Презентация на тему: От мифа к логосу

Реклама. Продолжение ниже
От мифа к логосу
«Греческое чудо» – так называется появление философии в Греции в VI в. до н.э.
Миф и мифологическое мышление
Особенности мифа
Миф о первочеловеке Пуруше
Миф о Прометее
«Теогония» Гесиода о происхождении мира из хаоса
Исторические формы мифологии
Основные подходы к изучению мифа
Миф и ритуал
Миф и символ
Логика мифа
Миф и логика воображения
Основные этапы развития истории философии
Античная философия
От мифа к логосу
Социально-экономические условия возникновения философии
Основные этапы развития античной философии
От мифа к логосу
Милетская школа – первая философская школа
Фалес – первый философ
Анаксимандр
Мир Анаксимандра
Пифагор и пифагорейцы
Все есть число
Пифагорейский союз
Влияние Пифагореизма на искусство. «Канон» Поликлета. « Дорифор »
Пифагореизм и музыка
Гераклит из Эфеса
Диалектика Гераклита
Логос как закон мироздания
Элейская школа. Парменид
Апории Зенона
Атомизм Демокрита
Миров бесконечное множество
Софисты. Протагор
«Человек есть мера всех вещей»
Софизмы
Сократ
Апология Сократа
"Познай самого себя»
1/41
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 2)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2157 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: От мифа к логосу

Возникновение философии Античная философия

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: Греческое чудо» – так называется появление философии в Греции в VI в. до н.э

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
3

Слайд 3: Миф и мифологическое мышление

Предшествующие философии формы мировоззрения – это мифология и религия. Религия и философия как формы общественного сознания выделяются из мифологии. Мифология – это совокупность мифов, в которой воспроизводится универсальная модель Вселенной. Отдельные мифы – это модели ее различных сторон. Мифология – это «коллективные представления» о Боге, мире и человеке. Миф – это как бы «единица» мифологии и мифологического мышления. Миф – это идея, воплощенная в чувственно-образную форму.

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: Особенности мифа

Мифу как форме культуры и форме мышления присущи следующие особенности: - антропоморфизм, - синкретизм, - символизм, - алогизм или иррационализм. Мифы бывают: 1) космогонические (о происхождении космоса); 2) теогонические (о происхождении богов); 3) антропогонические ( о человеке); 4) эсхатологические (о конце времен); 5) о культурных героях и др. Мифологическое мышление ориентировано на традицию и ритуал. Философия рождается в результате перерыва традиции и эмансипации человека из родовых форм общности людей.

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: Миф о первочеловеке Пуруше

К числу древнейших мифов относятся мифы о первопредках и временах творения мира, когда герои-предки создавали культурные нормы и способы жизнедеятельности. К этим мифам относятся индийский миф о Пуруше, или китайский миф о Пань-Гу, или скандинавский миф о Измире и др. После смерти Пуруши из его плоти возникла почва, из его костей – камни и золото, из волос на теле – растения, из волос на голове – звезды, из глаз – Луна и Солнце, из слез – реки, из дыхания – ветер, из голоса гром, а из паразитов на теле – люди.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
6

Слайд 6: Миф о Прометее

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
7

Слайд 7: Теогония» Гесиода о происхождении мира из хаоса

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Исторические формы мифологии

Тотемизм – культ первопредка. Фетишизм – наделение предметов магической силой. Анимизм – наделение предметов душой. Магия – практическое воздействие на вещи с целью актуализации их сверхъестественной силы.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
9

Слайд 9: Основные подходы к изучению мифа

Миф в современной науке рассматривается не только как особая форма культуры, но и как определенный тип мышления. Миф означал для первобытного человека реальное событие, имеющее сакральное значение. С развитием философии связан процесс демифологизации античной культуры. Есть различные концепции о природе мифа. Миф в эпоху Просвещения ( XVIII в.)понимается просто как продукт невежества, обмана и суеверия (Дидро, Вольтер и др.). В романтизме ( XIX в.) миф мыслится как эстетический феномен, имеющий художественный смысл и художественную форму. Античный миф понимается как прообраз поэтического мира ( Ф.Шеллинг ). В филологии миф понимался как «болезнь языка» (лингвистическая концепция мифа, М.Мюллер ). За метафорическим языком мифа стоит на самом деле естественность законов природы, но в мифе они отражаются искаженно. Антропологическая школа ( Э.Тэйлор, Г.Спенсер ) видела источник мифа в анимизме (представлениях о том, что все предметы имеют души). Миф – это как бы древняя наука, в которой сосредоточены знания древних людей. Миф – это донаучная стадия объяснения мира.

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: Миф и ритуал

Дж. Фрэзер в своей книге «Золотая ветвь» ( XIX в.) противопоставил анимизму магию как универсальную мифологическую форму. Он утверждал приоритет ритуала над мифом. Миф – это как бы «либретто» (содержание) ритуала. Социологическая школа ( Б.Малиновский, Э.Дюркгейм и др.) считала, что смысл мифа заключается в его социальной функции поддержания порядка в обществе на основе непрерывности традиции. Миф дает идеальную модель родовой организации со своей системой норм и правил, которая закрепляется в ритуале. Миф – это коллективные представления, в которых закреплены социальные стереотипы в религиозно-обрядовой форме ( Э.Дюркгейм ). Л.Леви-Брюль (30-е гг.ХХ в.) разработал концепцию мифа как дологической формы человеческого мышления. Эта форма мышления отличается отсутствием рациональной логики. Мифологическое знание является предметом веры. Место логики в мифе занимает эмоция, на основе которой и моделируются коллективные представления.

