Презентация на тему: Периодизация детского развития в работах Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина

Периодизация детского развития в работах Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина
Периодизация детского развития в работах Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина
Периодизация детского развития в работах Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина
Периодизация детского развития в работах Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина
Периодизация Л.С. Выготского
Периодизация Л.С. Выготского
Периодизация Л.С. Выготского
Периодизация Л.С. Выготского
Периодизация детского развития в работах Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина
Периодизация Л.С. Выготского
Периодизация Л.С. Выготского
Периодизация Л.С. Выготского
Психологическая теория деятельности
Психологическая теория деятельности
Психологическая теория деятельности
Психологическая теория деятельности
Психологическая теория деятельности
Психологическая теория деятельности
Психологическая теория деятельности
Психологическая теория деятельности
Периодизация Д.Б. Эльконина
Периодизация Д.Б. Эльконина
Периодизация детского развития в работах Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина
Периодизация Д.Б. Эльконина
Периодизация Д.Б. Эльконина
Периодизация детского развития в работах Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина
Периодизация Д.Б. Эльконина
Периодизация Д.Б. Эльконина
Периодизация Д.Б. Эльконина
Периодизация детского развития в работах Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина
Периодизация Д.Б. Эльконина
Периодизация Д.Б. Эльконина
Периодизация Д.Б. Эльконина
Психологическая теория деятельности
Периодизация Д.Б. Эльконина
Периодизация Д.Б. Эльконина
Периодизация детского развития в работах Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина
Младенческий возраст (два месяца – 1 год)
Младенческий возраст (два месяца – 1 год)
Раннее детство (один – три года)
Раннее детство (один – три года)
Дошкольный возраст (три – семь лет)
Дошкольный возраст (три – семь лет)
Младший школьный возраст
Младший школьный возраст
Младший школьный возраст
Подростковый возраст Ведущая деятельность: Д.Б. Эльконин
Подростковый возраст Ведущая деятельность: Д.И. Фельдштейн
Подростковый возраст Ведущая деятельность: Д.И. Фельдштейн
Подростковый возраст Ведущая деятельность: К.Н. Поливанова
Подростковый возраст
1/51
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 8)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (465 Кб)
1

Первый слайд презентации

Периодизация детского развития в работах Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина

Изображение слайда
2

Слайд 2

Лев Семенович Выготский 1896-1934

Изображение слайда
3

Слайд 3

Изображение слайда
4

Слайд 4

Изображение слайда
5

Слайд 5: Периодизация Л.С. Выготского

Кризис новорожденности Младенчество (два месяца – 1 год) Кризис одного года Раннее детство (один – три года) Кризис трех лет Дошкольный возраст (три – семь лет) Кризис семи лет Школьный возраст (8-12 лет) Кризис 13 лет Пубертатный возраст (14 – 17 лет) Кризис 17 лет 5

Изображение слайда
6

Слайд 6: Периодизация Л.С. Выготского

Структура психологического возраста включает: социальную ситуацию развития ( система отношений ребенка с окружающим миром), новообразования в сфере сознания и личности 6

Изображение слайда
7

Слайд 7: Периодизация Л.С. Выготского

7 Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возраста, определенным образом организованная система отношений ребенка с окружающим миром (Л. С. Выготский ). Социальная ситуация развития меняется при переходе от одного возрастного этапа к другому и в отношении к развитию высших психических функций выступает как основной источник развития.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Периодизация Л.С. Выготского

Л. С. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации выдвигает новообразования, составляющие сущность каждого возраста. Возрастное новообразование – это «тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» 8

Изображение слайда
9

Слайд 9

Выготский рассматривает процесс психического развития как прерывистый, состоящий из смены стабильных и критических возрастов. В стабильные периоды развитие совершается медленно, эволюционно, плавно, путем порой незаметных, микроскопических изменений личности ребенка, которые, накапливаясь, скачкообразно обнаруживаются в виде появляющегося возрастного новообразования. В критические периоды развитие принимает бурный, стремительный, революционный, иногда катастрофический характер, происходят резкие, кардинальные сдвиги и переломы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок (иногда даже в течение нескольких месяцев) меняется весь в целом, в основных чертах личности. 9

