Презентация на тему: Павел Андреевич Федотов

Павел Андреевич Федотов
Павел Андреевич Федотов
Павел Андреевич Федотов
Павел Андреевич Федотов
Павел Андреевич Федотов
Павел Андреевич Федотов
Павел Андреевич Федотов
Павел Андреевич Федотов
Павел Андреевич Федотов
Павел Андреевич Федотов
Павел Андреевич Федотов
Павел Андреевич Федотов
Павел Андреевич Федотов
Павел Андреевич Федотов
Павел Андреевич Федотов
Павел Андреевич Федотов
1/16
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 98)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (16256 Кб)
1

Первый слайд презентации: Павел Андреевич Федотов

1815-1852

Изображение слайда
2

Слайд 2

Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка вел. Кн. Михаила Павловича 8 июля 1837

Изображение слайда
3

Слайд 3

«Свежий кавалер» (1846) Холст, масло. 48,2 х42,5 см Государственная Третьяковская галерея Другое название этой же картины – "Утро чиновника, получившего 1-й крестик".

Изображение слайда
4

Слайд 4

«Разборчивая невеста» (1847) Холст, масло. 37 x 45 см Государственная Третьяковская галерея

Изображение слайда
5

Слайд 5

«Сватовство майора» (1848) Холст, масло. 58,3x75,4 см Государственная Третьяковская галерея, Рацея

Изображение слайда
6

Слайд 6

Теперь извольте посмотреть: Разные висят по стенам картины. Начинаем с середины: На средине висит Высокопреосвященный митрополит; Хозяин христианскую в нем добродетель чтит. Налево - Угрешская обитель И во облацех над нею - святитель... Православные, извольте перекреститься, А немцы, Иноземцы, На нашу святыню не глумиться; Не то - русский народ Силой рот вам зажмет. И вот извольте посмотреть: По сторонам митрополита - двое Наши знаменитые герои: Один - батюшка Кутузов, Что первый открыл пятки у французов, А Европа сначала Их не замечала. Другой Герой - Кульнев, которому в славу и честь Даже у немцев крест железный есть. И вот извольте посмотреть: Там же, на правой стороне, - Елавайский на коне, Казацкий хлопчик Французов топчет. А на правой стене хозяйский портрет В золоченую раму вдет; Хоть не его рожа, Да книжка похожа: Значит - грамотный! И вот извольте посмотреть: Внизу картины, Около середины, Сидит сибирская кошка. У нее бы не худо немножко Деревенским барышням поучиться Почаще мыться: Кошка рыльце умывает, Гостя в дом зазывает. А что, господа, чай устали глаза? А вот, налево, - святые образа... Извольте перекреститься Да по домам расходиться. 1849 Федотов Павел А вот извольте посмотреть, Как, справа, отставная деревенская пряха, Панкратьевна -сваха, Бессовестная привираха, В парчовом шугае, толстая складом, Пришла с докладом: Жених, мол, изволил пожаловать. И вот извольте посмотреть, Как хозяин-купец, Невестин отец, Не сладит с сюртуком, Он знаком больше с армяком; Как он бьется, пыхтит, Застегнуться спешит: Нараспашку принять - неучтиво. А извольте посмотреть, Как наша невеста Не найдет сдуру места: "Мужчина чужой! Ой, срам-то какой! Никогда с ними я не бывала, Коль и придут, бывало, - Мать тотчас на ушко: "Тебе, девушке, здесь не пристало!" Век в светличке своей я высокой Прожила, проспала одинокой; Кружева лишь плела к полотенцам, И все в доме меня чтут младенцем! Гость замолвит, чай, речь... Ай, ай, ай! - стыд какой!.. А тут нечем скрыть плеч: Шарф сквозистый такой - Всё насквозь, на виду!.. Нет, в светлицу уйду!" И вот извольте посмотреть, Как наша пташка сбирается улететь; А умная мать За платье ее хвать! И вот извольте посмотреть, Как в другой горнице Грозит ястреб горлице, - Как майор толстый, бравый, Карман дырявый, Крутит свой ус: "Я, дескать, до денежек доберусь!" А вот извольте посмотреть: Вот сам хозяин-купец, Денег полон ларец; Есть что пить и что есть... Уж чего ж бы еще? Да взманила, вишь, честь "Не хочу, вишь, зятька с бородою! И своя борода - Мне лихая беда. На улице всякий толкает, А чуть-чуть под хмельком, Да пойди-ка пешком вечерком, Глядь! - очутишься в будке, Прометешь потом улицу сутки. А в густых-то будь зять - Не посмеют нас взять... Мне, по крайности, дай хоть майора, Без того никому не отдам свою дочь!.." А жених - тут как тут, и по чину - точь-в-точь. А вот извольте посмотреть, Как жениха ждут, Кулебяку несут И заморские вина первейших сортов К столу подают. А вот и самое панское, Сиречь шампанское, На подносе на стуле стоит. А вот извольте посмотреть, Как в параде весь дом: Всё с иголочки в нем; Только хозяйка купца Не нашла, знать, по головке чепца. По-старинному - в сизом платочке. Остальной же наряд У француженки взят Лишь вечор для самой и для дочки. Дочка в жизнь в первый раз, Как боярышня у нас, Ни простуды не боясь, Ни мужчин не страшась, Плечи выставила напоказ. - Шейка чиста, Да без креста. Вот извольте посмотреть, Как в левом углу старуха, Тугая на ухо, Хозяйкина сватья, беззубый рот, К сидельцу пристает: Для чего, дескать, столько бутылок несет, В доме ей до всего! Ей скажи: отчего, Для чего, кто идет, - Любопытный народ!

