Презентация на тему: Подготовила: учитель дефектолог Феофилактова Е.Н

Подготовила: учитель дефектолог Феофилактова Е.Н
Специальные дидактические принципы
Дети с задержкой психического развития
Дети с задержкой психического развития
Дети с задержкой психического развития
Дети с задержкой психического развития
Дети с задержкой психического развития: специфика учебной деятельност и
Дети с задержкой психического развития
Задача дефектолога
Память
ВНИМАНИЕ
ВОСПРИЯТИЕ
Дети с задержкой психического развития: способы педагогической поддерж ки
Дети с задержкой психического развития: способы педагогической поддерж ки
Дети с задержкой психического развития: способы педагогической поддерж ки
Дети с задержкой психического развития: способы педагогической поддерж ки
Дети с задержкой психического развития: способы педагогической поддерж ки
Дети с задержкой психического развития: способы педагогической поддерж ки
Если человек шагает не в ногу с остальными – это, возможно, потому, что он слышит другого барабанщика. Пусть себе шагает под ту музыку, которая звучит для
1/19
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 40)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (416 Кб)
1

Первый слайд презентации

Подготовила: учитель дефектолог Феофилактова Е.Н.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Специальные дидактические принципы

принцип педагогического оптимизма; принцип дифференцированного и индивидуального подхода; принцип ранней педагогической помощи; принцип деятельностного подхода; принцип коррекционно-компенсирующей направленности; принцип социально-адаптирующей направленности; принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования; принцип необходимости специального педагогического руководства; принцип здоровьесбережения.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Дети с задержкой психического развития

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Дети с задержкой психического развития

Особенности детей с ЗПР: отставание в развитии всех сфер психической деятельности; замедленная скорость приема и переработки сенсорной информации; недостаточная сформированность мыслительных операций; низкая познавательная активность; ограниченность, отрывочность знаний и представлений об окружающем мире; эмоциональная неустойчивость, лабильность, слабость волевых процессов, легкая и частая смена настроения; низкая самооценка и неуверенность в себе; неспособность к волевому напряжению и преодолению трудностей, яркие эмоциональные реакции на трудности при выполнении задач, при ожидании затруднении, боязни неудач; низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Дети с задержкой психического развития

Специальные условия обучения детей с ЗПР: адаптация образовательных программ (7.1., 7.2.); индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение (диагностика, коррекционно-развивающие занятия, регулярный мониторинг); сопровождение семьи (родителей), воспитывающей ребенка с ЗПР; адаптация учебного материала, образовательной среды, методов и приемов обучения и воспитания, КИМ; использование щадящего режима проведения промежуточных и итоговых аттестаций.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Дети с задержкой психического развития

Особые образовательные потребности детей с ЗПР: побуждение познавательной активности (как средство формирования познавательной мотивации); расширение кругозора, формирование разносторонних представлений и понятий об окружающем мире; формирование общеинтеллектуальных умений (анализа, сравнение, обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов); совершенствование предпосылок интеллектуальной деятельности (внимание, зрительное, слуховое, тактильное восприятие, память, внимание и т.д.); развитие личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции, самостоятельности и ответственности за свои поступки; развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия, формирование навыков социально одобряемого поведения, расширение социальных контактов; усиление регулирующей функции слова, формирование способности к речевому обобщению ( оречевление выполняемых действий); сохранение, укрепление соматического и психического здоровья, поддержание работоспособности, предотвращение истощаемости и перегрузок, эмоциональных срывов.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Дети с задержкой психического развития: специфика учебной деятельност и

Составляющая структуры дефекта Симптоматика (проявления) Недостаточность познавательной сферы неуспеваемость; особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения; ограниченность, мозаичность, искажение представлений об окружающем мире. Незрелость эмоционально-волевой сферы преобладание игровых мотивов; инфантилизм; недостатки целеполагания, планирования, контроля, оценки своей деятельности. Недостаточность речевой сферы недостатки речевого развития; трудности коммуникации; трудности социализации.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Дети с задержкой психического развития

Внутренние условия успешности обучения: уровень развития физиологического, инициативного, когнитивного, эмоционального компонентов обучаемости ; уровень речевого развития; уровень сформированности мотивации, произвольности поведения. Внешние условия успешности обучения: объективные дидактические условия; о бъективные организационные условия; педагогическая поддержка (возможность целесообразного выбора педагогических методов, приемов, средств, форм обучения, учебного материала, стиля педагогического воздействия).

