Презентация на тему: ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА

ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
Примеры
Примеры
ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
Диссонанс
ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
Звукопись
ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
Звукопись шипящих в произведениях.
Звукоподражание
Что такое ономатопея?
Зачем нужна ономатопея и звукоподражание?
ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
1/21
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 12)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (8863 Кб)
1

Первый слайд презентации: ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА

Выполнили студентки 111 группы : Губарькова Марина, Железнякова Анастасия, Карманова Екатерина, Перевезенцева Светлана, Татаринцева Лилия, Тишунина Оксана, Ширяева Валерия

Изображение слайда
2

Слайд 2

Поэтическая фонетика Поэтическая   фонетика – это звуковая организация художественной речи, основным элементом которой является  звуковой   повтор  как орнаментальный прием выделения и скрепления важнейших слов в стихе. Поэтическая фонетика изучает использование звуковых сочетаний в поэтической речи.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Звуковые повторы – это способ фонетической инструментовки художественного произведения, то есть, насыщения текста звуками или определёнными сочетаниями звуков, повторяющимися в определённых позициях в словах, фразах или стихах. Звуковые повторы возникают в начале, посередине и окончаниях стихов. Они усиливают изобразительность и выразительность художественной речи.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Существуют повторы конвенциональные и окказиональные. Первую группу составляют разные типы рифм, то есть, повторы, занимающие определенное положение в частях фраз или в стихах, и они являются конвенциональными (то есть установленными традицией) повторами потому, что читатель в каждом следующем ритмическом ряду стихотворного текста ожидает, предвкушает рифму. К группе окказиональных («случайных») относятся все прочие фонетические повторы. Они «случайны» только потому, что мы, приступая к чтению текста, изначально их не ожидаем. Если повторяющиеся звуки не наделены функцией выражения смысла, не помогают автору создать звукообразы, то звуковые повторы ощущаются как необязательные. В таком случае их именуют орнаментальными.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Поэтическая фонетика включает в себя следующие понятия: Аллитерация; Анафора; Ассонанс; Диссонанс; Звукопись; Звукоподражание; Эпифора.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Аллитерация Аллитерация - это повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). На Аллитерации построены многие пословицы и поговорки,а также скороговорки.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Примеры

Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. ( А.С. Пушкин.) Полночною порою в болотной тиши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. ( К. Бальмонт.)

Изображение слайда
8

Слайд 8: Примеры

Т е рп енье и т руд всё п е р е тр у т » « Б ере ж ёного Б ог б ере ж ёт»

Изображение слайда
9

Слайд 9

– это повторение одинаковых звуков, слов или выражений в начале соседних предложений. Анафора может встречаться как в устной речи, так и в стихах. Например: Анафора Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С. Есенин) На дворе карусель - То метель, то капель, То мороз, то опять Надо шубу снимать. (В. Степанов)

Изображение слайда
10

Слайд 10

Ассонанс Ассонанс – это литературный прием, который заключается в повторении отдельных гласных звуков или их сочетания. В результате текст становится более выразительным и мелодичным. Ассонанс - это повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков. Например : Быстро лесу я по рельсам ч у г у нным, Д у ма ю д у м у сво ю.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Ассонанс – французское слово, означающее «созвучие». Это организованное чередование гласных звуков. Наиболее ярко ассонанс проявляется, если гласные стоят под ударением. Все хорошо под сиянием л У нным, Вс Ю д У родим УЮ Русь У знаю… Быстро леч У я по рельсам ч У г У нным, Дума Ю д У м У сво Ю … ( Н.Некрасов ).

Изображение слайда
12

Слайд 12: Диссонанс

Диссонанс в отличие от ассонанса известен в словарях под одним значением. Этот термин служил для названия такой рифмы, в которой разнозвучие ударных гласных скрашивается созвучием соседних звуков, в отличие от ассонансной рифмы, где созвучие покоится преимущественно на совпадении ударных гласных. Маяковский рифмовал «слово-слева-слава»; «дула-дола-дело», то есть добивался созвучия как предударных, так и послеударных звуков

Изображение слайда
13

Слайд 13

Диссонанс — неточная, неполная рифма, в которой совпадают только согласные звуки, а ударные гласные не совпадают И лошади усталый пар И пот из грязных пор — Он облекал, под град фанфар, То в пурпур, то в фарфор. (С. Кирсанов ) Пример — случай взаимодвойной рифмовки: смежные (пар — пор, фанфар — фарфор) и перекрестные классические рифмы (пар — фанфар, пор — фарфор)

