Презентация на тему: Подготовка учащихся к ЕГЭ по биологии в 2016-2017 учебном году

Подготовка учащихся к ЕГЭ по биологии в 2016-2017 учебном году
Новая модель ЕГЭ
Модель ЕГЭ 2017
Модель ЕГЭ 2017
Допускаемые ошибки
Сложные темы
Линия 27
Линия 28
Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае (линия 27)
У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор споры и гамет хламидомонады. Объясните из каких исходных клеток и в
Линия 23 (работа с рисунком)
Подготовка учащихся к ЕГЭ по биологии в 2016-2017 учебном году
Элементы ответа
Задача на дигибридное скрещивание при независимом наследовании генов
Содержание верного ответа
Задача на полное сцепление генов
Элементы правильного ответа
Задача на неполное сцепление генов
Элементы ответа
Подготовка учащихся к ЕГЭ по биологии в 2016-2017 учебном году
Подготовка учащихся к ЕГЭ по биологии в 2016-2017 учебном году
Решение задачи
Известно, что при дигибридном скрещивании во втором поколении происходит независимое наследование двух пар признаков. Объясните это явление поведением хромосом
По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не
Элементы ответа
Аутосомно-доминантное наследование признаков.
Аутосомно-рецессивное наследование признаков.
Рецессивное сцепленное с Х-хромосомой наследование
Задача на составление родословной
Схема родословной
Подготовка учащихся к ЕГЭ по биологии в 2016-2017 учебном году
Линия 27 (биосинтез белка)
Элементы ответа
Линия 27 (биосинтез белка)
Элементы ответа
Линия 27 (биосинтез белка)
Полезные ссылки
1/37
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 5)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (426 Кб)
1

Первый слайд презентации

Подготовка учащихся к ЕГЭ по биологии в 2016-2017 учебном году

Изображение слайда
2

Слайд 2: Новая модель ЕГЭ

проверка понятийного аппарата курса биологии проверка сформированности различных способов деятельности, предусмотренных стандартами второго поколения: р абота с биологической информацией (тексты, рисунки, схемы, таблицы, графики, диаграммы) р ешение количественных и качественных биологических задач

Изображение слайда
3

Слайд 3: Модель ЕГЭ 2017

Особый акцент сделан на усиление деятельностной основы и практико-ориентированной направленности КИМ: -задания на определение терминов и понятий; - задания на объяснение и конкретизацию текста; - задания на заполнение пропуска в тексте слов или словосочетаний; - задания на нахождение в задании «лишних» элементов.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Модель ЕГЭ 2017

Включает 28 заданий, состоит из двух частей Задания № 1, 3,6 – оцениваются 1 баллом Задания № 2,4,5,7-21 – оцениваются 2 баллами Задания второй части оцениваются в 20 баллов Максимальное количество первичных баллов за работу -59 Минимальное количество баллов тестовых – 36 (для поступления в ВУЗ)

Изображение слайда
5

Слайд 5: Допускаемые ошибки

невнимательное прочтение инструкций; отсутствие знаний учебного материала; неумение выделять главное в формулировке задания; несформированность умения работать с текстом; отсутствие выводов, обобщений, пояснений, требуемых при выполнении задания с развернутым ответом.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Сложные темы

взаимосвязь строения и функций нуклеиновых кислот, органоидов клетки, тканей, систем органов ; сходство и различие процессов митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, естественных и искусственных экосистем, географического и экологического видообразования, эмбрионального и постэмбрионального развития организма; разъяснение роли дегенерации и идиоадаптации в развитии видов.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Линия 27

Проверяет усвоение материала по молекулярной биологии: - строение молекул нуклеиновых кислот; - правило комплементарности ; - реакции матричного синтеза; - генетический код, биосинтез белков; - характеристика фаз митоза и мейоза, их сравнение, значение

Изображение слайда
8

Слайд 8: Линия 28

Типы генетических задач не изменились по сравнению с прошлым учебным годом. При решении задач необходимо учитывать: - составление схемы решения задачи: генотипы родителей и их фенотипы; - гаметы; - генотипы и фенотипы потомства, их соотношение; - объяснение результатов с указанием закона наследственности (оценивается 1 баллом)

Изображение слайда
9

Слайд 9: Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае (линия 27)

Критерии ответа В клетках зародыша семени диплоидный набор хромосом – 2п, т.к. зародыш развивается из зиготы – оплодотворенной яйцеклетки В клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом – 3п, т.к. образуется при слиянии двух ядер: центральной клетки семязачатка (2п) и одного спермия (п) Клетки листьев цветкового растения имеют диплоидный набор хромосом – 2п, т.к. взрослое растение развивается из зародыша

