Презентация на тему: Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками

Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Основные особенности растущего организма
Особенности адаптации детского организма к физическим нагрузкам:
Некоторые факторы риска, значимые при допуске к занятиям спортом
Малые аномалии скелета у детей и подростков
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Сенситивные периоды для развития двигательных качеств
Стадии полового созревания и их влияние на тренировочный процесс (Т.С.Тимакова, по результатом исследования пловцов)
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Группы здоровья для занятий физической культурой
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Группы здоровья для занятий физической культурой
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Примерные сроки возобновления занятий физическими упражнениями после перенесенных заболеваний
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками
1/41
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 86)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (936 Кб)
1

Первый слайд презентации: Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками

Изображение слайда
2

Слайд 2: Основные особенности растущего организма

Неравномерность развития, диспропорции между развитием двигат ельного аппарата и внутренних органов (особенно сердца) Относительно меньшая масса мышц, малая сила мышц и слабость связочного аппарата Менее экономная работа и меньшая производительность кардиореспираторной системы Высокая возбудимость нервной системы, слабость внутреннего торможения Незрелость ферментных систем Относительно низкая иммунологическая реактивность Менее эффективная адаптация к физическим нагрузкам

Изображение слайда
3

Слайд 3: Особенности адаптации детского организма к физическим нагрузкам:

Высокие сдвиги вегетативных систем Увеличение МОК в основном за счет прироста ЧСС Неэкономный расход энергии Высокий кислородный долг Склонность к нарушениям сердечного ритма Склонность к атипичным реакциям ССС на физическую нагрузку (дистоническая, ступенчатая, гипертоническая) Высокий уровень симпатических влияний в покое и при физической нагрузке Низкая PWC Возраст Мальчики Девочки 8 лет 351 285 10 лет 427 337 12 лет 554 417 15 лет 570 444 16 лет 653 459 Возрастная динамика PWC (кгм/мин) (Граевская Н.Д, 2004)

Изображение слайда
4

Слайд 4: Некоторые факторы риска, значимые при допуске к занятиям спортом

Тяжелое течение беременности и родов у матери (угроза прерывания, гестоз, затяжные, стремительные роды и т.д.) Патологическая наследственная предрасположенность (гипертрофическая кардиомиопатия, ранний атеросклероз, гипертоническая болезнь) Осложнения заболеваний, перенесенных в раннем детстве и побочные действия лекарств Наличие заболеваний, предрасполагающих к сердечно-сосудистой и гастроэнтерологической патологии (невротические состояния, очаги инфекции в носоглотке, глисты, аллергические состояния, перенесенный гепатит) Способ выявления – опрос и анкетирование

Изображение слайда
5

Слайд 5: Малые аномалии скелета у детей и подростков

Воронковидная деформация грудной клетки Килевидная деформация грудной клетки

Изображение слайда
6

Слайд 6

Малые аномалии скелета у детей и подростков Добавочные шейные ребра -0,5%, чаще у девочек

Изображение слайда
7

Слайд 7

Аномалии позвонков Бабочковидный позвонок Задний клиновидный полупозвонок

Изображение слайда
8

Слайд 8

Болезнь Осгуд-Шляттера Юношеские остеохондропатии Вопрос о допуске к занятиям решается индивидуально Противопоказаны прыжковые движения и бег!

Изображение слайда
9

Слайд 9

Болезнь Хаглунда-Шинца - остеохондропатия апофизов в бугре пяточной кости. Возникает обычно у девочек в возрасте 14–16 лет. Возможные причины: микротравмы, повышенная нагрузка на мышцы, сухожилия которых прикрепляются к пяточному бугру (икроножная и подошвенная), эндокринные нарушения, сосудистые и нервно-трофические расстройства. Юношеские остеохондропатии

Изображение слайда
10

Слайд 10

Болезнь Пертеса Юношеские остеохондропатии Болезнь Шайермана-Мау Болезнь Кальве Занятия спортом противопоказаны!