Изображение слайда
10

Слайд 10: Периодизация Л.С. Выготского

Относительная трудновоспитуемость детей в критические периоды развития: обнаруживаются падение успеваемости, ослабление интереса к школьным занятиям, общее снижение работоспособности, конфликты с окружающими, мучительные переживания, внутренние конфликты 10

Изображение слайда
11

Слайд 11: Периодизация Л.С. Выготского

11 В стабильный период развитие происходит внутри социальной ситуации развития, характерной для данного возраста. Критический возраст – момент смены старой социальной ситуации развития и образования новой.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Периодизация Л.С. Выготского

Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мнению Л. С. Выготского, и составляет главное содержание возрастных кризисов. 12

Изображение слайда
13

Слайд 13: Психологическая теория деятельности

Алексей Николаевич Леонтьев 1903 – 1979 13

Изображение слайда
14

Слайд 14: Психологическая теория деятельности

В теории деятельности Леонтьева возрастная стадия развития ребенка характеризуется через определение места ребенка в системе общественных отношений и ведущего типа деятельности данного периода 14

Изображение слайда
15

Слайд 15: Психологическая теория деятельности

в форме этой деятельности возникают и дифференцируются другие, новые виды деятельности; в ней формируются или перестраиваются частные психические процессы; от нее зависят основные психологические изменения личности ребенка. 15 Основные признаки ведущей деятельности

Изображение слайда
16

Слайд 16: Психологическая теория деятельности

Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. Так, ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность, а младшего школьного возраста – учебная. 16

Изображение слайда
17

Слайд 17: Психологическая теория деятельности

17 В русле ведущей деятельности формируются новообразования того или иного возрастного периода, которые затем вступают в противоречие с прежним местом, занимаемым ребенком в окружающем его мире человеческих отношений, воспринимаемом как уже не соответствующим его новым возможностям.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Психологическая теория деятельности

18 А.Н. Леонтьев: Кризис как болезненный, острый период в развитии, не есть необходимый момент смены ведущих типов деятельности, перехода от одного периода к другому; он, скорее, свидетельствует о несовершившемся своевременно переходе к другому типу деятельности и отношений.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Психологическая теория деятельности

19 Таким образом, в теории деятельности кризис как необходимый момент психического развития ребенка отвергается: если для Л. С. Выготского «кризис» и «переход» – синонимы, то для А. Н. Леонтьева «кризис» – это неблагополучный переход

Изображение слайда
20

Слайд 20: Психологическая теория деятельности

20 Для Л. С. Выготского проявляющиеся в критические периоды процессы отмирания, свертывания, распада с необходимостью включены в развитие, а следовательно, развитие невозможно без болезненных симптомов, без трудновоспитуемости. По А. Н. Леонтьеву, это не так. Он подчеркивает, что кризисов может и не быть, если разумно управлять процессом психического развития ребенка.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Периодизация Д.Б. Эльконина

В своей концепции психического развития ребенка Д. Б. Эльконин, с одной стороны, продолжает линию Л. С. Выготского, развивая идею о социальной ситуации развития и о включенности кризисного периода в периодизацию развития, несводимости его к простой смене деятельностей, а с другой – удерживает идею А. Н. Леонтьева о ведущей деятельности как движущей силе психического развития ребенка, создавая целостную деятельностную концепцию онтогенеза. Периодизация Д.Б. Эльконина 21

Изображение слайда
22

Слайд 22: Периодизация Д.Б. Эльконина

«К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971) Структура психологического возраста: Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Основные новообразования 22

Изображение слайда
23

Слайд 23

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  – деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Периодизация Д.Б. Эльконина

Ведущая деятельность – это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность по её значению для психического развития. Ведущая деятельность проходит длительный путь становления, развития (под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой форме. 24

Изображение слайда
25

Слайд 25: Периодизация Д.Б. Эльконина

Внутри деятельности возникают и развиваются психологические новообразования. При смене одной ведущей деятельности другой происходит кризис. 25

Изображение слайда
26

Слайд 26

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ – качественные изменения в психике, личности и деятельности, которые впервые возникают в данном периоде и определяют ход развития, а также отношение ребенка к самому себе и к социальному окружению и тем самым ведут к изменению существующей социальной ситуации развития