Изображение слайда
10

Слайд 10: У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор споры и гамет хламидомонады. Объясните из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки при половом размножении

Элементы ответа: Хромосомный набор споры – п (гаплоидный) Споры образуются из диплоидной зиготы путем мейоза Хромосомный набор гамет –п (гаплоидный) Гаметы образуются из клетки взрослого организма (гаметофита) путем митоза

Изображение слайда
11

Слайд 11: Линия 23 (работа с рисунком)

Ис­поль­зуя ри­су­нок про­цес­са по­ло­во­го раз­мно­же­ния хла­ми­до­мо­на­ды, объ­яс­ни­те, в чем сущ­ность по­ло­во­го раз­мно­же­ния и ка­ко­во его от­ли­чие от бес­по­ло­го. В ре­зуль­та­те ка­ко­го про­цес­са об­ра­зу­ют­ся га­ме­ты, в чем их осо­бен­ность? Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­на зи­го­та? Чем она от­ли­ча­ет­ся от гамет?

Изображение слайда
12

Слайд 12

Изображение слайда
13

Слайд 13: Элементы ответа

1 ) При не­бла­го­при­ят­ных усло­ви­ях у раз­ных осо­бей хла­ми­до­мо­на­ды ми­то­зом об­ра­зу­ют­ся по­ло­вые га­п­ло­ид­ные клет­ки, ко­то­рые, сли­ва­ясь, об­ра­зу­ют ди­пло­ид­ную зи­го­ту. Это про­цесс по­ло­во­го раз­мно­же­ния. 2) Зи­го­та де­лит­ся мей­о­зом, об­ра­зу­ют­ся че­ты­ре га­п­ло­ид­ные споры. Это бес­по­лое раз­мно­же­ние. 3) Зи­го­та обо­зна­че­на на ри­сун­ке циф­рой 6. В от­ли­чие от га­п­ло­ид­ных спор, да­ю­щих на­ча­ло новым осо­бям, она ди­пло­ид­на.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Задача на дигибридное скрещивание при независимом наследовании генов

При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами   (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722   растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231   растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Изображение слайда
15

Слайд 15: Содержание верного ответа

Схема решения задачи включает: генотипы родителей: пурпурный стебель, красные плоды – AABb (гаметы: AB и Ab ); зеленый стебель, красные плоды – aaBb (гаметы aB и а b ); генотипы потомства в F 1 : AaBB, AaBb, Aabb ; соотношение генотипов и фенотипов в F 1 : пурпурный стебель, красные плоды – 1 AaBB : 2 AaBb пурпурный стебель, желтые плоды – 1 Aabb. Закон независимого наследования признаков, т.к. гены двух признаков находятся в разных парах хромосом.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Задача на полное сцепление генов

У кукурузы доминантные гены коричневой окраски (А) и гладкой формы семян (В) сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян тоже сцеплены. При скрещивании растений с коричневыми гладкими семенами и растений с белыми морщинистыми семенами было получено 4003 семян коричневых гладких и 3999 семян белых морщинистых. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родительских растений кукурузы и ее потомства. Обоснуйте полученные результаты.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Элементы правильного ответа

Генотипы родительских особей: с коричневой окраской, гладкой формы семени – АаВв (гаметы: АВ,ав ), с белой окраской, морщинистых- аавв (гаметы: ав ) Генотипы и фенотипы потомков: 1АаВв – растения с коричневыми гладкими семенами:1 аавв – растения с белыми морщинистыми семенами. Закон сцепленного наследования, т.к. гены окраски и формы семени сцеплены, кроссинговера не происходит, поэтому во втором поколении получены только два генотипа и фенотипа

Изображение слайда
18

Слайд 18: Задача на неполное сцепление генов

У растений окрашенный цветок доминирует над неокрашенным, а желтая окраска растения рецессивна к зеленой. Гетерозиготное растение скрещено с рецессивной формой, в результате получено следующее потомство: с окрашенными цветками зеленых – 23, с окрашенными цветками желтых -170, с неокрашенными цветками зеленых- 190, с неокрашенными цветками желтых – 17. Расположите гены в хромосомах, напишите генотипы родителей и потомства. Объясните формирование четырех фенотипических групп.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Элементы ответа

