Презентация на тему: Подготовка к школьному обучению детей с ОВЗ и инвалидностью

Подготовка к школьному обучению детей с ОВЗ и инвалидностью
Готовность к школьному обучению
Концепция готовности к школьному обучению в российской психологии и педагогике основывается на трех основных подходах
Факторы психического развития по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину
Специфика развития ребенка на всех возрастных этапах определяется тем, что
Мотивационный подход
Формирование произвольности
Диагностика готовности к школьному обучению условно делится на несколько составляющих
Физическая готовность
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность предполагает
Подготовка к школьному обучению
Модели подготовки к школьному обучению
Модель подготовки к школе в рамках школьного отделения
Сравнительный анализ групп подготовки к школе
Варианты подготовки к школьному обучению в инклюзивном детском саду
Этапы подготовки к школьному обучению
Примерная структура занятий группы подготовки к школе
Группа подготовки к школе (проект)
Состав группы
Цель и задачи фронтального занятия «Урок»
Кто пойдет на урок?
Некоторые приемы формирования позиции учитель-ученик
Пространственные решения при определении того, где и как сидят дети на уроке
Требования к наглядному материалу на уроках
Структура урока
Как научить
Практикоориентированная направленность уроков в группах для детей с тяжелыми нарушениями развития
Проблемы учебного поведения и возможные варианты их решения
Варианты уроков ы подготовки к школе. Подходы к содержанию уроков
Домашние задания
Проверочный лист готовности к школьному обучению
Спасибо за внимание!
1/33
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 67)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (3006 Кб)
1

Первый слайд презентации: Подготовка к школьному обучению детей с ОВЗ и инвалидностью

Семинар апрель 2018 Подготовка к школьному обучению детей с ОВЗ и инвалидностью

Изображение слайда
2

Слайд 2: Готовность к школьному обучению

Поступление в школу – это переломный момент в жизни ребенка и формировании его личности. «Поступление в школу изменяет весь строй жизни ребенка, оно вводит его в систему новых отношений, ставит перед ним новые задачи, формирует у него деятельность совершенно нового типа - учение в школе. То новое положение в жизни, которое занимает школьник по сравнению с дошкольником, и новая деятельность, которая составляет основное содержание его жизни, предъявляют к ребенку новые требования» Л. И. Божович Готовность к школьному обучению- это комплексный феномен, подразумевающий определенный уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы и адаптации в детском коллективе без ущерба для его здоровья.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Концепция готовности к школьному обучению в российской психологии и педагогике основывается на трех основных подходах

Изображение слайда
4

Слайд 4: Факторы психического развития по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину

Изображение слайда
5

Слайд 5: Специфика развития ребенка на всех возрастных этапах определяется тем, что

Ребенок стремится выполнять требования окружающей среды, когда эти требования входят в структуру его собственных потребностей Изменения, происходящие к концу каждого периода (психические новообразования) могут быть зафиксированы как изменения в развитии психических процессов, личности и самосознания Ведущая деятельность ребенка как один из компонентов возрастного подхода (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Е.Ф.Обухова, В.С.Мухина и др.). Ведущая деятельность обуславливает главнейшие изменения в психике ребенка и его личностных особенностях на каждом возрастном этапе. Выход из каждого периода сопровождается кризисом

Изображение слайда
6

Слайд 6: Мотивационный подход

Только при наличии учебной мотивации ребенок становится субъектом учения, а учение становится целенаправленной деятельностью Учебная мотивация состоит из трех видов мотивов: Познавательные мотивы (потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями) Социальные мотивы (потребность в общении и одобрении других людей) Мотивы достижения являются индивидуальной характеристикой человека, проявляются в стремлении к достижению результата, зависят от реакции человека на успех и неудачу. Потребность в одобрении и познавательная потребность обеспечивают формирование «внутренней позиции школьника». Эта позиция и есть критерий готовности к школьному обучению. В норме выраженная внутренняя позиция школьника формируется в возрасте 7 лет ( Л.И.Божович, Н.Г.Морозова, Л.С.Славина, Н.И.Гуткина и др.)

