Презентация на тему: Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных

Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных
Примеры заданий
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных
Спасибо за внимание
1/26
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 40)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1721 Кб)
1

Первый слайд презентации: Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных

Вавилина Н. А. учитель биологии МОУ «СОШ№76» г.Саратов

Изображение слайда
2

Слайд 2

Генеалогический метод изучения наследственности основан на составлении родословных, по которым можно проследить особенности наследования признаков.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Примеры заданий

2007 ЕГЭ По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом ( доминантный или рецессивный.сцепленный или не сцеплен с полом ),генотипы родителей и детей в первом и во втором поколении. 2017 ЕГЭ Ответ задачи : аутосомный рецессивной признак.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Символы, применяемые при составлении родословных Лицо, в отношении которого составляют родословную, называют пробандом, а его братьев и сестер пробанда называют сибсами.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Правила составления родословных Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали. Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной - арабскими. 2. Составление родословной начинают от пробанда. Расположите символ пробанда (в зависимости от пола - квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх. 3. Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения (слева на­ право), соединив их графическим коромыслом. 4. Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака. 5. На линии родителей изобразите символы ближайших родственников и их супругов, соединив соответственно их степени родства. 6. На линии пробанда укажите его двоюродных и т.д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей. 7. Выше линии родителей изобразите линию бабушек и дедушек. 8. Если у пробанда есть дети или племянники, расположите их на линии ниже линии пробанда. 9. После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители определяются уже после составления и анализа родословной). 10. Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной. 11. Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Пример родословной

Изображение слайда
7

Слайд 7

1.Составление схемы родословной Пример 1. Пробанд страдает гемофилией.У его матери и отца нормальная свертываемость крови,у дедушки со стороны матери гемофилия, а бабушка здорова,дети пробанда : две дочери и сын с нормальной свертываемостью крови, другой сын страдает гемофилией. В семье отца больных гемофилией нет. Пример 2. Пробанд дальтоник, имеет с материнской стороны бабушку с нормальным зрением и дедушку дальтоника. Мать пробанда - дальтоник. Отец имеет нормальное зрение. Пример 3.По описанию составить генеалогическое древо А.С.Пушкина.

Изображение слайда
8

Слайд 8

2.Решение задач на моногибридное скрещивание и составление родословных Пример 1. Смуглокожая женщина, мать которой имела светлую кожу. Выходит замуж за светлокожего мужчину, отец которого имел смуглую кожу, а мать- светлую.Каких детей можно ожидать от этого брака, если смуглый цвет кожи- доминантный признак. Пример 2. В брак вступают мужчина и женщина с монголоидным типом лица. Известно, что мать женщины имела европеоидный тип глаз, а родители мужчины- моголоидный тип глаз. Монголоидный тип глаз доминирует над европеоидным. Определите возможный генотип мужчины и генотипы детей. 3.Анализ родословных

Изображение слайда
9

Слайд 9

1.Аутосомно-доминантный тип наследования. 1. Больные встречаются в каждом поколении. 2. Болеют в равной степени и мужчины, и женщины. 3. Больной ребенок рождается у больных родителей с вероятностью 100%, если они гомозиготны, 75%, если они гетерозиготны. 4.Вероятность Рождения больного ребенка у здоровых родителей 0%. О собенности разных типов наследования Полидактилия Веснушки Курчавые волосы Карий цвет глаз

Изображение слайда
10

Слайд 10

Аутосомно-рецессивный тип наследования 1. Больные встречаются не в каждом поколении. 2. Болеют в равной степени и мужчины, и женщины. 3. Вероятность рождения больного ребенка у здоровых родителей 25%, если они гетерозиготны ; 0%, если они оба, или один из них, гомозиготны по доминантному гену. 4. У здоровых родителей больной ребенок 5. Часто проявляется при близкородственных браках. Фенилкетонурия Серповидно- клеточная анемия Голубой цвет глаз

Изображение слайда
11

Слайд 11

Сцепленный с X -хромосомой (с полом) доминантный тип наследования 1. Больные встречаются в каждом поколении. 2. Болеют в большей степени женщины. 3. Если отец болен, то все его дочери больны. 4. Больной ребенок рождается у больных родителей с вероятностью 100%, если мать гомозиготна ; 75%, если мать гетеро­зиготна. 5. Вероятность рождения больного ребенка у здоровых родителей 0%. Особая форма рахита.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Сцепленный с Х- хромосомой (с полом) рецессивный тип наследования. 1. Больные встречаются не в каждом поколении. 2. Болеют, в основном, мужчины. 3.У здоровых родителей больные дети. 4. Вероятность рождения больного мальчика у здоровых родителей 25%, больной девочки—0%. Гемофилия Д альтонизм анемия, Мышечная дистрофия

Изображение слайда
13

Слайд 13

Голандрический тип наследования ( Y -сцепленное наследование ) 1. Больные встречаются в каждом поколении. 2. Болеют только мужчины. 3. Если отец болен, то все его сыновья больны. 4. Вероятность рождения больного мальчика у больного отца равна 100%. Ихтиоз Обволошенность наружных слуховых проходов и средних фаланг пальцев, Перепонки между пальцами на ногах

Изображение слайда
14

Слайд 14

Ограниченные полом наследования 1.Проявляется только у мужчин в последующих поколениях, в том числе и у гетерозиготных; 2.У гетерозиготных женщин признак не проявляется, но может передаваться сыну

Изображение слайда
15

Слайд 15

3.Задачи на определение типа наследования 1.Определить тип наследования признаков. Ответ задачи № 1 : сцепленный с полом рецессивнй тип наследования. Ответ задачи № 2:родословная голандрического типа наследования

Изображение слайда
16

Слайд 16

Этапы решения задачи Определите тип наследования признака - доминантный или рецессивный. Ответьте на вопросы: Признак встречается во всех поколениях или нет? Часто ли признак встречается у членов родословной? Имеют ли место случаи рождения детей, обладающих признаком, если у родителей этот признак не проявляется? Имеют ли место случаи рождения детей без изучаемого признака, если оба родителя им обладают? Какая часть потомства несет признак в семьях, если его обладателем является один из родителей?

