Первый слайд презентации: Подготовка к итоговому собеседованию в 9 классе
Нарушевич Андрей Георгиевич, заведующий кафедрой русского языка и литературы ТИ имени А.П. Чехова
Слайд 2: M одель итогового собеседования
Ученик – учитель (ведётся аудиозапись) 15 минут на экзаменуемого 4 задания Задания представлены на распечатанных карточках 1. Выразительное чтение 2. Пересказ текста с включением приведенного высказывания 3. Монологическое высказывание 4. Диалог Зачёт: 10 и более из 19 баллов M одель итогового собеседования
Слайд 3: Задание 1
. Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Юрий Алексеевич Гагарин (1934–1968) – первый космонавт. Выразительно прочитайте текст о Юрии Алексеевиче Гагарине вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению Сергея Павловича Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них. < … > ( 177 слов) Задание 1
Слайд 5: Задание 2. Пересказ текста
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ высказывание С.П.Королева, выдающегося конструктора и учёного, о Юрии Гагарине: «Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее ― он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…» Подумайте, где лучше использовать слова С.П.Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. Задание 2. Пересказ текста
Слайд 7: Задание 3. Монологическое высказывание
Выберите один из предложенных вариантов беседы: 1. Праздник (на основе описания фотографии). 2. Мой поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта). 3. Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу) У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут. Задание 3. Монологическое высказывание
Слайд 8: Карточка 1. Описание
Тема 1. Праздник 1. Опишите фотографию. Не забудьте описать: место и время проведения праздника; событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник; присутствующих на празднике; общую атмосферу праздника и настроение участников. Карточка 1. Описание
Слайд 9: Карточка 2. Повествование
Тема 2. Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию). Не забудьте рассказать: куда и когда Вы ходили в поход (на экскурсию); с кем Вы ходили в поход (на экскурсию); как Вы готовились к походу (экскурсии); почему Вам запомнился этот поход (экскурсия). Карточка 2. Повествование
Слайд 10: Карточка 3. Рассуждение
Тема 3. Мода Всегда ли нужно следовать моде? Не забудьте дать ответы на вопросы: Что значит следовать моде? Для Вас важно следовать моде и почему? Следовать моде можно только в одежде? Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»? Карточка 3. Рассуждение
Слайд 11: Критерии оценивания
Слайд 12: Задание 4. Диалог
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором. К теме 1 «Праздник» 1) Какие праздники Вам нравятся больше и почему (домашние, школьные, праздники в кругу друзей)? 2) Когда можно сказать, что праздник удался? 3) Вы больше любите праздник или подготовку к нему и почему? (!) Экзаменатор-собеседник может задать вопросы, отличающиеся от предложенных в экзаменационных материалах. Задание 4. Диалог
Слайд 13: Задание 4. Диалог
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором. К теме 2 «Поход» 1) Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)? 2) Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход (на экскурсию)? 3) Что, по Вашему мнению, самое важное в походе (на экскурсии)? Задание 4. Диалог
Слайд 15: Критерии оценивания
Слайд 16: Обобщенный план работы
№ Проверяемые элементы содержания Максимальный балл 1 Выразительное чтение текста вслух 2 2 Пересказ текста с привлечением дополнительной информации 4 3 Создание устного монологического высказывания 3 4 Участие в диалоге 2 5 Соблюдение норм современного русского литературного языка 8 Итого 19 Обобщенный план работы
Слайд 17: Выразительное чтение
Выразительность — важное требование, предъявляемое к чтению учащихся. Выразительным называется такое громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение. Прочитать текст выразительно, значит: 1) раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нём 2) показать отношение автора к событиям, к поступкам героев; 3) передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению. Выразительное чтение
Слайд 18: Признаки выразительного чтения :
умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора; умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски; хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп. Признаки выразительного чтения :
Слайд 19: Основные направления работы над выразительностью чтения:
смысловое — осмысление идеи произведения и донесение её до слушателя; интонационное — специальная работа над компонентами интонации; техническое — тренировка дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата; тренировочное — упражнения в выразительном прочтении произведения после его анализа. Основные направления работы над выразительностью чтения:
Слайд 20: Интонация — ( от лат. intonare — громко произносить ) ритмико-мелодическая сторона речи, служащая средством выражения эмоционально насыщенной мысли
Слайд 21: Мелодика
— чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок. В повествовательных предложениях голос к концу фразы понижается. Сегодня мы встречаем гостей. Мелодика
Слайд 22: Мелодика
В вопросительных предложениях голос вначале повышается, причём повышение голоса приходится на то слово, в котором заключена суть вопроса; затем к концу фразы голос понижается. Сегодня мы встречаем гостей? Мелодика
Слайд 23: Мелодика
В восклицательных предложениях голос к концу фразы повышается. Сегодня мы встречаем гостей! Мелодика
Слайд 24: Интонирование знаков препинания
Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. (К. Паустовский) Знаки препинания являются основными указателями места логических пауз и их длительности. Так как знаки препинания обозначают различную степень законченности мысли, они тем самым подсказывают и нужную длительность пауз. Интонирование знаков препинания
Слайд 25: Точка
Значение: завершение мысли и законченность предложения. Интонация: постепенное, спокойное понижение тона к концу предложения. Точка требует после себя сравнительно длительной паузы, особенно когда она совпадает с завершением мысли. Голос на точке опускается вниз к своему исходному тону. Потом пришла осень. ¦¦ В лесу стало грустно. Точка
Слайд 26: Вопросительный знак
Значение: вопрос, желание узнать, выяснить, уточнить. Интонация: восходяще-нисходящая, т.е. повышение голоса на ударном вопросительном слове, затем к концу вопросительного предложения голос понижается. Без вопросительного слова: голос резко повышается на слове, несущем вопрос: Правы вы перед сами собой? Готовы принять решение? С вопросительным словом: повышение голоса на слове, несущем вопрос, несколько меньше: Но кто же тебя спасёт? Кто охранит тебя от несчастий, от встречи с дурными людьми? Кто даст тебе мужество выстоять в беде? Вопросительный знак
Слайд 27: Восклицательный знак
Значение: выражение эмоций, утверждение говорящим своей правоты. Интонация: подъём голоса, восходящая интонация. Какое же это было чудесное лето! Восклицательный знак
Слайд 28: Многоточие
Значение: показывает, что мысль не закончена. Интонация: интонация незаконченности. «Наш голос не поднимается вверх, и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя её на дно, а, оставляя её висеть в воздухе». (К.С. Станиславский) Палач сдёрнул с него лохмотья; ему увязали руки и ноги в нарочно сделанные станки, и… Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса. ( Н. Гоголь ) Многоточие
Слайд 29: Запятая
Значение: обычно показывает, что мысль не закончена. Интонация: соединительная пауза, перед которой повышение голоса на ударном слове. Становясь старше,¦ сильнее чувствуешь,¦ как глубок смысл многих простых истин. (С. Львов) Запятая
Слайд 30: Точка с запятой
Значение: относительно законченная мысль. Интонация: голос перед ней несколько понижается, но не так сильно, как при точке. В звучащей речи точка с запятой означает соединительную паузу. Эта паузы короче, чем перед точкой. Точка с запятой
Слайд 31: Двоеточие
Значение: завершение отрезка мысли, за которым последует её продолжение: перечисление, пояснение и т.п. Интонация: перед двоеточием понижение тона, а затем логическая пауза. Любовь к большой Родине ¦ начинается с любви к родине малой:¦¦ своему городу, ¦ улице, ¦ переулку. ( Ю. Нагибин ) Но ведь помимо торжественной ¦ государственной истории ¦ была ещё иная, ¦ не менее значимая: ¦¦ история наших семей. ( Л.Жуховицкий ) Двоеточие
Слайд 33: Тире
