Презентация на тему: Педагогика

Педагогика
ПОЯВЛЕНИЕ ШКОЛЫ
Педагогические наставления Древности
Особенности школ Древности
Воспитание в эпоху Древности
Основные черты воспитания Древности
КУЛЬТУРА И НАУКА государств Древности
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА: Вавилон
Возникновение школ
Шумерская и древнеперсидская клинопись
Иероглифическое письмо
Сословно-профессиональный характер школ Древности
Распространение цивилизации на европейскую территорию
Возникновение минойской цивилизации на о.Крит.
Крито-микенская цивилизация
КРИТ
Дворец « Лабиринт минотавра» Зодчий Дедал нач. II тыс. до н.э.,Крит, Кносс
Культура минойцев
Культура минойцев
Критское иероглифическое письмо
ВЕРСИИ упадка крито-микенской (минойской) цивилизации
Античный период ( примерно 8 в. до н.э - 5 в.н.э.)
Античность: культурные и образовательные традиции
Античность: культурные и образовательные традиции
Античность: культурные и образовательные традиции
Культура и образование античности
Социально-экономические детерминанты развития образования античности
Культура и образование античности
Античная греческая философия как фактор образования и воспитания
Древнегреческая философия: гилозоизм
Древнегреческая философия:гилозоизм
Греческие философы о нравственных нормах
Целеполагание античного образования связано с личностью
Две системы воспитания
Семинары и лабораторные № 1 Образование и педагогическая мысль Древнего Востока и античности
Семинар ы и лабораторные № 1 Образование и педагогическая мысль Древнего Востока и античности
1/36
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 95)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (3588 Кб)
1

Первый слайд презентации: Педагогика

История образования и педмысли

Изображение слайда
2

Слайд 2: ПОЯВЛЕНИЕ ШКОЛЫ

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 7-5 тысячелетию до н.э. В древнейших государствах ( Др. Китай, Др.Индия, гос-ва Междуречья, Др. Египет), пришедших на смену архаичным союзам племен, воспитание и обучение осуществлялось по преимуществу в семье. В переходную от общинно-родового к рабовладельческому строю эпоху в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как Законы вавилонского царя Хаммурапи (1750 до н. э.), книга Притчей иудейского царя Соломона (начало 1- го тысячелетия до н. э.), индийская Бхагавадгита (середина 1-го тысячелетия до н. э.) и др.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Педагогические наставления Древности

Так, в "Притчах" ( Соломон) мы читаем: "Слушайте, дети, наставления отца и внимайте, чтобы научиться разуму". Основная педагогическая идея "Притчей" — призвание отца быть наставником, почитание родителей: "Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает матерью своей".

Изображение слайда
4

Слайд 4: Особенности школ Древности

Одновременно с укреплением, общественных государственных структур для специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться и новый социальный институт — школа.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Воспитание в эпоху Древности

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов Хотя хронологически существование этих цивилизаций не совпадало, тем не менее, им были присущи сходные структуры, в том числе — воспитания и обучения.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Основные черты воспитания Древности

Воспитание стало определяться главным образом общественным и имущественным состоянием человека, т. е. утратило свой единообразный характер. Воспитание стало принимать более жесткий, авторитарный характер ( по сравнению с ранней первобытной эпохой).

Изображение слайда
7

Слайд 7: КУЛЬТУРА И НАУКА государств Древности

Древняя Месопотамия – родоначальница всех восточных культур. В течение трех тысячелетий на ее территории были образованы такие государства как Ур, Урук, Лагаш, Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, которые обладали достаточно стабильной и развитой культурой. Здесь успешно развивались науки: астрономия, математика, агротехника, процветали искусства, были созданы оригинальная письменность и система музыкальной записи. В древних городах Месопотамии разбивали парки, бульвары, проводили искусственные каналы, воздвигали мосты, комфортабельные дома и библиотеки

Изображение слайда
8

Слайд 8: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА: Вавилон

Висячие сады Семирамиды в Вавилоне (ИРАК), примерно 600 г. до н.э. -одно из семи чудес света Городские стены в Вавилоне Легендарный царь Ашурбанапал

Изображение слайда
9

Слайд 9: Возникновение школ

В эту эпоху завершался дописьменный период истории, когда речь и пиктографическое (рисунчатое) письмо как главные способы передачи информации приблизительно с 5-3 тысячелетия до н. э. начали частично заменяться собственно письменностью — клинописной и иероглифической. Возникновение и развитие письменности — важный фактор и спутник генезиса школы. При переходе от пиктографического письма к логографии, передававшей не только общий смысл речи, но и членение на отдельные выражения и слова (египетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись), письмо становится технически более сложным и требует специального обучения.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Шумерская и древнеперсидская клинопись