Изображение слайда
17

Слайд 17

2. Определите, наследуется ли признак сцеплено с полом. Ответьте на вопросы: Как часто встречается признак у лиц обоих полов (если встречается редко, то лица какого пола несут его чаще)? Лица какого пола наследуют признак от отца и матери, несущих признак? 3.Выясните формулу расщепления потомков в одном поколении. 4. И сходя из анализа, определите генотипы всех членов родословной.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Задача №1 Рассмотрите схему родословной. Исходя из схемы составьте условие задачи Ответ : рецессивный сцеплен с полом, локализированы в Х – хромосоме. Мать –Х А Х А, отец Х а У. Генотипы 1- го поколения : дочери Х А Х а, отец Х А У ; генотипы детей 2 – го поколения : дочери Х А Х А и Х А Х а, здоровый сын Х А У, больной сын Х а У.

Изображение слайда
19

Слайд 19

4.Определите характер наследования признака и расставьте генотипы всех членов родословной. Определяем генотипы членов родословной. Введем обозначения генов: А - доминантная аллель, а - рецессивная аллель. В потомстве от браков, в которых один из родителей несет признак, наблюдается расщепление в соотношении 1:1, что соответствует расщеплению при анализирующем скрещивании. Это свидетельствует о гетерозиготности обладателей признака, то есть их генотип Аа. Лица, у которых признак не наблюдается, - генотип аа. Ответ: признак наследуется по аутосомно-доминантному типу. Обладатели признака имеют генотип Аа, остальные члены родословной - аа. Решение: Определяем тип наследования признака. Признак про­ является в каждом поколении. От брака 1—2, где отец является носителем признака, родился сын, имеющий анализируемый признак. Это говорит о том, что данный признак является доминантным. Подтверждением доминантного типа наследования признака служит тот факт, что от браков родителей, не несущих анализируемого признака, дети также его не имеют. Определяем, аутосомным или сцепленным с полом является признак. В равной степени носителями признака являются лица как мужского, так и женского пола. Это свидетельствует о том, что данный признак является аутосомным.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Задача 2 По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотипы родителей ( оба гомозиготы ) и потомства в первом и втором поколениях. Р АА + аа Гам. А а F1 Аа + аа Гам. А,а а F2 аа Аа + аа Гам. А, а а F3 аа Аа Ответ: Признак доминантный, генотипы родителей: мать – АА, отец - аа ; Генотип первого поколения: сын - Аа ; Генотипы детей второго поколения: дочь – аа, сын – Аа

Изображение слайда
21

Слайд 21

Задача №3

Изображение слайда
22

Слайд 22

Решение

Изображение слайда
23

Слайд 23

Задача 4 Родословная семей по способности ощущать вкус фенилтиомочевины : — ощущает как горький, - не ощущает. Определите наследование признака и генотипы членов родословной. Ответ:

Изображение слайда
24

Слайд 24

Задача 5. Определить тип наследования признаков Разные люди пробуя фенилтикарбомид ( ФТК) на вкус, то одни из них считают его безвкусным, а другие – горьким. Чем можно объяснить такие различия в оценке ? Является ли этот признак ( ощущение горького вкуса ) наследственно обусловленным ? для ответа на вопрос проанализируйте предложенные родословные. Ответ задачи 5. Аутосомно-рецессивный признак.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Рекомендации при решении задач с учетом схем родословных. 1.Знание системы обозначений при составлении родословных. 2.Внимательно рассмотрите схему родословной.Можно пронумеровать особей в схеме. 3.Определите в каждом или нет поколении передается изучаемый признак. ( если в каждом- доминантный признак, если нет – рецессивный ) 4.Сравните фенотипы родителей и детей. ( если у родителей нет признака, а у детей есть –рецессивный признак ) 5.Как наследуется данный признак у мужчин и у женщин? ( в равной степени и у мужчин, и у женщин ----- аутосомный признак или доминантный, или рецессивный ) 6. Рассмотрите наследование признака и по вертикали, и по горизонтали. ( если и по вертикали и по горизонтали ----- аутосомный доминантный или сцепленный с полом доминантный признак. Если по горизонтали --- аутосомный рецессивный или рецессивный сцепленный с полом ; 7.Определите вероятность наследования признаков. 8.Обратите внимание проявляется преимущественно признак у мужчин ? Мужчины передают признак своим дочерям, а сыновья –здоровы? (сцепленный с полом доминантный тип наследования признаков ) 10. У больного отца больны все его сыновья? ( Голандрический тип наследования признаков )

Изображение слайда
26

Последний слайд презентации: Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных: Спасибо за внимание

Изображение слайда