Презентация на тему: Открытие Дерптского университета и его влияние на развитие отечественной науки

Открытие Дерптского университета и его влияние на развитие отечественной науки и высшей школы.
Открытие Дерптского университета и его влияние на развитие отечественной науки
Открытие Дерптского университета и его влияние на развитие отечественной науки
Открытие Дерптского университета и его влияние на развитие отечественной науки
Открытие Дерптского университета и его влияние на развитие отечественной науки
Открытие Дерптского университета и его влияние на развитие отечественной науки
Открытие Дерптского университета и его влияние на развитие отечественной науки
Открытие Дерптского университета и его влияние на развитие отечественной науки
Открытие Дерптского университета и его влияние на развитие отечественной науки
Открытие Дерптского университета и его влияние на развитие отечественной науки
1/10
Средняя оценка: 4.0/5 (всего оценок: 59)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (6796 Кб)
1

Первый слайд презентации: Открытие Дерптского университета и его влияние на развитие отечественной науки и высшей школы

Изображение слайда
2

Слайд 2

Университет был открыт в 1802 году императором России Александром I, но первоначальное его возникновение относится к 1632 году. Университет стал местом соприкосновения русской и немецкой культур. За свою долгую историю университет выпустил немало знаменитых ученых, работавших в области естественных и общественных наук. Император Александр I

Изображение слайда
3

Слайд 3

Университет состоял из четырех факультетов: юридического, философского, медицинского и богословского (лютеранского ). Главным деятелем университета явился Г. Ф. Паррот, впоследствии его ректор. По утверждённому в 1803 году уставу университета, ему предоставлялась полная автономия. Торжественное открытие Императорского Дерптского университета прошло 21 и 22 апреля 1802, но официальная запись студентов началась 5 апреля 1802. Лекции начались 1 мая 1802. Паррот Георг Фридрих

Изображение слайда
4

Слайд 4

Опираясь на устав 1803 г., предоставлявший Дерптскому университету значительно большую автономию, профессора-просветители основали при университете педагогическую семинарию, готовившую учителей для школ Прибалтики. На первом этапе существования университета особенно успешно развивались медицинские и естественные науки.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Дерптский университет был преимущественно немецким по составу преподавателей и учащихся, преподавание велось на немецком языке. К концу XIX века среди значительной части населения Прибалтики русский язык получил широкое распространение. В этих условиях появилась возможность ввести в Дерптском университете обучение на русском языке, не ущемляя прав студентов и преподавателей.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Профессора Дерптского университета отличались высоким уровнем преподавания и большим объемом выполняемой ими научной работы, значительно опережая в этом остальные университеты Российский империи. К первой четверти XIX века Дерптский университет являлся истинным культурным и научным центром, не уступавшим во многом западноевропейским университетам: высокий научный и организационный уровень работы университета, «хорошее оборудование научно-вспомогательных учреждений», «тесные связи с передовыми университетами Германии и немецкой наукой, занимавшей в начале XIX века ведущее положение»

Изображение слайда
7

Слайд 7

В то же время немалое влияние Дерптский университет в эти годы оказал и на развитие российской науки. Такую задачу – быть форпостом передовой науки на востоке Европы – дерптские профессора формулировали в своих речах уже при открытии университета. Многие ученые в Дерпте горячо интересовались русской культурой и историей – достаточно назвать И. Г. Эверса, одного из самых уважаемых профессоров, произведение которого "Древнейшее русское право в историческом его развитии" (1826) оказало существенное влияние на развитие историографии русской истории. И. Г. Эверс

Изображение слайда
8

Слайд 8

Четырнадцать немецких профессоров, служивших в Дерпте в 1800-1810-х гг., были избраны действительными, почетными членами или членами-корреспондентами Петербургской Академии наук, а в последующие десятилетия к ним добавилось еще несколько десятков человек из числа дерптских преподавателей и выпускников. Среди них были основоположник эмбриологии в России К. М. Бэр, основатель Пулковской обсерватории В. Я. Струве, выдающийся физик Э. X. Ленц и др. Через Дерптский университет в конце 1820-х гг. началась подготовка нового поколения русских профессоров, которые по указу императора Николая I отправились затем в Берлин, чтобы впитать идеал "классического" университета, уже громко заявившего о себе в Европе, и попытаться перенести его в Россию. Э. X. Ленц В. Я. Струве К. М. Бэр

Изображение слайда
9

Слайд 9

Роль Дерпта как "университета-посредника" между Россией и Европой ярко выразилась в открытии в 1827–1838 гг. Профессорского института. В первые в стране создавалась "всероссийская аспирантура", берущая на себя те функции воспроизводства профессорского состава, с которыми не справлялся каждый из университетов в отдельности. Институт был призван стать своего рода промежуточным звеном перед отправкой будущих профессоров в заграничные университеты, где те должны были получить окончательное образование. Начало подготовки русских ученых именно в Дерпте имело очевидное преимущество в том, что обучение там происходило на немецком языке, а кроме того, объяснялось тем высоким научным уровнем, которого достиг этот университет на рубеже 1820-30-х гг.

Изображение слайда
10

Последний слайд презентации: Открытие Дерптского университета и его влияние на развитие отечественной науки

Система подготовки преподавателей высшей школы, сложившаяся в первой половине XIX в. в Дерптском профессорском институте, является прообразом российской научно-педагогической школы. Им было осуществлено всего два набора и в результате подготовлено 24 профессора (20 докторов и 4 магистра) для российских университетов. Здесь формировались нормы профессиональной деятельности преподавателя отечественного университета, осуществлялась передача ценностей научно-педагогической деятельности от Учителя к Ученику: через пример – с помощью образца деятельности профессора-наставника; посредством обмена мнениями, формирования ценностных установок. Благодаря деятельности профессорского института в России к концу XIX сложился образ профессора русского университета, воплотившего в себе такие качества, как увлеченность своей профессией, высокая трудоспособность, стремление к исследовательской деятельности и обширность научных знаний, стремление к совершенствованию педагогического мастерства. Профессионально значимые личностные качества проявлялись в умениях оказывать влияние на своих студентов, увлекать их своей профессией (преподавателя высшей школы), создать собственную школу преподавания, во владении лекторским мастерством.

Изображение слайда