Презентация на тему: Подготовка и оформление выпускных, курсовых и прочих письменных работ

Подготовка и оформление выпускных, курсовых и прочих письменных работ
Общие положения
Содержание учебно-методического пособия по оформлению научных текстов
Структура научной работы
Структура курсовой/выпускной работы Композиция
Аннотация
Пример аннотации
Оглавление
Оглавление
Собственно текст: введение, основная часть, заключение
Список использованной литературы
Список использованной литературы
Оформление таблиц и рисунков
Примеры оформления таблиц/рисунков
Примеры оформления таблиц/рисунков
Структура выпускной работы Рубрикация
Подготовка и оформление выпускных, курсовых и прочих письменных работ
Структура курсовой работы Рубрикация
Технические требования к оформлению
Подготовка и оформление выпускных, курсовых и прочих письменных работ
Правила цитирования
Правила прямого цитирования
Парафраз – косвенное цитирование
Оформление ссылок
Оформление ссылок
Плагиат
Противодействие плагиату на ЭФ НГУ
Правила оформления библиографического описания документов
Разница в библиографических описаниях по разным ГОСТам
Разница в библиографических описаниях по разным ГОСТам
Элементы библиографического описания книг
Примеры библиографического описания книг
Элементы библиографического описания на составную часть документа
Примеры аналитического описания документов
Библиографическое описание источников из интернета
Письменный научный стиль речи: признаки
Указание на источник сообщения - примеры
Композиционная связность текста: как признак научного стиля речи
Композиционная связность ( пример )
Метатекст как признак научного стиля речи
Смысловые повторы как признак научности речи
Смысловые повторы как признак научности речи
Задание по теме лекции
Задание по теме лекции
1/44
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 9)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (409 Кб)
1

Первый слайд презентации: Подготовка и оформление выпускных, курсовых и прочих письменных работ

Правила и требования на ЭФ НГУ

Изображение слайда
2

Слайд 2: Общие положения

Требования к оформлению являются едиными для всех направлений ЭФ (адрес размещения https://www.nsu.ru/upload/medialibrary/a60/ Макет_требования%20к%20оформ%20КРиВКР. pdf ). Требования к содержанию курсовых и ВКР в рамках отдельных направлений подготовки определяются методическими рекомендациями, разработанными соответствующими кафедрами. Несоблюдение требований оформления является основанием для отказа в допуске выпускной квалификационной работы к защите.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Содержание учебно-методического пособия по оформлению научных текстов

Изображение слайда
4

Слайд 4: Структура научной работы

Аспектация – авторская точка зрения на изучаемый предмет и отражает логику научного исследования (с этим – к научным руководителям ). Композиция – содержательная структура текста, соотношение и взаимное расположение его частей. Рубрикация – техническая структура текста, подразумевает разделение текста на логически соподчиненные части.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Структура курсовой/выпускной работы Композиция

титульный лист ( примеры оформления – в тексте требований ), аннотация, оглавление, собственно текст, список использованной (в тексте работы) литературы, приложения (если они необходимы), ( примеры оформления – в тексте требований ).

Изображение слайда
6

Слайд 6: Аннотация

Это расширение заглавия, содержащее около 100 слов, подробно описывающих предмет исследования. Состоит из: замысла (цели) работы ; методологии (методики) ; основных результатов работы. Иначе говоря: что хотели сделать, как это было сделано и что получилось в итоге. В выпускной работе делается 2 аннотации – одна вшивается в диплом, вторая – на отдельном листе с указанием ФИО и названия работы. Формулируется аннотация (в англоязычной литературе - абстракт ) с помощью безличных конструкций.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Пример аннотации

В основу статьи положены данные трех разных исследовательских проектов, в которых были использованы интервью face-to-face (f2f) и синхронные онлайн-интервью (IM), и где обсуждалось что эти разные виды коммуникации могут значить для разных респондентов. Интервьюируемые были в возрасте от 10 до 16 лет. Анализ проводится на основе 25 транскриптов f2f интервью и 23 IM интервью. Анализировались протекание диалога и количество использованных слов. В целом более длинные ответы были даны в f2f интервью, причем мальчиками, тогда как девочки писали более длинные ответы в IM интервью.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Оглавление

отражает структуру работы и содержит названия глав и параграфов с указанием номера начальной страницы Оглавление Название введения ………………..……………...………… 3 Глава 1. (Название главы )…..………….……….……….. 5 1.1. (Название параграфа) ……….………….………… 6 1.2. (Название параграфа) …….….…..…..………… 10 Глава 2. (Название главы)…..……..……………………13 2.1. (Название параграфа) ….…..………..…………. 17 2.2. (Название параграфа) ……….…….……………21 Заключение…………………………..…….……..…..………25 Список использованной литературы…......……….26 Приложения…………………………………….…………….28

Изображение слайда
9

Слайд 9: Оглавление

Расстановка страниц (титульная страница и аннотация не нумеруются, но считаются ): Вставка →Номера страниц Оглавление: Ссылка→Оглавление (Заголовки предварительно в тексте выделяют специальным стилем Заголовок 1, 2 и т.д.)