Около3-4 тыс. лет до н.э.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Иероглифическое письмо

Египет, розетский камень, 3 в. До н.э.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Сословно-профессиональный характер школ Древности

Начавшееся на исходе первобытной истории отделение умственного труда от физического вызвало к жизни появление новой специальности — учителя. Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных регулятивов, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Обучение в школах строилось по сословно-профессиональном у признаку ( школы жрецов и правителей, школы земледельцев, школы воинов и т.д.) Не было общего образования в нашем понимании. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте и готовилась для жизни в ней. Отсюда жесткие и жестокие формы и методы воспитания.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Распространение цивилизации на европейскую территорию

Постепенное освоение( колонизация) земель развитыми народами Древности в ходе путешествий, торговых поездок, мореплавания, привело к возникновению новых очагов культуры и цивилизации уже на европейской части континента. Значительную роль в этом процессе сыграло формирование минойской цивилизации на о.Крит( 4-3 тыс лет до н.э.), которая стала началом нового этапа Древности- Античности. По одной из версий основали минойскую цивилизацию выходцы из области Малой Азии( ныне Анатолия, Турция)

Изображение слайда
14

Слайд 14: Возникновение минойской цивилизации на о.Крит

Минойская цивилизация получила свое название по имени легендарного царя Миноса, с которым связано множество мифов Считался сыном богов, основал первые критские города, в том числе столицу государства- Кносс. Развивал мореплавание, картографию, архитектуру, живопись. Написал законы для критян, по преданию, получая их от Зевса в пещере.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Крито-микенская цивилизация

Благодаря мощному флоту Кносс главенствует не только на острове, но и на архипелагах и побережье Эгейского моря, в частности на территории континентальной Греции ( колонии в Микенах и др. городах). Период расцвета Критской культуры, припадает на бронзовый век. Крит поставлял бронзовые изделия (оружие, украшения, изящную посуду) всему Эгейскому миру. Центрами культурной жизни критян были дворцы, где придворная аристократия проводила жизнь в изысканных и разнообразных развлечениях. Во всем чувствовался дух свободного, радостно-непосредственного отношения к жизни, что выделяла критскую культуру среди современных ей восточных культур. Поклонение окружающему миру, культ земных радостей — главный мотив критского искусства, и он роднит эту культуру со следующей — греческой.

Изображение слайда
16

Слайд 16: КРИТ

Достоверные свидетельства о эгейской культуре сберегла греческая мифология, прославив остров Крит сказаниями о главном греческом боге Зевсе, об отважном герое Тесее, об ужасающем чудище Минотавре( бык Миноса), о полете Икара и тому подобное. Но не только греческая мифология, а также и труды греческих историков, египетские тексты упоминают о критском царстве как о могучем морском государстве, укреплению которого способствовали выгодное географическое положение — между Европой, Северной Африкой и Малой Азией — и непобедимый флот.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Дворец « Лабиринт минотавра» Зодчий Дедал нач. II тыс. до н.э.,Крит, Кносс

Сложные архитектурные и инженерные решения отличают культуру Крита, выступают основой современных архитектурных представлений

Изображение слайда
18

Слайд 18: Культура минойцев

Дворец Миноса в Кноссе (современное состояние) Дает представление о зарождении нового стиля в архитектуре, позднее названного классическим. Лабрис Двойной топор с критским иероглифическим письмом

Изображение слайда
19

Слайд 19: Культура минойцев

Тронный зал Дворца Миноса Самым удивительным достоянием критской культуры являются многочисленные фрески, украшающие стены дворцов и воспроизводящие образ жизни их жителей. Тематика фресок чрезвычайно разнообразна Фреска дворца «Рыбак»

Изображение слайда
20

Слайд 20: Критское иероглифическое письмо

Древнее критское письмо отличается своеобразием, не расшифровано до конца Позднее в ходе ассимиляции и упадка минойской культуры сменилось греческим линейным письмом ( 7-8 в.до н.э.)

Изображение слайда
21

Слайд 21: ВЕРСИИ упадка крито-микенской (минойской) цивилизации

Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации: извержение вулкана илиземлетрясение и вызванное им цунами (по легенде Атлантида- континент, ушедший под воду) Нападение врагов и поджог ими столицы Крита (Пожар, уничтоживший столицу Кносс, следы которого обнаружили археологи) Завоевание Крита предшественниками греков ахейцами, затем дорийцами, предпосылки которого были созданы катастрофами, приводят к упадку минойской цивилизации, замене ее письменности греческой, однако образцы минойской культуры воспринимаются захватчиками и становятся частью новой античной традиции. Крито-микенская цивилизации- связующая звено между культурой Др.Востока и Античности

Изображение слайда
22

Слайд 22: Античный период ( примерно 8 в. до н.э - 5 в.н.э.)