Значение: следующие за тире слова или предложения раскрывают то или иное понятие. Интонация: значительная и напряжённая пауза. Мы почти забыли, ¦ что справедливость склонна к состраданию и прощению. ¦¦ Ведь справедливость ¦¦ — это поток живой любви к людям. (И. Ильин) Тире
Слайд 34: Скобки
Значение: дополнительное пояснение, уточнение авторской мысли, второстепенное замечание. Интонация: выделение паузами, понижение тона, ускорение темпа. Цезарь ¦ (так звали льва в зверинце) ¦ спит и тихо взвизгивает во сне. (А. Куприн) Охотники — ¦ а их немало в этом краю — ¦ чувствуют себя гостями в лесу. (В. Тендряков) Скобки
Слайд 35: Логические правила устной речи
Если во фразе имеется противопоставление, то выделяются оба противопоставляемых слова: Вопрос в том, кого мы жалеем – других или себя ? При сочетании двух существительных выделяется то, которое стоит в родительном падеже: Демократия – это власть народа. При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения: Кленовый лист напоминает нам янтарь. (Н. Заболоцкий) Логические правила устной речи
Слайд 36: Логические правила устной речи
Прилагательное обычно не принимает на себя ударения. Определение как бы сливается с определяемым словом, которое несколько выделяется: Жёлтые листья сплошным ковром покрывают землю. Если к слову относится несколько определений, то они выделяются все, кроме последнего, которое сливается с определяемым словом: Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! ( И. Тургенев). Частицы «не» и «ни» интонационно не выделяются. Они сливаются со словом, к которому относятся, причем ударение падает на само слово: Как ни старайся, ничего у тебя не выйдет. Логические правила устной речи
Слайд 37: Интонирование в различных синтаксических конструкциях
Сравните: Дома улицы залиты светом. Дома, улицы залиты светом. Интонирование в различных синтаксических конструкциях
Слайд 38: Интонирование в различных синтаксических конструкциях
Дома улицы ¦ залиты светом. Дома,¦ улицы¦ залиты светом. Интонирование в различных синтаксических конструкциях
Слайд 39: Интонирование в различных синтаксических конструкциях
Дома улицы ¦ залиты светом. Дома,¦ улицы¦ залиты светом. Интонирование в различных синтаксических конструкциях
Слайд 40: Предложения с однородными членами
Для предложений с однородными членами характерна интонация перечисления : все однородные члены произносятся одним тоном, после каждого из них делается пауза. «Святое море», «святое озеро», «святая вода» — так называли Байкал с незапамятных времён и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в XVII веке, и путешествующие иноземцы. Предложения с однородными членами
Слайд 41: Предложения с однородными членами
Бессоюзие — отсутствие союзов придает речи стремительность, выразительность, предполагает ускоренный темп речи. Телевизор, кино, автомобили, поезда, самолёты, прохожие, огни реклам, лица продавщиц, двери троллейбусов, эскалаторы — весь этот мелькающий мир мчится и завихряется вокруг вас. (В. Солоухин) Многосоюзие — намеренное увеличение количества союзов в предложении, благодаря чему выделяются отдельные слова, предполагает замедление темпа речи. Здесь на каждом шагу встречаются то малина, то смородина, то жимолость. Предложения с однородными членами
Слайд 43: Предложения с обособленными членами
Обособленный оборот является отдельной фразой восходящего или нисходящего тона, то есть имеет интонационное ударение, и выделяется паузами. Обособленные обороты могут находиться в начале, в конце или в середине предложения, в соответствии с этим меняется интонационная модель предложения. Предложения с обособленными членами
Слайд 44: Предложения с обособленными членами
В начале предложения обособленный оборот произносится с повышением тона: Удивлённый увиденным,¦ я вышел из машины и направился к берегу. Предложения с обособленными членами
Слайд 45: Предложения с обособленными членами
Обособленное определение в середине предложения произносится с повышением тона. Разговор его, ¦ свободный и любезный, ¦ вскоре рассеял мою застенчивость. Предложения с обособленными членами
Слайд 46: Предложения с обособленными членами
В конце предложения обособленный оборот произносится с понижением тона: Через несколько минут мы вошли в рощу,¦ влажную после дождя. Предложения с обособленными членами
Слайд 48: Вводные слова и вставные конструкции