Изображение слайда
10

Слайд 10: Собственно текст: введение, основная часть, заключение

Введение – описание проблемной области, формулировка научной проблемы и обоснование темы исследования с точки зрения ее новизны и значимости, актуальность выбранной темы исследования; объект, предмет, цель и задачи исследования, методы исследования, использованные в работе, структура работы (краткое представление содержания основной части работы – постановочная часть работы. Основная часть – анализ современного положения дел; описание предлагаемого решения, расчеты и результаты (содержание зависит от аспектации )… Заключение – степень выполнения автором поставленных задач, возможные направления дальнейших исследований в данной области – подведение итогов.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Список использованной литературы

Алфавитное расположение литературы в списке – по фамилиям и заглавиям → наглядное оформление ссылок и простота составления списка Сначала описывается русскоязычная литература, а затем – иностранная. Алфавитный список НЕ нумеруется, в описаниях соблюдается абзацный отступ. Документы должны быть описаны по правилам библиографического описания (см. ниже).

Изображение слайда
12

Слайд 12: Список использованной литературы

Изображение слайда
13

Слайд 13: Оформление таблиц и рисунков

Название таблицы следует помещать над ней слева, без абзацного отступа в одну строку с номером через тире, без точки в конце. Название рисунка следует помещать под ним посередине строки, с номером через тире, без точки в конце. Таблицу/рисунок следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые (дается ссылка на номер таблицы/рисунка).

Изображение слайда
14

Слайд 14: Примеры оформления таблиц/рисунков

Показатели 2015 2016 2017 Собственный капитал 27 990 576 27 441 936 27 287 980 Заемный капитал 28 991 473 30 077 128 30 864 477 Соотношение собственного капитала к заёмному 0, 965 0, 912 0, 884 Таблица 1  Собственный и заёмный капитал Сибирского филиала ПАО « Ростелеком » в 2015-2017 гг., тыс. руб. Примечание: c оставлено на основе внутренних материалов ПАО « Ростелеком »

Изображение слайда
15

Слайд 15: Примеры оформления таблиц/рисунков

Рисунок 1  Анализ чувствительности к изменению цен на товар

Изображение слайда
16

Слайд 16: Структура выпускной работы Рубрикация

Рубрики идут в следующем порядке: Том, Часть, Раздел, Глава, Пункт (параграф), Подпункт. Рубрики одной ступени должны быть примерно одного объема. Технико- пунктационные правила предполагают использование только арабских цифр (не римские, и не буквенные обозначения). В самом тексте между заголовками рубрик разного уровня должен находится текст величиной не менее абзаца (пример).

Изображение слайда
17

Слайд 17

Глава 1. Признаки индивидуализированного общества по З. Бауману Для начала рассмотрим и проанализируем концепцию индивидуализации современного общества Зигмунта Баумана. Теоретик убеждён, что активное участие в продолжающихся усилиях по переосмыслению того меняющегося состояния, в котором оказываются «все более индивидуализируемые индивиды», борющиеся за внесение смысла и цели в свои жизни, является при нынешних обстоятельствах главнейшей задачей социологии [Бауман, 2005; с. 16]. З. Бауман рассматривает данное явление как отрицание форм социальности, известных из прошлого, как нечто, выступающее в одно и то же время причиной и следствием фрагментации и социальной действительности, и жизни каждого конкретного человека; в новых условиях не только масштабные социальные задачи подменяются личными желаниями и стремлениями, но и сами люди все чаще и охотнее отказываются от «долгосрочной» ментальности в пользу «краткосрочной» [Иноземцев, 2004; с. 142]. 1.1. Планирование: краткосрочность vs долгосрочность Мы теряем уверенность в завтрашнем дне, ведь всё меняется так стремительно и неизбежно. Человек лишается возможности держать ситуацию под собственным контролем и как-либо влиять на обстоятельства. Исчезает и мужество, так необходимое для рискованных решений, для принятия на себя ответственности и долгосрочных обязательств [Бауман, 2005; с. LVII ].