Формируются и укрепляются эллинские поселения на Балканах ( колонизация), превращаются в города-государства (полисы). Внедряется железо во все сферы производства, экономический подъём. Создаются основы товарного производства, распространяются элементы частной собственности. Античный период ( примерно 8 в. до н.э - 5 в.н.э.)

Изображение слайда
23

Слайд 23: Античность: культурные и образовательные традиции

Греция на протяжении веков не представляла собой единого географического пространства. Не было единства и в социально-политическом плане: существовала в рамках особой государственной системы – городов-полисов. Различие между ними были существенными: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, богах и героях (например, Спарта и Афины). Несмотря на региональные различия, античная культура позволяет говорит о себе как об определенной ц елостности. Представляется возможным выделить следующие черты древнегреческой культуры: - интерактивный характер (интеракция – взаимодействие), так как она синтезировала достижения культур многих народов: ахейскую, крито-микенскую, египетскую, финикийскую, избегая слепого подражания;

Изображение слайда
24

Слайд 24: Античность: культурные и образовательные традиции

- космологизм, ибо Космос выступал абсолютом культуры. Он не только Мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу. Утверждались эстетические категории – красота, мера. Мера едина и неделима, она – характеристика совершенства. "Прекрасное есть надлежащая мера во всем "- Демокрит. Природа Греции сама осуществляет меру – в ней нет ничего громадного, все обозримо и понятно. Поэтому одна из основных черт бытия – гармония – единство в многообразии. Наличие канона – совокупности правил, определяющих, например,идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Теоретик пропорции – скульптор Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.), автор труда "Канон". Канон привносился и в другие сферы- образование и воспитание, например. В период расцвета античной Греции возникает каноническое представление об общем образовании-программа семи свободных искусств. Античность: культурные и образовательные традиции

Изображение слайда
25

Слайд 25: Античность: культурные и образовательные традиции

Идеал, к которому должен стремиться человек – калокагатия ( kalos ) – прекрасный, ( agalhos ) – хороший, добрый. Достичь идеала можно упражнениями, образованием и воспитанием. Таким образом, уже космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком, о чем писал Протагор - "Человек есть мера всех вещей". Антропоцентричность культуры предполагала культ тела человека. Состязательность характеризовала различные сферы жизни греческого общества – художественную, образовательную, спортивную и др. Первые Олимпийские игры были проведены в 776 г. до н.э. Античность: культурные и образовательные традиции

Изображение слайда
26

Слайд 26: Культура и образование античности

В Древней Греции берет начало диалектика – умение вести беседу. Греческая культура поистине празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов. С 8 по 6 вв. до н.э. – период расцвета классической греческой античной культуры - «Золотой век» античности, который рассматривается как начало всей европейской культуры в целом В эту эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства – материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература (лирическая поэзия), изобразительное искусство – архитектура, скульптура, живопись. Архаическая культура – исходный рубеж классической культуры Эллады. .

Изображение слайда
27

Слайд 27: Социально-экономические детерминанты развития образования античности

Социальной основой образования и развития античной культуры служил полис – типичная для Древней Греции и Древнего Рима форма социально-экономической и политической организации общества. В полисы входила городская территория и окружающие ее земледельческие поселения. В полисах действовали разные органы управления, но верховным органом в большинстве полисов было народное собрание. Еще одной особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит и своей собственности.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Культура и образование античности

В соответствии с основными принципами полиса вырабатывалась полисная система ценностей: уверенность в том, что полис – высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. Основу экономики античных полисов составлял рабовладельческий способ организации труда, вместе с тем была значительная часть свободного, но не знатного населения (ремесленники, торговцы и др.) Непременным атрибутом полиса являлись театры, музеи, школы, гимназии, стадионы, рынки и т.д. Полисы выступали также центрами становления и развития философии, науки, литературы, искусства, архитектуры и т.д.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Античная греческая философия как фактор образования и воспитания

Научное познание мира в рамках философии получило активное развитие в эпоху античности. Человек рассматривается родоначальниками античной философии – гилозоистами -как часть природы, Космоса, его воспитание и развитие должно подчиняться Логосу - закону развития Вселенной. Гераклит Эфесский (6-5 в. До н.э.) впервые вводит понятие Логоса как универсального закона, который управляет миром и людьми, царствует во Вселенной. Логос проявляется везде - в природе, в обществе, в умах и душах людей. Познать Логос- высшая цель образования и воспитания, которая делает человека Мудрым. Цель недостижимая для многих, но стремиться к ней необходимо.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Древнегреческая философия: гилозоизм

По мнению Гераклита, весь мир соткан из бесчисленного числа противоположностей, противоречий. Первый принцип Логоса -борьба противоположностей, которая есть источник и условие всякого развития, всякого движения. При этом, отрицающие друг друга противоположности существуют в необходимом единстве, и только это единство противоположностей создает гармонию мира. Наш мир никем не создан, «а вечно был, и есть, и будет: присноживой огонь, мерно загорающийся и мерно потухающий» (Гераклит Эфесский, «О природе») Второй принцип, присущий Логосу, - принцип постоянной изменчивости, текучести вещей, иначе говоря, принцип всеобщего развития. Известно знаменитое выражение Гераклита - «В одну и ту же реку нельзя войти дважды- все течет, все изменяется".

