Презентация на тему: Периоды детского возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей

Периоды детского возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей Поздеева Ольга Сергеевна 2020-2021 уч. год
26.02.2021.
Периоды детского возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей
Ребенок - рост и развитие - возрастной этап - морфологические, физиологические и психологические качества Потребность выделения периодов (этапов) развития
Значение анатомо-физиологических особенностей каждого периода: - научно-обоснованные разработки медицинских мер; - научно-обоснованные разработки социальных
Периоды детства: 1. Период новорожденности – от момента рождения по 28 день жизни. 2. Период грудного возраста – от 29 дня жизни до года. 3. Преддошкольный или
Период новорожденности делится: - ранний неонатальный период; - поздний неонатальный период. Ранний неонатальный период – период от момента перевязки пуповины
Физиологические изменения в ранний неонатальный период:
Физиологические изменения в ранний неонатальный период:
Поздний неонатальный период охватывает 21 день (с 8 по 28 день жизни ребенка). Характеристика периода: - интенсивное развитие анализаторов (прежде всего
Период грудного возраста – от 29 дня жизни до года. Характеристика:
Преддошкольный или ясельный период – от года до 3 лет. Характеристика:
Преддошкольный или ясельный период – от года до 3 лет. Характеристика:
Дошкольный период – от 3 до 7 лет. Характеристика:
Дошкольный период – от 3 до 7 лет. Характеристика:
Младший школьный возраст – от 7 до 11 лет: - происходит замена молочных зубов постоянными; - улучшается память, - повышается интеллект; - формируются
Старший школьный возраст – с 12 до 17-18 лет. - самый трудный период психологического развития, - формирование воли, сознательности, гражданственности,
Периоды детского возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей
Физическое развитие
Физическое развитие
К показателям физического развития, которые обычно рассматриваются врачами с целью контроля за динамикой процессов роста и развития относятся: - длина тела; -
Критерии оценки физического развития. У новорожденных и детей первого года жизни измеряют: - длину тела лежа; - массу тела; - окружность грудной клетки; -
У детей до 7 лет определяют: - длину тела; - массу тела; - окружность грудной клетки; - степень жироотложения; - форму позвоночника; - форму грудной клетки; -
У детей старше 7 лет измеряют: - длину тела стоя; - массу тела; - окружность грудной клетки (вдох, выдох, пауза); - показатели спирометрии; - показатели
Законы нарастания роста и массы ребенка Вес тела доношенного новорожденного 3200-3500г. У новорожденных транзиторная потеря первоначальной массы тела: -
Законы нарастания роста и массы ребенка
Для ориентировочного расчета долженствующей массы тела в первом полугодии жизни можно использовать формулы: 1. Масса тела при рождении + 800г ×n, где n – число
Для ориентировочного расчета долженствующей массы тела во втором полугодии жизни можно использовать формулы: 1. Масса тела при рождении + прибавка массы тела
Длина тела доношенного новорожденного колеблется от 46 до 56см. Первые 3 месяца по 3 см; С 4 по 6 мес. – по 2,5см; С 7 по 9 мес. – по 2см; С 9 по 12 мес. – по
Молочные зубы прорезываются в следующие сроки: - центральные нижние и верхние резцы – в период от 6 до 9 мес.; - боковые нижние и верхние резцы – от 9 до 12
Средние прибавки массы тела и длины у детей первого года жизни
Возраст 6 мес. – масса 8 кг. До 6 мес. ежемесячная прибавка 800 г. Старше 6 мес. – 400 г. Масса в год – 10 (10,5 кг ). Рост – 75 см.
Физическое развитие детей от 2 до 15 лет На 2 году жизни вес тела ребенка увеличивается в среднем на 2,5кг ; На 3 году жизни – на 2 кг ; С 3 до 10 лет вес тела
Ориентировочно долженствующую массу тела можно рассчитать по формулам (Левиант): 1. Масса тела ребенка в возрасте 2-10 лет равна: 10,5кг + 2 n, где n – возраст
После года скорость роста начинает замедляться. В течение 2 и 3 -го года прибавки роста составляют соответственно 12-13 и 7-8 см, а дальше становятся
Для ориентировочного расчета длины тела у детей старше года используют формулы: Ребенок в возрасте 4 лет имеет рост 100см. Если возраст меньше 4 лет, рост
Зубы: после года (14-16мес.) прорезываются малые коренные зубы (передние), в 16-20мес. – клыки, в 20-24мес. – задние малые коренные зубы. К 2 годам – 20
Оценка физического развития
Применение центильных шкал имеет большое значение :