Изображение слайда
18

Слайд 18: Структура курсовой работы Рубрикация

Порядок следования рубрик( см. оглавление ): Глава 1. 1.1. 1.1.1. 1.2. Глава 2. 2.1. 2.2. 2.3. и т. п.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Технические требования к оформлению

Обращайтесь к тексту документа о требованиях (шрифты, интервалы, размеры, таблицы, иллюстрации, формулы и пр.), в особенности к Приложению А. (в таблице собраны все основные требования).

Изображение слайда
20

Слайд 20

Изображение слайда
21

Слайд 21: Правила цитирования

Прямое – как прямая речь Юнг писал: «Мы не можем непосредственно, “в лоб“, изучать бессознательное психическое – у нас с ним нет никакой связи» [Юнг, 1998; с. 29] Прямое – как часть предложения По Ж. Бодрийяру, «потребление – это не пассивное состояние поглощения и присвоения… потребление есть активный модус отношения – не только к вещам, но и к коллективу и ко всему миру…» [ Бодрийяр, 2002; с. 212]. Косвенное – пересказ близко к тексту мыслей автора ( парафраз ) «Способствующая» среда конструирования собственной идентичности с помощью потребительских символов возникает по мере развития рыночной экономики и гражданского общества, повышения благосостояния индивидов, иными словами, при появлении у них реального потребительского выбора и свободы [Ильин, 2000].

Изображение слайда
22

Слайд 22: Правила прямого цитирования

Прямые цитаты должны быть абсолютно точны. Слова должны приводиться в той же форме, в которой стоят в источнике Нельзя выкидывать кусочки текста, никак этого не обозначив Вместо опущенных слов - многоточие На месте опущенных предложений - многоточие в угловых скобках <…>. 3. Любые комментарии, пояснения, уточнения должны стоять в квадратных или угловых скобках. Курсивы и подчеркивания, если они не авторские, а ваши, тоже должны оговариваться (например: [курсив мой] ).

Изображение слайда
23

Слайд 23: Парафраз – косвенное цитирование

Парафраз – пересказ своими словами чужих мыслей, идей или текста. Парафраз состоит в замене слов (знаков), фразеологических оборотов или предложений при использовании любого авторского произведения науки, литературы или искусства (хранимого на электронных или бумажных носителях, в том числе размещенного в сети Интернет).

Изображение слайда
24

Слайд 24: Оформление ссылок

Ссылки на источник следует указывать фамилией автора (при отсутствии автора указывают одно-два слово из заглавия ) и годом издания документа в квадратных скобках. [Ильин, 2000 ] [ Поведение потребителей, 2002 ] Если по тексту приводится прямая цитата, то в ссылке, кроме фамилии автора и года издания, указывается номер страницы, откуда взята прямая цитата. [ Бодрийяр, 2002; с. 212]

Изображение слайда
25

Слайд 25: Оформление ссылок

Оформление ссылки при цитировании необходимого источника в условиях его недоступности (например, он был процитирован другим автором ): По словам Мертона, «культурное предписание «стараться преуспеть в этом мире» отвергается и … продолжается почти безусловное соблюдение институциональных норм» [ Цит. по Корель, 2005; с. 225].

Изображение слайда
26

Слайд 26: Плагиат

Плагиат (от лат. plagio – похищаю) – использование в письменной работе чужих текстов, фрагментарно или полностью, хранимых на любых носителях, без надлежащего указания авторства. В качестве плагиата рассматривается любое дословное воспроизведение текста другого автора, не оформленное (не указан автор) или неправильно оформленное (указаны другой автор или другое произведение ) в качестве цитаты. Заимствованные тексты ( большая часть текста обнаруживается в идентичном или парафразированном виде в доступных источниках, включая Интернет). Такое нарушение рассматривается как грубое и автоматически приводит к неудовлетворительной оценке за работу.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Противодействие плагиату на ЭФ НГУ

Плагиат – грубое нарушение правил выполнения письменных работ. Рекомендуется понижение оценки на два балла при единичных фрагментах плагиата в тексте. Если выявляются многократные (три фрагмента и более) проявления плагиата в рамках одного текста, то работа получает неудовлетворительную оценку. Курсовые работы проверяет научный руководитель и члены комиссии по защите курсовых. Дипломные работы проходят проверку на степень оригинальности и заимствований через систему « Антиплагиат ». Для допуска к защите помимо приемлемой доли оригинальности текста в выпускной работе не должно содержаться фрагментов, в которых бы присутствовали неправомерные заимствования.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Правила оформления библиографического описания документов

Библиографические описания документов составляются по ГОСТу Р 7.0.5-2008 (Библиографическая ссылка. Общие требования и правила оформления). http://docs.cntd.ru/document/gost-r-7-0-5-2008 *НЕ по ГОСТу Библиографическая запись (для библиотек)  не копипастить бездумно из описания в библиотеках и интернете!