Изображение слайда
31

Слайд 31: Древнегреческая философия:гилозоизм

Третий принцип Логоса как всемирного закона - принцип относительности (единства противоположностей) Мир познается чувствами и разумом, но чувственное познание – это как бы более низкое, более элементарное познание. Только разум способен по-настоящему открыть человеку великие истины Логоса Греческие философы на фреске Рафаэля Гераклит Демокрит Платон Аристотель

Изображение слайда
32

Слайд 32: Греческие философы о нравственных нормах

Для того же, чтобы воспитать в себе способности к пониманию Вечной Мудрости, человек должен всячески избегать жизненных соблазнов, говорит Гераклит. Его взгляды были развиты последователями в этическое учение, ставшее основой нравственного воспитания античности Главными ценностями почитались: Мудрость, Умеренность, Мужество, Щедрость, Доброжелательность, Стремление к Добродетели Аристотель( 4 в до н.э.): суть нравственного, этического воспитания- достижение гармонического взаимодействия в разумном ограничении индивидом стихии эгоистических потребностей, ориентации его на общественное благо - с одной стороны, и в содействии государства процветанию своих граждан - с другой. "Добродетелями вообще мы называем похвальные приобретенные свойства души«(Аристотель). Добродетель обладает нормативным характером (это не то, что дано от природы, а то, что должно быть воспитано).

Изображение слайда
33

Слайд 33: Целеполагание античного образования связано с личностью

Именно в условиях полисной культуры родилась личность, так как полисная демократия предоставляла такую возможность, защищая ее права и свободу. С падением полиса (IV в. до н. э.) начинается упадок греческой культуры, но сохранилось достоинство данной культуры, ценнейшим завоеванием которой была личность Личность понималась как продукт взаимодействия природного начала и воспитания, направленного на максимальное развитие природных задатков

Изображение слайда
34

Слайд 34: Две системы воспитания

В эпоху расцвета античной греческой культуры возникают две принципиально различных системы образования ( воспитания), выступающие образцом подготовки молодежи к жизни для всех последующих столетий: Афинская и Спартанская

Изображение слайда
35

Слайд 35: Семинары и лабораторные № 1 Образование и педагогическая мысль Древнего Востока и античности

Основные вопросы : 1. Воспитание и образование в цивилизациях Древнего Востока как предтеча античных воспитательных систем. 2.Система образования в античной Греции. Социокультурные детерминанты и целеполагание в воспитательных системах античности (на примере афинского и спартанского воспитания). 3. Содержание, методы и организационные формы античного воспитания. 4.Античная педагогическая мысль о природе человека, целях образования и подготовке подрастающего поколения. ( Сократ, Платон, Аристотель ) 5.Школа и педагогика Древнего Рима. Гражданское воспитание. М.Ф.Квинтилиан «О воспитании оратора» 6.Выдающиеся древнеримские мыслители о воспитании и обучении ( Сенека, Цицерон, Квинтилиан ) Обязательные первоисточники: 1.Плутарх. Жизнеописания. Ликург// Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. 2. Платон. «Государство». 3. Платон. «Законы». 4. Аристотель. «Политика». 3. Аристотель. «О душе». 4. М.Ф.Квинтилиан « О воспитании оратора »

Изображение слайда
36

Последний слайд презентации: Педагогика: Семинар ы и лабораторные № 1 Образование и педагогическая мысль Древнего Востока и античности

Дополнительные вопросы ( темы рефератов, докладов) : Воспитание и образование женщин в эпоху античности. Академия Платона и лицей Аристотеля – первые учебные заведения повышенного типа. Этические принципы античной педагогической традиции. 4. Гражданское и патриотическое воспитание в греческой и римской традиции Задания для домашней письменной самостоятельной работы 1.Сравнительная характеристика спартанской и афинской систем воспитания ( в табличной форме ). 2.Схема системы школ в Афинах. 3. Выписки из первоисточников, раскрывающие наиболее яркие стороны античного воспитания Семинар ы и лабораторные № 1 Образование и педагогическая мысль Древнего Востока и античности

Изображение слайда