Периоды детского возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей
К группе внимания относятся дети с признаками в диапазонах 3-10 и 90-97 перцентиль, а в группу, требующую дополнительного обследования – дети с признаками,
В заключении дается оценка уровня и гармоничности физического развития. Уровень физического развития определяется по росту ребенка, который является одним из
Общая задержка физического развития: От 0 до 3 перцент I кор – очень низкий рост От 3 до 10 перц II кор – низкий рост Вариант нормы: От 10 до 25 перц III кор –
Определение соматотипа
Средние сроки развития и возможные границы моторных актов у детей первого года жизни
Периоды детского возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей
Нервно-психическое развитие детей
ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ При характеристике нервной системы в педиатрии используются два определения-синонима: - нервно-психическое развитие (НПР) -
ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Моторика (движение) - это целенаправленная, манипулятивная деятельность ребенка. Здоровый новорожденный - физиологический мышечный ГИПЕРТОНУС и на фоне этого
Движения новорожденного ограниченные, хаотичные, беспорядочные, атетозоподобные - дрожащие. Тремор и физиологический мышечный гипертонус постепенно угасают
В дальнейшем показатели моторики у здорового ребенка развиваются в следующем порядке: 1) сначала координированным становится движение мышц глаз ( на 2-3 неделе
3) мануальная деятельность рук развивается на 4 месяце жизни : ребенок приближает верхние конечности к глазам и рассматривает их, потирает пеленку, подушку.
5) когда к концу первого года жизни ребенок сам идет за интересным предметом в другой угол комнаты, то признаком моторики является не просто процесс ходьбы, а
Статика - это фиксация и удерживание определенных частей туловища в необходимом положении. Первый признак статики - удерживание головы - появляется на
Условно-рефлекторная деятельность - это адекватная реакция ребенка на раздражающие факторы окружающей среды и собственные потребности. Главным рефлексом у
При оценке ПМР нужно помнить, что признаки динамичны по времени. т.е. в каждом возрасте каждый критерий проявляется по-разному. Например. 1. Если 5-месячному
2. Приближение незнакомого человека, матери, отца к ребенку 4-5 месяцев вызывает у него комплекс оживления: радостное торжествование на лице, выраженная
До конца первого года возникает сенсорная речь : понимание малышом отдельных слов, которые звучат со стороны. Это обнаруживается поворотом головы, потягиванием
Высшая нервная деятельность. Этот критерий развивается на основании становления нервной системы, формирования всех предыдущих критериев, воспитания и развития
Для точной оценки своевременности становления НПР в зависимости от возраста ребенка условно выделено 6 этапов: І этап - 0-1 месяц; II этап - 1-3 месяца; III
Психомоторное развитие детей в I полугодии В возрасте 2 месяцев ребенок спокойно бодрствует, подолгу рассматривает висящие над ним игрушки, улыбается, когда с
В 5 месяцев он подолгу гулит, пускает пузыри, узнает близких ему лиц, различает интонацию, с которой к нему обращаются. Движения его рук четкие, он берет
Психомоторное развитие детей во II полугодии В 7 месяцев ребенок подолгу лежит, играя погремушкой, стучит, размахивает ею. Хорошо ползает, легко садится,
В 9 месяцев он отвечает на заигрывание «догоню, догоню», играет в прятки, выполняет по просьбе взрослых некоторые движения – «дай ручку», «до свидания» и пр. С
Голосовые реакции и последовательность развития речи у здоровых детей
Периоды детского возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей
Периоды детского возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей
Вопрос:
Периоды детского возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей
Периоды детского возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей
Периоды детского возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей
Периоды детского возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей
Периоды детского возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей
Периоды детского возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей
Периоды детского возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей
1/76
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 3)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (23945 Кб)
1