Вводные слова выделяются в устной речи интонацией вводности : паузами, понижением силы голоса и более быстрым произношением вводных слов. Байкал, ¦ казалось бы, ¦ должен подавлять человека своим величием и размерами. В сумерки, ¦ когда стало трудно различать лица прохожих на улице ¦, пёс встал, ¦ подошёл ко мне, ¦ (я в это время сидел на диване) ¦ и вдруг опустил мне на колени свою тяжёлую голову. Вводные слова и вставные конструкции
Слайд 49: Темп чтения
(степень быстроты произношения текста) также влияет на выразительность. Общее требование к темпу выразительного чтения — соответствие его темпу устной речи : слишком быстрое, как и чересчур замедленное чтение с излишними паузами, трудно воспринимается. В зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп меняется, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию. Изменение темпа является хорошим приёмом характерной окраски речи при чтении диалога. Темп чтения
Слайд 50: Алгоритм подготовки к выразительному чтению
Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится. Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания. Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём будете убеждать своих слушателей. Обращайте внимание на знаки препинания: они указывают на места логических пауз и их длительность. Найдите слова, на которые падает логическое ударение. Прочитайте предложенный отрывок про себя, разделив каждое предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух использовать правильную интонацию. Прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух. Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи. Алгоритм подготовки к выразительному чтению
Слайд 51: Последовательность подготовки к пересказу текста
Прочитайте текст, уточните логику изложения содержащейся в нём информации. Сформулируйте тему текста (о чём говорится в тексте ?) и его основную мысль (что хотел сказать автор? ). Обратите внимание на ключевые слова в текстах разных типов: глаголы, деепричастия и наречия (повествование), существительные, прилагательные и причастия (описание), слова со значением логической последовательности явлений, событий, фактов, мысли (рассуждение). Установите количество микротем в тексте. Определите микротему, содержание которой можно дополнить приведённым в задании высказыванием. Последовательность подготовки к пересказу текста
Слайд 52: Последовательность подготовки к пересказу текста
5. Выделите в тексте главную (основную) и второстепенную (дополнительную) информацию. Используйте приёмы сокращения текста: исключение второстепенных деталей, обобщение единичных явлений и фактов. 6. Определите место включения в пересказ предложенного в задании высказывания. Выберите способ цитирования. 7. Составьте план текста. 8. Перескажите текст по плану. Последовательность подготовки к пересказу текста
Слайд 53: Способы включения высказывания в текст
Предложения с прямой речью. Сергей Павлович Королёв сказал о Гагарине: «Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее к своей мечте… Это – Прометеево деяние…» Способы включения высказывания в текст
Слайд 54: Способы включения высказывания в текст
Предложения с косвенной речью Сергей Павлович Королёв сказал, что Гагарин дал людям веру в их собственные силы и возможности, сделал людей более смелыми. Способы включения высказывания в текст
Слайд 55: Способы включения высказывания в текст
Предложения с вводными конструкциями По словам Сергея Павловича Королёва, Юрий Гагарин «дал людям веру в их собственные силы, в их возможности ». Способы включения высказывания в текст
Слайд 56: Подготовка к монологу
На собеседовании вам предстоит создать небольшое монологическое высказывание одного из типов: описание запечатлённого на фотографии (тема 1); повествование на основе своём жизненного опыта (тема 2); рассуждение по заданному вопросу (тема 3). Подготовка к монологу
Слайд 59: Описание
Определите тему монологического высказывания (праздник, чтение, спорт, отдых и др.). Рассмотрите фотографию очень внимательно. Как правило, на ней запечатлены люди, совершающие какие-либо действия (или занимающиеся каким-либо видом деятельности). Выделите на снимке главное и ответьте на вопросы : кто изображён на фотографии и чем он занят? о чём, возможно, думает? какие чувства скорее всего испытывает? Обратите внимание на примерный план, предложенный в карточке участника собеседования. Постарайтесь включить все пункты этого плана в свой ответ. Не забывайте о количественном показателе: не менее 10 фраз. Описание