Изображение слайда
29

Слайд 29: Разница в библиографических описаниях по разным ГОСТам

Вебер,   М. О России : избранное /  Макс Вебер ; [ пер. с нем., предисл. А. Кустарева ]. М. : РОССПЭН,  2007. 158 с.  ; 17 см. ( Россия. В поисках себя...). ISBN   978-5-8243-0860-0. Вебер  М. О России: избранное / Пер с нем., предисл. А. Кустарева. М.: РОССПЭН, 2007. 159 с.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Разница в библиографических описаниях по разным ГОСТам

Блэкуэлл,  Р. Д. Поведение потребителей  :  [Учебник: Пер. с англ.] =  Consumer behavior /  Р.Д. Блэкуэлл, П.У. Миниард, Д.Ф. Энджел, [Под общ. ред. Л.А. Волковой]. 9-е междунар. изд. СПб. и др.  : ПИТЕР,  2002. 621 с.  : ил. ; 24 см. ( Теория и практика менеджмента). ISBN   5-94723-267-7. Поведение потребителей: пер. с англ. / Блэкуэлл Р. и др. 9-е междунар. изд. СПб.: Питер, 2002. 944  с.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Элементы библиографического описания книг

1. Область заглавия и сведений об ответственности содержит сведения об авторах, заглавии произведения, а также лицах, принимавших участие в создании произведения. (Если авторов трое или больше, то книга описывается под названием, а авторы указываются за косой чертой после названия). 2. Область издания (содержит сведения о повторности и характеристике издания, если таковые имеются). 3. Область выходных данных (содержит сведения о месте издания, издательстве или издающей организации, годе издания). 4. Область физической характеристики (содержит сведения о количестве страниц ). После каждого элемента ставится ТОЧКА.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Примеры библиографического описания книг

Вебер М.  О России: избранное / Пер с нем., предисл. А. Кустарева. М.: РОССПЭН, 2007. 159 с. Лугачёва  Л. И., Мусатова  М. М. Экономика труда: учебно-методическое пособие. Новосибирск:  Издательско-полиграфический центр НГУ, 2016. 35 с. Поведение потребителей: пер. с англ. / Блэкуэлл Р. и др. 9-е междунар. изд. СПб.: Питер, 2002. 944  с.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Элементы библиографического описания на составную часть документа

На составную часть документа (статья из сборника, из журнала/газеты или часть произведения) дается аналитическая библиографическая запись, общая схема которой такова: Сведения о составной части документа // Сведения о документе в целом. Сведения о составной части документа и о документе в целом оформляются по описанным выше правилам.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Примеры аналитического описания документов

Численность экономически активного населения // Россия в цифрах. 1995: крат. стат. сб. / Редкол.: Ю. А. Юрков (пред.) и др. М., 1995. С. 44. Бодрийяр Ж. Архитектура: правда или радикальность? // Социологические исследования. 2011. № 5. C. 114–122. Коалиционный анализ: от республик СССР к регионам России / Ершов Ю.С. и др. // ЭКО. 2016. № 10. С. 5–22.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Библиографическое описание источников из интернета

Если документ опубликован в бумажном варианте, а затем размещен на интернет-портале, то ссылка должна быть оформлена на бумажный вариант статьи или книги. Если же документ опубликован на интернет-портале, и не имеет бумажного аналога, то мы описываем его по вышеизложенным правилам, добавляя новые элементы описания: указание режима доступа к нему ( URL ) и дату последнего просмотра документа: URL: http://www.isras.ru/blog_yan_130.html (дата обращения: 02.09.2018 ). Об оценке индекса потребительских цен с 4 по 10 сентября 2018 года. URL : http :// www. gks. ru / bgd / free / B 04_03/ IssWWW. exe / Stg / d 01/176. htm (дата обращения: 15.09.2018). Учет степени доверия к интернет-источникам! Проверенные сайты, библиотеки, рецензируемые журналы.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Письменный научный стиль речи: признаки

Много слов с абстрактным значением, то есть высокая терминированность ( функция, интеграл, матрица, ордината, аномия …) Ослаблено, не определено значение лица – отсутствие местоимения Я и использование безличных предложений: В работе будет сделана попытка… Проведенный анализ показал… Использование группы вводных слов и словосочетаний, содержащих указание на источник сообщения ( по мнению такого-то автора, по сведению…, по сообщению…, с точки зрения…, согласно гипотезе… и др.)