Первый слайд презентации: Периоды детского возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей Поздеева Ольга Сергеевна 2020-2021 уч. год

Изображение слайда
2

Слайд 2: 26.02.2021

ЛЕКЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Изображение слайда
4

Слайд 4: Ребенок - рост и развитие - возрастной этап - морфологические, физиологические и психологические качества Потребность выделения периодов (этапов) развития

Изображение слайда
5

Слайд 5: Значение анатомо-физиологических особенностей каждого периода: - научно-обоснованные разработки медицинских мер; - научно-обоснованные разработки социальных мер охраны здоровья и развития ребенка; - адекватные рекомендации режимов жизни, питания, воспитания; - адекватные рекомендации профилактики заболеваний

Изображение слайда
6

Слайд 6: Периоды детства: 1. Период новорожденности – от момента рождения по 28 день жизни. 2. Период грудного возраста – от 29 дня жизни до года. 3. Преддошкольный или ясельный период – от 1 года до 3 лет. 4. Дошкольный период – от 3 до 7 лет. 5. Младший школьный возраст – от 7 до 11 лет. 6. Старший школьный возраст – от 12 до 17-18 лет

Изображение слайда
7

Слайд 7: Период новорожденности делится: - ранний неонатальный период; - поздний неонатальный период. Ранний неонатальный период – период от момента перевязки пуповины до окончания 7 суток жизни (168ч). Этот период самый ответственный для адаптации ребенка к внеутробному существованию

Изображение слайда
8

Слайд 8: Физиологические изменения в ранний неонатальный период:

- начало легочного дыхания; - функционирование малого круга кровообращения; - изменение энергетического обмена и терморегуляции;

Изображение слайда
9

Слайд 9: Физиологические изменения в ранний неонатальный период:

- начинается энтеральное питание ребенка; - все функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия; - адаптационные механизмы легко нарушаются, что существенно отражается на общем состоянии новорожденного.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Поздний неонатальный период охватывает 21 день (с 8 по 28 день жизни ребенка). Характеристика периода: - интенсивное развитие анализаторов (прежде всего зрительного); - начало развития координации движений; - образование условных рефлексов; - возникновение эмоционального, зрительного и тактильного контактов с матерью; - около 3-недельного возраста дети начинают отвечать на общение улыбкой и мимикой радости (начало психической жизни ребенка)

Изображение слайда
11

Слайд 11: Период грудного возраста – от 29 дня жизни до года. Характеристика:

- основные этапы адаптации к внеутробной жизни завершены; - механизм грудного вскармливания достаточно сформирован; - происходит очень интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребенка.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Преддошкольный или ясельный период – от года до 3 лет. Характеристика:

- некоторое снижение темпов физического развития и большая степень зрелости основных физиологических систем; - интенсивно увеличивается мышечная масса; - заканчивается прорезывание молочных зубов;

Изображение слайда
13

Слайд 13: Преддошкольный или ясельный период – от года до 3 лет. Характеристика:

- стремительно расширяются двигательные возможности; - интенсивно развиваются все анализаторы; - совершенствуется речь; - четко определяются индивидуальные черты характера и поведения.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Дошкольный период – от 3 до 7 лет. Характеристика:

- идет дифференцировка строения различных внутренних органов; - интенсивно развивается интеллект, улучшается память; - совершенствуются координированные движения;

Изображение слайда
15

Слайд 15: Дошкольный период – от 3 до 7 лет. Характеристика:

- формируются индивидуальные интересы и увлечения; - увеличивается длина конечностей; - постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Младший школьный возраст – от 7 до 11 лет: - происходит замена молочных зубов постоянными; - улучшается память, - повышается интеллект; - формируются самостоятельность и волевые качества, расширяется круг интересов

Изображение слайда
17

Слайд 17: Старший школьный возраст – с 12 до 17-18 лет. - самый трудный период психологического развития, - формирование воли, сознательности, гражданственности, нравственности. - характеризуется резким изменением функции эндокринных желез. - период полового развития и пубертатного скачка роста

Изображение слайда
18

Слайд 18

Физическое развитие

Изображение слайда
19

Слайд 19: Физическое развитие

Физическое развитие - процесс изменения размеров тела, телосложения, мышечной силы и работоспособности детского организма и соответствие их возрастной норме.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Физическое развитие

Физическое развитие и рост ребенка зависят от целого комплекса факторов: - биологических; - генетических; - социально-экономических; - бытовых; - алиментарных.