Изображение слайда
27

Слайд 27: Периодизация Д.Б. Эльконина

Кризис новорожденности Младенчество (два месяца – 1 год) Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым Кризис одного года Ранний возраст (один – три года) Предметно-манипулятивная деятельность Кризис трех лет Дошкольный возраст (три – семь лет) Ролевая игра Кризис семи лет Младший школьный возраст (8-12 лет) Учебная деятельность Кризис 11-12 лет Подростковый возраст (11 – 15 лет) Интимно-личное общение со сверстниками Кризис 15 лет 27

Изображение слайда
28

Слайд 28: Периодизация Д.Б. Эльконина

Все детские возрасты могут быть разделены на два типа: 1 - «ребенок – общественный взрослый» 2 - «ребенок – общественный предмет» 28

Изображение слайда
29

Слайд 29: Периодизация Д.Б. Эльконина

Психическое развитие ребенка протекает в системе отношений двух типов: «ребенок - общественный взрослый» и «ребенок - общественный предмет» «Общественный взрослый» выступает носителем «общественно выработанных способов действия» с предметами, воплощением смыслов и норм жизни. 29

Изображение слайда
30

Слайд 30

30 В каждый стабильный период целостная система «ребенок в обществе» конкретизирована отношением «ребенок – общественный взрослый» или «ребенок – общественный предмет». Это обусловливает ведущую деятельность того или иного возрастного периода, относящуюся либо к первой системе («ребенок – общественный взрослый»), в которой преимущественно развивается мотивационно‑потребностная сфера, сфера смыслов и норм отношений между людьми, либо ко второй системе («ребенок – общественный предмет»), когда происходит преимущественное развитие интеллектуально‑познавательной сферы или операционно‑технических возможностей.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Периодизация Д.Б. Эльконина

Ребенок до достижения взрослости проживает три глобальные эпохи : раннее детство (младенчество и ранний возраст), детство (дошкольный и младший школьный возраст), подростничество (младшее и старшее подростничество ) 31

Изображение слайда
32

Слайд 32: Периодизация Д.Б. Эльконина

Переход от одной эпохи к следующей, или « большие» кризисы ( кризисы отношений), происходит при возникновении несоответствия между новым уровнем развития операционно‑технических возможностей ребенка и задачами и мотивами, на основе которых они формировались. Вслед за ними открывается новая эпоха и новый период ориентации в человеческих отношениях, в развитии мотивационно‑потребностной сферы. Периодизация Д.Б. Эльконина 32

Изображение слайда
33

Слайд 33: Периодизация Д.Б. Эльконина

Переход между периодами внутри одной эпохи характеризуется как «малый» кризис ( кризис мировоззрения), обусловленный несоответствием между новыми задачами и мотивами ребенка и низким уровнем развития операционно‑технических возможностей, поэтому он открывает следующий период формирования интеллектуально‑познавательных сил ребенка. 33

Изображение слайда
34

Слайд 34: Психологическая теория деятельности

В деятельности могут быть выделены две стороны – мотивационная и операционная. 34

Изображение слайда
35

Слайд 35: Периодизация Д.Б. Эльконина

Возраста I типа: в системе «ребенок – общественный взрослый» у ребенка развивается преимущественно общественно-мотивационная сторона некоторой деятельности; Складывается ориентация ребенка в системе отношений, мотивов, смыслов человеческих действий. Младенчество Дошкольное детство Подростковый возраст 35

Изображение слайда
36

Слайд 36: Периодизация Д.Б. Эльконина

Возраста II типа: в системе «ребенок – общественный предмет» у ребенка развивается уже операционная сторона деятельности Раннее детство Младший школьный возраст Ранняя юность 36