Изображение слайда
37

Слайд 37: Указание на источник сообщения - примеры

«Это то, что заставляет нас говорить о социальной «данности», или иначе, по выражению А. Шютца, о «само собой разумеющемся» [ссылка]. Допустим, писал Юм, форма преемственности поколений у людей полностью изменилась бы, стала бы, такой, как у бабочек и гусениц, вследствие чего старшее поколение словно по мановению исчезало бы и в то же мгновение нарождалось новое [ссылка].

Изображение слайда
38

Слайд 38: Композиционная связность текста: как признак научного стиля речи

Отдельные части текста связываются с помощью определенных связующих слов, наречий, наречных выражений и других частей речи, а также сочетаний слов: так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, кроме, к тому же, также, тем не менее, еще, все же, между тем, помимо, сверх того, однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, сначала, в заключение, в конце концов, следовательно…

Изображение слайда
39

Слайд 39: Композиционная связность ( пример )

Поколение не есть конкретная группа в том же смысле, что общность, т.е. группа, которая не может существовать, если ее члены не располагают конкретным знанием друг о друге и которая перестает существовать, если только нарушена "близость". С другой стороны, оно никоим образом несопоставимо с ассоциациями, например, организациями, образованными для специальных целей, так как для тех характерны обдуманный акт основания, письменный устав и механизм роспуска - качества, которые служат сплочению группы, даже если в ней нет связей, определенных пространственной близостью и общностью жизни. Итак, под конкретной группой подразумевается союз некоторого числа индивидов, осуществляемый в силу естественно развившихся или установленных осознанно-волевым усилием связей.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Метатекст как признак научного стиля речи

В научном тексте условно выделяют два пласта с точки зрения того, какую информацию получает читатель: фактическую, непосредственно об объекте исследования – в случае вашей курсовой/диплома – это цитаты и парафраз из литературы; информацию о том, как автор организует эту фактическую информацию – это ваш текст, то, как вы эти цитаты и парафраз структурируете, объясняете, анализируете. Информацию второго типа (и элементы, которые её вводят) принято называть метатекстом. Наличие метатекста - одно из существенных свойств научного текста. В дипломе – не менее 75 % должен сос тавлять метатекст !

Изображение слайда
41

Слайд 41: Смысловые повторы как признак научности речи

Автор должен заботиться об организации фактической информации, чтобы читателю легче было её воспринимать и удерживать в памяти. Для этого, чтобы не терять нить повествования, автор напоминает читателю, о чём идёт речь, время от времени возвращаясь к тому, о чём он говорил, обычно добавляя к этому небольшую порцию новой информации – то есть использует смысловой повтор. По объёму смысловые повторы различны: это может быть фрагмент текста (одна-две страницы, один или несколько абзацев), предложение, часть предложения, сложное словосочетание. Смысловые повторы – не недостаток научного текста, они помогают организовать его.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Смысловые повторы как признак научности речи

Смысловые повторы - необходимый атрибут композиции. Особенно важную роль они играют при подведении итогов научной работы. В курсовых/выпускных работах смысловыми повторами небольшого объёма (предложение, абзац) может завершаться каждая рубрика (например, пункт), большим смысловым повтором – бОльшая часть (например, глава - выводами по главе), а вся работа - смысловым повтором в объёме одной - двух страниц (заключением).

Изображение слайда
43

Слайд 43: Задание по теме лекции

Письменная самостоятельная работа по составлению списка литературы по теме своей курсовой работы. Суть задания – оформить список и библиографические описания книг и статей по правилам из презентации и учебно-методического пособия. На странице вверху справа пишете свою фамилию и номер группы, по центру – название вашей курсовой работы, а затем – список из не менее 15 документов (не менее 7-8 должны быть книги, остальное – статьи), оформленный по всем правилам.

Изображение слайда
44

Последний слайд презентации: Подготовка и оформление выпускных, курсовых и прочих письменных работ: Задание по теме лекции

Рекомендации по поиску литературы – не сайтах elibrary.ry, ecsocman.hse.ru, cyberleninka.ru, www.spsl.nsc.ru (сайт ГПНТБ СО РАН), библиотеки НГУ. Результат оправляете мне до 25.11.2020 на электронную почту elechern@mail.ru в виде файла в формате doc или docx, название файла – фамилия_номер группы. doc/ docx. Используйте свою университетскую почту, чтобы отправить мне файл (файлы, оправленные с аккаунтов без фамилий, под никами типа « сладкий_зайчик » или « конан_варвар », проверяться не будут).

Изображение слайда