Изображение слайда
11

Слайд 11: Сенситивные периоды для развития двигательных качеств

7-10 лет –ловкость, гибкость 12-14 лет - быстрота 11-12 лет(девочки) и 12-14 лет (мальчики) – выносливость 13-18 лет – способность к сложной координации период полового созревания – сила 15-18 лет – аэробная производительность

Изображение слайда
12

Слайд 12: Стадии полового созревания и их влияние на тренировочный процесс (Т.С.Тимакова, по результатом исследования пловцов)

1 – инфантильная 2 – гипофизарная (повышение секреции гормонов гипоталамуса и гипофиза, увеличение яичек и молочных желёз, у девочек – интенсивный рост). Могут наблюдаются трудности в овладении техникой и ее неустойчивость. Повышение сенситивности проявляется в поведении (обидчивость, замкнутость, неадекватная агрессивность и пр.). Темпы роста спортивных показателей мальчиков ниже, чем у девочек. Сенситивный период в отношении развития техники и выносливости. Наибольший отсев. 3 – активация гонад (интенсивное развитие вторичных половых признаков, у мальчиков – интенсивный рост и увеличение половых органов). Стремительный рост скоростных и скоростно-силовых возможностей (особенно у девочек). Сенситивный период формировании скоростных возможностей. Подростковый максимализм, агрессивность, амбициозность. Увеличиваются показатели темпа движений, мышечной силы, взрывных качеств. Временное снижение качества перцептивных действий.

Изображение слайда
13

Слайд 13

4 – максимального стероидогенеза. Продолжают развиваться первичные и вторичные половые признаки, у мальчиков продолжается интенсивный рост, происходит мутация голоса. У девочек скорость роста замедляется. Поллюции и менархе. Увеличение выносливости, эффективное освоение разных дистанций и режимов энергообеспечения. Рост силовых возможностей и ЖЕЛ. У юношей интенсивный рост мышечной массы, вследствие чего – повышение самооценки и снижение самокритичности. Начинают проявляться негативные последствия ускоренного прохождения этапов базовой подготовки, недостатки техники. 5 – окончательного формирования репродуктивной системы. Заключительный этап роста функциональных возможностей. Повышение стабильности и устойчивости результатов за счёт повышения мотивированности, стрессоустойчивости.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Изображение слайда
15

Слайд 15

Группы здоровья для занятий физической культурой Основная Подготовительная Специальная А – оздоровительная Специальная Б – реабилитационная Критерии: заключения о состоянии здоровья оценка функциональных возможностей организма по реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку Оценка уровня физической подготовленности

Изображение слайда
16

Слайд 16

Медицинские группы здоровья: I – здоровые с нормальным уровнем физического развития; II – здоровые, нет хронических заболеваний, но имеются некоторые морфологические и функциональные нарушения и снижена сопротивляемость; III – имеющие хронические заболевания в стадии компенсации, с сохранными функциональными возможностями организма; IV – с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма; V – больные с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации и сниженными функциональными возможностями организма.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Оценка функциональных возможностей организма Определяются в начале учебного года по результатам выполнения пробы с дозированной физической нагрузкой обучающимся основной группы, в конце учебного года – для всех. Проводится в начале и конце учебного года. При неблагоприятной реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку определение уровня ФП не проводится. Определение физической подготовленности

Изображение слайда
18

Слайд 18

Оценка Учащение % Систол. АД Диастол. АД Пульсовое Время восст., мин Благоприятная до 50 Увеличение от 10 до 25 мм.рт.ст. Снижение до 20 мм.рт.ст. Увеличение 1-3 Удовлетвори-тельная от 51 до 100 Увеличение от 25 до 40 мм.рт.ст. Снижение более 20 мм.рт.ст. Увеличение 4-6 Неблагопри-ятная более 100 Без изменения или увеличение до.10 мм рт.ст. или уменьшение Увеличение Уменьшение 7 и более Определение типа реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку в пробе Мартине-Кушелевского

Изображение слайда
19

Слайд 19: Группы здоровья для занятий физической культурой

Основная (I, может быть II ) Без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, благоприятным типом реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку и уровнем ФП, соответствующим возрасту и полу. Разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием здоровьеразвивающих технологий, подготовка и сдача тестов, занятия в спортивных секциях.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Подготовительная (II, может быть III ) – Без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, благоприятным типом кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку и уровнем ФП, не соответствующим возрасту и полу; С незначительными отклонениями в состоянии здоровья, удовлетворительным или неблагоприятным типом реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку; Часто болеющие (3 и более раз в год); Реконвалесценты из основной медицинской группы после перенесенных заболеваний, травм и окончания сроков освобождения от занятий физической культурой на период, определяемый врачом. Занимаются по обычной программе на занятиях совместно с основной группой при условии более постепенного наращивания нагрузок. Рекомендуются дополнительные занятия ОФП. Группы здоровья для занятий физической культурой