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: Миф и символ

Миф – это символическая форма культуры ( Э.Кассирер ). В символе заключено тождество идеального и реального, вещи и образа. Мифы – это проявление архетипов коллективного бессознательного ( К.Г.Юнг ). В них запечатлен и генетически передается жизненный опыт всего человечества. В мифе есть логика, но особая – архаическая. (Структуралистская концепция мифа К.Леви-Стросса ). Миф отражает мир синкретично, а наука – аналитично. Основная логическая структура мифа - это бинарные оппозиции (двойные противопоставления), к которым относятся, например, «правый-левый», «мужской – женский», «чет-нечет», «теплый –холодный» и др. В них отражается объективная иерархия мира и поиск универсального кода этого порядка через выделение посредствующего звена между противоположностями. Так, противоположность между жизнью и смертью заменяется менее резкой – противоположностью между растениями и животными. И посредствующее звено между ними – образ ворона, который сочетает в себе то и другое, так как поедает падаль.

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: Логика мифа

А.Ф.Лосев в «Диалектике мифа» говорит о том, что логика мифа – это логика чудесного и личностного восприятия мира. Миф – это «живая картина действительности». Логика мифа осуществляется через - противопоставление, - аналогию, - прецедент, - олицетворение. Мифу свойственен «закон магического сопричастия » ( Л.Леви-Брюль ), по которому все связано со всем.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
13

Слайд 13: Миф и логика воображения

Мифу свойственен также закон воображения, творчества ( Я.Э.Голосовкер. «Логика мифа»). В его основе лежит «инстинкт культуры» - создавать постоянство. совершенство, вечность, бессмертие в этом постоянно изменяющемся мире. Утрата идеи бессмертия – признак деградации и смерти культуры.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
14

Слайд 14: Основные этапы развития истории философии

1. Античная философия ( VI в. д о н.э. – V в. н.э.) 2. Средневековая философия ( V – XIV вв.) 3. Философия эпохи Возрождения ( XIV- XVI вв.) 4. Философия Нового времени (с XVII в. По настоящее время)

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Античная философия

Ранний период

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
17

Слайд 17: Социально-экономические условия возникновения философии

1) Разложение первобытно-общинного строя, выделение индивида из рода; 2) Расцвет «железного века», при котором основой производства становится железо; 3) Распространение монеты как формы абстрактных денег; 4) Появление нового типа государства – полиса. 5) Появление демократии. 6) Демографический взрыв и колонизация. Образование Великой Греции. 7) Подъем производства, т орговли и судоходства.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
18

Слайд 18: Основные этапы развития античной философии

1. Космологический период ( VI в. д о н.э.). От Фалеса до Демокрита. 2. Антропологический период. ( V в.до н.э.) Софисты. Сократ. 3. Классический период ( IV в. до н.э.).Платон. Аристотель. 4. Эллинистический период ( вторая половина IV в. до н.э. – V в. н. э.). Скептицизм. Стоицизм. Эпикуреизм. Неоплатонизм.

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
20

Слайд 20: Милетская школа – первая философская школа

Основная проблема античной философии – это проблема единства мира. Единство мира заключается в том, что мир возник из единого первоначала (« архе »). Роль этого первоначала отводилась, прежде всего, четырем стихиям – огню, воде, воздуху и земле. Философия возникла в Милете. В Милетскую школу входили Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
21

Слайд 21: Фалес – первый философ

Первоначало мира (« архе ») у Фалеса – вода. Вода – это начало жизни мира. « А рхе » имеет два смысла: 1) из чего все возникло; 2) из чего все состоит. Душа – это принцип самодвижения вещи.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
22

Слайд 22: Анаксимандр

« Архе » Анаксимандра – апейрон (беспредельное). Это бескачественное неопределенное начало, из которого возникают противоположности теплого и холодного, сухого и влажного, из соотношения которых возникают стихии, из мерного соотношения которых в свою очередь образуются вещи. Так из единого образуется многое.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
23

Слайд 23: Мир Анаксимандра

В центре Вселенной находится Земля. Он представляет собой цилиндр, высота которого составляет одну треть его ширины. Вокруг Земли находятся водная, воздушная и огненная сферы. Жизнь зародилась в воде. Люди появились из животных, которые вышли на сушу. У Анаксимена « архе » – это воздух, так как жизнь всегда связана с дыханием (« пневмой »).