Изображение слайда
9

Слайд 9: Задача дефектолога

Коррекционные занятия по развитию УУД, необходимых умений и навыков для усвоения программного материала по основным учебным предметам, познавательной деятельности.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Память

У детей с ЗПР, преобладает наглядно – образная память, смысловая практически не развита, снижен объем запоминаемого материала, низкая точность запоминания, нарушена продуктивность запоминания. У этих детей очень долго ведущей остается механическая память, надо учить выделять главное, существенное, обучать продуктивным приемам запоминания, учить устанавливать логические связи, выявлять последовательность. направления : - развивать объем и точность запоминания, улучшать продуктивность запоминания; -усиливать роль и увеличивать удельный вес словесно–логического запоминания (по сравнению с наглядно – образным); -научить ребенка сознательно управлять своей памятью, регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

Изображение слайда
11

Слайд 11: ВНИМАНИЕ

Преобладает непроизвольное внимание. т.к. наглядно–образный характер мыслительной деятельности. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием мотивации учения, значительно меньше объем внимания, слабее распределение внимания, низкая устойчивость внимания, они не могут быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Использование в ходе урока игр позволяет повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как устойчивость, распределение, переключение, а также увеличить объем внимания.

Изображение слайда
12

Слайд 12: ВОСПРИЯТИЕ

У учащихся с ЗПР ограничен только узнаванием и последующим называнием предмета. Они " выхватывают" второстепенные, у них нет целостного восприятия сюжетной картинки. В процессе обучения школьника надо стремиться чтобы "восприятие становилось думающим" ( Д.Б.Эльконин ). усиливать роль слова в восприятии предметов и явлений. эффективных методов сравнение. В результате игровой и учебной деятельности восприятие должно перейти в самостоятельную деятельность, в наблюдение.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Дети с задержкой психического развития: способы педагогической поддерж ки

Способы педагогической поддержки в учебной деятельности (в познании): охранительный режим; наглядные методы; практические методы; форма работы; дополнительное расширение, уточнение, активизация знаний об окружающем мире; специфика словесных методов; специфика применения дидактических материалов; специфика использования ТСО; специфика построения учебного материала.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Дети с задержкой психического развития: способы педагогической поддерж ки

Создание щадящей психологически комфортной обстановки в классе: полный контакт с учителем; спокойная обстановка, стабильность, предсказуемость, доброжелательность; удобный и комфортный темп и ритм урока; обеспечение успешности учебной деятельности во фронтальной и индивидуальной работе с учащимися, при необходимости авансирование индивидуального успеха; церемония приветствия, прощания; Проявление искреннего интереса к личности ребенка; проведение на каждом уроке динамической паузы с включением лечебно – коррекционных мероприятий; оптимальная продолжительность перемен (не менее 10 мин. между уроками и 20 мин. после третьего урока); особое оформление классных комнат, которое должно учитывать специфику восприятия и работоспособности школьников.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Дети с задержкой психического развития: способы педагогической поддерж ки

Специфика построения учебного материала. усиление практической направленности изучаемого материала; выделение сущностных признаков изучаемых явлений; опора на жизненный опыт ребенка; опора на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами; соблюдение при определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности; введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, закрепление усвоенных ранее знаний и умений, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач; глубокая, длительная отработка базовых учебных навыков.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Дети с задержкой психического развития: способы педагогической поддерж ки

Специфика словесных методов: специфика формулирования вопросов и инструкций; контроль понимания вербальной информации; алгоритмы, схемы, рисунки, блок-схемы и прочее в дополнение к вербальной информации; словарная работа.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Дети с задержкой психического развития: способы педагогической поддерж ки

Специфика применения дидактических материалов: адаптация дидактических материалов в соответствии с ООП обучающихся; принцип наглядности; возможность оказания помощи; специальные индивидуальные дидактические материалы.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Дети с задержкой психического развития: способы педагогической поддерж ки

Педагогические правила в работе с детьми с ЗПР: Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми. Говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса. Необходимо помнить, что злоупотребление повышением голоса нервирует детей, возбуждает возбудимых. Спокойные, уверенные движения, отсутствие суетливости, самообладание во все моменты жизни, например: резкое столкновение между детьми, нервный срыв ребенка, аффективное поведение родителей ребенка, вспышки ярости. Помните, что у таких детей часто встречается очень значительная подражательность и что своим общим поведением педагог лечит их, как и всем режимом учреждения. Твердость и уверенность суждений, замечаний и советов детям. Замечания и советы детям имеют психотерапевтическое значение, они внушают неустойчивой или болезненно направленной воле определенное поведение. Всегда и во всем умейте до конца доводить начатую с детьми работу, проявляйте настойчивость. Меньше слов. Слишком много объяснять — значит думать за детей. Говорить коротко, ясно, простым языком. Соблюдайте полное беспристрастное отношение к детям. Не говорите при детях об отрицательных или положительных чертах их самих или других детей, о ваших наблюдениях, характеристиках, семейных условиях, наследственности детей и др.

Изображение слайда
19

Последний слайд презентации: Подготовила: учитель дефектолог Феофилактова Е.Н: Если человек шагает не в ногу с остальными – это, возможно, потому, что он слышит другого барабанщика. Пусть себе шагает под ту музыку, которая звучит для него, какой бы она ни была. Генри Дэвид Торо

Изображение слайда