Изображение слайда
21

Слайд 21: Группы здоровья для занятий физической культурой

Специальная А (III группа здоровья) – оздоровительная Значительные отклонения в состоянии здоровья или в физическом развитии в стадии компенсации, не мешающие выполнению обычной учебной деятельности, но требующие ограничения физических нагрузок. Обучаются по специальным программам в образовательном учреждении. Специальная Б (IV группа здоровья) - реабилитационная Значительные отклонения в состоянии здоровья в стадии субкомпенсации. Рекомендуются в занятия ЛФК на базе поликлиники или врачебно-физкультурного диспансера.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Преподаватель оценивает самочувствие независимо от группы. Обучающиеся не допускаются к занятиям при: наличии жалоб на любые боли, головокружение, тошноту, слабость, сердцебиение; остром заболевании (повышение температуры, озноб, катаральные явления и др.); травмах органов и тканей (острый период): ушиб, рана, растяжение, гематома и др.; опасности кровотечения (носовое кровотечение в день занятия, состояние после удаления зуба, менструация); выраженном нарушении носового дыхания; выраженной тахикардии или брадикардии (с учетом возрастно-половых нормативов).

Изображение слайда
23

Слайд 23

Прямые кувырки через голову вперед и назад Стойка на голове и плечах Потенциально опасные упражнения – требуют особого внимания и повышенной осторожности Избыточное давление на шейный отдел позвоночника: компрессия межпозвонковых дисков, нервов и сосудов шеи; повышение внутричерепного давления. Высокий риск травмы шейного отдела позвоночника.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Глубокий наклон назад, «мостик» Потенциально опасные упражнения Травмирование межпозвонковых суставов, дисков и связочного аппарата. Повышение внутричерепного давления. Высокий риск компрессии корешков спинномозговых нервов и сосудистых нарушений Меры профилактики: упражнения должны выполняться плавно, не достигая максимальной амплитуды, дозироваться индивидуально. Применение утяжеления, особенно у детей и при функциональной неполноценности соединительной ткани, недопустимо.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Упражнения типа «плуг», «березка», а также вис прогнувшись на гимнастической стенке Потенциально опасные упражнения Большое давление на шейный отдел позвоночника, риск растяжения связочного аппарата, компрессии дисков и нестабильности в шейном отделе. Меры профилактики: не применять этих упражнений без длительной предварительной подготовки.

Изображение слайда
26

Слайд 26

Круговые движения головой, резкие наклоны, повороты головы в стороны и особенно запрокидывание головы назад Потенциально опасные упражнения Переразгибание в шейном отделе позвоночника с патологическим раздражением рецепторов. Высокий риск компрессии корешков спинномозговых нервов и сосудов шеи с последующими неврологическими и сосудистыми нарушениями. Меры профилактики: использование медленных, тщательно контролируемых движений головой, не достигающих максимальной амплитуды.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Глубокий боковой наклон позвоночника без опоры, боковой стретч Потенциально опасные упражнения С ильное напряжение косых мышц живота, широчайшей мышцы спины, большая нагрузка на связочный аппарат и диски поясничного отдела, смещение пульпозного ядра в противоположную от наклона сторону, что увеличивает риск дистрофических изменений в дисках. Особенно травмоопасно - с отягощением в поднятых над головой руках с большой амплитудой. Меры профилактики: опираться одной рукой при выполнении наклонов на бедро и не принуждать себя к растяжению до боли в спине. Не использовать отягощение в поднятых над головой руках.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Ритмичные глубокие наклоны вперед, особенно с утяжелением и выпрямленными в коленях ногами Потенциально опасные упражнения Передние края тел позвонков сближаются, повышается дав- ление на пульпозное ядро, оно смещается назад. Суставные поверхности позвонков отдаляются друг от друга, суставы переполняются синовиальной жидкостью. При распрямлении внутрисуставное давление резко возрастает и может привести к травмированию суставных поверхностей и смещению позвонков. При прямых ногах- избыточное давление на суставные поверхности и связки коленных суставов, повышается риск артрозов. Меры профилактики: сгибать колени, наклон не ниже 90°. Отягощения тщательно дозировать.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Упражнения типа «кобра» Потенциально опасные упражнения Разгибательная перегрузка шейного и поясничного отдела позвоночника, компрессия корешков. Риск травмы связочно-мышечного аппарата позвоночника, возникновения неврологических и сосудистых нарушений. Альтернативное упражнение - поднимание противоположных руки и ноги из положения лежа на животе. Добавленное вращение при разгибании позвоночника уменьшает разгибательную перегрузку поясничного отдела. Не поднимать туловище выше горизонтали.