Генотипы родительских особей: АаВв х аавв Растение с окрашенными растение с неокрашенными цветками цветками зеленой окраски желтой окраски Гаметы: некроссоверные : ав Ав, аВ Кроссоверные : АВ,ав Генотипы и фенотипы потомства: 23 растения с окрашенными цветками зеленой окраски- АаВв 170 растений с окрашенным цветком желтой окраски – Аавв 190 растений с неокрашенным цветком зеленой окраски – ааВв 17 растений с неокрашенным цветком желтой окраски - аавв

Изображение слайда
20

Слайд 20

Присутствие в потомстве двух групп особей ( с окрашенными цветками желтой окраски и с неокрашенными цветками зеленой окраски ) примерно в равных долях – результат сцепленного наследования аллелей А и в, а и В между собой. Две другие фенотипические группы образуются при слиянии гамет, сформировавшихся в результате кроссинговера между аллельными генами.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните появление четырех фенотипических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки – черное оперение (А), хохлатость (В).

Изображение слайда
22

Слайд 22: Решение задачи

1. генотипы родителей: Курица АаВв ( гаметы:АВ,Ав,аВ,ав ) Петух АаВв ( гаметы:АВ,Ав,аВ,ав ) 2. Четыре группы по фенотипу и генотипы потомков: А_В_ - 10 черных хохлатых ааВ _ - 5 – бурых хохлатых А_вв – 3 черных без хохла аавв – 2 – бурых без хохла 3. Гены окраски оперения и хохлатости расположены в разных хромосомах, при мейозе эти хромосомы расходятся в разные гаметы независимо друг от друга, что приводит к появлению четырех типов гамет. Закон независимого наследования признаков.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Известно, что при дигибридном скрещивании во втором поколении происходит независимое наследование двух пар признаков. Объясните это явление поведением хромосом в мейозе при образовании гамет и при оплодотворении

Элементы ответа: 1. В скрещивании участвуют гетерозиготные по двум парам признаков особи 2. Гомологичные хромосомы расходятся в мейозе в разные гаметы случайным образом, образуя четыре типа гамет: АВ,Ав,аВ,ав (аллели не сцеплены) 3. при оплодотворении случайное слияние гамет приводит к независимому сочетанию признаков

Изображение слайда
24

Слайд 24: По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении

1 1 2 Условные обозначения мужчина женщина брак дети одного брака – проявление исследуемого признака

Изображение слайда
25

Слайд 25: Элементы ответа

1) признак доминантный, не сцеплен с полом; 2) генотипы детей 1 поколения: дочь Аа, дочь аа, сын Аа; 3) генотипы детей 2 поколения: дочь Аа (допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи)

Изображение слайда
26

Слайд 26: Аутосомно-доминантное наследование признаков

Для этого типа наследования характерны следующие особенности: • проявление признака в каждом поколении; • проявление признака вне зависимости от пола; • одинаковые соотношения фенотипов самок и самцов в F1 и в F2 прямого и обратного скрещивания.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Аутосомно-рецессивное наследование признаков

• При аутосомно-рецессивном наследовании рецессивный аллель реализуется в признак в гомозиготном состоянии. • Рецессивные заболевания у детей встречаются чаще при браках между фенотипически нормальными гетерозиготными родителями. • У гетерозиготных родителей ( Аа х Аа ) вероятность рождения больных детей ( аа ) составит 25%, такой же процент (25%) будут здоровы (АА), остальные 50% ( Аа ) будут также здоровы, но окажутся гетерозиготными носителями рецессивного аллеля. • В родословной при аутосомно-рецессивном наследовании заболевание может проявляться через одно или несколько поколений.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Рецессивное сцепленное с Х-хромосомой наследование

1) признак встречается относительно редко, не в каждом поколении; 2) признак встречается преимущественно у мужчин, причем у их отцов признак обычно отсутствует, но имеется у дедов (прадедов) по материнской линии; 3) у женщин признак встречается только тогда, когда он имеется и у их отца.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Задача на составление родословной

Пробанд - мальчик, хорошо владеющий правой рукой (правша). Брат и сестра его - левши. Мать пробанда - правша, а отец - левша. У матери пробанда есть два брата, один из них - левша, другой — правша. Бабушка пробанда по материнской линии - правша, а дед - левша. Брат матери пробанда (дядя пробанда) - правша, женился на женщине -правше. У них две дочки левши. Составьте родословную семьи, определите характер наследования признака - способности хорошо владеть левой рукой и определите возможные генотипы всех членов семьи.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Схема родословной