Изображение слайда
21

Слайд 21: К показателям физического развития, которые обычно рассматриваются врачами с целью контроля за динамикой процессов роста и развития относятся: - длина тела; - масса тела; - окружность грудной клетки; - окружность головы

Изображение слайда
22

Слайд 22: Критерии оценки физического развития. У новорожденных и детей первого года жизни измеряют: - длину тела лежа; - массу тела; - окружность грудной клетки; - окружность головы. У детей от 1 года до 7 лет измеряют: - длину тела; - массу тела; - окружность грудной клетки; - окружность головы (до 3 лет включительно)

Изображение слайда
23

Слайд 23: У детей до 7 лет определяют: - длину тела; - массу тела; - окружность грудной клетки; - степень жироотложения; - форму позвоночника; - форму грудной клетки; - форму ног и стоп

Изображение слайда
24

Слайд 24: У детей старше 7 лет измеряют: - длину тела стоя; - массу тела; - окружность грудной клетки (вдох, выдох, пауза); - показатели спирометрии; - показатели динамометрии; - становую силу; - артериальное давление; - определяют: степень развития мускулатуры; степень полового созревания

Изображение слайда
25

Слайд 25: Законы нарастания роста и массы ребенка Вес тела доношенного новорожденного 3200-3500г. У новорожденных транзиторная потеря первоначальной массы тела: - дефицит молока и воды в первые дни жизни; - обезвоживание (потеря воды с дыханием и потом)

Изображение слайда
26

Слайд 26: Законы нарастания роста и массы ребенка

Максимальная убыль первоначальной массы тела обычно наблюдается на 3-4-й день, реже – на 5-й и, как правило, не превышает 6%. Восстановление массы тела обычно наступает к 6-7 дню.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Для ориентировочного расчета долженствующей массы тела в первом полугодии жизни можно использовать формулы: 1. Масса тела при рождении + 800г ×n, где n – число месяцев в течение 1 полугодия; 800г – средняя ежемесячная прибавка массы тела в течение 1 полугодия. 2. Масса тела ребенка 6 мес. равна 8000г, за каждый недостающий месяц вычитается по 800г. 8000 - 800 (6- n ) (формула по Левиант )

Изображение слайда
28

Слайд 28: Для ориентировочного расчета долженствующей массы тела во втором полугодии жизни можно использовать формулы: 1. Масса тела при рождении + прибавка массы тела за 2 полугодие; (800 × 6) + 400 × ( n – 6), где n – возраст в месяцах; 400 – средняя ежемесячная прибавка массы тела за 2 полугодие. 2. Масса тела ребенка 6 мес. равна 8000г, за каждый следующий месяц прибавляется по 400г. 8000+400 ( n -6) (формула по Левиант )

Изображение слайда
29

Слайд 29: Длина тела доношенного новорожденного колеблется от 46 до 56см. Первые 3 месяца по 3 см; С 4 по 6 мес. – по 2,5см; С 7 по 9 мес. – по 2см; С 9 по 12 мес. – по 1,5-1см. В возрасте 1 года рост 75см

Изображение слайда
30

Слайд 30: Молочные зубы прорезываются в следующие сроки: - центральные нижние и верхние резцы – в период от 6 до 9 мес.; - боковые нижние и верхние резцы – от 9 до 12 мес.; В 1 год жизни – 8 зубов

Изображение слайда
31

Слайд 31: Средние прибавки массы тела и длины у детей первого года жизни

Возраст ребенка, мес. Масса тела, г Длина тела, см 1 600 3 2 800 3 3 800 2,5 4 750 2,5 5 700 2 6 650 2 7 600 2 8 550 2 9 500 1,5 10 450 1,5 11 400 1,5 12 350 1,5 Всего: 7150 25,0