Слайд 60: Описание
Опишите фотографию. Не забудьте описать, какая ситуация изображена на снимке; какие чувства испытывают герои; какое впечатление произвело на Вас увиденное. Описание
Слайд 61: Пример описания
Какая ситуация изображена на снимке? На фото изображена ситуация, в которой может оказаться каждый. Мы видим пожилого мужчину которому стало плохо. Он держится за сердце. Видимо, у него сердечный приступ. Главное, что вокруг него собрались неравнодушные люди, готовые прийти на помощь. Пример описания
Слайд 62: Пример описания
Какие чувства испытывают герои? Мужчине больно, поэтому собравшиеся люди хотят ему помочь. Думаю, чувства, которые они испытывают, - это тревога и сострадание. Тревога, потому что жизни человека угрожает опасность. А сострадание, потому что незнакомые прохожие не прошли мимо, не оставили человека в беде, сочувствуют ему и помогают. Пример описания
Слайд 63: Пример описания
Какое впечатление произвело на Вас увиденное? Эта фотография напоминает о том, что любой человек может оказаться в беде. И очень важно, чтобы рядом в этот момент были добрые, неравнодушные люди, готовые помочь. Пример описания
Слайд 64: Повествование
Определите тему монологического высказывания (праздник, поход, загородная поездка, учебное мероприятие и др.). Выберите из событий своей жизни то, о котором будете рассказывать. Ответьте на вопросы: где и когда произошло событие? кто его участники? как событие планировалось, подготавливалось (начиналось)? Затем восстановите последовательность развития события (рассказывая о нём, вы можете использовать слова сначала, затем, после, в итоге и др.) Обязательно поразмышляйте об отношении участников события к происходившему. Вспомните, чем всё завершилось. Сделайте вывод. Постройте повествование, пользуясь примерным планом, предложенным в карточке участника собеседования. Постарайтесь включить все пункты этого плана в свой ответ. Не забывайте о количественном показателе: не менее 10 фраз. Повествование
Слайд 65: Пример повествования
Тема 2. Летние каникулы Расскажите, как вы провели летние каникулы. Не забудьте рассказать, • где вы побывали во время летних каникул; • с кем вы проводили на каникулах своё свободное время (с родителями, друзьями, одноклассниками); • что интересного произошло с вами на каникулах; • что нового вы узнали за время летних каникул. Пример повествования
Слайд 66: Пример повествования
Я всегда с нетерпением жду летних каникул. Учеба закончена, и можно отправиться в путешествие. Мои родители всегда тщательно планируют летний отдых, чтобы провести его вместе и побывать в новых интересных местах. Прошлое лето запомнилось мне двумя поездками. Сначала мы отправились к нашим родственникам в Дагестан: гуляли по Махачкале, ездили на экскурсии в Гуниб и старинную крепость Дербент, купались в Каспийском море. Пример повествования
Слайд 67: Пример повествования
Потом мы поехали в Петербург. Я уже бывал там и раньше. Но в этот раз мы хотели показать наш любимый город моей младшей сестре. Конечно, за десять дней всего не увидишь, но мы успели побывать в Эрмитаже, Русском музее, Петропавловской крепости. Ездили в Петергоф, Пушкин и Павловск. Катались на речном трамвайчике и просто гуляли по Невскому проспекту. Пример повествования
Слайд 68: Пример повествования
Дома мы показывали друзьям фотографии из Дагестана и Петербурга, вспоминали разные смешные случаи. Каждому было что рассказать интересного о летнем отдыхе. Лето уже давно прошло, но мы часто вспоминаем наши поездки и договариваемся, куда отправимся в следующий раз. Пример повествования
Слайд 69: Рассуждение
Определите тему монологического высказывания и главный вопрос, на который вам предстоит ответить (они сформулированы в карточке участника собеседования). Вспомните, как строится текст-рассуждение. Сформулируйте тезис (мысль, которую вы будете обосновывать), подберите доказательства (примеры, которыми подтверждается тезис), сделайте вывод. Используйте сложноподчинённые предложения, которые позволяют выразить значения причины, цели, следствия и др. Помните, что ваше высказывание не должно быть категоричным (достичь этого помогают вводные конструкции я думаю, мне представляется, возможно, вероятно, по-видимому и др.) Постройте рассуждение, пользуясь примерным планом, предложенным в карточке участника собеседования. Постарайтесь включить все пункты этого плана в свой ответ. Не забывайте о количественном показателе: не менее 10 фраз. Рассуждение