Изображение слайда
30

Слайд 30

«Скручивание» из положения стоя, сидя и наклона вперед, особенно с утяжелением Потенциально опасные упражнения При высоких амплитудах, особенно с отягощением, происходит травмирование связочного аппарата позвоночника, суставов и дисков. Меры профилактики: выполнять медленные, контролируемые движения, не допуская их максимальных амплитуд. Применяемое отягощение должно быть строго дозированным и индивидуально подобранным.

Изображение слайда
31

Слайд 31

Круговые движения туловища Потенциально опасные упражнения Совмещение вращательных движений туловищем и напряжения может привести к разрыву связокпозвоночника, повреждению суставов и дисков, формированию нестабильности в поясничном отделе позвоночника и дегенеративно-дистрофических изменений в составляющих его структурах. Меры профилактики: контролируемые вращения туловищем при вертикальном положении, без достижения максимальной амплитуды движений. Нежелательно использовать отягощение, особенно в поднятых над головой руках.

Изображение слайда
32

Слайд 32

Махи ногами назад в положении с опорой на колени и кисти или лежа в упоре на предплечья Потенциально опасные упражнения Избыточная нагрузка на поясничный отдел позвоночника: значительное растяжение связочно-мышечного аппарата позвоночника, сдавливание межпозвонковых дисков; повышение внутрибрюшного давления. Риск травмы связочно-мышечного аппарата позвоночника, грыжи диска. Меры профилактики: рекомендуется не поднимать ногу выше уровня позвоночника.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Потенциально опасные упражнения Избыточная нагрузка на подвздошно-поясничную мышцу, повышение внутрибрюшного давления. Меры профилактики: лицам с гиперлордозом или укороченной подвздошно-поясничной мышцей поднимать ноги поочередно или обе ноги, согнутые под прямым углом в коленных суставах Упражнения из положения лежа: - «удержать угол» - «ножницы» Висы без опоры, многократное быстрое одновременное поднимание выпрямленных ног из положения лежа на спине или виса; многократный быстрый переход из положения лежа в положение сидя с выпрямленными ногами

Изображение слайда
34

Слайд 34

Подвздошно-поясничная мышца – «отвечает» за поясничный лордоз и угол наклона таза На расслабление и растягивание На укрепление (рекомендуются с большими ограничениями)

Изображение слайда
35

Слайд 35

Чрезмерная амплитуда круговых движений в плечевых суставах с использованием утяжеления Потенциально опасные упражнения Высокие махи ногами

Изображение слайда
36

Слайд 36

Глубокий выпад с сильным сгибанием в коленном суставе, сед в «полушпагат» Риск повреждения связок в паховой области. Риск повреждения связок коленного сустава, смещения надколенника. Бег в быстром темпе, особенно на средние и длинные дистанции Значительная нагрузка на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую и дыхательную систему. Риск травмы связочно-мышечного аппарата нижних конечностей, прогрессирования отклонений костно-мышечной системы. Прыжки в быстром темпе продолжительное время (особенно симметричные, с поворотами); спрыгивание на твердую поверхность Значительная нагрузка на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую систему, повышение внутричерепного давления. Риск травмы связочно-мышечного аппарата нижних конечностей, прогрессирования отклонений костно-мышечной системы, обострения хронических заболеваний. Прыжки через спортивные снаряды (через коня, козла) Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника и конечностей, повышение внутрибрюшного давления. Риск травмы позвоночника (особенно копчика), повреждения связок в паховой области, возникновения грыжи. Потенциально опасные упражнения

Изображение слайда
37

Слайд 37

Физиологическая кривая нагрузки В основной части занятия ЧСС у обучающихся специальной медицинской группы «А» не более 120-130 уд/мин в начале учебного года с постепенным увеличением физических нагрузок до 130-150 уд/мин к концу первого полугодия.