Изображение слайда
7

Слайд 7: Формирование произвольности

Изображение слайда
8

Слайд 8: Диагностика готовности к школьному обучению условно делится на несколько составляющих

Изображение слайда
9

Слайд 9: Физическая готовность

Работоспособность Темп деятельности Возможность поддерживать достаточный уровень психической активности Достаточное развитие двуручной деятельности Достаточный уровень мелкой моторики и опто-моторной координации Достаточный уровень сенсорной интеграции, включая нормальную сенсорную чувствительность

Изображение слайда
10

Слайд 10: Интеллектуальная готовность

При исследовании интеллекта ребенка с точки зрения готовности к школьному обучению на первый план выходят критерии, необходимые и достаточные для начала обучения в школе. Наиболее яркой характеристикой является скорость обучения ( обучаемость ), включающая в себя два этапа интеллектуальных операции: 1. усвоение нового правила работы (решение задачи и т.п.); 2. перенос усвоенного правила выполнения задачи на аналогичные, но не тождественные ему.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Интеллектуальная готовность предполагает

Наличие основных представлений о природных и социальных явлениях, общий запас знаний об окружающем мире, людях, о себе; Дифференцированное восприятие ( перцептивная зрелость); Достаточный объем произвольного внимания ; Достаточный уровень логического мышления (способность к определению основных признаков и связей между явлениями, способность к воспроизведению образца, сформированность мыслительных операций сравнения, аналогий, анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, классификации); Рациональный подход к действительности (относительное ослабление роли фантазии); Достаточный объем произвольного запоминания; интерес к занятиям, в которых результат может быть достигнут только ценой усилия, интерес к новым знаниям; Овладение на слух разговорной речью и способностью понимать и применять символы в целом и др. Таким образом, в отечественной психологии и педагогике при изучении интеллектуального компонента готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов

Изображение слайда
12

Слайд 12: Подготовка к школьному обучению

Относится к особым образовательным потребностям детей с ОВЗ Реализуется в различных вариантах, выбор которых зависит от следующих факторов: Возможных ресурсов населенного пункта Уровня речевого, когнитивного и социального развития ребенка с ОВЗ Выбора родителей Возраста ребенка на момент начала подготовки к школьному обучению Других факторов

Изображение слайда
13

Слайд 13: Модели подготовки к школьному обучению

Изображение слайда
14

Слайд 14: Модель подготовки к школе в рамках школьного отделения

Изображение слайда
15

Слайд 15: Сравнительный анализ групп подготовки к школе

Общая подготовка Маленькая/коррекционная группа 18-25 человек, не более 3-4 детей с ОВЗ 7-15 детей с ОВЗ В классе педагог и помощник педагога, разные предметы преподают разные педагоги, не более 2 сопровождающих В классе педагог, часть детей с сопровождением, не более 4 сопровождающих, часть предметов может проводить один педагог Не требуется специальное образование (м.б. педагог начальной школы) Как правило, специальное образование у педагога, ведущего основную часть занятий Психологическое сопровождение: диагностика, консультирование родителей, помощь ребенку в участии в общей игре Психологическое сопровождение: диагностика, консультирование, специальное обучение детей участию в общей игре, индивидуальные занятия и мини-группы 2 раза в неделю, 3 фронтальных занятия, перемены (2 с академической составляющей и 1 с игровой и конструктивной деятельностью). 3 раза в неделю, 3 фронтальных занятия (2 занятия с академической составляющей, 1 игровая и конструктивная деятельность, гибкое посещение групповых занятий (например, 2 групповых и 1 индивидуальное).

Изображение слайда
16

Слайд 16: Варианты подготовки к школьному обучению в инклюзивном детском саду

Изображение слайда
17

Слайд 17: Этапы подготовки к школьному обучению

Изображение слайда
18

Слайд 18: Примерная структура занятий группы подготовки к школе

Изображение слайда
19

Слайд 19: Группа подготовки к школе (проект)

Основные критерии того, что ребенку группа подготовки к школе нужна Как принимается решение о зачислении ребенка в группу Взаимодействие с семьей на этапе планирования подготовки к школе Возможные варианты включения ребенка в группу подготовки к школе

Изображение слайда
20

Слайд 20: Состав группы

в группу объединяются дети старшего дошкольного возраста От 8 до 12 детей старшего дошкольного возраста Как ранее не посещавшие дошкольное отделение образовательной организации, или же в силу причин не готовые к включению в группу подготовки к школе с большим количеством детей. В группу подготовке к школе могут объединяться как дети, имеющие разные диагнозы: РАС, ЗПРР, дети с генетическими нарушениями, дети с различными неврологическими нарушениями, так и дети, не имеющие особенностей развития (если речь идет об инклюзивной группе подготовки к школе).