Слайд 70: Пример рассуждения
Всегда ли нужно следовать моде? Что значит следовать моде? Я думаю, следовать моде – это значит одеваться со вкусом, так, как принято сегодня. Пример рассуждения
Слайд 71: Пример рассуждения
Для Вас важно следовать моде и почему? Для меня важно следовать моде. Ведь каждому хочется быть современным, не отставать от жизни. Первое впечатление о человеке складывается по его внешнему виду, поэтому многие люди стараются следить за модой. Пример рассуждения
Слайд 72: Пример рассуждения
Следовать моде можно только в одежде? Сегодня мода – это не только одежда. По телевизору рекламируют модные гаджеты – телефоны, плееры, часы, которые часто устаревают раньше, чем успеют сломаться. Есть модные марки машин, модные рестораны, модные курорты и даже модные в этом сезоне книги. Но это уже тот случай, когда погоня за модой полностью подчиняет человека, становится навязчивой идеей. Пример рассуждения
Слайд 73: Пример рассуждения
Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»? Чтобы не стать «жертвой моды», человек должен обладать хорошим вкусом – чувством меры во всем. Ведь мода бывает капризна и причудлива, поэтому слепо следовать любым веяниям моды глупо – можно оказаться смешным и нелепым. А хороший вкус позволит человеку всегда оставаться привлекательным и современным. Пример рассуждения
Слайд 74: Пример рассуждения
Таким образом, следовать моде нужно далеко не всегда. Чтобы не оказаться смешным и нелепым, нужно во всем соблюдать меру, развивать в себе хороший вкус. Пример рассуждения
Слайд 75: Подготовка к диалогу
Внимательно выслушайте вопрос. В каждом вопросе выделите ключевые слова, которые будут использованы в вашем ответе. Избегайте односложных ответов: да, нет, конечно и т.п. Чтобы избежать односложных ответов, используйте сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, следствия. Смягчайте категоричность своих утверждений вводными словами: я думаю; как мне кажется; по-видимому и т.п. Особое внимание обратите на вопросы, требующие развёрнутого ответа (Что Вы посоветуете…?). Подготовка к диалогу
Слайд 76: Подготовка к диалогу
При развёрнутом ответе на вопрос используйте слова-рубрикаторы: во-первых, во-вторых, наконец. Выстраивая рассуждение-рекомендацию располагайте информацию в определённом порядке, соответствующем логике рассуждения. Используйте средний темп речи, который позволяет продумывать продолжение речи. Избегайте длительных пауз. Следите за правильностью и чистотой речи. Избегайте слов-паразитов. Подготовка к диалогу
Слайд 77: Примерный диалог
- Что такое этикет? - Этикет – это правила поведения людей в обществе. Они определяют, как нужно вести себя дома и в школе, в театрах и музеях, на улице, в транспорте и в других общественных местах. Правила этикета помогают людям ладить друг с другом, избегать конфликтов. Примерный диалог
Слайд 78: Примерный диалог
- Какие правила поведения нужно соблюдать каждому человеку? - Наверное, главное правило поведения — это умение думать не только о себе, но и об окружающих, уважать их. Поэтому нельзя быть агрессивным, нельзя врать и сплетничать, неприлично хвастать. А ещё, конечно, нельзя оставаться равнодушным, когда кому-то требуется помощь. Женщине нужно уступить место в автобусе, упавшему человеку, помочь подняться… В общем, нужно уважать окружающих и помогать им. Примерный диалог
Слайд 79: Примерный диалог
Считаете ли Вы себя воспитанным, вежливым человеком? Конечно, о том, насколько меня можно считать воспитанным и вежливым человеком, лучше скажут те, кто знаком со мной. И всё же, думаю, я могу назвать воспитанным, потому что не забываю о правилах этикета и всегда стараюсь их соблюдать. Примерный диалог
Слайд 80: Нарушевич А.Г., Смеречинская Н.М. Готовимся к устному собеседованию. Русский язык: практикум для 9 класса. М., 2018
Подготовка к выразительному чтению Подготовка к пересказу Подготовка к монологу Подготовка к диалогу Упражнения 10 тренировочных вариантов
Слайд 81: Где приобрести пособи е ?
Интернет-магазин «Лабиринт» https://www.labirint.ru/books/626257 /