Изображение слайда
37

Слайд 37

ЭПОХИ ПЕРИОДЫ Хронологические границы ТИП ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РАННЕЕ ДЕТСТВО МЛАДЕНЧЕСТВО ДО ОДНОГО ГОДА НЕПОСРЕДСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ I МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА РАННЕЕ ДЕТСТВО ОДИН-ТРИ ГОДА ПРЕДМЕТНО-МАНИПУЛЯТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ II ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА ДЕТСТВО ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ТРИ-СЕМЬ ЛЕТ РОЛЕВАЯ ИГРА I МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ 7-10 ЛЕТ УЧЕНИЕ II ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА ПОДРОСТНИЧЕСТ-ВО ПОДРОСТКОВЫЙ 11-15 ЛЕТ ИНТИМНО-ЛИЧНОЕ ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ I МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА РАННЯЯ ЮНОСТЬ 15-17 ЛЕТ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ II ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА 37

Изображение слайда
38

Слайд 38: Младенческий возраст (два месяца – 1 год)

Ведущая деятельность младенческого периода – Непосредственное эмоциональное общение ребенка и взрослого Обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта (поглаживаний, тормошения, объятий), звуков и слов. 38

Изображение слайда
39

Слайд 39: Младенческий возраст (два месяца – 1 год)

39 Социальная ситуация развития - ситуация неразрывного эмоционального единства ребенка и взрослого (ситуация «мы»).

Изображение слайда
40

Слайд 40: Раннее детство (один – три года)

40 Ведущая деятельность - предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами На вещи не написано, для чего она служит. Её физические свойства не ориентируют предметное действие, которое должно быть с ней произведено

Изображение слайда
41

Слайд 41: Раннее детство (один – три года)

41 Социальная ситуация развития Ребенок – Предмет - Взрослый Ситуация совместной деятельности со взрослым человеком Содержание этой совместной деятельности – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов

Изображение слайда
42

Слайд 42: Дошкольный возраст (три – семь лет)

42 Ведущая деятельность - Сюжетно-ролевая игра В сюжетно-ролевой игре ребенок берет на себя роль взрослого и моделирует его действия, проигрывает воображаемую ситуацию.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Дошкольный возраст (три – семь лет)

43 Социальная ситуация развития в дошкольном детстве: «ребенок – взрослый (обобщенный, общественный)» Взрослый начинает выступать уже не только как конкретное лицо, но и как образ. Взрослый выступает в обобщенной форме как носитель общественных функций в системе общественных отношений. (Взрослый – это папа, доктор, шофер и т.п.)

Изображение слайда
44

Слайд 44: Младший школьный возраст

Ведущая деятельность – учебная деятельность Д.Б. Эльконин : Учебная деятельность есть, прежде всего, деятельность по самоизменению.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Младший школьный возраст

45 Учебная деятельность не дана в готовой форме. Когда ребенок приходит в школу, ее еще нет. Учебная деятельность должна быть сформирована.

Изображение слайда
46

Слайд 46: Младший школьный возраст

46 Социальная ситуация развития: «Ребенок – взрослый – задача»

Изображение слайда
47

Слайд 47: Подростковый возраст Ведущая деятельность: Д.Б. Эльконин

47 Даниил Борисович Эльконин : Общение со сверстниками (Интимно-личностное общение)

Изображение слайда
48

Слайд 48: Подростковый возраст Ведущая деятельность: Д.И. Фельдштейн

48 Давид Иосифович Фельдштейн : Главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая деятельность, Включающая, в частности, и интимно-личностное общение.

Изображение слайда
49

Слайд 49: Подростковый возраст Ведущая деятельность: Д.И. Фельдштейн

49 Учебно-познавательная Производственно-трудовая Организационно-общественная Художественная Спортивная Главное – ощущение подростком реальной значимости этой деятельности. Мотив: быть лично ответственным, самостоятельным

Изображение слайда
50

Слайд 50: Подростковый возраст Ведущая деятельность: К.Н. Поливанова

50 Катерина Николаевна Поливанова: Ведущая деятельность – проектная деятельность, в которой реализуется «авторское действие» подростка. В период предподросткового кризиса для развивающейся личности принципиален авторский замысел: важно заявить и отстоять свою позицию, пусть в дальнейшем он и не будет реализован. Для полноценного развития в подростковом возрасте необходимо полное действие – встреча замысла с его результатом.

Изображение слайда
51

Последний слайд презентации: Периодизация детского развития в работах Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина: Подростковый возраст

51 Социальная ситуация развития Подросток – ровесники Господство детского сообщества над взрослым.

Изображение слайда