Изображение слайда
7

Слайд 7

Все холера виновата 1848 Бумага, акварель Государственный русский музей, Санкт-Петербург Этот сюжет Федотов довел было до акварельного эскиза, исполненного тщательно,— ни дать ни взять готовая картина, только что мала. Небольшая домашняя пирушка, один гость свалился со стула, перебрав в напитках, а вокруг него суета: женщина растирает ему щеткой грудь, хозяин тянется со стаканом чаю, между двумя дамами идет жаркий, чуть ли не до драки, спор о необходимых средствах, а потерпевший меж тем лежит пластом, раскинув руки,— серьезное перемешано с комическим. На обороте этой картины художник написал шутливые стишки: «Как лукавого в грехах Наш брат укоряет Так, когда холеры страх В городе гуляет Все всему она виной Все холеры. Так иной Чуть до вкусного дорвется Не утерпит — так напрется, Что в здоровую-то пору Перварить желудку в пору. Так подчас забывши страх На приятельских пирах Выпьют одного вина По полдюжины на брата Смотришь худо кто ж вина Все холера виновата». Ну что тут еще добавишь!

Изображение слайда
8

Слайд 8

«Завтрак аристократа» (1849-1850) Холст, масло. 51 х 42 см Государственная Третьяковская галерея К завтракающему человеку готов ворваться нежданный видимо гость. Федоров с большим умением передал ту растерянность, которая возникла на лице аристократа, пытающегося спрятать свой завтрак под книгой. Но по все видимости уже поздно, так как в дверях уже мелькает кусок дорогого сюртука, а рука гостя уже готова отодвинуть полог. Молодой человек одет в раскосный халат, в шелковые шаровары, на нем модные домашние туфли и шапочка на голове. На стене комнаты висит портрет танцовщицы, модные статуэтки, на стуле лежат театральные афиши, сверху - реклама устриц. Его собака встречает неизвестного гостя, видна рука гостя в перчатке. По цвету перчатки можно судить, что это день или утро. На столе лежит кошелёк, вывернут наизнанку, под столом - раскрытая колода игральных карт. Его пудель подстрижен под льва. На столе лежит звонок, но гость входит без предупреждения. Свой завтрак молодой человек прикрывает раскрытой книгой, он не хочет, чтобы гость увидел кусок чёрного хлеба - его завтрак

Изображение слайда
9

Слайд 9

«Портрет Н.П.Жданович за фортепьяно» (1849) Холст, масло 24,5х19,2 см Государственный Русский музей

