места действия

Важнейшее средство создания образа в портретном и проблемном очерке, а также фельетоне – т.е. тех жанрах, которые связаны с изображением поступков персонажа. Подробности описания м.д. «работают» на воссоздание «картинки» и оценку персонажа.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Деталь

Точная и яркая деталь позволяет при помощи одной подробности передать характерные черты внешности человека, его речи, манеры поведения ; выпукло и зримо описать обстановку, место действия, предмет, или даже целое явление. Деталь должна быть конкретной и емкой.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Виды деталей

Опорная деталь – концептуальная деталь, которая характеризует основное содержание образа (детали-символы и образные детали) Микродетали - детали обстановки или портрета персонажа, которые служат воссозданию наглядности и характеризуют внутреннее содержание образа.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Приемы создания образа героя

Психологическая характеристика (изображение характера героя) Портретная характеристика Речевая характеристика

Изображение слайда
19

Слайд 19: Психологическая характеристика героя

Характер человека проявляется в конкретных поступках, эмоциональных реакциях, проявлении волевых качеств, отношения к окружающим и т.д. Для раскрытия психологического облика персонажа журналисты используют: рассказ о поступках, монолог персонажа, диалоги, реконструкция мыслей, изображение жестов, мимики, пейзажа, который соответствует состоянию персонажа; прямые характеристики психологического состояния героя – это авторские ремарки, реплики, комментарии.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Приемы создания образа персонажа: портретная и речевая характеристика

Обращение к портретной и речевой характеристике героя подчинено главной идее текста. И портрет, и речь героя связаны с основным содержанием его образа. Портрет чаще всего иллюстрирует особенности характера, манеру поведения, темперамент героя, отношение к действительности. Речь – еще и уровень мотивации и образования.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Ассоциативный уровень произведения

Этот уровень текста связан с теми смыслами произведения, которые формируются подтекстом и контекстом данной публикации. Основными приемами формирования подтекста являются реминисценции (цитаты, ссылки на литературные и исторические персонажи, разнообразные фразеологизмы). Контекст складывается из указания связей текста с предыдущими произведениями по этой теме (например, о герое очерка) или этого типа текстов (корелляция с жанровыми законами текста).

Изображение слайда
22

Слайд 22: Интонационно-речевая организация текста

Речевая экспрессия является одним из главных средств оценки проблемы или персонажа. В разных жанрах худ.публицистики формируются своего рода стилистические предпочтения. фельетон активно использует приемы речевой игры эссе строится на подчеркнуто авторских тропах в очерке преобладает экспрессивная описательность: яркие эпитеты, динамичные глаголы, синонимические ряды.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Задание на практическое занятие(обязательное для зачета 2 ЗЕ)

Найти в текущей периодике публикацию в жанре очерка (с описанием поступков героев). Сформулировать в 1 предложении концепцию созданного образа. Дать характеристику приемов поэтики по представленной в лекции классификации (первая часть: образ автора, хронотоп (пейзаж, деталь, м.д)).

Изображение слайда
24

Последний слайд презентации: Поэтика художественной публицистики: Задание на практическое занятие(обязательное для зачета 3 зе)

Найти в текущей периодике публикацию в жанре очерка (с описанием поступков героев). Дать характеристику сюжета и системы персонажей. Дать характеристику приемов создания образа героя (психологическая хар-ка, портретная хар-ка, речевая хар-ка).

Изображение слайда