Изображение слайда
38

Слайд 38

Наблюдаемые признаки Степень выраженности утомления Небольшая Средняя Окраска кожи лица, шеи небольшое покраснение значительное покраснение Потливость незначительная выраженная потливость лица Характер дыхания несколько учащенное, ровное резко учащенное Характер движений бодрые, задания выполняются четко неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения. Может отмечаться возбуждение или аторможенность. Самочувствие хорошее, жалоб нет жалобы на усталость, отказ от дальнейшего выполнения заданий Мимика спокойное выражение лица напряженное выражение лица Внимание четкое, безошибочное выполнение указаний рассеянное, задания выполняются неточно Внешние признаки утомления обучающихся в процессе занятий физической культурой

Изображение слайда
39

Слайд 39: Примерные сроки возобновления занятий физическими упражнениями после перенесенных заболеваний

Заболевание Срок (через) Примечание Ангина 2-4 недели Избегать переохлаждения во время занятий лыжным спортом, плаванием и т.п. Острые респираторные заболевания, грипп 1-3 недели Избегать переохлаждения. Зимой, во время занятий на о ткрытом воздухе, дышать только через нос. При гриппе –контроль ЭКГ Острый отит 3-4 недели Запрещается плавание. Избегать переохлаждения. При хроническом перфоративном отите противопоказаны все водные виды спорта. При вестибулярной неустойчивости, наступающей часто после операции, исключаются упражнения, которые могут вызвать головокружение (резкие повороты, вращения, перевороты и т.д.) Пневмония 1-2 месяца Избегать переохлаждения. Рекомендуется шире использовать дыхательные упражнения, а также плавание, греблю и зимние виды спорта (свежий воздух, отсутствие пыли, положительное влияние на систему дыхания)

Изображение слайда
40

Слайд 40

Плеврит 1-2 месяца Исключаются ( сроком до полугода ) упражнения на выносливость и упражнения, связанные с натуживанием. Рекомендуются плавание, гребля, зимние виды спорта Острые инфекционные заболевания ( корь, скарлатина, дифтерия, дизентерия и др.) 1 - 2 месяца Возобновление занятий возможно лишь при удовлетворительной реакции сердечно-сосудистой системы на функциональные пробы. Если были изменения в деятельности сердца, то исключаются ( сроком до полугода ) упражнения на выносливость, силу и упражнения, связанные с натуживанием. Необходим ЭКГ- контроль Острый нефрит 2-3 месяца Категорически запрещаются упражнения на выносливость и водные виды спорта. После начала занятий физкультурой необходим регулярный контроль анализа мочи. Ревмокардит 2-3 месяца Занятия разрешаются лишь при условии санации очагов хронической инфекции. Не менее года занимаются в специальной группе. Необходим ЭКГ- контроль

Изображение слайда
41

Последний слайд презентации: Особенности врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками

Гепатит инфекционный 6-12 месяцев Исключаются упражнения на выносливость. Необходим регулярный контроль за функцией печени Аппендицит ( после операции ) 1-2 месяца Первое время следует избегать натуживания, прыжков и упражнений, дающих нагрузки на мышцы живота Перелом костей конечностей 3 месяца В первые три месяца следует исключить упражнения, дающие активную нагрузку на поврежденную конечность Сотрясение мозга (в зависимости от тяжести и характера травмы) 2-3 месяца В каждом случае необходимо разрешение врача-невролога. Следует исключить упражнения, связанные с резкими сотрясениями тела ( прыжки, футбол, волейбол, баскетбол и др.) Растяжение мышц и связок 1 -2 недели Увеличение нагрузки и амплитуды движений в поврежденной конечности должно быть постепенным Разрыв мышц и сухожилий не менее 6 месяцев после операции Предварительно необходима ( длительное время ) лечебная физкультура

Изображение слайда