Изображение слайда
32

Слайд 32: Возраст 6 мес. – масса 8 кг. До 6 мес. ежемесячная прибавка 800 г. Старше 6 мес. – 400 г. Масса в год – 10 (10,5 кг ). Рост – 75 см

Изображение слайда
33

Слайд 33: Физическое развитие детей от 2 до 15 лет На 2 году жизни вес тела ребенка увеличивается в среднем на 2,5кг ; На 3 году жизни – на 2 кг ; С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг ; С 10 до 15 лет – на 3-4 кг

Изображение слайда
34

Слайд 34: Ориентировочно долженствующую массу тела можно рассчитать по формулам (Левиант): 1. Масса тела ребенка в возрасте 2-10 лет равна: 10,5кг + 2 n, где n – возраст ребенка до 11 лет; 10,5кг – средняя масса тела годовалого ребенка. 2. В 10 лет ребенок весит 30кг: старше 10 лет – ежегодная прибавка составляет 4кг. Вес после 10 лет: 3 x n + m ( где n – число лет, m – последняя цифра возраста

Изображение слайда
35

Слайд 35: После года скорость роста начинает замедляться. В течение 2 и 3 -го года прибавки роста составляют соответственно 12-13 и 7-8 см, а дальше становятся относительно равномерными. Прекращение роста, по Таннеру, относится у мальчиков к возрасту 17,5 лет, у девочек – к возрасту 16,5 лет

Изображение слайда
36

Слайд 36: Для ориентировочного расчета длины тела у детей старше года используют формулы: Ребенок в возрасте 4 лет имеет рост 100см. Если возраст меньше 4 лет, рост равен: 100см – 8 (4- n ), где n – число лет. Если возраст старше 4 лет, рост ребенка равен: 100 + 6 ( n -4), где n – число лет

Изображение слайда
37

Слайд 37: Зубы: после года (14-16мес.) прорезываются малые коренные зубы (передние), в 16-20мес. – клыки, в 20-24мес. – задние малые коренные зубы. К 2 годам – 20 молочных зубов. Чтобы определить количество молочных зубов, которые должен иметь ребенок до 2 лет, следует от числа месяцев жизни отнять 4

Изображение слайда
38

Слайд 38: Оценка физического развития

2 метода: параметрический (сигмальный) непараметрический (центильный) Наиболее оптимальным методом является центильный метод (метод центильных шкал)

Изображение слайда
39

Слайд 39: Применение центильных шкал имеет большое значение :

Центильные шкалы строго отражают распределение антропометрических признаков. Практическое использование данных таблиц является простым и удобным. Центильный метод позволяет оценить гармоничность и соматотип.

Изображение слайда
40

Слайд 40

Центильные таблицы : отдельно для мальчиков и девочек состоят из 6 граф антропометрических величин 7 коридоров, показывающих количественные границы признака (роста, массы, окружности груди и головы) у определенной доли детей данного возраста в процентах (центилях).

Изображение слайда
41

Слайд 41: К группе внимания относятся дети с признаками в диапазонах 3-10 и 90-97 перцентиль, а в группу, требующую дополнительного обследования – дети с признаками, выходящими за пределы 3 и 97 перцентиля (группа диагностики). Каждый измеренный у ребенка признак (рост, масса тела, окружность груди) может соответственно помещен в свою область или свой «коридор» центильной шкалы в соответствующей таблице

Изображение слайда
42

Слайд 42: В заключении дается оценка уровня и гармоничности физического развития. Уровень физического развития определяется по росту ребенка, который является одним из главных индикаторов состояния здоровья

Изображение слайда
43

Слайд 43: Общая задержка физического развития: От 0 до 3 перцент I кор – очень низкий рост От 3 до 10 перц II кор – низкий рост Вариант нормы: От 10 до 25 перц III кор – ниже среднего От 25 до 75 перц IV кор – средний От 75 до 90 перц V кор – выше среднего От 90 до 97 перц VI кор – высокий Очень высокий: От 97 перц VII кор – очень высокий

Изображение слайда
44

Слайд 44: Определение соматотипа

У детей выделяют 3 соматотипа: микросоматотип, мезосоматотип и макросоматотип. Соматотип оценивают по сумме трех коридоров центильной шкалы (рост, масса, окружность грудной клетки). При сумме до 10 ребенок относится к микросоматотипу (физическое развитие ниже среднего), при сумме 11-15 – к мезосоматотипу (физическое развитие среднее), при сумме от 16 до 21 – к макросоматотипу (физическое развитие выше среднего).