Изображение слайда
14

Слайд 14: Звукопись

Звукопись – приём усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и без­ударных слогов, гласных и согласных звуков. Звукопись – одно из свойств выразительной речи.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Нам известно, что слова создаются при помощи звуков. Отдельный звук речи ничего не значит, не имеет никакого смысла. Однако иногда смысл слова закрепляется за одним из образующих его звуков. Так случилось, например, со звуком [р], который входит в слова гром, греметь, гроза, раскаты, грохот Слова со звуком [р] используются для передачи этих явлений природы. Поэт Ф. И. Тютчев намеренно включил слова, содержащие этот звук, в стихотворение «Весенняя гроза». Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые. А вот пример звукописи, где образ текущей воды, плавные движения плывущей русалки передаются через звук [л], [л']: Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной; И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны. (М. Ю. Лермонтов.)

Изображение слайда
16

Слайд 16: Звукопись шипящих в произведениях

Послушать, как шипит змея, конечно, лучше не на природе, а в зоопарке или у телевизора. Можно наблюдать, как, растопырив крылья и шипя, несется на когонибудь гусь. Разумеется, все слышали, как аппетитно шипит масло на сковородке, как недовольно шипит утюг, как приятно шипит газированная вода. А вот примеры из поэзии: Смеркалось ; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар. (А. С. Пушкин.) Я наблюдал, как быстрая вода, Синея, гнется в волны, как шипит Над ними пена белой полосой. (М. Ю. Лермонтов.) Вот почему эти звуки и называют шипящими (их название произошло от звукоподражательного глагола шипетъ ). А звук [ ж ] ? Его надо бы назвать «жужжащим». Но он очень легко превращается в настоящий шипящий, стоит ему только очутиться в конце слова или перед глухим согласным. Произнесите слова ложка, застежка, нож, рожъ. Здесь он ведет себя как звук [ ш ], поэтому и [ ж ] тоже является шипящим.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Звукоподражание

Звукоподражание – это подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы. Например: Зазвонил огромный звон: бом-бом, бом-бом! Зазвонил поменьше звон: бим-бом, бим-бом! Зазвонил звонок: дзинъ... дзинь... дзинъ...! И звоночки зазвонили: дили-дили, дили-дили! (П. Ершов) Звукоподражание – система звуковых повторов, подобранных с расчётом на звукоподражание шорохусвисту, другим звукам природы. Например: «Чуть слы ш но, бес ш умно ш ур ш ат камы ш и…» (К. Бальмонт).

Изображение слайда
18

Слайд 18: Что такое ономатопея?

Многие звуки в природе имеют акустическое сходство со звуками языка. Так, раскаты грома напоминают звук «р», дребезжащий звук металла — звук «з», свист — звук «с», глухой шум — звук «ш» ; поэтому слова «гром», «звон», «свист», «шум», «шелест», «шёпот», «рычание» и другие имеют выразительную звуковую окраску. Многие слова возникают из звукоподражаний («бух», «тик-так», «ку-ку», «мяу»). Слова эти именуются ономатопеями, которые обозначают какой-либо звук и фонетически подражают ему. У каждого читателя появляется возможность не только «увидеть», но и « услышать » описываемую сказочную реальность. Например: Свинки замяукали: Мяу, мяу! Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю! Курочки закрякали: Кря, кря, кря! Воробышек прискакал И коровой замычал: Му-у-у! (К. Чуковский «Путаница»)

Изображение слайда
19

Слайд 19: Зачем нужна ономатопея и звукоподражание?

Условно ономатопеи можно разделить на несколько подвидов и их функции: Одни передают звучание человеческого голоса (ахать, хихикать) ; Другие подражают звукам животных (хрюкать, гавкать, чирикать, мяукать) ; Третьи имитируют звуки неживой природы (стучать, скрипеть). Главная задача этих средств выразительности – точно передавать звуковые ощущения от происходящих действий. Так, в сочетаниях «вьюга воет», «зверь ревёт» есть элемент звукоподражания, то есть соответствие между фонетической формой выражения и звуковой природой описываемого явления. Теперь мы знаем, что всё разнообразие звуков, которые нас окружают, можно отобразить звукоподражанием. В литературных произведениях с помощью звукоподражания достигается эффект звукового присутствия. Также звукоподражанием можно передать эмоциональный фон описываемой сцены, выразить состояние героя и действующих лиц, ощущения от происходящих действий. А ещё звукоподражание очень помогает образному восприятию.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Эпифора – повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня ! (А. Блок) Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь. (В. Маяковский) Ведь звезды были крупнее, Ведь пахли иначе травы, Осенние травы. (А. Ахматова) Эпифора

Изображение слайда
21

Последний слайд презентации: ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА

Спасибо за внимание!

Изображение слайда