Изображение слайда
10

Слайд 10

Мысль об этой картине зародилась в нем (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий — долгов, нищеты, да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка. Уже тогда употребил он в письме к Дружинину слово «вдовушка», использовав свойство, кажется, одному русскому языку свойственное — придавать ласковый оттенок уменьшительному обороту. Он не захотел сочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о бедствии. Может быть, прежде и показалось бы соблазнительным изобразить гроб, стоящий на столе в убогом жилище, толпу кредиторов, осаждающих испуганную молодую женщину, оставшуюся без покровительства, судебного исполнителя, руководящего накладыванием печатей на имущество, старушку няню, тщетно пытающуюся урезонить незваных пришельцев, и прочее, но сейчас ему интересно было не столько событие в неприглядной живописности его бытовых подробностей, сколько сама несчастная и ее горести. Первый вариант (с зелеными обоями). Отличительные черты – ровные зеленые обои и опущенная правая рука героини.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Все прошедшее и будущее должно было только угадываться в намеках. На переднем плане разместилась Вдовушка, облокотившись на комод. Вещей немного. Столовое серебро, наваленное в корзину и бесприютно выставленное прямо на пол. Стул, придвинутый к опечатанной двери. Крохотный столик на одной ноге. Постель, еле видная в темном углу. На стуле свеча, но не для света, а для того, чтобы греть на ней сургуч. На всем болтаются ярлыки с печатями. Только несколько вещей остались не поруганы казенным сургучом. Это комод красного дерева, а на нем портрет мужа (тут Федотов не удержался, написал себя самого, только в гусарском мундире), образ Спаса, корзинка с яркими мотками ниток для вышивания, шкатулка, папка, из которой высовывается нотный листок, толстая книжка с закладкой, может быть Евангелие, да еще на полу прислоненные к комоду пяльцы с неоконченным вышиванием, бережливо обернутые чистой тряпицей. Это маленький островок сбившихся беспорядочно, подобно овцам в грозу, вещей — то немногое, что у Вдовушки осталась, к чему она оттеснена нашествием казенного мира, за что она держится,— кусочек ее прошлой жизни, состоявшей из незатейливых радостей и необременительных забот. Написать все это Федотова не затруднило. Главное препятствие, надолго задержавшее его работу, было в самой героине. Вдовушка виделась ему не просто молодой женщиной, проливающей слезы по мужу, а воплощением женственности, чистоты, гармонии — идеальных черт, поднимающих ее над обыденной жизнью, и скорбь ее должна была быть страданием чистой души в грубом и жестоком мире. Второй вариант (полосатые зеленые обои) – единственная законченная версия, 1851г. (холст, масло 57,5х44,4см). Картина хранится в Ивановском областном художественном музее (до 1930г. хранилась в ГТГ). Это второй вариант, хотя на золоченой раме картины выгравирована подпись – «Вдовушка. Первый вариант».