Изображение слайда
45

Слайд 45: Средние сроки развития и возможные границы моторных актов у детей первого года жизни

Движение Средний возраст овладения Возможные границы Улыбка 5 недель 3-8 недель Гуление 7 недель 4-11 недель Держание головки 2 месяца 1,5-3 месяца Направленные движения ручек 4 месяца 2,5-5,5 месяцев Переворачивание 5 месяцев 3,5-6,5 месяцев

Изображение слайда
46

Слайд 46

Сидение 6 месяцев 5,5-8 месяцев Ползание 7 месяцев 5-9 месяцев Произвольное хватание 8 месяцев 5,5-10,5 месяцев Вставание 9 месяцев 6-11 месяцев Шаги с поддержкой 9,5 месяцев 6,5-12,5 месяцев Стояние самостоятельное 10,5 месяцев 8-13 месяцев Ходьба самостоятельная 11,5 месяца 9-14 месяцев

Изображение слайда
47

Слайд 47: Нервно-психическое развитие детей

Изображение слайда
48

Слайд 48: ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ При характеристике нервной системы в педиатрии используются два определения-синонима: - нервно-психическое развитие (НПР) - психомоторное развитие (ПМР)

Изображение слайда
49

Слайд 49: ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Критериями оценки НПР являются : - моторика; - статика; - условно-рефлекторная деятельность (1 сигнальная система); - речь (2 сигнальная система); - высшая нервная деятельность.

Изображение слайда
50

Слайд 50: Моторика (движение) - это целенаправленная, манипулятивная деятельность ребенка. Здоровый новорожденный - физиологический мышечный ГИПЕРТОНУС и на фоне этого сгибательная поза

Изображение слайда
51

Слайд 51: Движения новорожденного ограниченные, хаотичные, беспорядочные, атетозоподобные - дрожащие. Тремор и физиологический мышечный гипертонус постепенно угасают после первого месяца жизни

Изображение слайда
52

Слайд 52: В дальнейшем показатели моторики у здорового ребенка развиваются в следующем порядке: 1) сначала координированным становится движение мышц глаз ( на 2-3 неделе ), когда ребенок фиксирует свой взгляд на ярком предмете; 2) поворот головы вслед за игрушкой указывает на развитие шейных мышц

Изображение слайда
53

Слайд 53: 3) мануальная деятельность рук развивается на 4 месяце жизни : ребенок приближает верхние конечности к глазам и рассматривает их, потирает пеленку, подушку. Движения становятся целенаправленными: малыш берет игрушку руками (на втором полугодии может сам взять бутылочку с молоком и выпить его и т.д.); 4) на 4-5 месяце развивается координация движения мышц спины, что проявляется вначале переворачиванием со спины на живот, а на 5-6 месяце - с живота на спину;

Изображение слайда
54

Слайд 54: 5) когда к концу первого года жизни ребенок сам идет за интересным предметом в другой угол комнаты, то признаком моторики является не просто процесс ходьбы, а координированное целенаправленное движение всех мышц в необходимом направлении. За постепенным своевременным развитием моторики у человека можно проследить, наблюдая совершенствование движений пальцев от первого хватания карандаша ребенком первого года до манипуляций у взрослых лиц - рисование, игра на скрипке и пианино, лепка, вязание и т.д