Изображение слайда
31

Слайд 31

Ответ: тип наследования признака леворукости - аутосомно-рецессивный. Необходимо указать генотипы всех членов родословной

Изображение слайда
32

Слайд 32: Линия 27 (биосинтез белка)

По­сле­до­ва­тель­ность ами­но­кис­лот во фраг­мен­те мо­ле­ку­лы белка сле­ду­ю­щая: ФЕН-ГЛУ-МЕТ. Опре­де­ли­те, поль­зу­ясь таб­ли­цей ге­не­ти­че­ско­го кода, воз­мож­ные три­пле­ты ДНК, ко­то­рые ко­ди­ру­ют этот фраг­мент белка.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Элементы ответа

1 ) Ами­но­кис­ло­та ФЕН ко­ди­ру­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми три­пле­та­ми и-РНК : УУУ или УУЦ, сле­до­ва­тель­но, на ДНК ее ко­ди­ру­ют три­пле­ты ААА или ААГ. 2) Ами­но­кис­ло­та ГЛУ ко­ди­ру­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми три­пле­та­ми и-РНК : ГАА или ­ ГАГ. Сле­до­ва­тель­но, на ДНК ее ко­ди­ру­ют три­пле­ты ЦТТ или ЦТЦ. 3 ) Ами­но­кис­ло­та МЕТ ко­ди­ру­ет­ся три­пле­том и-РНК АУГ. Сле­до­ва­тель­но, на ДНК ее ко­ди­ру­ет три­плет ТАЦ.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Линия 27 (биосинтез белка)

Ге­не­ти­че­ский ап­па­рат ви­ру­са пред­став­лен мо­ле­ку­лой РНК, фраг­мент ко­то­рой имеет сле­ду­ю­щую нук­лео­тид­ную по­сле­до­ва­тель­ность: ГУ­ГАА­А­ГАУ­ЦА­У­ГЦ­ГУГГ. Опре­де­ли­те нук­лео­тид­ную по­сле­до­ва­тель­ность дву­це­поч­ной мо­ле­ку­лы ДНК, ко­то­рая син­те­зи­ру­ет­ся в ре­зуль­та­те об­рат­ной тран­скрип­ции на РНК ви­ру­са. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов в и-РНК и ами­но­кис­лот во фраг­мен­те белка ви­ру­са, ко­то­рая за­ко­ди­ро­ва­на в най­ден­ном фраг­мен­те мо­ле­ку­лы ДНК. Мат­ри­цей для син­те­за и-РНК, на ко­то­рой идёт син­тез ви­рус­но­го белка, яв­ля­ет­ся вто­рая цепь дву­це­поч­ной ДНК. Для ре­ше­ния за­да­чи ис­поль­зуй­те таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Элементы ответа

1) РНК ви­ру­са ГУГ ААА ГАУ ЦАУ ГЦГ УГГ ДНК 1 цепь ЦАЦ ТТТ ЦТА ГТА ЦГЦ АЦЦ ДНК 2 цепь ГТГ ААА ГАТ ЦАТ ГЦГ ТГГ 2) и-РНК ЦАЦ УУУ ЦУА ГУА ЦГЦ АЦЦ (по прин­ци­пу ком­пле­мен­тар­но­сти по­стро­е­на по 2 цепи ДНК) 3) белок гис – фен – лей – вал – арг – тре (по таб­ли­це ге­не­ти­че­ско­го кода, на ос­но­ве най­ден­ной и-РНК )

Изображение слайда
36

Слайд 36: Линия 27 (биосинтез белка)

Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК- матрице. Фрагмент цепи т-РНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: УГА-ГГА-ЦУЦ-ГЦА-УУГ-АУЦ. Установите фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется данная т-РНК, аминокислоту, которую переносит эта т-РНК к рибосомам, если ее третий триплет является антикодоном, и-РНК, переносящую информацию и последовательность аминокислот в молекуле белка, который кодируется данной молекулой ДНК.

Изображение слайда
37

Последний слайд презентации: Подготовка учащихся к ЕГЭ по биологии в 2016-2017 учебном году: Полезные ссылки

http://www.ctege.info/ege-po-biologii / - тексты тренировочных вариантов (модель 2017) https:// bio-ege.sdamgia.ru/methodist - диагностические работы по биологии http:// www.alleng.ru/edu/bio2.htm - диагностические работы по биологии http:// egeigia.ru/all-gia/materialy-gia/biologiya - пособия для подготовки к ОГЭ http://fipi.ru / - открытый банк заданий и методические рекомендации для учителей

Изображение слайда