Изображение слайда
21

Слайд 21: Цель и задачи фронтального занятия «Урок»

- подготовка детей к обучению в классе, что включает в себя: Освоение организационных умений Освоение основных видов практической деятельности Освоение «академического компонента», в соответствии с планируемой программой школьного обучения

Изображение слайда
22

Слайд 22: Кто пойдет на урок?

Принцип включения ребят во фронтальное занятие «Урок» Состав класса Почему возникают подгруппы Какие уроки бывают Связан ли урок с другими фронтальными занятиями?

Изображение слайда
23

Слайд 23: Некоторые приемы формирования позиции учитель-ученик

Кто становится учителем в классе Обращение к учителю Моделирование и другие приемы обозначения роли Помощники – от чего зависит их количество, их роль и задачи А что если…? Некоторые приемы формирования позиции учитель-ученик

Изображение слайда
24

Слайд 24: Пространственные решения при определении того, где и как сидят дети на уроке

Как найти лучшее место ученику С низкой работоспособностью Поведенческими проблемами Низким темпом деятельности Двигательными нарушениями Постоянное ли это место или «учеников» нужно пересаживать?

Изображение слайда
25

Слайд 25: Требования к наглядному материалу на уроках

Натуральная наглядность Графическая наглядность Символическая наглядность*

Изображение слайда
26

Слайд 26: Структура урока

Звонок Вводная беседа Планирование урока Выполнение заданий Проверка домашнего задания Подведение итогов урока Звонок

Изображение слайда
27

Слайд 27: Как научить

Выделять начало и окончание урока? Видеть других учеников в классе? Обозначать свое присутствие в классе? Поднимать руку, чтобы привлечь к себе внимание Выходить к доске Делать то, что задали Вовремя останавливаться Выполнять домашнее задание

Изображение слайда
28

Слайд 28: Практикоориентированная направленность уроков в группах для детей с тяжелыми нарушениями развития

Опора на опыт учеников Как определяется содержание урока Полисенсорный подход к подачи материала где граница «взрослый помог» или «взрослый сделал за..» Трудности усвоения (добиваемся ли критерия качества усвоения академического материала) Нужны ли формальные знания? Зачем?

Изображение слайда
29

Слайд 29: Проблемы учебного поведения и возможные варианты их решения

Учет интересов при проведении уроков и оценивании результатов Чередование видов активности Индвидуальный урок в классе…. или решение проблем маленькими шагами Выгоняем ли с урока? Выбор стратегии и приемов, помогающих ребенку удержаться на уроке

Изображение слайда
30

Слайд 30: Варианты уроков ы подготовки к школе. Подходы к содержанию уроков

Комбинированный Практикоориентированный Предметный подход к содержанию уроков («Ознакомление с окружающим миром» и «Формирование математических представлений», другие варианты) А бывают ли другие варианты?

Изображение слайда
31

Слайд 31: Домашние задания

Нужны ли домашние задания? Почему? Материалы для домашнего задания. Индивидуальный или универсальный подход? Слишком просто или слишком сложно… ориентируемся на… Оценка домашнего задания Взаимодействие с родителями

Изображение слайда
32

Слайд 32: Проверочный лист готовности к школьному обучению

Навыки поведения в группе С ЧП ФП примечание Слышит сигнал к началу урока Идет в класс с другими детьми Находит свое рабочее место в классе Готовится к уроку, без напоминаний размещает учебные принадлежности на рабочем месте Смотрит на педагога, следит за его реакцией Складывает руки «как ученик» Выполняет индивидуальные инструкции Выполняет фронтальные инструкции Остается на месте без указаний учителя Ждет своей очереди (например, когда его позовут к доске) Работает одновременно с классом Смотрит на то, как работают другие дети, подражает им

Изображение слайда
33

Последний слайд презентации: Подготовка к школьному обучению детей с ОВЗ и инвалидностью: Спасибо за внимание!

Изображение слайда