Изображение слайда
55

Слайд 55: Статика - это фиксация и удерживание определенных частей туловища в необходимом положении. Первый признак статики - удерживание головы - появляется на втором-третьем месяце жизни, в 3 месяца ребенок должен хорошо держать голову в вертикальном положении. Второй признак - малыш сидит - развит в 6-7 месяцев. Кроме того, на 6-м месяце малыш начинает ползать, на 7-м - ползает хорошо. Третий признак - ребенок стоит — в 9-10 месяцев. Четвертый признак - малыш ходит - к концу первого года жизни

Изображение слайда
56

Слайд 56: Условно-рефлекторная деятельность - это адекватная реакция ребенка на раздражающие факторы окружающей среды и собственные потребности. Главным рефлексом у новорожденного является пищевая доминанта. Подошло время кормления, ребенок проголодался и он плачет - это хорошо. Пососал материнскую грудь, поел - успокоился, уснул. К концу первого месяца через несколько минут после начала кормления наступает небольшая пауза - ребенок внимательно рассматривает лицо матери, ощупывает грудь. На втором месяце формируется улыбка, на третьем - радостное движение конечностей при виде матери. Все это указывает на формирование условных рефлексов на внешние раздражители

Изображение слайда
57

Слайд 57: При оценке ПМР нужно помнить, что признаки динамичны по времени. т.е. в каждом возрасте каждый критерий проявляется по-разному. Например. 1. Если 5-месячному ребенку показать яркую игрушку, то он прекращает движения, широко открывает глаза, рот — это так называемое оральное внимание. При такой же ситуации на 8 месяце жизни ребенок должен не открыть рот, а потянуться за игрушкой руками. Наличие орального внимания у ребенка к концу первого года жизни указывает на задержку НПР

Изображение слайда
58

Слайд 58: 2. Приближение незнакомого человека, матери, отца к ребенку 4-5 месяцев вызывает у него комплекс оживления: радостное торжествование на лице, выраженная улыбка, малыш перебирает ручками, ножками. На 8-9 месяце жизни ребенок при появлении матери должен тянуться к ней руками, а на чужого человека у малыша возникает реакция страха и негативизма

Изображение слайда
59

Слайд 59: До конца первого года возникает сенсорная речь : понимание малышом отдельных слов, которые звучат со стороны. Это обнаруживается поворотом головы, потягиванием ручек и т.д. Речь появляется у ребенка на 4 -6 неделе, когда он начинает аукать. Произношение первых звуков называется гуление (а, гу-у, э-э-э и т.д.). В 6 месяцев ребенок произносит отдельные слоги (ба-ба-ба, ма-ма-ма и др.), не понимая их смысла, что называется лепет. К концу первого года жизни в лексиконе малыша уже 8-12 слов, смысл которых он понимает (дай, на, папа, мама и др.). Среди них имеются звукоподражатели (ам-ам - кушать, тик-так -часы) В 2 года запас слов доходит до 300, появляются краткие предложения

Изображение слайда
60

Слайд 60: Высшая нервная деятельность. Этот критерий развивается на основании становления нервной системы, формирования всех предыдущих критериев, воспитания и развития ребенка. Он является признаком созревания умственной способности и интеллекта человека. Окончательный вывод о состоянии высшей нервной деятельности можно сделать в 5-6 лет

Изображение слайда
61

Слайд 61: Для точной оценки своевременности становления НПР в зависимости от возраста ребенка условно выделено 6 этапов: І этап - 0-1 месяц; II этап - 1-3 месяца; III этап - 3-6 месяцев; IV этап - 6-9 месяцев; V этап - 9-12 месяцев; VI этап - 1-3 года

Изображение слайда
62

Слайд 62: Психомоторное развитие детей в I полугодии В возрасте 2 месяцев ребенок спокойно бодрствует, подолгу рассматривает висящие над ним игрушки, улыбается, когда с ним разговаривают, начинает держать или хорошо держит головку. В 3 месяца ребенок на обращенную к нему речь отвечает улыбкой, звуками, оживленными движениями рук и ног. Долго лежит на животе, поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, хорошо держит голову. В 4 месяца он начинает гулить, по звуку определяет местонахождение предмета, издающего звук, подолгу занимается висящими над кроваткой игрушками