Изображение слайда
12

Слайд 12

Он долго бился над ускользающими из-под рук очертаниями идеала. Просил позировать знакомых дам. Бродил по Смоленскому кладбищу, присматриваясь к молодым женщинам, горюющим на могилах. С особым вниманием присматривался он и к детским лицам, в них ища нужные ему чистоту и нежность. В августе он приехал в Царское Село к давнему приятелю Лебедеву. В тот же вечер друзья отправились в Павловск на концерт, и там среди слушателей Федотов" вдруг углядел молодую девушку в трауре. « Счастливый вечер; вот у меня есть и любящие глаза !» Через неделю картина была уже закончена. Лебедев клялся, что ее героиня как две капли воды похожа на павловскую незнакомку. Федотова поздравляли с удачей, но сам он, чем более присматривался к картине, начинал понимать, что желаемого все-таки не достиг. Незнакомка хоть и помогла, да не до конца. Милая и добрая женщина была чересчур обыденна со своим опухшим от слез лицом, заметно выдавшимся вперед животом и несколько неуклюжей позой. В ней была покорность страданию, даже растворенность в страдании, но не было высокой духовности, способной поднять человека над любыми страданиями, на которые обрекает его жестокость жизни и слабость собственной плоти. Третий вариант (с лиловыми обоями) писался сразу же вслед за вторым – 1851-52гг. (холст, масло, 63,5 х48,7см). Картина не окончена, хранится в ГТГ, приобретена П.М. Третьяковым в 1893г.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Четвертая «Вдовушка» датируется 1852г. (холст, масло). Тут-то и проверяется характер. Федотов не разломал подрамник, не изрезал в куски холст и не бросил его в печку. Стыдиться ему было нечего, работа была сделана на совесть. Не стал переписывать лицо — это значило бы замучивать живопись. Огорченный, но не обескураженный, он начал новый вариант. Перекомпоновал почти все детали. Изменил колорит. Решительно обошелся с героиней: переменил лицо, позу, фигуру, даже одел немного иначе. Переделал и портрет мужа, написав вместо себя другого человека. Не скоро дело делается, однако и вторая «Вдовушка» стала наконец перед ним, готовая вполне и выделанная так же тщательно, как первая, однако он и ею остался недоволен. Приземленность и невзрачность в самом деле ушли, однако взамен явились качества, совсем неожиданные и даже неуместные. Молодая женщина стала поизящнее, но в этой изящности обнаружилось сродство с модной картинкой — так кокетливо она изогнула свой стан, так жеманно отогнула мизинчик, так манерно ниспадали складки платья, так холодно и по-светски томно стало выражение лица, так ярки губы, а в слегка приоткрытой груди чудилось нечто едва ли не игривое.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Он и этот вариант довел до законченности, после чего отставил в сторону и принялся за третий. На академическую выставку 1851 года (предыдущую пропустил) он, подумав, выбрал первый вариант в нем все-таки было больше жизни и неподдельного чувства. На выставке «Вдовушка» шума не произвела. Собственно, и провисела-то она всего несколько дней. Богач и меценат К.Солдатенков забрал картину, не дожидаясь закрытия выставки, и увез к себе в Москву. А Федотов начал работать над третьим вариантом. Уже и фигуру уточнил, чтобы не так простовата была, как первая, но и не так манерна, как вторая, и руки расположил иначе, и складки на платье, сохранил только верно найденный наклон головы к правому плечу. Однако лица-то не было. Он продолжал совершать вылазки на Смоленское кладбище и присматриваться ко всем встречаемым на улице женщинам. Написал вдруг картину «Мадонна с младенцем» и, смеясь, объяснил пораженному Дружинину: «Штука вот такого рода. Эта мысль не давала мне покоя, и я захотел испробовать свои силы. Сверх того, мне нужно добыть себе мягкости, грации, неземной красоты в лицах. Он решил занять столь желанной гармонии и у древних, больших мастеров по этой части. Поставил голову Венеры Медицейской и стал ее рисовать в нужном повороте. Потом снова рисовал свою героиню, приближая ее к Венере. То ли христианские, то ли языческие боги помогли, или, наконец, время подошло, чтобы неутомимый труд дал плод, но случилось то чудо, что случается порой у больших художников. Федотов сел перед едва начатым холстом, на котором была только едва набросанная фигура и несколько отделанных предметов, и, проработав подряд вечер, ночь и утро, закончил картину. Ликование его было так велико, что им невозможно было не поделиться. Проезжавший мимо Дружинин был остановлен, как обычно, стуком в оконное стекло, вслед за чем и сам Федотов выскочил на улицу: «Заходите, заходите живее... Хорошо, что вы были у меня вчера... вы увидите вещь, за которую меня иной может ославить лгуном!» Совершенно готовая картина поразила Дружинина: «Вы шутите надо мною, Павел Андреич, неужели это дело одного вечера и одного утра?» — «И одной ночи. Нынче, слава богу, рано рассветает. Со мной произошла штука, феномен, чтобы сказать благообразнее, о котором я до сих пор понятие имел только приблизительно. У меня будто искра зажглась в голове; я не мог спать, я чувствовал в себе силу чрезвычайную; мне было весело; я сознавал каждой жилкой то, что мог в эти минуты сделать. Никогда не доводилось мне работать с такой легкостью и так успешно: каждый штрих ложился куда следовало, каждое пятнышко краски подвигало все дело.»

Изображение слайда
15

Слайд 15

Анкор, еще анкор ! (1851-1852)

Изображение слайда
16

Последний слайд презентации: Павел Андреевич Федотов

«Игроки»(1852) Холст, масло. 60.5 x 71.5 см Киевский государственный музей русского искусства, Украина "Открытие музея было приурочено к 5-й годовщине Октябрьской революции. В основу его коллекции положены национализированные художественные ценности... Среди существовавших частных коллекций особенно выделялось собрание семьи Терещенко... Из собраний Терещенко в музей попали известнейшие произведения русского искусства:... «Игроки» П.А.Федотова ". И никто не мешает Вам увидеть картину живьем - вперед, в Киев, в музей.

Изображение слайда