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
24

Слайд 24: Пифагор и пифагорейцы

Началом всего сущего и «душой вещи» пифагорейцы считали число. Пифагор открыл, что за качественным многообразием мира стоит его количественное единство. Пифагор первым ввел в употребление понятия «философия» и «космос» (упорядоченный мир). С деятельности пифагорейской школы начинается становление математики как науки.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
25

Слайд 25: Все есть число

Число космоса – 10 («декада»). Единица – начало и итог всего. Двойка вносит в мир разделение и олицетворяет собой полярность во вселенной (свет-тьма, чет-нечет, добро-зло, мужское-женское и т.д.). Триада – начало физического мира, ограничение бесконечности. На языке геометрии 1 – это точка, 2 – прямая, 3 – плоскость и квадрат, 4 - куб Все состоит из них. Их сумма дает 10 – число космоса.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
26

Слайд 26: Пифагорейский союз

Пифагорейский союз был общественно-политической организацией. Занятия музыкой и математикой рассматривались как религиозный путь спасения души.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
27

Слайд 27: Влияние Пифагореизма на искусство. «Канон» Поликлета. « Дорифор »

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
28

Слайд 28: Пифагореизм и музыка

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
29

Слайд 29: Гераклит из Эфеса

«Все течет, все изменяется» – это тезис Гераклита. Первоначало мира – это огонь, самая изменчивая из стихий. «Все обменивается на огонь и огонь - на все, подобно тому как золото на товары, а товары на золото». (Гераклит). Космогония. Огонь превращается в воздух, воздух – в воду, вода – в землю, земля – в огонь. Это – «путь вверх» и «путь вниз». «Космос, не созданный никем из богов и никем из людей, был, есть и вечно будет огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим» (Гераклит).

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
30

Слайд 30: Диалектика Гераклита

Источник постоянного изменения мира – это единство и борьба противоположностей. Это – Логос, закон мироздания. Диалектика - это философская позиция, которая признает бесконечную изменчивость мира, и в то же время стремится выделить в ней нечто устойчивое – закономерности, постоянство. Диалектика – это единство изменчивого и устойчивого. «Война – отец и мать всего» (Гераклит).

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
31

Слайд 31: Логос как закон мироздания

«Вечность – дитя, играющее в шашки, царство ребенка». Логос – это «судьба мира», которая может быть познана философом.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
32

Слайд 32: Элейская школа. Парменид

К Элейской школе относятся Ксенофан, Парменид, Зенон. Ксенофан выдвигает понятие единого мирового Бога. Парменид делит мир на два мира: 1) на тот мир, который дан нам в чувствах, он может познаваться только в «мнении»; 2) мир бытия, который дан нам «по истине». Второй определяет первый. Его «увидеть» нельзя, его можно только помыслить (« умо -зреть»). «Бытие есть, небытия нет». «Быть и быть мыслимым – одно и то же». Бытие едино, вечно, неизменно, недвижимо, неделимо.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
33

Слайд 33: Апории Зенона

Зенон придумал доказательство от противного для доказательства правоты Парменида. Апории против движения: «Быстроногий Ахиллес никогда не догонит медленно идущую черепаху». «Летящая стрела покоится». Смысл апорий заключается в том, что при мышлении движения, мы приходим к противоречию, а значит, мыслим неправильно, следовательно, движения нет. Так начинает формироваться логика как наука о правильном мышлении.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
34

Слайд 34: Атомизм Демокрита

При допущении неделимых частиц – атомов - апорий Зенона не возникает. Атомы – это бытие, пустота – небытие. Атомы движутся в пустоте. Атомы различаются формой, порядком, положением. Атомы движутся по принципу «подобное к подобному» и образуют вещи. С атомизмом связан детерминизм – открытие причинно-следственной обусловленности явлений. Все имеет причину своего возникновения и уничтожения. И она необходима. Атомизм – это материализм.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
35

Слайд 35: Миров бесконечное множество

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
36

Слайд 36: Софисты. Протагор

Софисты – это «учителя мудрости». Это – Протагор, Горгий, Продик, Алкидем и др. Софисты открыли специфику бытия человека и культуры по отношению к природе. Человек обладает мышлением и языком и этим отличается от иных живых существ. Софисты утверждали, что истины нет, так как у всех людей мнения разные. А разницу в мнениях они выводили из различия в чувствах.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
37

Слайд 37: Человек есть мера всех вещей»

Это значит, что объективный мир непознаваем, и мир таков, каким кажется человеку. Все содержит в себе свою противоположность, значит, нельзя достичь достоверного, истинного знания. Эта позиция отличается субъективизмом, релятивизмом и агностицизмом. Релятивизм – учение об относительности знания. Агностицизм – учение о непознаваемости мира. Этический релятивизм – относительность добра и зла. При их определении надо исходить из своей пользы.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
38

Слайд 38: Софизмы

Софисты могли доказать любой тезис, так как законов логики и грамматики еще не существовало. Софизмы – это паралогизмы, специально созданные. Софизм «Лжец»: высказывание «Я лгу» будет истинным только в том случае, если я говорю правду. Так я лгу или говорю правду? Софизм «Рогатый»: то, что ты не терял, ты имеешь. Рога ты не терял, следовательно, ты их имеешь. Софизм « Еватл » и др.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
39

Слайд 39: Сократ

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
40

Слайд 40: Апология Сократа

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
41

Последний слайд презентации: От мифа к логосу: Познай самого себя»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3