Изображение слайда
63

Слайд 63: В 5 месяцев он подолгу гулит, пускает пузыри, узнает близких ему лиц, различает интонацию, с которой к нему обращаются. Движения его рук четкие, он берет погремушку и долго держит ее в руке. Переворачивается со спины на живот, крепко упирается ножками, стоит при поддержке. В 6 месяцев он начинает произносить отдельные слова (« ма », «ба», «да» и др.). Свободно сам берет игрушку и подолгу ею играет. Переворачивается с живота на спину, начинает передвигаться по манежу, немного подползая. При виде подносимой пищи сам открывает рот, хорошо ест из ложечки

Изображение слайда
64

Слайд 64: Психомоторное развитие детей во II полугодии В 7 месяцев ребенок подолгу лежит, играя погремушкой, стучит, размахивает ею. Хорошо ползает, легко садится, держась за пальцы взрослого; стоит, держась за барьер. В 8 месяцев он громко повторно произносит различные слоги, ищет и находит глазами предметы, когда их называют. Выполняет по просьбе движения «ладушки». Игрушками постукивает, рассматривает их. Сам садится, сидит, ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и переступает вдоль барьера

Изображение слайда
65

Слайд 65: В 9 месяцев он отвечает на заигрывание «догоню, догоню», играет в прятки, выполняет по просьбе взрослых некоторые движения – «дай ручку», «до свидания» и пр. С разными игрушками и предметами занимается по-разному. Свободно ходит, слегка придерживаясь за предметы, хорошо ходит при поддержке за обе ручки, ходит за каталкой. В 10 месяцев он знает название некоторых предметов и имена людей, повторяет за взрослыми разнообразные звуки и слоги. В 11 месяцев он выполняет несложные поручения, сосредоточенно играет; накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольцо и др. Самостоятельно (без поддержки) стоит, ходит при незначительной помощи взрослых

Изображение слайда
66

Слайд 66: Голосовые реакции и последовательность развития речи у здоровых детей

Возраст Голосовые реакции и развитие речи 1-1,5 месяца Гуление: а-аа, е-ее и т.д. 2-3 месяца Гуление: г-у, ш-и, бу-у, эы и т.д. 4 месяца Свирель: аль-ле-е-лы-агы-аы и т.д. 7-8,5 месяцев Лепет: произносит слоги (ба-ба, да-да-да и т.д.). Модулированный лепет – повторяет слоги с разнообразными интонациями. 8,5-9,5мес. Слова: «ма-ма», «па-па», «те-тя» и т.д.

Изображение слайда
67

Слайд 67

9,5-18 мес. Звукоподражательные слова: «ав-ав», «тик-так», «му-му» и т.д. Все существительные употребляются в именительном падеже, в единтсвенном числе. 18-20 мес. Попытки связать два слова во фразу («мама, дай!»). Усваивается повелительное наклонение глаголов («иди-иди!», «дай-дай!» и т.д.), поскольку оно выражает желание ребенка и имеет для него большое значение. 20-22 мес. Появляются формы множественного числа (т.к. разница между одним предметом и несколькими очень наглядна). Словарь доходит до 300 слов. 22-24 мес. Имена существительные составляют ≈63%, глаголы – 23%, др.части речи – 14%. Союзов нет. От 18 до 24мес. – первый период вопросов «что это?».

Изображение слайда
68

Слайд 68

3-й год Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам, пространству (падежи), во времени (глагольные времена). Сначала появляется родительный падеж, затем дательный, творительный и предложный. Однако, полное овладение падежными формами происходит значительно позже. Появляются многословные фразы, придаточные предложения; к концу года – соединительные союзы и местоимения. 4-5 лет Условная форма придаточных предложений. Длинные фразы. Монологи. Заключительная фраза в развитии языка. Второй период вопросов «почему?».

Изображение слайда
69

Слайд 69: Вопрос:

Периоды детского возраста?

Изображение слайда
70

Слайд 70

Изображение слайда
71

Слайд 71

Изображение слайда
72

Слайд 72

Изображение слайда
73

Слайд 73

Изображение слайда
74

Слайд 74

Изображение слайда
75

Слайд 75

Изображение слайда
76

Последний слайд презентации: Периоды детского возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей

Изображение слайда